Правила цитирования источников



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила цитирования источников



_______________________________

 

 

Все научные работы (курсовая и дипломная работы, научная статья, сборник статей и тезисов, монография) оформляются согласно требованию ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», который был введен в действие 1 января 2009 года.

Оформление ссылки на источник является обязательным условием при написании любой научной работы:

1. Это отражает Вашу объективность при оформлении результатов исследования;

2. Демонстрирует, что Вы владеете материалом и добросовестно подходите к исследованию;

3. Подтверждает, что тема, которая Вами избрана, наверняка уже исследовалась до Вас кем-то из ученых (во всяком случае, какой-то ее отдельный аспект);

4. Вы не нарушаете интеллектуальных прав тех, чью мысль заимствуете, а следовательно, не можете быть обвинены в плагиате;

5. Вы ссылаетесь на мнение авторитетного ученого по какому-либо вопросу, значит, Вам не нужно доказывать в Вашей работе дополнительные гипотезы кроме той, что Вы формулируете в ходе исследования;

6. Вы апеллируете к цифрам и данным, доказательной базе проведенных ранее экспериментов.

 

В России понятия «право интеллектуальной собственности» и «плагиат» в научной деятельности появились относительно недавно. В СССР, правопреемницей которого является РФ, понятие прав интеллектуальной собственности в научной деятельности было весьма условным, поскольку большая часть научных исследований оплачивалась государством, а следовательно, именно государство, а не ученый, обладало основными правами на изобретение, на интеллектуальную собственность, в то время как в Европе и США интеллектуальная собственность принадлежала изобретателю (исследователю).

Сегодня за рубежом сформировалась целая культура цитирования: статья в любом авторитетном научном журнале содержит в среднем от 80 до 120 наименований источников, а сама статья достигает объема от 30 до 50 страниц печатного текста. В нашей стране эти объемы значительно скромнее, поэтому в научном мире по данному показателю Россия находится не в самом выгодном положении.

Отсутствие определенного количества источников в работе косвенно свидетельствует о том, что Вы не работали с литературой по исследуемой проблеме, и, как следствие, можете «изобрести велосипед» или выстроить гипотезу на ошибочном предположении, которое в научном мире уже давно опровергнуто. Наука сегодня развивается быстрыми темпами. Любой европейский ученый усомнится в объективности и всесторонности проведенного исследования, если не увидит работы с источниками.

Не забывайте, что с интенсивным развитием интернет- и информационных технологий стало возможным не только значительно проще заимствовать мысли из чужих работ, но также легко отслеживать плагиат. Не увлекайтесь чрезмерным дословным цитированием, не следует забывать, что это, прежде всего, Ваше исследование. Наличие дословных цитат из других работ не должно превышать 30% от общего объема работы.

Ссылки на литературу, документы и интернет- источники оформляются после основного текста работы в виде «Списка литературы» и называются затекстовыми. Постраничные ссылки в тексте работы не допускаются.

В тексте работы ставится квадратная скобка; указывается порядковый номер источника из «Списка литературы» и номер страницы, откуда заимствована мысль; скобка закрывается.

Например:

М.В. Богуславский в своей статье характеризует образовательную модель Амонашвили Ш.А. «Школа Жизни» на пяти уровнях: методологическом, гносеологическом, деятельностном, содержательном и организационно-педагогическом [3, с. 110–123].

В данном случае в ссылке, оформленной с помощью квадратных скобок, цифра 3 – это номер источника из списка литературы; с. – обозначение слова «страницы»; 110–123 – это номера страниц, на которых расположена статья.

Затекстовая ссылка в «Списке литературы» будет выглядеть следующим образом:

3. Богуславский М.В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили // Педагогика. М.: Педагогика, 2011. №2. С. 110–123.  

В тексте работы, инициалы цитируемого автора грамотнее ставить перед фамилией (И.И. Иванов), а в списке литературы – после фамилии автора (Иванов И.И.).

Если Вы дословно цитируете мысль ученого, что часто связано с необходимостью ссылки на авторитетного исследователя в конкретной области или указанием каких-то количественных данных, то текст берется в кавычки «ёлочки». Если в тексте встречается фрагмент, который также взят в кавычки (например, название книги), то, в этом случае, внутри цитаты ставятся кавычки „лапки“. Это так называемый «немецкий» вариант. Допускается употребление “английских двойных” кавычек, что наиболее удобно сегодня в связи с тем, что все компьютеры оснащены английским алфавитом и символикой.

Например:

М.В. Богуславский в своей статье пишет: «Ход и результаты экспериментальной деятельности были обобщены и талантливо представлены Ш.А. Амонашвили в трилогии “Здравствуйте, дети!” (1983), “Как живете, дети?” (1986) и “Единство цели (В добрый путь, ребята!)” (1987). Общий тираж этих книг составил около 1,5 млн. экз., они были изданы на 20 языках народов мира (заметим, кроме грузинского)» [3, с. 114].

В данном случае в ссылке, оформленной с помощью квадратных скобок, цифра 3 – это номер источника из списка литературы; с. – обозначение слова «страницы»;114 – это номер страницы, на которой расположена цитата.

В «Списке литературы» это будет выглядеть так:

3. Богуславский М.В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили // Педагогика. М.: Педагогика, 2011. №2. С. 114. Допускается также использование номера источника без указания номера страницы, если Вы выражаете общую мысль автора. Но в «Списке литературы» Вы должны указать номера страниц, если это статья, или общее количество страниц издания, в случае, если ссылаетесь на целую книгу – монографию, книгу мемуаров и т.д.

Например:

В своей статье, посвященной юбилею выдающегося ученого России, М.В. Богуславский описывает историю формирования учения гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили [3].

В данном случае:

 [3]

3 – это номер источника из списка литературы.

В «Списке литературы» это будет выглядеть так:

3. Богуславский М.В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили // Педагогика. М.: Педагогика, 2011. №2. С. 110–123.

Такой же порядок цитирования относится к интернет-источникам в том случае, если они не имеют строгого оформления (выходных данных и внутренних номеров страниц), а представлены в виде сплошного текста – например, статистических данных.

Например:

Сегодня в России остро стоит проблема детской беспризорности. Несмотря на то, что, согласно данным Росстата, наблюдается медленная позитивная динамика по сокращению числа беспризорных, тем не менее, цифра достаточно высока по сравнению с 1990 годом, и на 2010 год составляет более 100 тыс. чел. [5].

В данном случае:

[5]

5 – это номер источника из списка литературы.

В «Списке литературы» это будет выглядеть так:

5. Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Данные Росстат РФ. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr2.htm (дата обращения 15.02.2013).

Если Вы перечисляете несколько работ одного автора, которые опубликованы в разных изданиях, в разное время, но имеют одну и ту же мысль или посвящены одной проблеме, то вместо запятой, в квадратных скобках, ставится точка с запятой.

Например:

В своих работах выдающийся ученый писал о проблеме формирования личности ребенка, раскрывая постепенное развитие, начиная с дошкольного возраста и заканчивая младшим школьным возрастом [3; 4; 5].

В данном случае:

[3; 4; 5]

3 – это номер источника из списка литературы;

4 – это номер источника из списка литературы;

5 – это номер источника из списка литературы.

В «Списке литературы» это будет выглядеть так:

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. 208 с.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. 176 с.

5. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 208 с.

Если Вы перечисляете несколько работ автора с указанием конкретных страниц, то в квадратных скобках, в таком случае, ставится номер источника, запятая, номер страницы, точка с запятой, еще один номер источника, запятая, номер страницы. 

Например:

[3, с. 44–47; 4, с. 112–118]

Допускается использование двух и более ссылок в одном предложении, особенно, если нужно подчеркнуть различные взгляды или подходы в описании проблемы.

Например:

С позиции И.И. Иванова данный подход рассматривается в преломлении исторического контекста [3, с. 59–68], тогда как с позиции П.П. Петрова данный подход рассматривается с точки зрения влияния социально-экономического контекста [8, с. 12–23].

Если на одной странице текста, в силу разных причин, встречается упоминание источника более одного раза, это называется повторная ссылка. В тексте повторная ссылка может быть оформлена по тому же принципу, что и первая ссылка (квадратные скобки, номер источника), либо может быть указано: «см. там же»

Например:

В процессе социальной адаптации ребенок оказывается подвержен влиянию различных неформальных организаций [см. там же].

Оформление списка литературы

_______________________________

 

 

Как уже упоминалось, все научные работы (курсовая и дипломная работы, научная статья, сборник статей и тезисов, монография) оформляются согласно требованию ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», который был введен в действие 1 января 2009 года.

К «Списку литературы» (допускается трактовка «Список источников» или «Список использованных источников») предъявляются следующие основные правила:

1. «Список литературы» выносится за основной текст работы и оформляется с нового листа;

2. Описание источника в «Списке литературы» предполагает описание всех его атрибутов: фамилия автора, название, вид издания, выходные данные (город – место издания, издательство, год издания, номер и том издания, объем издания в страницах);

3. Порядок расположения: фамилия и инициалы автора научной работы, название работы, выходные данные (город – место издания, издательство, год издания, номер и том издания, объем издания в страницах);

4. «Список литературы» выстраивается в алфавитном порядке – по первой букве фамилии автора, по убыванию;

5. В курсовой работе должно быть не менее 20 наименований использованных источников. В выпускной квалификационной работе не менее 50 наименований использованных источников.

Ниже приведены основные требования к оформлению различных источников в зависимости от вида издания.

 

Монография:

Алексеева Е.Е. Типологические особенности педагогов и психологов. Монография. М.: Речь, 2010. 142 с.

 

Глава в коллективной монографии:

Попова А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки социальных педагогов / Педагогика и психология в современной системе образования. Коллективная монография/ под ред. Терешкова В.А. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. С. 61–72.

 

Коллективная монография:

Педагогика и психология в современной системе образования. Коллективная монография/ под ред. Терешкова В.А. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. 308 с.

 

Журнальная статья:

Богуславский М.В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили // Педагогика. М.: Педагогика, 2011. №2. С. 110–123.

 

Научный доклад:

Вульфсон Б.Л. Методологические основания классификации и разработки способов использования источников сравнительно-педагогических исследований / Научный доклад. М.: ИТИП, 2006. 96 с.

 

Статья в сборнике статей:

Басов Н.Ф., Басова В.М. Теория и практика поликультурного воспитания студентов университета / Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской Академии Образования. М.–Тверь: Научная книга, 2011. С. 287–291.

 

Сборник статей:

Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской Академии Образования / под ред. Богуславского М.В. М.–Тверь: Научная книга, 2011. 432 с.

 

Тезисы конференций:

Прошутинский А.Д. Значимость методов интерактивного обучения // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. Материалы IX международной научно-практической конференции. Часть II. М.: Международный центр науки и образования, 2013. С. 19–24.

 

Автореферат диссертации:

Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа: автореф. дис. …докт. пед. наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань, 2010. 38 с.

 

Диссертация:

Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа: дис. …докт. пед. наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань, 2010. 386 с.

 

Электронный источник:

Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Данные Росстат РФ. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr2.htm (дата обращения 15.02.2013).

 

Электронная статья:

Митросенко С.В. Подготовка будущего педагога к формированию гражданской позиции у приемных детей-сирот // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. М.: Наука и образование, 2013. №1. [Электронный ресурс]: URL: http://www.online-science.ru/m/products/pedagogical_sciense/gid316/pg0/ (дата обращения 15.02.2013).

 

Зарубежная монография :

Soquel N., Jaccard P. Governance and Performance of Education Systems. NY: Springer, 2008. 348 p.

 

Зарубежная статья :

Hibel J., Farkas G., Morgan P. Who is Placed into Special Education? // Sociology of Education. NY: SAGE, 2010. Vol. 83. P. 312–332.

 

Тезисы зарубежных конференций :

Dybik M.A. Textbook of Physics of New Generation and Its Designing // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. St. Louis: Science and Innovation Center, 2012. Vol.2. P. 27–32.

 

Зарубежные издания оформляются по такому же принципу, как и российские издания. Это нужно для того, чтобы не нарушать логику оформления и сохранить целостность работы. Необходимо обязательно указать автора работы, название работы, место ее публикации, название издательства, год и объем работы. В редких случаях допускаются исключения. Чаще всего, это касается места издания. Дело в том, что есть ряд крупнейших мировых издательств, которые книги на английском языке могут выпускать одновременно в разных городах мира, а следовательно, в выходных данных город может быть не указан или указано несколько одновременно.

Это важно:

 

Прежний ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а так же, как и ныне действующий ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», допускают при оформлении выходных данных использования точки и тире.

 

Например:

Богуславский М.В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили // Педагогика. – М.: Педагогика, 2011. – №2. – С. 110–123.

Алексеева Е.Е. Типологические особенности педагогов и психологов. Монография. – М.: Речь, 2010. – 142 с.

 

Книжная палата РФ дает следующие комментарии: «При описании источника может ставиться точка с тире, или только точка, но в любом случае во всем издании оформление источника должно быть идентичным. Следует иметь в виду, что простановка дефиса несет за собой дополнительно два удара и соответственно увеличивает текст и работу исполнителя». (Комментарий с сайта журнала ВАК РФ «Знание. Понимание. Умение», Электронный ресурс: http://www.zpu-journal.ru/asp/thesis/instruction/ )

 

Оформление приложений

_______________________________

 

 

Приложение – это вспомогательный материал, не вошедший в основную часть работы, в форме таблиц, графиков, рисунков, схем, примеров тестов, заданий и работ испытуемых, наглядно иллюстрирующих исследование.

При оформлении приложений необходимо соблюдать следующие условия:

1. В приложении размещаются только те материалы, которые имеют непосредственное отношение к работе и важны для понимания самой работы;

2. В приложении могут быть представлены конспекты занятий, планы уроков, примеры тестов, анкет, заданий и работ испытуемых, протоколы наблюдений, сценарии проведенных мероприятий, схемы, графики, таблицы с результатами исследований и т.д.;

3. Каждое новое приложение должно быть пронумеровано и начинаться с новой страницы («Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.);

4. Все таблицы, схемы и графики должны иметь необходимые пояснения («Таблица результатов исследования испытуемых в контрольной и экспериментальной группе» и т.д.);

5. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной, т.е. продолжать нумерацию после основного текста работы.

 

Оформление: объем, шрифт, поля

_______________________________

 

 

Курсовая и дипломная работа, как и всякая научная работа, оформляется в соответствии с требованиями, принятыми сегодня в научном сообществе. Эпоха печатных машин давно закончилась, по этой причине в основе требований лежит стандартное оформление листа формата А-4, которое уже заложено в программе «Word» на любом компьютере.

В этой связи часто возникает путаница с таким понятием, как печатный лист, которое было принято в научном сообществе в то время, когда работы выполнялись на печатных машинках.

Существует «типографское» определение печатного листа, которое не имеет отношения к понятию печатный лист, используемому в научном сообществе. В типографии под печатным листом или условным печатным листом (сокр. ­– усл. п.л.) подразумевается бумажный лист любого стандартного формата, отпечатанный с одной стороны. В данном случае, количество печатных знаков не имеет никакого отношения к печатному листу. На одном листе их может быть 1 тыс. знаков, может быть и 2,5 тыс. знаков, а может быть и 1 знак. Количество печатных листов в типографии будет измеряться именно листами, а не знаками. В науке же необходимо измерить количество знаков, поскольку у каждого вида работы есть свой определенный объем. Например, желательно, чтобы объем монографии составлял не менее 5 печатных листов.

Существует «литературное» определение, которое называется авторский лист (сокр. – а.л.) и также не имеет никакого отношения к понятию печатный лист. Авторский лист – это единица измерения объема материала, созданного автором, либо обработанного переводчиком, корректором и т.д. Авторский лист высчитывается количеством знаков с учетом пробелов и знаков препинания и равняется 40 тыс. знаков. Его посчитать легко: на каждом компьютере есть функция «Статистика», которая и помогает быстро определить количество знаков. И, произведя нехитрое деление на 40 тыс., Вы получите количество авторских листов.

В науке под понятием печатный лист подразумевается стандартный лист формата А-4, набранный с учетом стандартных полей на печатной машинке. Но поскольку сегодня каждый ученый пользуется компьютером, а не печатной машинкой, а понятие сохранилось со времен СССР, то в научном сообществе устоялось мнение, что один печатный лист, с учетом стандартных полей и шрифта (Times New Roman, 14 шрифт, интервал строки – 1,5) равен приблизительно 16 страницам текста, набранного в программе «Word». Объясняется это тем, что площадь листа формата А-4 равна 1/16 м², т.е. 1/16 печатного листа. И ранее набранный на печатной машинке текст (например, рукопись монографии или диссертации), а точнее его 16 страниц, равнялись 1 печатному листу. В дальнейшем, при издании, типография самостоятельно могла изменить кегль и уменьшить шрифт, от чего сокращался объем произведения, но на объем проделанной работы ученого это никак не влияло. Этот объем работы считали именно по листам, набранным на печатной машинке.

 

 

Стандартные технические требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работ:

 

1. Объем курсовой работы 20–25 страниц. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы 50–60 страниц (основной текст работы), объем приложений строго не регламентируется, но желательно, чтобы общий объем работы с учетом приложений не превышал 100 страниц.

2. Размер страницы А-4 или 210х297 мм (8,27х11,69 дюймов).

3. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

4. Шрифт «Times New Roman», размер – 14 (на странице, согласно требованиям, располагается в среднем 1800 знаков).

5. Выравнивание текста – по ширине, красная строка 1,25 мм (1,27 мм), отступ справа и слева – 0 см, межстрочный интервал – 1,5 (полуторный).

6. Заголовки структурных элементов и разделов основной части (введение, название глав, заключение, список литературы, приложения) необходимо располагать в середине строки (выравнивание по центру) без точки в конце заголовка. Текст заголовка необходимо набирать полужирным шрифтом, без подчеркивания. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точками. Перенос слов по слогам в заголовках не допускается.

7. Каждый раздел работы необходимо начинать с новой страницы, а параграфы (подразделы внутри главы) располагать друг за другом вплотную.

8. Не допускается, чтобы заголовок главы или параграфа являлся последней строкой на странице. В таком случае необходимо оставить пустые строки в конце страницы, а название перенести на следующую страницу.

9. Нумерация страниц считается с титульного листа, но сам номер страницы пишется со второго листа, где располагается «Содержание».

10. Номера страниц (порядковый номер) печатаются внизу листа, по центру.

 

 

Защитная речь

_______________________________

 

 

Для того чтобы Ваша защитная речь стала успешной, рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Текст выступления должен содержать основные идеи курсовой (дипломной) работы;

2. Текст должен быть кратким, лаконичным, соответствовать требованиям научного стиля, а хронометраж должен составлять 8–10 минут;

3. Текст доклада приветствуется иллюстрировать специально приготовленными для этого наглядными материалами (раздаточным материалом): рисунками, графиками, таблицами, презентацией в «Power Point», образцами тестов, работ испытуемых и т.д.;

4. Необходимо проконсультироваться с научным руководителем по поводу содержания защитной речи.

 

Критерии оценки работы

_______________________________

 

 

Курсовая и выпускная квалификационная работа являются научно-исследовательской работой студента и при ее оценивании учитываются следующие параметры:

 

1. Знание основных теоретических понятий, терминов и т.д., имеющих отношение к теме исследования;

2. Соответствие курсовой (дипломной) работы главным элементам структуры содержания научного исследования (объект, предмет исследования, задачи, выводы и т.д.);

3. Обоснованность выбора методов исследования и способов изучения, анализа проблемы;

4. Актуальность темы и ее значимость;

5. Глубина проведенного исследования;

6. Защитная речь, в которой необходимо последовательно, грамотно и четко отразить основные результаты проведенного исследования или анализа;

7. Умение грамотно обосновать свою точку зрения;

8. Доказательность выводов исследования;

9. Грамотное и стилистически единообразное оформление (соответствие ГОСТу, научному жанру речи, соблюдение размеров шрифта, интервалов и т.д.).

 

Защита курсовой работы осуществляется на выпускающей кафедре, защита выпускной квалификационной работы осуществляется силами Государственной Аттестационной Комиссии, в состав которой входят и приглашенные специалисты (как правило, председатель) и оценивается по следующей системе:

Оценка «Отлично» (5 баллов) ставится, если

– работа соответствует заявленной теме;

– в ней отражены все элементы структуры содержания научного исследования;

– оформление соответствует требованиям ГОСТ и жанру научной работы;

– автор продемонстрировал компетентное владение научной литературой, навыки аналитического мышления, умение делать теоретические и практические выводы;

– автор адекватно выбрал и использовал методы исследования в своей работе;

– работа получила высокую оценку рецензента;

– защитная речь студента демонстрировала глубокое знание темы (оперирование данными исследования, соответствующими ссылками на научные исследования и т.д.);

– студент отвечал на вопросы и грамотно обосновывал свою точку зрения.

Оценка «Хорошо» (4 балла) ставится, если

работа соответствует заявленной теме;

– в ней отражены все элементы структуры содержания научного исследования;

– оформление соответствует требованиям ГОСТ и жанру научной работы с некоторыми незначительными погрешностями;

– автор продемонстрировал компетентное владение научной литературой, навыки аналитического мышления, умение делать теоретические и практические выводы;

– автор адекватно выбрал и использовал методы исследования в своей работе;

– работа получила положительную оценку рецензента;

– защитная речь студента демонстрировала знание темы (оперирование данными исследования, соответствующими ссылками на научные исследования и т.д.) с некоторыми допустимыми погрешностями;

– студент отвечал на вопросы, но не на все из них дал аргументированные и исчерпывающие ответы по проблеме исследования.

Оценка «Удовлетворительно» (3 балла) ставится, если

– работа соответствует заявленной теме;

– в ней отражены все элементы структуры содержания научного исследования;

– оформление соответствует требованиям ГОСТ и жанру научной работы с некоторыми погрешностями или пробелами (не везде есть ссылки на научную литературу или оформлены не в едином стиле, если используются слова и словосочетания не соответствующие научному жанру и т.д.);

– автор продемонстрировал недостаточное владение научной литературой, анализ является неглубоким;

– автор сделал теоретические и практические выводы, но некоторые выводы недостаточно обоснованы;

– автор адекватно выбрал и использовал методы исследования в своей работе;

– в оценке рецензента имеются серьезные замечания;

      – защитная речь студента не показала глубокого знания темы;

– студент не всегда был способен дать ответы на вопросы по своей теме исследования.

Оценка «Неудовлетворительно» (2 балла) ставится, если

– работа не соответствует заявленной теме;

– в ней отражены не все элементы структуры содержания научного исследования;

– оформление не соответствует требованиям ГОСТ и жанру научной работы;

– автор не продемонстрировал достаточное владение научной литературой, анализ является поверхностным;

– автор сделал теоретические и практические выводы, но выводы носят декларативный характер;

– автор неадекватно выбрал и использовал методы исследования в своей работе;

– в оценке рецензента имеются критические замечания;

– защитная речь студента не показала знания темы, а студент был не способен дать ответы на вопросы по своей теме исследования.

 

Особые ситуации

_______________________________

 

 

Отсутствие студента на консультациях

Отсутствие студента на консультациях научного руководителя и оформление работы студентом самостоятельно дает право научному руководителю не допустить работу студента к защите, поскольку фактическое руководство не осуществлялось.

 

Наличие плагиата

Наличие в тексте работы заимствованных из чужих работ фраз и целых массивов текстов без указания источника заимствования считается плагиатом – такая ситуация дает право научному руководителю не допустить работу студента к защите.

 

Изменение темы

Необходимо помнить, что формулировка темы, указанная в заявлении, должна полностью совпадать с темой, заявленной на титульном листе работы. Если в ходе исследования возникли непредвиденные обстоятельства и потребовалось изменить формулировку темы, это необходимо согласовать с научным руководителем и не позднее, чем за 1 месяц до защиты, написать заявление об изменении темы с новой формулировкой в деканат. Если необходимо внести изменения в формулировку темы выпускной квалификационной работы, то студент должен написать заявление в деканат не позднее, чем за 3 месяца до защиты работы.

 

 

Отсутствие допуска к защите

Причиной недопуска к защите может являться:

– отсутствие студента на консультациях;

– наличие плагиата в работе;

– отсутствие готовой работы в срок.

В этом случае на заседании выпускающей кафедры может быть принято решение о недопуске студента к защите. В случае, если причина была уважительной, то возможен вариант переноса защиты на другое время, с другой группой того же курса. Если студент получил недопуск к защите дипломной работы, то такой студент, по решению ректора, либо отчисляется, либо срок его обучения может быть продлен на год.

 

Отсутствие студента на защите

Уважительной причиной, по которой студент имеет право отсутствовать на защите курсовой работы, является болезнь студента, подтвержденная медицинской справкой. В этом случае дата защиты курсовой работы переносится на определенный срок – студент может быть допущен к защите курсовой работы с другой группой того же курса, срок может быть перенесен на другое время по согласованию с заведующим кафедрой, за которой прикреплен студент. Если студент отсутствовал по уважительной причине на защите дипломной работы, то приказом ректора может быть продлен срок обучения на один год, до следующей аттестации (с другим курсом).

 

Неудовлетворительная оценка

Получение студентом неудовлетворительной оценки подразумевает необходимость внесения соответствующих исправлений в работу и перенос срока защиты. Данная процедура согласовывается с научным руководителем и заведующим кафедрой, за которой закреплен студент. Неудовлетворительная оценка за курсовую работу является задолженностью студента и может повлечь за собой определенные последствия (невыплату стипендии и т.д.). В том случае, если неудовлетворительная оценка была получена за выпускную квалификационную работу, повторное прохождение процедуры защиты, по приказу ректора, назначают не ранее, чем через 3 месяца и не позднее, чем через 5 лет с момента прохождения первой процедуры защиты.

 

Примерные темы курсовых

И дипломных работ

_______________________________

 

Ниже представлен примерный список тем, которые могут быть выбраны студентами для написания курсовых и дипломных работ, соответствующих стандартам ФГОС ВПО направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика».

Данный перечень носит рекомендательный характер: любая из тем может быть изменена, дополнена или переформулирована студентом при согласовании с преподавателем. Разумеется, студент вправе предлагать свою тему, единственное условие: она должна соответствовать профилю подготовки выпускающей кафедры.

 

Блок «Психология»:

 

1. Психолого-педагогические проблемы воспитания приемных детей.

2. Внутренний конфликт и защитные механизмы у детей в педагогическом взаимодействии.

3. Развитие творческого мышления школьников в процессе обучения.

4. Диалог культур как путь гуманизации психолого-педагогического процесса.

5. Театрализация и драматизация как психолого-педагогические технологии активного воспитания.

6. Формирование готовности к самообразованию в процессе школьного обучения и воспитания.

7. Коллективная и групповая организация деятельности учащихся на уроке.

8. Этнокультурные потребности в сфере современного воспитания личности.

9. Раннее выявление способностей и профориентация в школе.

10. Формирование нравственной культуры личности.

11. Половое и сексуальное просвещение и воспитание: пределы допустимого и необходимого.

12. Воспитание и индивидуальные особенности личности.

13. Развитие самоценных форм активности детей.

14. Дисциплина школьников и пути ее установления.

15. Развитие личности в школьном коллективе в зависимости от организации учебной деятельности.

16. Компьютерная зависимость школьников и пути ее преодоления.

17. Психолого-педагогические основы использования компьютера в процессе обучения и воспитания.

18. Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества.

19. Психологический климат семьи и его влияние на становление личности ребенка.

20. Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.

21. Игры ребенка в семье.

22. Специфика воспитания дошкольника (младшего школьника, подростка, юноши и девушки) в семье.

23. Психолого-педагогические основы преодоления агрессивности детей в семье.

24. Воспитание в неполной (многодетной) семье.

25. Психологические типы семей и стили семейного воспитания.

26. Половое воспитание мальчика в семье.

27. Половое воспитание девочки в семье.

28. Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.) воспитание детей на разных возрастных этапах.

29. Творческие, ролевые, познавательные игры в различных возрастных группах детей.

30. Воспитание и обучение детей разного возраста во вспомогательной школе.

31. Шестилетний ребенок и проблема его готовности к школе.

32. Профессионально значимые личностные качества воспитателя детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.

33. Формирование у подростков самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации.

34. Неуспевающие дети как психолого-педагогическая проблема.

35. Ребенок с акцентуациями и педагогическое взаимодействие с ним.

36. Ситуация успеха в процессе воспитания «трудных» детей.

37. Психические особенности слабоуспевающих школьников и их учет в педагогической практике.

38. Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения.

39. Влияние взаимоотношений взрослых и подростков на становление личности подростка.

40. Психолог в школе: методы работы.

 

 

Блок «Социальная педагогика»:

 

1. Педагогически запущенные дети и коррекционная работа с ними.

2. Взаимодействие школы и родителей в процессе учебно-воспитательной работы с детьми.

3. Классный наставник в условиях новых воспитательных парадигм.

4. Религия и атеизм в современной системе воспитания.

5. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в школьной среде.

6. Школа как социально-педагогический институт.

7. Гражданское в



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.023 с.)