Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источниковедческий практикум

Поиск

Тематические направления исследовательских работ
 для участников городского межмузейного проекта
«Музей открывает фонды»

(по материалам Мемориального музея-квартиры Л.Н. Гумилёва)

1. Рукописи и машинописи из личного архива Л.Н.Гумилёва

2. Фотографии Л.Н.Гумилёва как источник для изучения биографии учёного

3. Библиотека Л.Н.Гумилёва как источник для изучения научных интересов и связей учёного

4. Экспонаты Мемориального музея-квартиры Л.Н. Гумилёва как ключ к пониманию внутреннего мира учёного:

- Портрет Н.С. Гумилёва: образ отца в восприятии сына

- Барельеф А.А. Ахматовой: образ матери в восприятии сына

- любой из предметов – иконы, красная китайская лаковая пепельница, библиотечный куб, стол, папиросы «Беломорканал», веточка дуба из Бежецка и т.д.

5. Аудио- и видеозаписи Л.Н. Гумилёва как источник для изучения научного наследия и биографии учёного

 

Критерии оценивания:

- использование источников и специальной научной литературы;

- критичность мышления, полнота и глубина анализа, самостоятельность в оценках;

- умение оперировать основами сравнительного анализа;

- чёткость и конкретность изложения;

- наличие обобщающих выводов.

Задание считается выполненным, если выполнены все требования, нет фактических ошибок, имеются ссылки на источники, основную и дополнительную литературу.


Ориентировочные тематические направления для обсуждения на студенческой научной конференции
«Культурологическое источниковедение»:

- Специфика культурологического подхода в изучении источников по истории культуры

- Персонология. Выдающиеся учёные, внесшие вклад в становление культурологически ориентированного источниковедения (по выбору студента)

- Научные предпосылки и социокультурный контекст формирования культурологического дискурса в источниковедении

- Пути развития зарубежных и отечественных источниковедческих исследований.

- Культурологический поворот в современном источниковедении. Работы О.М.Медушевской и С.О.Шмидта. Специфика культурологического источниковедения и проблемная область источниковедения истории культуры.

- Методология, методы и методика источниковедения истории культуры.

- Определение исторического источника. Исторические источники и их роль в культурологических исследованиях. Источники как средство познания для историка и культуролога.

- Понятие "исторический источник". Выработка определения исторического источника в русской дореволюционной, советской и постсоветской историографии.

- Исторический источник и его роль в процессе познания.

- Объективное и субъективное в источнике. Структура информации источника. Проблема достоверности источника. Проблемы интерпретации источника. Содержание источника и его анализ.

- Источник как явление культуры. Исторические источники и их роль в культурологических исследованиях. Источники как средство познания для историка и культуролога. Культурологический подход к анализу источников по истории культуры.

- Проблема классификации источников по изучению культуры. Типы источников. Виды источников по изучению культуры

-  Искусство понимания источников культуры. Герменевтика и ее основные принципы.

- Источники-фальсификаты (по С. Козлову).

- Мифологемы и предубеждения как источники по истории культуры

- Источниковедческий анализ письменных документов по истории культуры.

- Возможности культурологического подхода в изучении музейных экспонатов как источников по истории культуры.

 

Подготовка к конференции включает создание обучающимся мультимедийной презентации и написание текста доклада.

Участие в конференции предполагает перекрестный анализ прозвучавших выступлений.

 

 


Вопросы к дифференцированному зачёту

1. Источниковедение как наука. Предмет и задачи источниковедения истории культуры.

2. Теоретическое и практическое источниковедение культуры.

3. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в изучении истории культуры.

4. Определение исторического источника: основные подходы.

5. Исторический источник и его роль в процессе познания.

6. Объективное и субъективное в источнике. Структура информации источника. Проблема достоверности источника. Проблемы интерпретации источника. Содержание источника и его анализ.

7. Источник как явление культуры. Исторические источники и их роль в культурологических исследованиях. Источники как средство познания для историка и культуролога. Культурологический подход к анализу источников по истории культуры.

8. Проблема классификации источников по изучению культуры. Типы источников. Виды источников по изучению культуры. Источники-фальсификаты (по С. Козлову).

9. Методы и приемы источниковедческой критики. Внутренняя и внешняя, аналитическая и синтетическая критика источника.

10. Искусство понимания источников культуры. Герменевтика и ее основные принципы.

11. История становления и развития источниковедения: основные вехи. Формирование культурологического подхода к изучению исторических источников

12. Вклад зарубежных и отечественных исследователей в источниковедческую науку (по выбору студента).

 

 

Шкала критериев оценивания

Шкала Критерии
отлично · обучающийся на протяжении всего учебного процесса демонстрирует глубокое и прочное усвоение теоретических и практических знаний по источниковедению истории культуры; · обучающийся способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в области культурологически ориентированного источниковедения; · обучающийся демонстрирует способности использовать систематизированные теоретические и практические знания по источниковедению для постановки и решения исследовательских задач в области образования; · знания обучающегося в области источниковедения имеют системный и осмысленный характер; · обучающийся умеет правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области источниковедения; · обучающийся способен исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить изученный материал; · обучающийся может правильно формулировать определения; · обучающийся умеет самостоятельно работать с рекомендованной к изучению литературой; · обучающийся способен делать выводы по излагаемому материалу; · у обучающегося успешно выполнена итоговая отчётная работа.
хорошо · обучающийся демонстрирует достаточно полное усвоение систематизированных теоретических и практических знаний, умение правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области образования; · обучающийся демонстрирует знание основных теоретических понятий; · обучающийся способен достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал; · обучающийся демонстрирует умение ориентироваться в специальной литературе; · обучающийся в состоянии делать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу · итоговая отчётная работа у обучающегося выполнена достаточно хорошо.
удовлетворительно · обучающийся способен продемонстрировать усвоение систематизированных теоретических и практических знаний, · умеет правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области образования; · знает основную рекомендованную учебную литературу по изучаемой дисциплине; · умеет строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; · способен продемонстрировать общее владение понятийным аппаратом дисциплины. · итоговая отчётная работа у обучающегося выполнена вполне удовлетворительно.
неудовлетворительно у обучающегося отсутствуют систематизированные теоретические и практические знания по изучаемой дисциплине, он не умеет правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области образования; не владеет понятийным аппаратом дисциплины; допускает существенные ошибки при изложении учебного материала; не умеет строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; не способен делать выводы по излагаемому материалу, итоговая отчётная работа у обучающегося не выполнена.

 


Рекомендуемая литература

Учебники

7. Источниковедение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Н.Данилевский, Д.А.Добровольский, Р.Б.Казаков. — Электрон. дан. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 685 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/66019.

7.Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.]; под ред. А.В. Сиренова. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https://biblio- online.ru/book/934CC5C0-7B33-4372-B59E-474723169044/istochnikovedenie

8. Источниковедение: Практикум / Голубева Е.В. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 90 с. — http://znanium.com/bookread2.php?book=966672

9. Русина, Ю. А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю.А.Русина. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 234 с. — (Серия: Университеты России). — https://biblio-online.ru/book/5D375156-D991-4635-9 041-7C7BABD08441/istochmkovedenie-noveyshey-istorii-rassii

10. Русина, Ю. А. Методология источниковедения: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю.А.Русина. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 203 с. — (Серия: Университеты России). — https://biblio-online.ru/book/88D940AB- D5A8-49F6-B5E4-9188DB9110E8/metodologiya-istochnikovedeniya

11. Семилет Т.А. Исследования культуры в современном мире: Учебное пособие/Семилет Т.А.. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 153 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/3323F3EA-3C68-4ECD-86D2-F32FE7A88730. - ЭБС Юрайт.

12. Соколова, М. В. Теория и методология истории. Историческая память: учебное пособие для академического бакалавриата / М.В.Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 113 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https: //biblio-online.ru/viewer/0CD0173F-FC2D-4392-B61D-2517C168A73C/teoriya-i- metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat#page/1

13. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=237540

14. Наумова, Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / Г.Р.Наумова. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 237 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https://biblio-online.ru/viewer/309050FD-2100-420B-8B6D-7E134D4EF044/istoriya-istoricheskoy-nauki- istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-1#page/1

15. Никонов, О.А. Источниковедение новой и новейшей истории. Учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.А.Никонов, М.В.Пономарев, С.Ю.Рафалюк. — Электрон. дан. — М.: Издательство "Прометей", 2012. — 150 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/30336.

16. Никулин, П.Ф. Методология источниковедения дореволюционной отечественной истории: учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Томск: ТГУ, 2014. — 94 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/76804.

16.

Дополнительная литература

Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб., 1908.

Ланглуа Ш.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1910.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910-1913. Вып. 1-2.

Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования. Баку. 1930.

Быковский С.Н. Методика исторического исследования. Л., 1931.

Проблемы источниковедения [Сб.ст.] М.; Л., 1933-1940. Сб. 1-3; М., 1955-1963. Вып. 4-11.

Источниковедение: Теоретические и методические проблемы: Сб.ст. М., 1969.

Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1969.

Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск, 1973.

Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

Источниковедение отечественной истории: Сб.ст. М., 1973-1989. Вып. 1-7.

Николаева А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения XVIII-XX веков: Учеб.пособие. М., 1976.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР: Учеб. пособие. Киев, 1976.

Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения: Учеб. пособие. М., 1977.

Тартаковский А.Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения // История СССР. 1983. 3. С. 112-130.

Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Медушевская О.М. История источниковедения в XIX-ХХ вв.: Учеб.пособие. М., 1988.

Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М., 1996.

Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. VII. С. 5-83.

Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века. М., 1940. (2-е изд. М., 1962).

Источниковедение истории СССР XIX века (до начала 90-х годов). М., 1940.

Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР периода империализма. М., 1962.

Источниковедение истории СССР XIX начала XX в. М., 1970.

Источниковедение истории СССР. 2-е изд. Под ред. И.Д.Ковальченко. М., 1981.

Кабанов В.В. Источниковедение советского общества. М., 1997.

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 1998.

Голиков А.Г., Круглова А.Т. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.

Actio nova (сборник научных статей). М., 2000.

Бржоставская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран.–М., 1977.

Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов. М., 2001.

Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. М., 2002.

Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах.Западной Европы: Уч.пособие для вузов.–М., 1984.

Звучащий мир: книга о звуковой документалистике.–М., 1984.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

Источниковедение истории СССР 19–20 вв. / Под ред. И.А.Федорова.–М., 1970.

Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко.–М., 1981.

Источниковедение: история Древнего Востока–М., 1984,

Киселева.Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи.–Л., 1978.

Ключевский В.О. Курс лекций по источниковедение: Соч. в 8-и томах. Т. 6.–М., 1959.

Кузин А.А., Ромаль Л.М. Кинофотоархивы: Уч. пособие.–М., 1982.

Люблинская А.Д. Источниковедение средних веков.–Л., 1955.

Малов В.Н. Что такое палеография // Вопросы истории. 1966. № 2. С. 209–213.

Медушевская О.М. Современное зарубежное источниковедение.–М., 1983.

Мнухина Р.С. Источниковедение истории нового и новейшего времени.–М., 1970.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.–М.,1994.

Справочник. Негосударственные организации культуры Санкт-Петербурга.–СПб., 1997.

Степанов Ю. С. Контексты: Словарь русской культуры.–М., 1997.

Тихомиров М.Н. Источниковедение СССР.–М., 1962.

Тойнби А. Постижение истории.–М., 1991.

Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М. 1983.

Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период.–М., 1976.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.007 с.)