Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сцепление колеса с опорной поверхностью
Другим важнейшим показателем работы автомобильного колеса является его сцепление с опорной поверхностью, т.е. та максимальная сила трения, оторая может быть в плоскости контакта колеса с опорной поверхностью при увеличении подводимого крутящего момента до возникновения буксования или скольжения при торможении. Чем больше эта сила, тем быстрее может разгоняться или тормозиться автомобиль, а также увеличивается безопасность движения. Поэтому конструкторы шин всегда стремятся повысить их сцепные свойства. Коэффициент сцепления зависит от типа шины. Ниже рассматриваются свойства некоторых шин, обладающих высокими сцепными свойствами. Сила сцепления может быть определена как Рсц = N× j, где N – нормальная реакция на колесо со стороны дороги; j – коэффициент сцепления. В табл. 3 приводятся значения коэффициентов сцепления колеса и различных дорог. Таблица 3
Коэффициент сцепления не остается постоянным при появлении проскальзывания шины по дороге (рис. 24). Наибольшее значение он достигает при проскальзывании s = 20...30 % от пройденного пути: s = %, где Vокр – окружная скорость колеса; Vа - скорость автомобиля.
На мокрых покрытиях независимо от степени шероховатости их поверхности рост скорости движения приводит к снижению коэффициента сцепления. Величина снижения коэффициента сцепления изменяется в прямой зависимости от высоты неровностей макрошероховатости. На мелкошероховатых покрытиях при скорости движения до 10 -20 км/ч вода из зоны контакта выходит и шина вступает в непосредственное взаимодействие с дорожным покрытием. Хотя материал покрытия и насыщен водой, что препятствует возникновению адгезионных связей, коэффициент сцепления приближается к его значениям на сухом покрытии. Повышение скорости приводит к появлению гидродинамического давления в пленке воды под колесом, затрудняющего ее удаление. Прогнувшаяся в обратную сторону в зоне контакта с дорогой шина, удерживает под колесом грязь и воду, особенно, если шина изношена. Скольжение колеса по такой подушке называется аквапланированием. Чем выше скорость, тем больше гидродинамическое давление в зоне контаета колеса с дорогой. При аквапланировании коэффициент сцепления уменьшается до 0,05-0,15. Экспериментально установлено, что сцепление шины с мокрым покрытием остается достаточным до скорости 120 км/ч при толщине слоя воды до 1 мм и до 80 км при толщине слоя до 2 мм. Так, если при скорости 64 км/ч коэффициент сцепления на влажной поверхности равен 0,4, то при скорости 120 км/ч – только 0,25. Зависимость коэффициента сцепления от скорости при различной глубине протектора показана на рис. 25.
Рис. 24. Зависимость коэффициента Рис. 25. Зависимость коэффициента сцепления φ от величины скольжения сцепления от скорости при различной в %: степени износа рисунка протектора 1 -сухая поверхность; 2 – влажная при движении по дороге, покрытой поверхность слоем воды 2,5мм: 1- 6 — кривые соответственно для глубин рисунка протектора 8, 6, 4, 2, 1 мм. На сухих асфальто- и цементобетонных покрытиях с мелкошероховатой поверхностью увеличение скорости приводит к росту коэффициента сцепления. Так, на цементобетонном покрытии с высотой неровностей макрошероховатости 0,46 мм коэффициент сцепления возрастает на 12% при увеличении скорости движения с 30 до 70 км/ч. Влияние нагрузки на колесо, давления воздуха в шине, рисунка протектора сказывается на степени увеличения коэффициента сцепления. Например, для шины 6,45–13 с гладким протектором при нагрузке на колесо 3,8 кН и давлении воздуха в шине 205 кПа для указанного диапазона скоростей коэффициент сцепления возрастает на 23%, а для шины с рисунком протектора при тех же условиях – всего на 2,7%. Однако качественный характер связи коэффициента сцепления со скоростью остается неизменным.
На сухих крупношероховатых покрытиях увеличение коэффициента сцеппления с ростом скорости не наблюдается. Наоборот, коэффициент сцепления несколько снижается. На асфальтобетонном покрытии с высотой неровностей макрошероховатости 3 – 3,5 мм при увеличении скорости от 40 до 80 км/ч это снижение составляет в среднем – 2,5 %. На мягких и влажных дорогах коэффициент сцепления может быть ущественно увеличен за счет высоких и редких грунтозацепов на беговой части шины. В этих условиях снижение давления воздуха в шине и увеличение опорной поверхности колеса за счет большей деформации шины ведет к росту коэффициента сцепления и снижению коэффициента сопротивления. На твердых дорогах, покрытых слоем воды или грязи, высокое давление воздуха в шинах наоборот способствует увеличению коэффициента сцепления, т.к. приводит к выдавливанию воды и грязи из зоны контакта колеса с дорогой. В противном случае под колесом образуется водяная или грязевая подушка, снижающая сцепные качества. Если на колесо действует поперечная сила, возможная максимальная продольная сила снижается, но общая сила сцепления сохраняется. Взаимозависимость этих сил можно выразить следующим образом: Gк × j = , (5) где Gк – сила веса автомобиля, приходящаяся на колесо; j – коэффициент сцепления; Pпр – продольная сила; Pп – поперечная сила.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.007 с.) |