Кафедра «Финансы и менеджмент» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Финансы и менеджмент»



Кафедра «Финансы и менеджмент»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по курсовой работедисциплины

«Управление проектами»

Направления подготовки:

Менеджмент

Профили  подготовки: Корпоративный менеджмент, Менеджмент (в машиностроении), Менеджмент (в строительстве), Менеджмент организации, Производственный менеджмент (в машиностроении), Производственный менеджмент (в строительстве), Туризм и гостеприимство

 

Торговое дело

Профиль подготовки:

менеджмент организации, логистика в торговой деятельности

Форма обучения очная, очно-заочная и заочная

Тула 2019


Методические указания составила

Канд. экон. наук, доцент Ушакова Н.В.

Методические указания обсуждены на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» факультета экономики и менеджмента

Протокол №7 от 10.01.12

Зав.кафедрой ______________________________Е.А.Федорова

Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» института права и управления (протокол заседания кафедры №__1__ от «__29__» _августа___ 2014 г.)

Зав.кафедрой ______________________________Е.А.Федорова

Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» института права и управления (протокол заседания кафедры №__1__ от «__30__» _августа___ 2017 г.)

Зав.кафедрой _____________________________ А.Л.Сабинина

Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» института права и управления (протокол заседания кафедры №__7__ от «__24__» _января___ 2019 г.)

Зав.кафедрой _____________________________ А.Л.Сабинина

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Цели и задачи курсовой работы.. 4

2.Порядок выполнения работы.. 4

3.Формирование проектной команды.. 5

4.Выбор темы проекта. 6

4.1.Мозговой штурм.. 8

4.2.Круговой сбор идей. 8

4.3.Матрица оценки вариантов. 9

4.4.Матрица парных сравнений. 10

5.Планирование проекта. 14

6.Выполнение проекта. 14

7.Составление индивидуального отчета об участии в проекте. 17

8.Публичная защита проекта командой. 20

Литература. 21

 


Цели и задачи курсовой работы

Целью курсовой работы является получение практических навыков планирования и управления проектом и работы в проектной команде.

Проект - это одноразовая, неповторяющаяся совокупность действий, в результате которой за определенное время достигаются четко поставленные цели.

Жизненный цикл проекта

• Определение содержания

• Планирование

• Исполнение

• Закрытие

• Оценка

Задачи курсовой работы соответствуют стадиям жизненного цикла проекта.

 

Порядок выполнения работы

 

Не позднее 2-й недели от начала семестра студенты должны объединиться в проектные команды численностью 3-6 человек, выбрать тему проекта и согласовать ее с преподавателем.

До 1 марта команда должна завершить планирование проекта и представить преподавателю обоснование его актуальности с идентификацией потребностей ключевых заинтересованных сторон.

В марте-апреле студенты должны выполнить проект силами своей команды, следуя разработанному плану работ и преодолевая возникающие затруднения. Команде рекомендуется вести протоколы совещаний, а ее участникам – индивидуальные дневники работы над проектом.

Для крупных проектов допускается  не реализация самого проекта, а только разработка его подробного технико-экономического обоснования, составление и презентация концепции и бизнес-плана проекта.

Однако предпочтительнее получение опыта не только в планировании, но и в реализации проекта. Поэтому рекомендуется выбирать такие проекты, которые могут быть завершены за 2 месяца. Это могут быть исследовательские, социальные, культурные, благотворительные, экологические, издательские, организационные проекты в масштабах группы, факультета, университета, города, отдельных групп населения или организаций. Ориентировочные темы краткосрочных проектов приведены в разделе 4. Рекомендуется не следовать этому списку дословно, а творчески подойти к выбору по-настоящему актуальной темы, которая была бы интересна всем членам команды, полезна университету или городу, имела бы перспективы коммерческого применения, научную или практическую ценность.

В мае студенты индивидуально составляют отчет об участии в проекте, используя в качестве исходных данных записи в Дневнике работы над проектом, протоколы совещаний  и все промежуточные документы, подготовленные командой. Целью составления отчета является осмысление полученного опыта работы в проектной команде и извлечение уроков лично для себя с опорой на концепции изучаемой дисциплины.

К середине мая команда должна подготовить презентацию выполненной работы и в назначенный день выступить с публичной защитой проекта перед своей учебной группой или более широкой аудиторией, по усмотрению преподавателя.

 

Выбор темы проекта

 

Требуется выбрать проект, который Вы могли бы выполнить за два месяца, совмещая эту работу с прочими видами учебной нагрузки, общественных и семейных обязанностей. Желательно, чтобы работа над проектом была в русле Ваших основных интересов, соответствовала бы Вашим способностям, увлечениям и ценностям.

Может быть, Вы захотите попробовать свои силы в научной работе и предпочтете проект исследовательского характера. Или воспользуетесь случаем и проведете работу, направленную на изучение возможностей создания нового бизнеса. Подходящим объектом для тренировки является организация какого-либо мероприятия.

Подумайте, что будет для Вас важным и интересным этой весной? Кому из друзей или родственников Вы можете помочь, выполнив сбор и обработку информации в интересах их бизнеса? Какое общественно полезное исследование или мероприятие Вы можете провести?

Объектом управления может быть проект, который выполнят только члены Вашей команды, или же проект, в который будут вовлечены и другие участники в качестве получателей услуг или источников информации. Проект может иметь административную поддержку или быть полностью инициативным, выполняться в университете или за его пределами.

Например:

· Исследование предпочитаемых стилей обучения студентов факультета методом анкетирования по вопроснику Хони-Мамферда с целью получения рекомендаций о форме проведения занятий

· Изучение степени доверия населения к банковской системе

· Организация фестиваля исторической реконструкции (спортивных соревнований, благотворительного концерта, праздничного мероприятия, экскурсии и т.п.)

· Организация помощи подшефному детскому дому

· Организация и проведение чемпионата факультета по моделированию экономики и маркетинга (МЭМ)

· Исследование потенциального спроса на продукцию «ХХХ» предприятия «ZZZ»

· Изучение уровня удовлетворенности клиентов фирмы «ААА»

· Издание сборника художественных произведений студентов факультета

· Издание сборника научных статей

· Организация выставки «Мир увлечений»

· Исследование показателей финансового состояния совокупности предприятий по данным финансовой отчетности

· Обработка данных финансовой отчетности предприятий с целью выявления средних уровней и динамики финансовых показателей

· Создание сайта группы (научно-образовательного кружка, клуба по интересам)

· Освоение методов электронной коммерции

 

Будьте реалистами! У Вас всего два месяца!

Будьте оптимистами! Глаза боятся – руки делают.

Постарайтесь, чтобы этот проект был полезен и интересен Вам и еще кому-то.

Некоторые техники групповой работы, которые могут быть использованы на этом этапе:

· мозговой штурм

· круговой сбор идей

· матрица оценки вариантов

· матрица парных сравнений

Рассмотрим каждый из них.

 

Мозговой штурм

 

Проводится в два этапа. На первом все участники вслух предлагают любые идеи, включая самые безумные и фантастические, в любом порядке. Только два правила:

А) кто-то обязательно записывает все предложения (на бумагу или на диктофон) без указания автора;

Б) любая критика предложений категорически запрещена.

На втором этапе группа проводит отсев заведомо неприемлемых вариантов и любым приемлемым для нее методом (см., например, п. 4.3) выбирает один из оставшихся.

 

Круговой сбор идей

 

Напоминает мозговой штурм тем, что стадия генерирования вариантов отделена от стадии выбора. Но сами варианты участники предлагают по очереди, строго по кругу, стараясь не делать пауз.  Этот метод подходит для групп, которые недостаточно раскрепощены и богаты идеями, чтобы провести полноценный мозговой штурм. Необходимость что-то сказать, когда подходит твоя очередь, стимулирует фантазию. Может проявиться синергетический эффект, когда участники подхватывают и развивают идеи друг друга.

 

4.3. Матрица оценки вариантов

 

Используется для того, чтобы выбрать один вариант, руководствуясь одновременно несколькими критериями. Сначала договоритесь о критериях выбора. Например, трудоемкость, общественная полезность, потребность в финансировании и др., 3-5 критериев. Расположите варианты в строках, а критерии в столбцах (табл.1). Проранжируйте варианты по каждому из критериев, присвоив первое место самому лучшему, второе следующему за ним и т.д. Проставьте «места» в каждом из столбцов. Найдите сумму мест построчно. Вариант с минимальной суммой мест – лучший.

 

 

Таблица 1. Матрица выбора вариантов

  Критерий 1 Много ли данных предстоит собрать Критерий 2 время Критерий 3 От кого еще зависит Сумма мест
Вариант 1        
Вариант 2        
Вариант 3        
Вариант 4        
Вариант 5        
         

 

Здесь неявно предполагается, что все критерии выбора равноценны. Метод может работать и в случае, если какой-то из критериев считается более важным, чем другие. Тогда лучше ставить не места, а баллы – чем выше оценка в баллах, тем лучше вариант с точки зрения данного критерия. При подведении итогов баллы умножают на все критерия и затем складывают.

 

Матрица парных сравнений

 

Этот метод рекомендуется в том случае, если Вам трудно договориться между собой, но Вы хотите быть уверены, что будет учтено мнение каждого.

Составьте квадратную матрицу, в которой число строк и столбцов равно числу рассматриваемых вариантов. Обозначим для примера варианты буквами А, Б, В и т.д. (табл. 2). На практике же лучше использовать не буквы или номера, а краткие названия, например «Концерт», «Книга», «Опрос». По диагонали матрицы поставьте единицы. Такую таблицу должен приготовить себе каждый член команды.

Приступаем к заполнению таблицы. Делать это нужно сугубо индивидуально, не советуясь с другими. Предположим, что я считаю вариант А более предпочтительным по сравнению с Б. Тогда БА=2, АБ=0. Двойка должна оказаться в столбце А, а ноль – в клетке, симметричной ей относительно главной диагонали. Продолжаем по столбцу. Предположим, что по сравнению с А вариант В выглядит более предпочтительным. Тогда АВ=2, ВА=0, т.е. в столбце А должен появиться ноль, а двойка достанется столбцу В. Между А и Г я не могу выбрать, оба кажутся мне одинаково хорошими (или одинаково плохими). Тогда в обе ячейки симметрично выставляю по единице: АГ=1, ГА=1.

 

Таблица 2. Пример матрицы парных сравнений. Начало работы

  А Б В Г Д
А 1 0 2 1  
Б 2 1      
В 0   1    
Г 1     1  
Д         1
сумма          

 

Затем сравните А и Д. Столбец А заполнился, строка А – тоже. Переходим к  варианту Б. С вариантом А мы его уже сравнивали, осталось сравнить Б и В, Б и Г, Б и Д. Когда таблица заполнится полностью, найдите сумму по столбцам (табл. 3).

 

Таблица 3. Пример матрицы парных сравнений. Завершение индивидуальной работы

  А Б В Г Д
А 1 0 2 1 0
Б 2 1 1 2 2
В 0 1 1 0 0
Г 1 0 2 1 0
Д 2 0 2 2 1
сумма 6 2 8 6 3

Контроль: сумма чисел последней строки равна числу вариантов в квадрате.

 

     Теперь соберите в одну таблицу числа из нижней строки, полученные каждым участником, и сложите их (табл. 4).

 

Таблица 4. Пример матрицы парных сравнений. Обобщение результатов

  А Б В Г Д
сумма от участника 1 6 2 8 6 3
сумма от участника 2 4 4 7 7 3
сумма от участника 3 5 2 6 6 6
Итого 15 8 21 19 12

 

С учетом мнений всех участников наилучшим вариантом следует признать вариант В. Примечательно, что при использовании этого метода каждый участник может руководствоваться своими критериями, согласования критериев выбора в группе не требуется. Более того, переходя от одной пары вариантов к другой, участник может менять критерии оценки и даже вовсе не осознавать их, достаточно, если он способен ощутить предпочтительность или равенство вариантов.

Чтобы согласовать с преподавателем тему проекта, приготовьте обоснование ее актуальности и полезности. Для этого рекомендуется использовать факты, статистические данные, ссылки на публикации, а также некоторые инструменты курса, например, карту заинтересованных сторон и таблицу, в которой сформулированы их интересы.

В названии проекта должны быть отражены:

l объект

l предмет (процессы, характеристики, свойства, грани, аспекты, способы)

l проблема

l цель, результат (повышение, совершенствование, создание, открытие, продвижение)

Например:

Изучение ожидаемого спроса посетительниц салона красоты «Аэлита» на услуги косметолога с целью определения количества вакансий (или потребностей в обучении)

Обоснование покупки оборудования для шиномонтажа в автосервисе «Иваныч»

Большинство проектов имеют общие характеристики:

• Они являются целевыми, т.е. вся деятельность направлена на достижение определенных результатов или выходов

• Они имеют четкое начало и конец

• У них есть определенные ограничения, которые лимитируют и определяют процесс

• Достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей

(Мейлор (Maylor), 1996)

Тщательно сформулируйте цели, которые должны быть достигнуты в результате выполнения проекта.

Принцип SMART - цели должны быть:

• конкретными (specific) – т.е. Вы должны ясно представлять себе, чего хотите достичь;

• измеримыми (measurable) – Вы должны разработать критерии для измерения процесса достижения целей;

• достижимыми (achievable) – т.е. Вы должны быть уверены в достижении поставленных целей в существующем окружении и при имеющихся ресурсах;

• реалистичными (realistic) – т.е. Вам не следует пытаться достичь невозможного;

• определенными по времени (timebound) – т.е. сроки достижения поставленных целей должны диктоваться реальными потребностями.

 

Общие недостатки в проектах

• В команде были сомнения по поводу целей проекта

• Команда не была уверена в том, что должно быть сделано

• К концу проекта цели были достигнуты только частично

• Работы выполнялись позже намеченных в графике сроков

• Запланированный бюджет был превышен

(Elbeik & Thomas), 1998)

 

 

Планирование проекта

 

Для планирования проекта могут быть использованы следующие инструменты:

· Карта памяти

· Дерево задач

· Метод ключевых событий

· Ленточный график

· Сетевой график

Распределите работу между членами команды, установите точные сроки и промежуточные точки контроля.

 

Выполнение проекта

 

Теперь все намеченное нужно выполнить!

Вы обязательно столкнетесь с трудностями и неожиданностями, но их преодоление даст Вам бесценный личный управленческий опыт, который можно получить, только действуя.

Но Вы будете действовать не вслепую, поскольку можете вооружиться опытом других менеджеров, воплощенным в концепциях курса.

Анализ результатов

· Анализ цифр, например: сколько было получено
и какой ценой

· Анализ качества, чтобы оно не было завышенным или заниженным

· Выявление как позитивных, так и негативных фактов

· Проведение сравнений

· Поиск закономерностей в фактах

Личная самооценка

· Достигнуты ли цели проекта?

· Что бы Вы сделали по-другому для улучшения конечного результата?

· Что думают о результатах проекта Ваши коллеги?

Команды

· До какой степени я участвовал в достижении целей проекта за счет своего метода руководства проектом?

· Какие конкретные действия я предпринял для достижения целей проекта?

· Что из моих действий помешало нам выполнить цели проекта?

· Что из того, что я не сделал, но должен был, помогло бы нам достичь цели проекта?

· Назначите ли Вы меня на аналогичную должность в будущем?

· Согласитесь ли Вы работать со мной в аналогичных должностях в следующий раз?

· Будете ли Вы рекомендовать меня своим коллегам?

 

(Из адаптированной работы Элбейка и Томаса, 1998)

 

Объем индивидуального отчета не регламентируется. Желательно не превышать объем в 1500 слов (без Приложений).

Рекомендуемая логика построения отчета:

· Описание проекта и исходных данных

· Анализ исходных данных с использованием терминов и концепций дисциплины «Управление проектами»

· Выводы

· Рекомендации

 

 

Структура отчета (количество и названия разделов, содержание приложений и т.п.) не регламентируются, однако качество презентации отчета, его структура и логика изложения учитываются преподавателем при выставлении оценки. Приветствуется использование схем, таблиц, диаграмм, каждая из которых должна иметь номер и название.

 

Литература

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по курсовой работедисциплины

«Управление проектами»

Направления подготовки:

Менеджмент

Профили  подготовки: Корпоративный менеджмент, Менеджмент (в машиностроении), Менеджмент (в строительстве), Менеджмент организации, Производственный менеджмент (в машиностроении), Производственный менеджмент (в строительстве), Туризм и гостеприимство

 

Торговое дело

Профиль подготовки:

менеджмент организации, логистика в торговой деятельности

Форма обучения очная, очно-заочная и заочная

Тула 2019



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.1 с.)