Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы проведения экскурсионно-
ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК КАК ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия - в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника. В числе первых русских паломников – преподобный Антоний Киево-Печерский, получивший на Афоне благословение на создание Киево-Печерской Лавры. Письменное описание паломничества, которое имеет очень большое научное значение, оставил игумен Даниил. Его «Хождение в Святую Землю» является бесценным источником для изучения древнерусской литературы и истории паломничества. В XIX и начале XX века русское паломничество к святым местам достигло своего расцвета. Мы знаем, что этому во многом послужило создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а также и Императорского Православного Палестинского Общества. К сожалению, трагедия 1917 года разрушила всю эту замечательную паломническую структуру, позволявшую богомольцам любого социального положения посещать святые места, и само паломничество из России практически прекратилось. Только, начиная с конца 50-х годов, по инициативе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата вновь стали формироваться паломнические группы. В наше время, когда повсеместно восстанавливаются храмы и монастыри, облагораживаются святые места, возрождаются паломнические службы, возвращается в жизнь древняя традиция русского народа – паломничество по святым местам. В наши дни эта традиция приобретает другую специфику. Раньше паломничества совершались: из любви к Богу, из желания приобщиться святости места, для укрепления в каком-либо предстоящем серьезном деле, чтобы найти свой путь в жизни. Не редкими были и паломничества по обету, за себя, или за своих близких. Поэтому паломничество, как правило, носило характер трудного, но очень благодатного подвига. Дети в семьях воспитывались с тем же восприятием паломничества.
Сейчас прежняя культура паломничества утрачена. Обстоятельства жизни и нравственно-духовный уровень людей тоже сильно изменились. Прежние трудности паломничества не могут выдержать не только дети, но и взрослые. Под воздействием технического прогресса, экономических и социальных изменений поменялись и формы паломничества. Если раньше по большей части паломничества были пешие, многодневные, то теперь паломники используют различные виды транспорта (автобус, поезда и т.п.), что делает паломнические поездки менее продолжительными и менее трудными. В старину паломники были желанными гостями в каждом доме. К ним относились как к «божьим людям», несущим в себе частичку благодати той обители, из которой они возвращались, и массу полученной в дороге информации – о народном благочестии, об укладе жизни в других отдаленных местностях и т.п. В наше время при разработке программы данной деятельности существует многоуровневый подход. Поездки в храм по степени погружения участников экскурсии в духовный мир и культуру христианства условно можно разделить на экскурсионные, экскурсионно-паломнические и паломнические. Основными общими задачами для всех трех форм являются следующие: - способствовать закреплению и сбережению традиционных ценностных ориентиров и нравственных норм; - расширить и обогатить образ малой Родины через приобщение к святыням Земли Омской и всей России;
- подвести к пониманию служения и любви к Родине, образа гражданского Отечества на примере жизненного подвига святых, живших на Омской Земле и наших заслуженных земляков; - познакомить с особенностями природы края, чтобы помочь почувствовать уникальность святого места, включиться в его благоустройство, творческую и исследовательскую деятельность; - способствовать воспитанию чувства причастности к своей национальной культуре, развитию творческого начала в каждом участнике, знакомя с ценностями христианской культуры, ремеслами края и мастерами – умельцами; - познакомить с культурно-историческими традициями православной веры, пробудить к ним интерес и уважение при посещении действующего храма и монастыря; - развитие мотивации участников к самосовершенствованию. Содержание программы выстраивается на трех уровнях так, что категории каждого последующего уровня углубляются и расширяются знания и умения, полученные на предыдущем, переосмысляется и закрепляется социокультурный опыт, полученный на предыдущем уровне. Красной нитью во всех уровнях проводится мысль «Жизнь дана на добрые дела», участники учатся видеть в видимом – невидимое, во временном вечное. Экскурсионные поездки могут предполагать проведение урока по ОРКСЭ, ОДНКНР, МХК, истории, краеведению, мероприятие по внеурочной деятельности, занятие, организованное учреждением дополнительного образования, культуры, например библиотекой и др. Экскурсии имеют своей целью знакомство участников с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными, музыкальными, духовными, нравственными традициями России. Помимо познавательных задач в экскурсии ставятся и воспитательные, и развивающие. Экскурсионно-паломнические поездки проводятся с более подготовленной аудиторией. Когда и педагоги, и родители, и дети в некоторой степени уже приобщились к православной культуре, посещали ранее храм и у них постепенно возникает потребность более глубокого погружения в мир святынь, знакомства с живым преданием Церкви, с благодатью и людьми – носителями благодати. В этой форме к экскурсионным добавляются новые формы – предложить подать в храме записку «О здравии», «О упокоении», предоставить возможность самим поставить в храме свечи и т.п. Полноценные паломнические поездки возможны для верующих участников или желающих приобщиться к православной вере. Паломники принимают участие в церковных службах и таинствах, благоговейно относятся и поклоняются православным святыням, учатся прибегать в своих нуждах к молитвам, обращаться в них к Богу, святым, погружаются в святые источники и т.п. В связи с постановкой воспитательной цели перед педагогами – организаторами паломничества детей по святым местам, встают следующие задачи: как паломничество сделать интересным и адекватным для восприятия современных детей. Существует множество различных методических и прочих разработок по проведению экскурсионных и паломнических поездок. Приходится констатировать, что многие вопросы экскурсионно-паломнической работы ещё требуют глубокого теоретического исследования и методической проработки. Необходимо повысить эффективность содержания и воспитательную роль экскурсии, создавать условия для расширения познавательной самостоятельности, инициативы учащихся-экскурсантов и, как итог, укрепления в детях личного благочестия и благоговения к святыне. Описание полноценной подготовки и проведения экскурсии и паломнических поездок мы представим в следующих пособиях, а здесь мы приведем только краткие рекомендации для организаторов. При подготовке экскурсии в храм, монастырь следует: 1. Определиться с целями и задачами поездки, выбором маршрута, обращением в паломническую службу и т.п. 2. Учитывать возрастные особенности детей и степень их воцерковления. 3. Обратить особое внимание на личностные качества руководителя поездки, взрослых участников, родителей как пример опыта благочестия значимого авторитетного взрослого. 4. Привести в соответствие процесс организации экскурсионно-паломнических поездок с целями и содержанием данной поездки (организационно-техническая сторона). 5. Соотнести подбор материала для паломнических бесед, мероприятия, проводимые в поездке, досуг с духом и смыслом экскурсии или паломнической поездки. Примерный план проведения
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.009 с.) |