Структура курсовой и дипломной работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура курсовой и дипломной работ



_______________________________

 

 

Курсовая и квалификационная работа, как и всякая научная работа, обладает собственной внутренней структурой. Ее обязательными элементами являются:

1. Титульный лист

Оформление титульного листа должно включать в себя:

– полное наименование учреждения, где была выполнена работа (университет, факультет, кафедра). Печатается ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, полужирным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос по слогам не допускается;

– название темы курсовой или выпускной квалификационной работы. Печатается полужирным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос по слогам не допускается;

– сведения об авторе курсовой работы: Ф.И.О. (фамилия полностью и инициалы), номер группы –выравнивание по правому краю; выпускной квалификационной работы: Ф.И.О. студента полностью – выравнивание по центру. Печатается обычным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,5 строки, перенос по слогам не допускается;

– Сведения о научном руководителе. Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность. Печатается обычным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по правому краю, перенос по слогам не допускается.

 

2. Содержание

В содержании необходимо отразить весь перечень структурных элементов курсовой и выпускной квалификационной работы; указать номера страниц, с которых начинается их расположение в тексте работы.

 

3. Введение

Основной задачей введения является отражение актуальности и значимости рассматриваемой темы. Вы должны обосновать необходимость проведения исследования по выбранной Вами теме (актуальность); сформулировать объект, предмет, цель и задачи исследования, методы исследования и его гипотезу. По сути, Вам необходимо кратко описать тему, над которой Вы работали.

 

4. Основная часть работы

Наиболее распространенная структура основной части работы – две главы, разделенные на параграфы (обычно 2–3 параграфа в каждой главе) приблизительно одинакового объема, исходя из конкретного аспекта той проблемы, что рассматривается Вами в курсовой или выпускной квалификационной работе. В первой – теоретической – главе представлен анализ проблемы: исследования ученых, их подходы к решению проблемы, классификации, определения ключевых понятий исследования и т.д.. Вторая глава – это практическое исследование автора работы с собственными наблюдениями, выводами, рекомендациями, представляющими интерес. Каждая глава должна иметь выводы.

 

5. Заключение

Целью заключения является отражение находок автора работы. Это обобщение в сжатом виде собственных выводов, наблюдений, рекомендаций по практическому использованию результатов исследования и т.д. Не следует дословно цитировать в заключении разделы из введения или основной части работы.

 

6. Список литературы

Список литературы является библиографическим описанием документов, статей, книг и различных материалов, к которым обращался автор во время исследования. Оформление должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5.–2008; выстроено в алфавитном порядке.

 

7. Приложение

Главной задачей приложения является необходимость продемонстрировать фактический материал по теме исследования. Особенно это касается тех случаев, когда проводилось научно-методическое исследование или исследование, связанное с научно-практической деятельностью педагога, результаты которого обобщены и представлены в виде графиков, таблиц, рисунков, тестов и заданий, работ, выполненных испытуемыми и т.д. Необходимо учитывать, что каждый элемент приложения должен начинаться с нового листа, чтобы его удобно было просматривать. В правом верхнем углу указывается слово «Приложение» и его порядковый номер – «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Ссылка в тексте работы на приложение оформляется в круглых скобках. Например: (см. Приложение 3).

 

 

Введение

_______________________________

 

 

Введение в курсовой и выпускной квалификационной работе раскрывает научную базу, на основе которой было проведено исследование. Научная база курсовой и выпускной квалификационной работы является той специфической частью, которая отличает этот вид работ от реферата.

Для оформления курсовой и дипломной работ (в соответствии с традицией оформления, сложившейся на кафедре) следует придерживаться следующей структуры научной базы:

– актуальность,

– цель,

– объект,

– предмет,

– гипотеза (для курсовых работ второго года исследования и ВКР),

– задачи,

– теоретическая основа,

– методы исследования,

– практическая значимость исследования (для ВКР).

Данная структура необходима для того, чтобы Вы как исследователь четко представляли поле своей деятельности, ориентировались в проблемах, следовали поставленным задачам, тем самым повышая объективность исследования и сокращая время на его проведение.

 

 

Актуальность – это степень важности изучаемой проблемы.

Актуальность по объему обычно занимает несколько абзацев. В актуальности важно отразить степень изученности проблемы, подчеркнуть, чем проведенное Вами исследование отличается от других подобных. Можно указать, какое противоречие Вы пытаетесь разрешить, проводя исследование. Далее оформляется научный аппарат исследования.

Цель исследования – это результат, для достижения которого проводится исследование.

По сути, цель – это формулирование желаемого результата исследования, «раскрытие проблемы».

Виды целей:

1. Изучение динамики явлений и процессов

В основе данной цели лежит определение исходных показателей какого-либо явления или процесса, дальнейшее проведение эксперимента и определение конечных показателей по окончании эксперимента. После чего делаются выводы и, по возможности, даются рекомендации.

Например:

Цель работы – изучить динамику влияния интерактивных технологий на усвоение учебного материала школьников 5 класса.

2. Определение малоизученных процессов и явлений

В основе данной цели лежит выявление малоизученного явления или процесса, дальнейшее проведение анализа и эксперимента, определение особенностей малоизученного явления. После чего делаются выводы и, по возможности, даются рекомендации.

Например:

Цель работы – определить эффективность использования электронных книг в процессе изучения литературы в 5 классе средней школы.

3. Установление закономерностей, связей

В основе данной цели лежит определение конкретных закономерностей в педагогическом процессе или явлении, либо установление взаимосвязей отдельных аспектов процесса или явления. Гипотеза проверяется в процессе эксперимента, определяется стабильность или прочность связей между аспектами, либо стабильность закономерностей по окончании эксперимента. После чего делаются выводы и, по возможности, даются рекомендации.

Например:

Цель работы – обосновать, что повышение уровня познавательной деятельности школьников в 5 классе возможно посредством проведения внеучебных мероприятий.

 

Объект исследования – это явление или процесс действительности, который существует объективно, т.е. независимо от ученого.

В широком смысле, это некоторая сфера, область, в рамках которой проходит исследование; то, на что направлена деятельность ученого. Является более общим понятием.

Некоторые научные школы не выделяют таких понятий, как объект и предмет исследования, приводя в качестве довода тот факт, что оба слова «объект» и «предмет» образовались от общего латинского производного «objectum» и, по сути, имеют одинаковое происхождение.

Однако, с точки зрения гносеологии (философии и методологии познания окружающего мира), это является необходимым условием:

– во-первых, помогает разделить предметную область исследований и позволяет ученому оставаться в рамках исследования, выстраивать четкую структуру исследования (а не пытаться «объять необъятное»);

– во-вторых, позволяет исследователю сохранять объективность, т.е., по сути, сделать работу научной.

С точки зрения критерия фальсифицируемости Карла Поппера, ученый, проводя эксперимент для подтверждения или опровержения существующей гипотезы или теории, опровергает или подтверждает не сам эксперимент, а его результаты, поскольку в самой организации эксперимента и его процессе есть субъективное видение ученого, кроме того, один и тот же результат может быть получен разными экспериментами.

В этом смысле объект и предмет исследования являются важными условиями, от которых будет отталкиваться ученый при организации своего исследования.

Если смотреть на ситуацию в более широком контексте, то все гуманитарные науки (Humanities) имеют объектом исследования человека, а все естественные науки – окружающий материальный мир. Ученый физик имеет дело с конкретной материей, а ученый психолог с конструктом, который невозможно потрогать руками, т.е. с психикой человека.

В данном случае, предмет исследования необходим для того, чтобы отделить одну науку от другой – социологию от философии, историю от педагогики и т.д.

Особенно это актуально сегодня, когда наука развивается довольно быстро, и возникают новые научные направления. Если, например, в рамках педагогики и социальной педагогики объекты исследования, в глобальном смысле, одинаковы, т.е. в обоих случаях объектом может выступать человек, находящийся в процессе воспитания, то предмет этих наук будет разным. Воспитание как развитие неких качеств в узко-педагогическом смысле – в одном случае, воспитание как функция общества – в другом случае.

Обратите внимание: следует правильно использовать термин «процесс» в трактовке объекта исследования. Если этот процесс происходит независимо от ученого, то он может быть использован в формулировке объекта исследования. Если же этот процесс напрямую связан с ученым, то это уже следует отнести к предмету исследования. Если ученый изучает процесс изменения объекта исследования, который от него не зависит, то это объект исследования. Например, история развития педагогической мысли в России в конкретном историческом периоде. Ученый берет одну точку, замеряет ее данные, берет вторую точку, замеряет ее данные и сопоставляет результаты двух параметров. Этот процесс существует независимо от желания ученого, его методик и знаний. Если же ученый исследует процесс формирования какого-то знания, качества или навыка испытуемого, то это уже предмет изучения, потому что в этом процессе будет подразумеваться наличие конкретной методики, т.е. субъективного взгляда ученого, а следовательно, он не может считаться объективным, т.е. научным, в соответствии все с тем же принципом фальсифицируемости Карла Поппера.

 

Предмет исследования – это составная часть, аспект явления действительности или процесса, конкретная совокупность его элементов, связей, либо условия, в которых функционирует объект.

Предмет исследования является более узким понятием, часто совпадает с темой исследования, потому что именно об этом предмете, т.е. части действительности Вы хотите получить представление.

Если объяснять эти понятия ненаучным языком, а бытовым, то для ясности можно привести такой пример. Объект исследования – это молоток. Предмет исследования – конкретная деталь молотка (ручка, головка), либо способ (метод) забивания им гвоздей. Однако необходимо учесть, что в курсовой и дипломной работе такие сравнения не допустимы, поскольку курсовая и дипломная работа – это научное исследование, а данная работа является учебным изданием, которое в исключительных случаях, с целью разъяснения сложных моментов, допускает использование простых сравнений.

Приведем несколько примеров соотношения объекта и предмета исследования:

Пример 1: Объект исследования – педагогическая гимназия как новый вид учебного заведения.

Предмет исследования – образовательные программы в педагогической гимназии.

Пример 2: Объект исследования – культура толерантности школьников.

Предмет исследования – формирование толерантности у учеников 5 класса в сельской школе.

Пример 3: Объект исследования – эмоциональная сфера детей дошкольников.

Предмет исследования – агрессия как форма детской ревности.

 

Пример 4: Объект исследования – межкультурная коммуникация школьников в средней школе.

Предмет исследования – формирование компетенции межкультурной коммуникации у школьников 5-6 класса.

Пример 5: Объект исследования – слуховые нарушения детей младшего школьного возраста.     Предмет исследования – методика организации занятий речью в младших классах с детьми с ограниченными возможностями слуха.

Пример 6: Объект исследования – умения учебного взаимодействия.

Предмет исследования – педагогические условия формирования умений учебного взаимодействия в пространстве обучающего сообщества студентов.

Пример 7: Объект исследования – полоролевые представления младших школьников.

Предмет исследования – социально-педагогические условия формирования полоролевых представлений младших школьников из неполных семей.

Пример 8: Объект исследования – ответственность как нравственное качество у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Гипотеза исследования – предположительное суждение о закономерности некоторого явления, его причинно-следственной связи.

В широком смысле, это догадка, основанная на ряде подтверждающих ее наблюдений, примеров и фактов. Гипотеза, по сути, это то, что доказывается в работе. Каждая гипотеза в ходе исследования должна быть доказана, и в этом случае она становится фактом, либо должна быть опровергнута, превратившись в ложное утверждение.

Гипотеза должна:

– быть проверяемой;

– содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.

В работе допускается использование гипотезы, которая, в конечном счете, будет опровергнута, если целью Вашей работы является именно опровержение конкретной теории или методики. Иными словами, отсутствие положительных результатов в рамках конкретной методики или эксперимента – это тоже результат. Однако в этом случае необходимо проявлять осторожность: быть точно уверенным, что до Вас никто не проводил эксперимента по опровержению.

Далее приведем примеры формулировок гипотезы исследования.

Пример 1. Гипотеза исследования: Повышение уровня познавательной деятельности школьников в 5 классе может быть достигнуто путем их включения во внеучебную деятельность, если будут соблюдаться следующие условия: … (далее следует перечисление условий).

Пример 2: Гипотеза исследования: Эффективному развитию презентационных умений студентов будет способствовать организация тренинговых занятий с использованием упражнений, которые одновременно сочетают в себе диагностическую и обучающую функции, имеют своей целью обучение студентов этике делового взаимодействия и формирование у них собственного речевого стиля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.045 с.)