Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Священноисповедник Сильвестр Омский.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
26 февраля по православному календарю – День памяти священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского. До революции жития святых были любимым чтением русского народа. В них находили интересное и поучительное, это был пример «строить жизнь с кого». Они представляли читателям недосягаемые идеалы чистой жизни и служения. Потому и называли святых подвижниками. 29 ноября 1998 года впервые в истории Омской епархии состоялась канонизация. К лику местночтимых святых был причислен архиепископ Сильвестр. А в июле 2000 года юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Сильвестр Омский был прославлен как новомученик Российский. Священномученик Сильвестр, в миру Иустин Львович Ольшевский, родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Киевской губернии в семье диакона. Во время учебы в Киевской духовной семинарии был «очами и пером» профессора архимандрита Сильвестра (Малеванского), помогая ослепшему ученому писать научные труды. По рекомендации профессора он поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1887 году в числе первых со степенью кандидата богословия. Тщательно проработав учения пришедших в Россию с Запада протестантских сект, Иустин Львович выбрал стезю миссионера. Двадцать лет его миссионерских и педагогических трудов были связаны с Полтавской епархией. В Украине Сильвестр был широко известен неустанными трудами на ниве духовного просветительства. Когда епископа спрашивали, есть ли у него дети, он отвечал, что у него 50 тысяч богоданных детей — все дети Полтавской епархии. По примеру своего учителя, отличавшегося аскетизмом, Иустин Львович выбрал для себя наискромнейший образ жизни. Он никогда не стремился к обладанию материальным богатством, ограничивал себя во всём. У него не было имущества, он много лет жил в скромной келье при монастырской гостинице. Всё время он посвящал работе и молитве. А летние каникулы — паломничествам по святым местам. Иустин Львович Ольшевский принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестра только в 50 лет. А до этого вел жизнь монаха в миру. Когда в 1892 году по разрешению Святейшего синода в виде исключения его посвятили во священники в сущем состоянии, то есть неженатом, духовенство по-разному отреагировало на этот жизненный шаг святителя. Тогда на приходах, вне монастырей, служили батюшки исключительно из белого духовенства. Впоследствии же в газете «Полтавские епархиальные ведомости» писали о том, что некоторое недоверие с годами сменилось чувством беспредельного уважения. Стало ясно, что отец Иустин являет в своем лице пастыря высокого христианского душенастроения и мировоззрения, пастыря исключительной силы воли и характера. Как когда-то на него оказал влияние пример высокой жизни архимандрита, впоследствии епископа Сильвестра Малеванского, так и свет его собственного повседневного подвига освещал путь христианского служения молодому полтавскому духовенству. Святитель Сильвестр никогда не повышал голос. Вместо нагоняя мог сделать подчиненным деликатный укор. Бывает, такими качествами пользуются нерадивые работники. С ним же такого почти не случалось. На протяжении всей жизни у святителя Сильвестра был высокий авторитет в самых разных кругах. Успех миссионерской деятельности зависит от умения убеждать. Его слушали внимательно и православные, и колеблющиеся в убеждениях, и отпавшие от веры, и раскольники-старообрядцы, и сектанты, и толстовцы. После написания трудов о том, как следует вести просветительскую работу, отец Иустин стал считаться одним из самых знающих специалистов по этой теме в России. Будучи сам представителем интеллигенции, владыка, еще священником, написал книгу для образованных людей «В вере ли вы?», уловив те глубинные тенденции духовных шатаний, которые и привели к краху страны. О святителе Сильвестре современники писали, что ему были присущи чарующая простота общения, искренность, сердечная отзывчивость. Из скромности он долго отказывался от сана архиерея. А когда принял его, воспринял как свой долг и крест. В день хиротонии во епископа 15 января 1911 года, провидя будущее Церкви и свою судьбу, святитель Сильвестр сказал: «Ныне, более чем когда-нибудь, христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества… Трудно и страшно ныне архипастырствование». 4 июня 1915-го Указом Священного синода преосвященный Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. Имея благочестивую привычку перед всяким трудным делом или испытанием молиться у прославленных святынь, владыка, прежде чем направиться в Омск, совершил паломничество в Иркутск, поклонился святым мощам святителя Иннокентия и попросил у него помощи. Служение владыки в Омске выпало на трудное время Первой мировой войны и революции. Но как много он успел! Создал Сибирский патерик — жизнеописания подвижников веры. Выхлопотал у Государя императора решение о бесплатном обучении в духовных учебных заведениях детей георгиевских кавалеров. В 1917 году даже вышел царский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра. Владыка собирает средства в помощь беженцам, учредив для этого епархиальный комитет. В Покровском, Знаменском монастырях размещают беженцев. В Параскевиевской и Соборной школах приютили 200 человек. Даже в своем архиерейском доме святитель поселил две семьи — семью католиков и семью псаломщика Минской епархии с восемью детьми. Он был очень добр к людям и любил детей. В 1915 году открыл приют для детей раненых и увечных воинов, в котором трудились послушницы монастыря. В продолжение миссионерского служения епископ Сильвестр ведет работу в лагере военнопленных, и около 500 чехов, русинов, поляков изъявляют желание принять православие. Чин присоединения инославных к нашей вере владыка торжественно совершает в Успенском кафедральном соборе. В 1916 году в Тобольске прошли великие торжества по прославлению митрополита Иоанна Тобольского. В них владыка Сильвестр принял участие вместе со своей паствою, которая шла в Тобольск из Омской епархии пешими Крестными ходами. В «Обзоре Акмолинской области за 1915 год» в разделе «Религия и благочиние» упоминается об Обществе Трезвости при Омском Епархиальном Братстве и об Омском Комитете Попечительства о Народной Трезвости, отделы которого были раскинуты во всех уездах и действовали наряду с церковными обществами. Одно из последних сообщений о трезвеннической работе опубликовано во № 2 за 1917 год «Омских Епархиальных ведомостей» в статье Н. Вишневского «Из путевого дневника по обозрению его Преосвященства Преосвященнейшим Сильвестром, епископом Омским и Павлодарским, монастырей, церквей и приходов Петропавловского, Атбо-сарского, Акмолинского, Каркаралинского и Павлодарского уездов Омской епархии с 7 мая по 6 июня 1916 года». В этой статье выделен 6-ой раздел, начинающийся словами «Укрепление трезвости в народе...», в котором даются конкретные рекомендации пастырям по закреплению трезвости. Особенно отмечается значение обета трезвости, как сдерживающего средства наряду с церковной проповедью, увещеванием беззаконников и невоздержанных, противоалкогольными чтениями и организацией братств трезвости. «Нужно помочь слабовольным людям, и обет трезвости является сдерживающим средством. Как это устроить, может помочь Епархиальное Братство», - сказано в заключение раздела 6. 2 февраля 1917 года епископ Сильвестр отмечал двадцатипятилетие служения в священном сане. Он не хотел праздновать юбилей, но духовенство епархии попросило разрешения отметить эту дату. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв в поздравительном слове юбиляру назвал служение владыки Сильвестра подвигом и сказал: «Христос — ваша сила, ваша радость, цель вашей жизни…» Крепостью веры и цельностью взглядов святитель поражал всех, кто с ним общался. А спустя только месяц после торжества, проходившего в привычной, спокойной обстановке, грянула Февральская революция. 4 марта на проповеди во время богослужения в Успенском кафедральном соборе епископ Сильвестр сообщает пастве о свершившемся государственном перевороте. Отныне все заботы архиерея посвящены умиротворению народа. В проповедях он говорит об исполнении долга перед Родиной, о мире внешнем и мире внутреннем, просит молиться о Божьей помощи Временному правительству. 10 марта 1917 года на площади перед Успенским собором проходил праздник гражданских свобод. Омское духовенство приняло решение принять участие в этом событии во имя блага и спокойствия. После литургии на площадь пришли Крестные ходы изо всех омских церквей. Владыка обратился к народу. После него выступали представители баптистов, католиков, иудеев, и прошел парад войск. Этот день продемонстрировал, что в тревожное время на Омской земле можно сохранять согласие. Всё изменилось с приходом к власти большевиков. Начались гонения на Церковь. Как только был обнародован декрет об отделении Церкви от государства, новые власти потребовали от владыки Сильвестра передать в их распоряжение здание и имущество Духовной консистории и даже архиерейский дом. Это произошло 2 февраля 1918 года. Прошел слух, что в Успенском кафедральном соборе собираются устроить лазарет. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв сказал проникновенную проповедь на эту тему. После службы на Соборной площади начался митинг, разогнанный красногвардейцами. Так было по всей России. По призыву Поместного собора народ ответил на притеснения Крестными ходами. В Омске в воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание Патриарха Тихона. Общегородской Крестный ход возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя из Успенского собора по улицам города, грандиозный Крестный ход останавливался у каждого храма, владыка служил молебен, а потом обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым грозит разорение. Через день, в три часа ночи с 5 на 6 февраля, к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд под командованием Шебалдина. Стали стучать в двери. Незваные гости грозили, что будут стрелять и взорвут двери. И тут на колокольне Успенского собора прозвучал набатный звук колокола. Звонарь поднялся на колокольню, чтобы возвестить о беде и собрать омичей. Он был ранен, но его благородный порыв был подхвачен звонарями других храмов. Тревога разлилась по городу, и, как полагается в годину народных испытаний, люди шли и шли, заполняя площадь и улицы вокруг. Каратели бежали. Владыка вышел к людям. И тут вооруженный отряд вернулся, ворвался в дом. Большевики, бранясь, кричали: «Где архиерей?» — «Я архиерей», — ответил владыка. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав надеть теплую одежду, увели. Из револьвера был убит эконом владыки Николай Цикура, не пускавший пьяных матросов в келью Владыки, ныне также прославленный в лике новомучеников Российских. В дом пришла следственная комиссия, опечатала покои. А народ не расходился, требуя освобождения епископа. Этот напор возымел действие. Преосвященного Сильвестра отпустили 8 февраля, взяв подписку о невыезде. Владыка сразу дал телеграмму патриарху Тихону: «Освобожден. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви». Да, тогда еще народ в основной своей массе был верующим, и его возмущения побаивались самозванцы у власти. Сбывалось предвидение владыки о трудностях архипастырства. В августе 1918-го он ездил в Тобольск, чтобы принять участие в погребении епископа Гермогена, утопленного большевиками в реке Тобол… Архиепископ Сильвестр возлагал большие надежды на Александра Васильевича Колчака. В ноябре 1918-го, когда Сибирь стала «белой», в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири. Владыка Сильвестр, возведенный патриархом Тихоном в сан архиепископа, был избран главой Высшего временного церковного управления Сибири. Тем самым вновь был подтвержден авторитет омского архиерея и статус города как Третьей столицы России. Первое, что сделал архиепископ на новом посту, — отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, возобновили работу пять Сибирских духовных семинарий и пять училищ. Александр Васильевич Колчак был глубоко верующим человеком, и борьбу с «красными» отождествлял стоянию за Родину и православие. Точно так же воспринимает свой долг и миссию владыка Сильвестр. Он благословляет Дружины Святого Креста и отправляет на передовую проповеднические отряды. Они, вопреки утверждениям победившей в Гражданской войне стороны, безоружные. Они идут с Крестом, молитвой и словом, обращенным к сердцу воинов. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более 60 тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Для армии и народа стали издаваться периодические издания «Сибирский благовестник», журнал «За Святую Русь». Сибирский архипастырь принимает участие и в сугубо мирных инициативах адмирала. Так, например, он благословляет созданную в Омске Дирекцию маяков и лоций, служит молебен по случаю отплытия на пароходе «Святой Николай» научной экспедиции к Северному полюсу. Когда Белая армия покидала Омск, вместе с ней ушли архиереи, спасавшиеся в Омске от большевиков. Наверное, и владыка Сильвестр мог бы уйти из Омска с «белыми» и выжить, оказавшись в эмиграции. Он знал, что ничего хорошего от большевиков ждать не приходится. Он был на выборах патриарха в Московском Кремле, когда большевики палили по святыням из орудий. Он знал и говорил об уже замученных 20 владыках и 1000 священнослужителей, хоронил епископа Гермогена, сам пережил арест. Но паству высокопреосвященный Сильвестр бросить не мог. Понимал, что бегство было бы малодушием, и мужественно смотрел в глаза грядущим невзгодам. Они начались сразу, как только «красные» заняли Омск. Владыку арестовали и два месяца истязали в застенках ЧК. Святитель умер 26 февраля, через 19 дней после убийства Колчака. Цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Был человек — и нет его. И ни строки в документах о том, что с ним сделали. У большинства жертв политических репрессий нет могил, их тела сваливали в котлованы и рвы, на месте которых потом строились промышленные объекты. Но священномученик Сильвестр обрел свое место упокоения в храме, где была его кафедра. Можно предположить, что в 1920 году машина репрессий была еще не так отлажена, как впоследствии, в 1930-е годы, и людям из окружения владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить или подкупить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Всё делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в городе не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения архиепископа. Возрождение храма. Канонизация, прославление и обретение мощей Святителя Сильвестра связаны с более чем двадцатилетним благодатным и благотворным пребыванием на Омской кафедре Митрополита Омского и Тарского Феодосия. Его Высокопреосвященство скрупулезно собирал материал о Святителе Сильвестре и изучал его труды. В этих исторических изысканиях в разные годы ему помогали такие историки и краеведы, как Н.И. Лебедева, А.М. Лосунов и И.П.Шихатов. Собранный материал послужил основой для поднятия вопроса о канонизации священномученика Сильвестра в лике местночтимых святых. 29 ноября 1998 года владыка Сильвестр канонизирован в лике местночтимых святых Омско-Тарской епархии. В июле 2000 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви архиепископ Сильвестр прославлен как новомученик Российский. Место захоронения священномученика было неизвестно. В деяниях о канонизации записано «…Честные останки священномученика, находящиеся в безвестной могиле, именовать святыми мощами, оставив на Божие произволение». В год 110-летнего юбилея Омско-Тарской епархии и 90-летия со дня вступления на Омскую кафедру священномученика Сильвестра начались работы по восстановлению Успенского собора. С момента начала инженерно-геологических изысканий на месте Успенского кафедрального собора (2 июля 2005 года) были обнаружены тысячи уникальных находок. В ходе раскопок найдены чудом сохранившиеся подвальные помещения южного придела, фрагменты лепнины и колонн с декором, остатки великолепных росписей, яркая оранжевая и голубая плитка, старинные кованые гвозди, кирпичи, осколки фарфоровой и стеклянной посуды, изготовленной в конце XIX начале - XX века, и даже целиком сохранившиеся диковинной формы сосуды и бутыли, подсвечники, лампадки, части электропроводки и т. д. Всё это имело историческую ценность и было использовано в качестве образцов при воссоздании собора. Шурфы, заложенные на месте предполагаемого алтаря храма, помогли обнаружить удивительно хорошо сохранившуюся крипту. Этот вид сооружений был известен еще у древних римлян, которые довольно часто прибегали к строительству сводчатых подземных помещений. В христианской культовой архитектуре крипты сооружались под храмами в виде подземных часовен и нередко при этом служили местом погребения духовных и светских лиц. Неожиданным открытием стало обнаружение тайного захоронения. 16 июля 1891 года состоялась закладка Успенского собора - 16 июля 2005 года при раскопках в нижней, южной, части собора, заполненной водой, неожиданно всплыла сильно повреждённая икона. Словно в продолжение легендарных явлений икон, приплывших к людям, и эта была обнаружена в воде. Небольшая доска, размером 22x11 см. На лицевой стороне изображение стерто, а на обратной ясно читается: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. 16 июля 1914 года». Когда откачали воду, выяснилось, что икона всплыла над тайным захоронением. На это указывало множество деталей и в частности то, что закрывающая склеп плита установлена вровень с полом, так, чтобы сливаться с его поверхностью и не привлекать посторонних глаз. Если бы она не была разрушена взрывом, захоронение могло остаться незамеченным и сейчас. 21 июля бережно извлекли деревянный гроб с человеческими останками. Склеп (размеры захоронения 90x240 см) сильно пострадал от взрыва. Останки тела были сильно смещены к ногам. И всё же левая нога находилась на месте, ноги были обёрнуты орлецом - круглым ковриком, на котором во время богослужения стоит архиерей. Найдены также параман - плат, который монахи носят на теле, кипарисовый нательный крестик, на котором стоит дата - 1918 год (весной этого года патриарх Тихон возвел Сильвестра в сан архиепископа), фрагменты архиерейского облачения, предметы распятия. Все это, а также близость могилы к алтарю указывали на то, что найденные останки принадлежат одному из церковных иерархов. И ученые, и представители духовенства Омско-Тарской епархии сошлись во мнении, что, вероятнее всего, им мог быть архиепископ Сильвестр. Найденные останки были отправлены на судебно-медицинскую экспертизу. В настоящее время, после обретения в июле 2005 года на раскопках Успенского собора святых мощей архиепископа Сильвестра, можно составить представление о характере тех мучений, которым безбожная власть подвергла исповедника святой Церкви. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа и полное отсутствие верхней челюсти, а также найденные в гробу гранёные гвозди, говорят о том, что за несколько недель мучений владыка претерпел многоразличные, превышающие человеческие силы истязания и страшную кончину. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, безбожные мучители таким образом умертвили священномученика. В первых числах марта 2006 года управлением Омско-Тарской епархии было получено письмо от управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента: «1.III. 2006 г. Ввиду того, что есть заключение судебно-медицинской и криминальной экспертизы и другие подтверждения идентичности обретенных останков святителя Сильвестра, и прославление его (канонизация) утверждена Архиерейским Собором или Священным Синодом – можно считать обретенные останки – святыми мощами и в день памяти святителя Сильвестра совершать поклонение и прославление святых мощей». 2005 год. Омское чудо. «Дивен Бог во святых своих». Когда мы читаем в книгах слова о святых, мученичестве, православных чудесах, то кажется нам, что всё это было давно, где-то далеко от нас. Многие вообще этому не верят, твердя про себя – вот бы потрогать, увидеть… Промыслом Божиим такая возможность у нас сейчас есть. Примером наглядным и доступным взору каждого желающего и сегодня служит чудо явления нам, омичам, сохранившихся после взрыва огромной силы, честных мощей священномученика Сильвестра. Великолепный, величественнный храм был разрушен взрывом чудовищной силы, но законы мира духовного неизмеримо более значимы, чем законы, по которым живет мир материальный. Мы имеем возможность воочию в этом убедиться. Фотографии, запечатлевшие раскопки собора в 2005 году, ярко свидетельствуют об этом. В шести метрах от эпицентра мощнейшего взрыва, разметавшего огромный собор на мелкие обломки и более крупные блоки, сохранился, почти полностью, фрагмент южной его части. Это хорошо видно на фотографиях панорамы раскопок. Сохранились обыкновенные керамические плитки пола. Они даже почти не потрескались. Сохранились стены примерно метровой высоты, со всеми элементами лепнины и даже росписи. Разноцветные краски также видны на фотографиях. И все это только в одном месте - вокруг захоронения святых мощей. Как объяснить это чудо? Именно вокруг захоронения честных мощей священномученика сохранилась, в почти неповрежденном виде, часть пространства: стены, декор, пол, плиты. Они находились в нескольких метрах от эпицентра сильнейшего взрыва и по всем земным законам неизбежно должны были разрушиться, обратиться в прах. Но иным законам подчиняется благодатная энергия, исходящая от преображенной плоти честных мощей священномученика. И вблизи них взрывы беснующихся безбожников волей Божией утрачивают силу. Господь снова милует нас, открывая нам избранных своих, молитвенников за нас, даруя возможность молиться им и получать их святую помощь. И снова восстают купола Успенского собора, жемчужины мировой архитектуры, святыни омского Прииртышья. Мощи владыки Сильвестра покоятся сегодня в нижнем приделе храма. Фрагмент собора, уцелевший от взрыва 1937 года вокруг захоронения святителя, сохранен. Он стал частью возрожденного храма. Успенский собор снова строили всем миром. Этапы строительства собора. 2 июля 2005 года – начало инженерно-геологических изысканий; 21 июля 2005 года – открытие тайного захоронения священномученика Сильвестра. 28 августа 2005 года – в день Успения Пресвятой Богородицы совершение первой литургии прямо на фундаменте разрушенного и возрождающегося Успенского собора. Алтарем стало место в Никольском приделе, рядом с гробницей святого Сильвестра. 14 октября 2005 года – закладка основания Успенского собора. В нишу закладного камня владыка Феодосий и губернатор Л.К. Полежаев поместили ковчежец с мощами святого Сильвестра. 15 июля 2007 года – освящение возрожденного Омского Успенского Кафедрального собора. По словам исполнительного директора Фонда воссоздания Успенского собора Виктора Степановича Баженова 288 омских предприятий и 22000 жителей омской области внесли свои пожертвования на восстановление храма (11) - и предприятия, и предприниматели, и пенсионеры, жители области и других городов и даже стран, студенты, школьники, педагоги, жители Омска целыми семьями. В управлении Омско-Тарской епархии есть книги, в которые заносилась каждая лепта. Стройка действительно стала народной. Все два года во главе с митрополитом Омским и Тарским Феодосием непрерывно совершались вечерние богослужения у возводимого собора. И не было никогда на службе меньше 150 человек. Из послания святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Этот храм, переживший поругание, разрушение и ныне восставший из небытия, призван стать символом возрождения души нашего народа, стремящегося к обретению своих исторических, цивилизационных и религиозных корней, а также местом духовного исцеления человека, центром нравственного влияния на общество, которое сегодня крайне нуждается в духовном оздоровлении и приобщении к Богу… Сегодня для всей страны крайне важно, чтобы наследие наших боголюбивых предков не было утеряно, чтобы молодое поколение наших сограждан с самых ранних лет приобщалось к многовековому духовному опыту, накопленному на протяжении столетий, чтобы наше общество было проникнуто уважением к культуре и традициям, создавшим великую русскую культуру и могущественное российское государство… Вместе с тем, наше общество и особенно его молодое поколение должно понять, что Православие – это не только вера отцов и дедов, но и твердое основание для их собственной жизни, а также вера их детей, фундамент, на котором должно возрастать духовное благополучие каждой семьи…» Библиографический список 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1996. 2. ГУ ГАОО, Ф. 366.-Оп.1.-Д.306.-Л. 58об.-59. 3. ГУ ГАОО, Ф.Р - 164.-Оп. 1.-Д. 16.-Л. 33 об 4. ГУ ГАОО, Ф.Р-74.-Оп. 1.-Д. 40.-Л. 8 об. 5. ГУ ГАОО, Ф.270.-Оп. 1.-Д. 535. 6. ГУ ГАОО, Ф.Р-437.-Оп. 3.-Д. 2.-Л. 218. 7. Живов, В.М. Краткий словарь агиографических терминов. – М.: 1994. 8. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). – Тверь, 2005. – С. 191-216. 9. Лосунов, А.М. Успенский кафедральный собор: взгляд в прошлое, далекое и близкое // Омский Успенский кафедральный собор: научно-популярный сборник / гл. ред. М.Ю. Гизбрехт. – Омск: Фонд охраны археологического наследия, 2007. 10. Омские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. –1901. – №1. – 1 янв. – С.12. 11. Отчёт о состоянии Общества Хоругвеносцев при Омском Успенском кафедральном соборе // Омские Епархиальные Ведомости. – Часть официальная. – 1901. – № 2. – 15 янв. – С. 7- 14. 12. Петрова, С. Успенский собор: освящение // Благовещение. – 2007. – №7. 13. Полещук, Н.В. Господь явил нам мощи своего угодника. Интервью с митрополитом Омским и Тарским Феодосием // Омские епархиальные ведомости. – 2005. – № 8.
Раскопки Свято-Успенского кафедрального собора. 2005 год. Часть нижнего придела храма, сохранившаяся после взрыва вокруг тайного захоронения священномученика Сильвестра Омского, ныне встроенная в здание восстановленного собора
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.012 с.) |