Экскурсионной или паломнической поездки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсионной или паломнической поездки



1. Перед проведением экскурсионно-паломнической поездки следует подготовить детей и взрослых участников – собрать заявления родителей о согласии на участие их детей в данной поездке, объяснить цель поездки, рассказать вводную информацию о маршруте, объектах, святынях экскурсии, правила поведения, одежды, выяснить необходимость запаса питания и т.п.

2. Перед отправлением в дорогу можно попросить приходского священника отслужить молебен для желающих пуститься в паломническое путешествие. Таким образом, паломники получат нужный настрой                      на поездку и благодатную помощь Божию, которая будет залогом успешного течения паломничества.

3. Перед отправлением и во все время следования дети должны сидеть на своих местах, не вставать, избегать возможных ситуаций травматизма при резких торможениях и остановках транспорта. Руководитель должен постоянно сверять количество присутствующих паломников со списочным составом.

4. Время в пути, особенно если оно будет довольно продолжительным, можно провести различными способами:

- можно предложить детям всем вместе спеть какие-нибудь духовные песнопения или канты. Удачным примером такого песнопения является духовная песня «Благодатный дом». В этом песнопении все время повторяются одни и те же слова, при этом меняется только имя святого;

можно петь его всем вместе при этом по очереди называть тех святых, имена которых носят присутствующие. Это песнопение поможет детям познакомиться друг с другом, если до этого они еще не были знакомы;

- подобным же образом можно построить игру в имена. Каждый                   из присутствующих называет свое имя, при этом дети все вместе или кто-нибудь один стараются вспомнить и рассказать житие святого, имя которого носит этот человек;

- можно играть в игру «Кто первый увидит храм», т. е. все дети во время пути смотрят в окно и если кто-нибудь из них видит по дороге храм, он сообщает об этом всем. Дальше начинается его обсуждение: кому храм по мнению детей посвящен, к какому веку относится его постройка                           и т. д. Правда, для этой игры руководитель должен обладать обширными знаниями в области храмовой архитектуры. Эта игра рассчитана на более старший возраст детей;

- в дороге можно читать для всей аудитории религиозную литературу, повествующую об истории и святынях обители, куда совершается паломничество, а так же жития святых связанных с ней.                     К этому чтению можно привлекать взрослых детей, которые могут читать четко;

- можно поставить для общего прослушивания какие-нибудь духовные песнопения (иеромонаха Романа, Михайловых и т. п.). Обычно                   в кабине водителя имеется для этих целей магнитофон.

Для невоцерковленных детей можно предложить:

- игра в «Ассоциации». Ведущий придумывает слово и говорит его одному из игроков на ухо, этот игрок, в сою очередь, передает следующему игроку не данное слово, а ту ассоциацию, которая возникла у него на это слово. В свою очередь последующие участники игры делают то же самое. Последний игрок старается угадать первоначально названное слово. Если он не угадывает, то нужно чтобы каждый в обратном порядке вслух произнес свою ассоциацию, чтобы стало понятно, какое слово было придумано первоначально;

- составление рассказа на заданную тему особым образом. Берется большой чистый лист бумаги, и последовательно все участники пишут                  на листе одно предложение, при этом заворачивают лист гармошкой, чтобы последующий играющий не мог прочитать предыдущих предложений. Когда все присутствующие занесут свое предложение на лист, можно вслух прочитать то, что из этого получилось. Подобным образом можно писать стихи;

- проведение викторины (хотя целесообразнее ее проведение оставить на обратный путь, когда дети уже получат определенные знания).

Для детей младшего возраста можно предложить следующее:

- проведение игры «Доскажи словечко», заключающейся                               в восполнении изъятого из хорошо известно стихотворного текста слова                   в конце строки – рифмы. Можно отвечать всем вместе, а затем предложить более трудное задание для индивидуального ответа – «кто первый назовет?»;

- загадывание загадок (жизнь храма, родная природа);

- чтение простых духовных рассказов, нравственных сказок, житий святых (адаптированных для детей).

5. По прибытии в святое место должна соблюдаться строгая дисциплина. Руководитель должен быть в курсе всех отлучек и других ситуаций. Вся программа и действия паломников в течение дня должны быть заранее оговорены с четким определением временных интервалов.

6. Обычно в программу паломничества по святому месту входит:

- экскурсия по монастырю (как правило, экскурсию проводит насельник данного монастыря по особому благословению);

- осмотр и поклонение святыням монастыря;

- участие в богослужениях и таинствах;

- посещение окрестных святынь (источников, скитов, памятных мест);

- встречи и беседы с благочестивыми людьми (насельниками монастыря);

- послушания;

- свободный досуг.

Данное время дети могут использовать в соответствии со своими интересами и творческими способностями (рисование, наблюдения                        в природе, сбор и засушивание цветов, трав, кино- и фотосъемка, сочинение стихов, ведение дневниковых записей, общей летописи – журнала паломничества и т.д.)

7. При отъезде из монастыря следует попросить местное священство послужить молебен почитаемым в обители святым.

8. Приложиться к святыням монастыря. Поблагодарить игумена                     и братию за радушный прием.

9. На обратном пути одной из важнейших задач, стоящих перед руководителем поездки – сохранение духовной атмосферы, т.к. после продолжительного духовного напряжения может возникнуть разрядка, которая может вылиться в нежелательную форму.

Здесь предлагаются примерно те же мероприятия, что и по пути                     в обитель.

10. По окончании паломничества хорошо сразу же или в самые ближайшие дни попросить приходского священника отслужить благодарственный молебен. Если в паломничестве участвовали прихожане разных храмов, то можно благодарственные молитвы пропеть или прочитать самим сразу же по прибытии.

11. Для закрепления полученного материала, а также для уяснения смысла и пользы, полученной от прошедшего паломничества или экскурсии целесообразно провести следующие мероприятия:

- проведение беседы;

- оформление стенда, газеты, фотоальбома;

- написание сочинений на тему воспоминания о паломнической поездке:

- конкурс рисунка, поделок, связанных по смыслу с поездкой;

- написание поздравительных открыток, писем, отправление небольших сувениров или продуктовых посылок насельникам монастыря;

- проведение викторин;

- вечер воспоминаний о поездке с приглашением родителей и гостей.

При проведении экскурсии (без элементов паломничества) на всех этапах исключаются вероучительные элементы, акцент делается на культурологические, исторические, краеведческие аспекты, которые также являются мощным средством гражданско-патриотического и нравственного воспитания школьников и подготовки их к жизни.

 

Библиографический список

1.      Зерченинов, А. Рассуждения о важности христианских путешествий ко святым местам. – М., 1840. – (Репринтное издание).

2.      Ильин, И. Аксиомы религиозного опыта. – М.: АСТ, 2004.

3.      Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

4.      Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Инс-т русского языка им. В.Виноградова / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М.: Азбуковник, 1999.

5.      Советская историческая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dic.academic.ru.

6.      Сурова, Л.В. Искание высот: сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. – Клин: Христианская жизнь, 2004.

7.      Шестун, Е., свящ. Православная педагогика. – Самара, 1988.

СВЯТЫНИ РОССИИ

Как уже было сказано выше, паломничество — это прикосновение                к духовным ценностям, обогащение внутреннего мира через созерцание, усвоение, внутреннее проникновение в смысл предмета, явления, периода истории. Туризм, экскурсии — это расширение кругозора, которое органически связано с пониманием того исторически обозримого времени, к которому относится то или иное священное место, памятник или произведение. Для паломничества и религиозного туризма очень важно понятие святыни. Любой народ в любые времена, а тем более, особенно трудные, живет святыней и надеждой. Подтверждение этому мы во множестве находим в истории и искусстве. Если народ утрачивает свои святыни, не имея сил или желания их сохранять для себя и потомков, он вскоре перестает быть народом, исчезает с лица Земли и уходит в небытие.

Вот почему враги любого народа, явно или тайно вторгаясь в его пределы, всегда и прежде всего, стремятся разрушить святыни народа,             не брезгуя ни какими средствами: ни ложью, ни обманом, ни лестью,                ни насилием, ни хулой и другими грязными приемами. На место веры они стараются поставить всякого рода колдунов, экстрасенсов, экспертов, сектантов и еретиков. История, искусство и культура предается анафеме, переводится в разряд пасынков или лишается вообще средств                                  к существованию.

На их место предлагается чужой и примитивный суррогат вроде фильмов ужасов, культа сильного и беспощадного супермена, культа секса и порнографии, низменных страстей, желаний и эмоций, торжество грубой рациональной силы над духом, любовью и верой. Так или почти так было        в России в начале 17-го века, на протяжении всего 18-го века, в начале 20-го века и, к сожалению, сегодня тоже. Почему же так? Попробуем в этом разобраться.

Святыни - это не только то, что украшает нашу жизнь, радует глаз и позволяет говорить об определенной культуре народа. Святыни - это гораздо больше. Святыня может затрагивать эстетические наши чувства,               а может и не затрагивать их. Однако она непременно должна касаться души.

Что же такое - святыня? Существует несколько точек зрения на этот счет, но в общем случае святыни - это совокупная целостная система духовно-нравственных ценностей, которая определяет, поддерживает и созидает жизнеспособный облик народа, олицетворяет собой мироощущение и миропонимание данного народа, способствует подъему духа, воли и достоинства народа в годину испытаний и лихолетий, обостряет чувство долга, национального единения и соборности. Святыни позволяют ощутить и видеть духовные и культурные традиции, а через них логику и направление духовного и культурного развития. Они являются нравственными и культурными ориентирами и, в известном смысле, руководителями для каждого члена общества и народа в целом.

Эта совокупность духовно-нравственных ценностей, которую                    мы определили как святыни, отображает также духовный потенциал народа, его ценностную ориентацию и, в конечном счете, является мерилом духовной и материальной культуры народа, мерилом его зрелости или цивилизованности.

Народ, как и отдельный человек, в своем развитии последовательно проходит стадию детства, юности, зрелости и старости. Но, если человек практически не может регулировать продолжительность стадий своего развития, народ это может, к примеру, посредством института своих духовно-нравственных ценностей, т.е. путем бережного и мудрого отношения к своим святыням, святыням прошлого, настоящего и будущего, бережно и мудро воспитывая на них молодежь. Растеряем мы, к примеру, сегодня свои святыни, будем увлеченно преклоняться, и раболепствовать перед чужеродными этикетками, колдунами, советниками                                          и проповедниками, так, не успев побывать в зрелом национальном возрасте, сразу перейдем в национальную старость. К счастью этого можно избежать, опять же, как было отмечено выше, с помощью святынь, т.к. они также являются накопителем, концентратором сильных сторон и свойств национального характера. Тех сторон и свойств, которые делают народ сильным и пластичным, умным и сердечным, стойким, терпимым                            и решительным. Святыни, как сказочный ларец, дают человеку в руки                   те духовные, психические, моральные и материальные средства, которые являются оптимальными для него, раскрывают наиболее сильные свойства характера представителя данного народа.

«Надобно сознаться, что если бы теперь древние наши предки восстали из гробов своих, едва ли бы они узнали в нас потомков: так много изменились мы во всем. Но они узнают нас в святых храмах Божиих, они не отрекутся от нас перед их заветною святынею. Можно ли не пожелать           от сердца, чтобы вера Православная, этот родственный живой союз наш              с предками, сохранена была нами и передана потомкам нашим как драгоценное наследие, как заветное сокровище, во всей своей пренебесной чистоте и святыне, чтобы и будущее отдаленное потомство питало к нам родственно-христианское сочувствие». Эти слова архиерея Херсонского Арсения, сказанные им почти 100 лет назад, но не потерявшие своего глубокого смысла и сегодня, представляют нам, уже далеким его потомкам Православную веру как святыню, связывающую нас живой нитью сущности, святости и традиции со своими дальними и близкими предками. Православная вера для нас русских оказывается той исторической нитью, которая связывает в единое целое все поколения славянских                                     и неславянских народов России и Руси. Эта способность и внутренняя сила Православия объясняется тем духовным потенциалом, который заложен в ее святынях, в непрерываемых традициях, следовательно, в глубокой фундаментальности (основательности) и устойчивости во времени ее святынь.

Является в мир духовно богатая личность, такая как митрополит Гермоген, князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, царь Александр-третий, и страна и народ оздоравливаются и благодатно преображаются.

Эти нравственные законы, идущие от идеала, также являются святынями, теми самыми, которые дают людям шанс снова подняться из грязи, очиститься от порока, невежества и растления. Они, как спасательные круги для утопающего.

Всякий народ имеет свои особенности мировосприятия                                    и миропонимания. Эти особенности находят свое выражение в языке, обычаях, психофизиологических особенностях, культуре, общественном укладе и святынях. Однако же, золотой фонд святынь - это святыни, утвержденные подвигами, защищенные в сражениях с темными силами, выстраданные в муках и лишениях, проверенные временем. Именно наличием таких святынь объясняется то, что большинство нашего народа не принимает и скептически относится к таким “ценностям”, как порнография, фильмы ужасов, потребность наживы, поп-культура и другие формы западных стандартов. Мы не раз слышали от зарубежных священников, что русские обладают особой способностью к молитвенному действию. Об этом говорил и Ливанский митрополит Илия Салиби, приезжавший не раз в Россию, также и немецкие пастыри, имевшие возможность сравнить поведение людей в храмах Германии, Австрии, Венгрии, Голландии и России.

Несмотря на все жестокие политические ураганы 20-го века у нас                 в России жива преданность святыням веры, равно как и другим святыням нашей истории и культуры. Достаточно вспомнить полное официальное забвение на несколько десятков лет таких выдающихся и самобытных явлений в духовной жизни, литературе, философии, музыке                                       и изобразительном искусстве как: Феофан Затворник, святитель Филарет Московский, Ф. Достоевский, С. Есенин, К. Леонтьев, И. Ильин,                            П. Чесноков, К. Петров-Водкин, П. Флоренский и многих других. И что же? Народ их все равно помнит и чтит.

Форм представления святынь очень много. В общем случае они отличаются степенью материализации и степенью одухотворенности. Обычно, чем святыня более одухотворена, тем она более абстрактна по форме. Например: Бог, Дух, Благодать, Любовь, как вселенский нравственный закон, Жертвенность, Благородство. Эти святыни представляются на уровне обобщенных понятий.

Другой уровень представления святынь – это символьное представление. Символом Родины может быть береза, знамя, скульптурное изображение Матери-Родины. Символом воинской доблести                                       - Георгиевский крест, Орден Славы, памятник морякам "Стерегущего".

Святыни могут принимать и совершенно конкретные земные формы и очертания: мать, отец, Кремль, Волга, Днепр, Байкал, хлеб, храм, дом или книга.

Форма представления и содержание святынь в каждую историческую эпоху отображает духовно-нравственное состояние народа. По общему облику сонма святынь можно ставить диагноз духовно-нравственным заболеваниям любого народа, но также через изменение этого облика находить пути к выздоровлению. Всякая истинная святыня есть средство очищения и место покаяния. Соприкасаясь с идеальным, духовным, человек обретает чувство гармонии мира и чувство внутренней гармонии, потребность большего соответствия этой гармонии и потребность очищения. При этом надо иметь в виду, что здоровье, в том числе                            и физическое, есть внутренне и внешне согласованная работа всех органов, т.е. есть внутренняя гармония организма и гармонические его отношения                     с внешним миром. Гармонизируясь, человек выздоравливает. Точно также и народ. Именно через соприкосновение со святостью и ощущение сопричастности к гармонии человек оживает, черпает для себя новые духовные, моральные и физические силы. Святыни есть настоящее лекарства для души, ума, сердца и тела.

По сфере почитания святыни бывают: личные, местные, общенародные и вселенские. Все они могут быть естественной природы                       и рукотворные, обращенные более к душе или сердцу или же уму. Хотя чаще всего уровень осознания их бывает смешанный, включая в себя и духовное, сенсорно-чувственное и умозрительное восприятие. Очищаясь, душа обостряет интуицию, ясность ума, остроту мысли и логики, укрепляет сердечное здоровье, которое сообщает силу чувствам, ощущениям                        и восприятию красоты и одухотворенности окружающего мира.

Личные святыни - это святыни, почитаемые отдельным человеком. Это жизненно важные для него понятия, образы, символы, предметы                         и личности, которые вошли в его жизнь через события, явления и встречи, произведшие на человека очень сильное воздействие в духовном                               и нравственном плане, потрясшие его, заставившие пересмотреть свои представления и давшие толчок к духовному развитию. Причем эти святыни являются сугубо его и только его, конкретного человека. К их числу может относиться фотокарточка человека, который ценой своей жизни спас данного человека или его близких,- какая-то книга, которая открыла что-то важное человеку, но мало известна большинству окружающих. Такой святыней может быть памятное место встречи, которая совершила переворот в жизни человека, и многое другое. Традиционно личными святынями каждого русского были: Ангел-хранитель, очаг, отчий дом, выдающиеся предки, могилы предков, памятные предметы, завещанные, родителями и близкими.

Местные святыни уже почитаются многими в какой-то общине или местности. Это, прежде всего местные святые. Например, в Реконьской пустыне почитается иеромонах, целитель и прорицатель Амфилохий,                в других же местах его мало кто знает. В Псковской области почитается преподобный Никандр Псковский, в других местностях он малоизвестен. Чаще всего почитание их связано с целительством, благотворительностью, стоянием в вере. Среди местных святынь особое место также занимают природные явления, места и памятники. Почитаются отдельные деревья, посаженные по легендам кем-то из святых или знатных мира. Почитаются родники и озера, которые связаны с именами святых. Считаются святыми              и отдельные природные ансамбли, природно-исторические и природно-архитектурные. К их числу можно отнести природно-исторический ансамбль о. Валаам и Александро-Невской лавры, Троицко-Сергиевой лавры, Дивеевской обители и многое другое.

К числу местных святынь относятся исторические даты и события, оставившие глубокий след в сознании и памяти значительной части населения. Такими событиями в городе на Неве является дата перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Невскую лавру                   в 1724 году, даты прославления святой блаженной Ксении и святителя Иоанна как небесных покровителей города. Свята для жителей Ленинградской области и города память о блокаде Ленинграда. О ней, конечно, знают далеко за пределами Ленинградской области и не только                  в России, но чтут, главным образом, на берегах Невы и Приневских равнинах. Местные святыни нередко увековечены в памятных досках, скульптурных и архитектурных сооружениях, в названиях улиц, площадей, поселков, учреждений и отдельных зданий. Местные святыни могут быть также закреплены в местных традициях. Например, возлагать цветы                     на Пискаревском кладбище 8 сентября и 24 января.

Общенародные святыни, как и местные, связаны с именами святых своей земли, с историческими событиями, красотой природы, архитектурными памятниками; культурными явлениями и традициями.                В качестве примеров можно назвать такие имена, понятия и явления как: преподобный Сергий Радонежский, равноапостольный князь Владимир, Куликово поле, Бородино, Мамаев курган. Великая Отечественная война. Волга, Байкал, Пушкинские горы, Кремль, Г. К. Жуков и многое другое. Говоря об общенациональных святынях, следует заметить, что духовное содержание этих святынь определяется, прежде всего, не тем, как их видят люди, а как они отобразились на Небесах.

Особое место в народном сознании занимают такие святыни, как Вера, Родина, ее история и культура. Родная Речь, Родная Земля и Хлеб.

Как уже говорилось, явные и тайные враги народа всегда стараются поставить его святыни с ног на голову. В первую очередь вражеский удар принимают на себя только что названные святыни: Вера, Родина, Язык             и, Земля.

Известному русскому историку Василию Ключевскому принадлежат такие слова: "Господствующие идеи и чувства времени объективно отливаются в ходячие выражения... В ХI-ХII веках у нас таким стереотипом была русская земля... Везде русская земля и нигде, ни в одном памятнике, не встретим выражение русский народ". Это само по себе, очень примечательно, хотя при желании вокруг этого можно строить разные догадки. Однако, и далее в письменных и устных памятниках мы встречаем множество свидетельств особо почтительного отношения русского человека к своей отеческой земле: русская земля, земля-матушка,                      мать-сыра земля, земля-кормилица, Святая русская земля и т.д.

Родная земля, как святыня, одинаково была близка и архангельскому крестьянину, и питерскому рабочему, хохломскому художнику и донскому казаку. Несколько последних десятилетий эта святыня вытравливалась                   из сознания народа. Ею жертвовали во имя революции Ленин и Троцкий,   ее затапливали искусственными морями, ее за бесценок пытаются продавать во имя общечеловеческих ценностей.

Те, кто насаждает сегодня культ купли и продажи, в частности, земли, тот сознательно или бессознательно работает на разрушение общенародной святыни - Земля предков. Но как бы ни старались тайные и явные недруги народа нашего, земля отцов остается в сознании большинства русских любимой, желанной, родной и святой.

Как только сняли запреты на пользование землей, очень многие горожане, не говоря уже о селянах, сразу потянулись к земле. В массе своей не для того, чтобы ее перепродавать и ею спекулировать, но чтобы  на ней жить, любоваться ею и радоваться на ней цветам и плодам своего труда. Примечательно, что экологические проблемы также связаны                        с частичной девальвацией таких святынь, как земля, земля отцов, родная земля, чистое родное небо и воздух Родины. Экологически ответственными могут быть только те народы, которые имеют таковые святыни и имеют живой опыт их охраны и почитания.

Движение человека к высшим духовным сферам происходит параллельно на нескольких уровнях. На личном уровне это движение очень индивидуально. И это своеобразие вызывает необходимость личных святынь. Одновременно человек продвигается по духовно-нравственной лестнице вместе с близкими ему людьми. Это местный общественный уровень движения. Духовно близкие люди находят опору в местных святынях. Местные духовные и культурные сообщества объединяются для укрепления веры, идеалов и сил вокруг общенародных святынь. Наиболее глубокие и сильные сокровенные переживания и откровения человек получает в кругу наиболее близких и дорогих ему людей и святынь.

Среди всех святынь исключительное место занимают святыни, которые будучи святынями прошлого и настоящего, претендуют быть также и святынями будущего. В историческом аспекте такими святынями являются святыни веры. Одним примером такой святыни является преподобный Серафим Саровский, пустынник, чудотворец, целитель                     и пророк земли Русской.

Уровень святости святыни определяется уровнем соответствия образа и Прообраза. Если же предмет или явление освящены верой                         и многовековой традицией, это тот уровень святости, в котором сомневаться не приходится. Это, прежде всего наша Православная вера.

Кто в первозданной красоте и чистоте сохранил для нас нашу языковую основу - старославянский язык, сохранил нашу языковую связь                с предками, сохранил эту святыню, доносящую до нас Истину и Добро через тысячелетия? - Православие!

Кто во времена лихолетий и тяжелых испытаний вдыхал в нас надежду, веру и силы? - Православие в лице Сергея Радонежского, Александра Пересвета, Андрея Осляби, Кузьмы Минина, святителя Гермогена, святителей Алексия Московского и Геннадия Новгородского, святителя и патриарха Тихона и образов Пресвятой Богородицы Казанской и Владимирской икон.

Кто сохранил древнюю русскую книжность и старинные распевы? Православие!

Кто определил облик наших городов и деревень? Кто определил                 на тысячелетия образ мыслей и характер народа - Православие!

Этот перечень можно было бы продолжить, но и приведенного достаточно, чтобы признать Православную веру святынею. Она святыня, она содержит в себе сотни народных святынь. Потому всякий русский                   и русскоязычный, осознает ли он себя православным или нет, должен почитать веру своего народа и своих предков, как святыню.

Области жизни, освящаемые верой,- гораздо шире, чем об этом принято думать в среде атеистов. Напрасно полагать, что только храмы, обряды и непосредственно связанные с церковью дела составляют православную область жизни. Все в быту, труде, мыслях, словах                              и чувствах, что достойно и чисто, что находится в согласии с заповедями Божиими, все это православно, все по-христиански, все это во Христе.

Главное в Православной вере не декларировать свою принадлежность вере, а жить по святыням веры. Все в нашей жизни, что протекает по заповедям Господним, все находится в орбите христианской веры.

Как бы там ни было, но и по сей день идеал веры: любовь, сострадание, жертвенность, справедливость, соборность являются зримыми свойствами большинства русских людей. Вот почему сегодня, как и многие сотни лет до этого, можно говорить о такой для нас святыне, как святорусский народ, Святая Русь.

Русская история, по слову митрополита Петербургского                                    и Ладожского Иоанна имеет общемировое и даже космическое значение.                   С момента крещения в первые два века своего течения она представляет нам картину формирования и духовного становления той народной общности, которая в своем окончательном виде получила наименования «народа святорусского». «Понятие «народ»,- говорит владыка Иоанн,               - по отношению к национальной общности есть понятие более высокое,                      не материальное, но духовное... Лишь только тогда, когда душа народа                   - Церковь - собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождающего в народном теле язвы и трещины усобиц, когда сбросила с себя иноверческое татаро          -монголъское иго и объединилась в великую Россию под скипетром русского православного государя,- тогда во весь свой могучий рост поднялся на исторической сцене русский народ. Народ соборный, державный, открытый для всех. Осознающий цель и смысл своего бытия».

Смысл русской жизни сосредоточился вокруг служения Богу, как сосредоточию Добра и Правды, Истины, Красоты и Гармонии, Милосердия и Любви. Церковь благословила народ на высокое служение, понятия «русский» и «православный» соединились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильственно - с умыслом, злонамеренно, коварно                        и расчетливо. Знали - чтобы убить Россию, надо начать с осквернения души. Сегодня русским людям опять пытаются навязать новые лжесвятыни безблагодатного материального преуспеяния: Успех, Деньги, Богатство, Комфорт, Конкуренция, Слава, Карьера. Безблагодатность лжесвятынь уже очевидна по их извечным спутникам: разврату, похоти, злобе, лжи и лицемерию, обману, насилию, воровству  и обогащению пройдох, бандитов и жуликов, безразличию к святыням отцов и дедов. Конечно, лжесвятыни временно могут отравить малодушных. Но вряд ли и сейчас найдется русский человек, который в душе останется безучастным к земному достоинству России, к ее нерасторжимой связи с ее духовной мощью и здоровьем, с крепостью и необходимостью живой веры, с необходимостью возвращения к чистым истокам народной святорусской мудрости.

Тысячелетняя история русского народа связана тысячами нитей                     с Православием и ключ к пониманию русской души и жизни лежит в области церковной. Не усвоив этого, мы не поймем ни себя, ни свой народ, ни свою историю, ни свое назначение в этом мире.

В русских святынях сегодня для нас столько поучительного                             и столько дающего нам надежды и силы, что они для нас, русских                            и россиян, как никогда ценны и святы.

В русском религиозном понимании слова «святыня», «святость», «святой», «священный» выражают момент исключительности лица или предмета, который избран из ряда подобных и окружен особым почитанием, благоговением, обережением. В Библии определение "святой" часто соседствует с эпитетом "избранный" (например, так характеризуется народ Божий — Израиль). В Новом Завете избранничество предопределяется не принадлежностью к какому-либо этносу или сословию, а духовными, нравственными достоинствами. Святыня                             в христианской Церкви — это материализация идеи подвижничества, осязаемый знак памяти о жизни, отмеченной высокими нравственными качествами.

Признание святости тесно связано с пониманием того, что человек                          не может быть абсолютно совершенным. Поэтому «святой» — это                          не значит «безгрешный». Святость — в той или иной степени осуществленное стремление к единению с Христом, уподобление ему. Поэтому в Православии существует понятие о «чинах» или «ликах» святости, каждому из которых присущ особый вид подвига. Оно связано                                с представлением и об иерархичности мира, и в то же время о близости Церкви небесной и земной. Знать чины святости важно, чтобы ориентироваться в каждом отдельном православном храме, правильно понимать его духовные приоритеты. Именно по принципу чинов строится структура иконостаса. В церковной литературе приняты сокращенные обозначения чинов святости — ниже они приводятся в скобках. Само слово «святой» сокращается св., во множественном числе — свв. По этому образцу идут и другие сокращения форм множественного числа.

Святость (греч. άγιότης, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит                                          в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. Вхождение в святость совершается через Христа: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (I Петра 1. 15-16). Святость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божеству, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия.

Святой – это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу. Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается не столько как достижение самого святого, сколько как действие благодати Божией, как явление Божественного промысла. В Декрете Геласия (Decretum Gelasianum), латинском церковно-каноническом памятнике начала VI в., утверждается необходимость публичного чтения актов мученичества, в которых «победа мучеников и их удивительное исповедничество блистают через многоразличные перенесенные ими пытки. Ибо какой верующий может сомневаться, что   их страдания превосходили меру человека и они смогли перенести                          их не благодаря собственной силе, а благодаря благодати и помощи Божией?». Итак, святые – это наглядное обнаружение промысла Божиего                      о человеке. Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом и людьми.

Почитание святых – это неотъемлемая часть православной духовности. Собор святых окружает верующего в его земной жизни от крещения, когда из этого собора ему дается небесный покровитель, и до погребения, когда церковь молится об упокоении и соединении усопшего       с этим собором. Характер почитания святых определяется, прежде всего, преданием: мы научаемся жить со святыми и общаться с ними так, как жили и общались наши отцы и деды. Духовная ценность этого общения зависит от веры и чистоты сердца, и усилия ума могут служить здесь лишь частным подспорьем. Пути усвоения предания складывались веками                      – от поколения к поколению, от ведения и знания предков, запечатленных       в их словах и в созданных ими иконах, к нашему постижению, углубляющемуся по мере нашего пребывания в стенах храма.

Мощи (греч. λείψανα, лат. reliquiae), останки святых, почитаемые церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня. Начало почитания мощей относится к древнейшему периоду христианства и вырастает, видимо, из заботы о телах мучеников. Уже                       в таком древнейшем памятнике, как «Мученичество Поликарпа (Смирнского)» (ум. ок. 155 г.), говорится о том, что кости мученика, оставшиеся после его сожжения, представляют «сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота»; община хотела обладать ими, чтобы «быть общниками святой его плоти».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.061 с.)