Методология, методы и методика источниковедения истории культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология, методы и методика источниковедения истории культуры



1) Практика выявления, сбора, изучения и использования источников по изучению культуры.

2) Основные стадии работы исследователя с источником. Метод источниковедения как особый способ познания реальности. Познание как диалог двух субъектов — создателя источника и его исследователя.

3) Система исследовательских процедур источниковедческого анализа и синтеза.

4) Методы и приемы изучения авторства источника.

5) Методы и приемы изучения обстоятельств создания источника.

6) Текст источника, его прочтение и интерпретация.

7) Исследование взаимосвязей между авторством источника и степенью его достоверности.

8) Исследование взаимосвязей между целями создания источника и полнотой его информации.

9) Проблемы интерпретации источника. Содержание источника и его анализ. Искусство понимания источников культуры. Герменевтика и ее основные принципы.

10) Теоретико-методологические подходы в источниковедении. Культурологический подход к анализу источников по истории культуры.

 

Основная литература:

Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2007.

Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. М., 2004.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

 

Дополнительная литература:

Беленький И.Л. Разработка проблем теоретического источниковедения в советской исторической науке (1960–1984): Аналитический обзор. М., 1985.

Источниковедение: Проблемные лекции: Учебно-метод. модуль. М., 2004.

Корников А.А. Теоретическое введение в источниковедение. Иваново, 2000.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: в 2 т. М., 2010. Т. 1 – 2.

Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы X– XVII вв. СПб., 2001.

Марухин В.Ф. Источниковедение отечественной истории: Учебное пособие. Орехово-Зуево, 2002.

Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история, метод. М., 1996.

Мерзон А.Ц. Основные задачи критики источников. М., 1958.

О критике исторических источников // Исторический архив. 1957. № 5. С. 281–287.

Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

Румянцева М.Ф. Целостность современного гуманитарного знания: необходимость и возможность // Единство гуманитарного знания: новый синтез: Материалы XIX международной научной конференции. Москва, 25–27 января 2007 г. М., 2007. С. 41–49.

Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие. М., 2002.

Сальникова А.А. Современное зарубежное источниковедение: Теория и метод. Казань, 1999.

Умбрашко К.Б. Источниковедение отечественной истории: Учебно-метод. пособие. Новосибирск, 2006.

 

Семинарское занятие VII

Источниковедение
в контексте вспомогательных исторических дисциплин

1) Археологические источники как единственное свидетельство культуры бесписьменных эпох. Типы археологических артефактов как исторических источников.

2) Типы и виды этнографических артефактов-источников по истории культуры традиционных и современных обществ.

3) Эпиграфика, мифология, фольклор как источники по истории культуры. Документальные источники. Лингвистические источники. Картография истории культуры. Статистика. Ономастика. Современные массовые и уникальные источники культуры.

 

Семинарское занятие V I II

Источники личного происхождения:
Письма, воспоминания и дневники XVIII – ХХ вв.

1.Время написания и происхождение.

2.Форма написания (дневник, воспоминание, литературная запись).

3.Установление авторства (создание психологического портрета автора).

4.Источники написания воспоминаний.

5.Полнота и достоверность.

 

Основная литература:

Гимон Т.В. Источниковедческое изучение мемуаристики в России во второй половине XX века // Проблемы источниковедения. М., 2010. Вып. 2(13). С. 393-412.

Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. М., 2004.

 

Дополнительная литература:

Бушканец С.В. Мемуарные источники: Учебное пособие по спец. курсу. Казань, 1975.

Голубцов В.С. Мемуары как исторический источник по истории советского общества. М., 1970.

Деревина Л.А. О термине «мемуары» и классификации мемуарных источников // Вопросы архивоведения. М., 1963. № 4. С.32-38.

Дробижев В.З. История советского общества в воспоминаниях современников (1917 – 1957 гг.). М., 1968.

Житомирская С.В. Вопросы научного описания рукописных мемуарных источников // Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1978.

Записки и воспоминания женщин XVIII – первой половины XIX в. М., 1990.

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. М., 1976–1989. Т. 1 – 5.

Курносов А.А. Приемы внутренней критики мемуаров // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.

Исторический источник и проблемы российской истории. Казань, 2011.

Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера // История СССР. 1979. № 6. С.72-79.

Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX века. От рукописи к книге. М., 1991.

Чекунова А.Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII – XVIII в. М., 1997.

Семинарское занятие IX

Визуальные источники
(фотографии и книжные иллюстрации)

1.История происхождения.

2.Время создания (интерьер, одежда, предметы быта как вспомогательные средства).

3.Характеристика персонажей.

4.Дополнительные (второстепенные) объекты.

5.Социальные роли взрослых и детей.

6.Эмоциональное состояние персонажей.

7.Одежда детей и взрослых.

8.Интерьер помещения (дома, комнаты и т.п.).

 

Основная литература:

Вишленкова Е.А. Визуальный язык описания «русскости» в XVIII – первой четверти XIX в. // Ab Imperio. 2005. № 3. С. 97-146.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М., 2004.

 

Дополнительная литература:

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2003.

Визуализация нации. Иваново, 2008.

Визуальная антропология: Новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. статей / ред. Е. Ярская-Смирнова и др. Саратов, 2007.

Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.

Голлербах Э.История гравюры и литографии в России. М., 2003.

Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2008.

Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Регион Докса: Источниковедение культуры. М., 2005.

Коллинз Р. Интерактивные ритуалы и социологическое объяснение интеллектуального творчества // Компаративистика-I. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2002. С. 33-57.

«На фоне Пушкина воспитанное детство»: Педагогика визуального в учебнике и на картине. М., 2011.

Семинарское занятие X

Вещественные источники
(«прочтение» вещественных источников
на примере семейных реликвий, вещно-предметного комплекса
определенной эпохи, периода или социального слоя)

1.Вещь как изделие, товар, символ.

2.Вещь как знак в коммуникативных системах.

3.Вещь как исторический источник.

4.Вещь как текст и как культурный знак.

 

Основная литература:

Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX – XX веках. Казань, 2008.

Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2008.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

 

Дополнительная литература:

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001.

Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2003.

Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «Оттепели»: метаморфозы стиля. М., 2001.

Вайль П., Генис А. «60-е»: Мир советского человека. М., 1996.

Вайнштейн О. Денди: Мода. Литература. Стиль жизни. М., 2005.

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.

Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. М., 2004.

Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Регион Докса: Источниковедение культуры. М., 2005.

Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России. 1920-1930-е гг. СПб., 2000.

Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.

Сальникова А.А. История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку. М., 2011.

 


Факультативы

 

Практическое занятие 1

Конская упряжь и предметы вооружения кочевников.

Задача занятия: определить типичные предметы конской упряжи и вооружения древних кочевников Евразии.

Форма работы: индивидуальные доклады.

Задание: на примере погребального обряда доказать, что мужчине-воину оказывались высшие почести в кочевом обществе Великой Степи.

Практическое занятие 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.018 с.)