Лекция 5 ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5 ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ.



К формализованным методикам относятся тесты, опросники проективные техники и психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надёжность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
1.Тесты.
Тесты (в переводе с англ. test - испытание, проверка, проба) - это стандартизованные, краткие, чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления.
По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные.

По характеру стимульного материала тестовые методики подразделяются на вербальные и невербальные, опросники и проективные методики.
Вербальные тесты.
В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются мыслительные действия, осуществляемые в словесно - логической форме. Эти тесты очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространён среди тестов интеллекта, специальных способностей.
Невербальные тесты.
Это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.).
Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Это также облегчает процедуру обследования испытуемых с нарушениями речи, слуха или с низким уровнем образования.
Одним из известных невербальных тестов являются Прогрессивные матрицы Равена.
Невербальные тесты широко используются в оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

 


2.Проективные методики.
Несомненным достоинством проективных методик является относительная замаскированность цели исследования, что уменьшает вероятность правильных социально желательных ответов, которые свойственны опросным методам. Но тем же минусом их является сложность, неоднозначность обработки и интерпретации, стандартизации данных.
Принято различать следующие группы проективных методик:
- Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
- Методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого - складывание картинок, геометрической фигуры (кубики Косса);
- Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
- Методики дополнения: завершение предложения, картинок, рассказа, истории (Методика Незаконченные предложения);
- Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (Роршах);
- Методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему (тест Коллективный рисунок семьи /КРС/, тест рисование человека Маховера, тест "Несуществующее животное");
- Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов другим (Методика цветовых выборов М. Люшера, Методика портретных выборов Л. Сонди).
3. Опросники

Опросники – это большая группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекцию.

 Опросники относятся к субъективному подходу в психодиагностике. Согласно классификации Л.Ф.Бурлачука, субъективным является подход, при котором диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе респондентом, самоописания, самооценивания особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

В отличие от тестов, в опросниках не бывает правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, степень его согласия или несогласия с ними.

Опросники (наряду с тестами, проективными и психофизиологическими методиками) входят в группу формализованных методик психодиагностики. Для методик данной группы характерны определенная регламентация, объективация процедуры обследования, стандартизация, надежность, валидность.  

Каждый из опросников представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал исследователю о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими.

По характеру ответов все многообразие личностных опросников делится на опросники с предложенными вариантами ответов (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).  

Форма ответов в опросниках может быть также представлена в виде шкалы измерений (например, как в опроснике «Самочувствие. Активность. Настроение»). В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по степени выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, шкала, состоящая из двух полюсов: трудный – легкий, добрый – злой и т.п.). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью делениями, обозначенными на отрезке.   

 Опросники относятся к наиболее распространенным и многочисленным диагностическим методам и в самом общем виде могут быть подразделены на личностные, специальные опросники (опросники состояний, настроения, межличностных отношений и др.) и опросники анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать какстандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, а также письменными, бланковыми или компьютерными. Личностные опросники представляют собой совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. В настоящее время учеными создано огромное количество разнообразных личностных опросников, которые позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне – от особенностей эмоциональной сферы до морально-этических и общественных взглядов.

В зависимости от диагностической направленности выделяют следующие виды личностных опросников:

- опросники черт личности (например, те же опросники Р.Кеттелла),

- опросники типологические (например, опросник Шмишека),

- опросники клинические (MMPI, Мини-мульт и др.)

- опросники мотивов (например, опросник А.Эдвардса, опросник направленности личности М.Басса),

- опросники ценностей (методика «Ценностные ориентации» М.Рокича и др.),

- опросники оценки эмоционально-волевых качеств (шкалы тревожности, опросники агрессивности, опросники, направленные на изучение локуса контроля и др.), 

- оценки коммуникативных качеств (например, опросник исследования коммуникативных и организаторских способностей – авторы В.В.Синявский и В.А.Федоришин, методика межличностной диагностики Т.Лири).

 

Помимо личностных опросников существует широкий класс так называемых специальных опросников, включающих опросники, предназначенные для изучения психических состояний, особенностей межличностных отношений и др.

 

Основным достоинством опросников является то, что они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать их между собой. С помощью опросников можно не только выявлять индивидуальные особенности психики, скрытые ресурсы человека, но и определять степень его напряженности и неудовлетворенности, прогнозировать его поведение в непредвиденных и сложных ситуациях. Эти знания помогут психологу дать конкретные рекомендации по выбору профессии, наладить детско-родительские и супружеские отношения, оптимизировать психологический климат в коллективе, предупредить профессиональное выгорание, агрессивные проявления и др.

Основные проблемы использования опросников связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности полученных данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу (установка на социально одобряемый ответ, установка на неопределенные или средние ответы, установка на согласие или отрицание и др.), и различий в понимании вопросов обследуемыми. Это находит свое выражение во все более возрастающих требованиях к надежности и валидности опросников. 

Кроме того, простота применения опросников, легкость обработки полученных результатов, их наглядность, обоснованность интерпретационных схем многочисленными и вполне убедительными (как кажется) исследованиями часто порождает иллюзию, что мы располагаем полным и достоверным знанием о личности. Исследователю необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентирующее значение, они не готовая истина о субъекте, а лишь основа для дальнейшего изучения личности.

Оценка личностных свойств человека или его актуального состояния должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только формальные показатели психодиагностического исследования, но и биографические данные, сведения о его профессиональном, семейном, социально-экономическом статусах, о той ситуации и жизненном пространстве, в котором он сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах, которые могут повлиять на результаты обследования. Кроме того, необходимо наладить контакт с человеком и снять опасения, которые вызывает процедура тестирования. Соблюдая все указанные правила, психолог может надеяться на эффективность проведенного исследования и достоверность результатов.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.007 с.)