Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человеке (платон, аристотель, гоббс, локк, кант, гегель и др. ).

Поиск

Проф. Лавриненко В.Н.

Лекция № 18 (09.04.08).

Тема X. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Понятие «социальная» и «гуманитарная» наука. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Логические социальные факторы историко-логической реконструкции социально-гуманитарных наук диалектически взаимосвязаны между собой (чистой науки не бывает, чистой общественной науки – тем более); существенную роль играет интерес.

Зависимость развития социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Развитие социальных и гуманитарных наук зависит от соответствующих объективных и субъективных условий; т.е. от социального контекста. Отсюда существование, например, буржуазной и социалистической политической экономии, политологии (учение о политических процессов), теории личности и других социальных и гуманитарных наук. Социальный контекст в маркситской политэкономии – позиция рабочего класса, далее он развил учение о стоимости, прибавочной стоимости. Объективные стороны социального контекста развития социально-гуманитарных наук составляют прежде всего сущность того или иного общественного строя и содержания присущих ему общественных отношений (экономических, политических и др.). Речь идет об объективных социальных условиях функционирования социальных и гуманитарных наук, существенно влияющих на их развитие (классовый состав; интересы, которые влияют на ученого). Субъективная же сторона в развитии социально-гуманитарных наук выражена, прежде всего, в следующих факторах:

 1) Применение соответствующей методологии к изучению и толкованию общественных явлений.

2) Использование так называемых социологических исследований, цели и программы которых задаются самими исследователями, нередко исходя из соответствующего заказа.

3) Уровень знаний и опыт исследователя, социальное содержание его опыта (как экономиста, политолога, военного, религиозного деятеля и т.д.).

4) Ценностные ориентации исследователя, вытекающие из его мировоззренческих и идеологических установок.

Указанные субъективные факторы в их диалектическом единстве с объективными социальными факторами в той или иной степени определяют содержание и направление развития социально-гуманитарных наук. В настоящее время все больше говорят о классической, неклассической и постнеклассической науке вообще, в т.ч. применительно к социально-гуманитарной науке.

Сущность классической социально-гуманитарной науки заключается в том, что олицетворяющие ее ученые стремились и стремятся к получению исключительно объективных знаний и его различных сторон, свободных от каких-либо субъективных суждений.

Суть неклассической социально-гуманитарной науки заключается в том, что получаемые ею результаты в познании общественных явлений истолковываются не только в зависимости от содержания самих этих явлений, но и от условий, в которых совершается процесс их познания, от применяемых при этом средств исследования.

Постнеклассическая (современная – в основном вторая половина XX в.) социально-гуманитарная наука соотносит знание об объекте не только со средствами и способами познания, но и с ценностями и целями деятельности исследователя. Большое значение придается ценностным ориентациям познающего субъекта и его мировоззренческим установкам. В трактовку результатов исследований все больше вводится «человеческое измерение», влияние социокультурных качеств самих исследователей, а также социокультурных условий осуществления их познавательной деятельности.

Лекция № 19 (16.04.2008).

Лекция № 20 (23.04.08).

Социальное время выражает:

1) длительность существования того или иного социального явления (война и т.д.);

2) необратимость в его развития;

3) последовательность смены социальных явлений, исторических событий и эпох.

Социальное время характеризуется такими понятиями, как:

1) историческая эпоха (эпоха Возрождения, революции);

2) «социальная эпоха»;

3) этап;

4) период;

5) ритм;

6) путь;

7) дух времени (время – не пустая длительность, а выражение жизни людей – основные идеи эпохи, доминирующая религия, психический склад нации);

8) социальное ускорение, или ускорение хода истории.

Социальное пространство и время взаимосвязаны и представляют собой пространственно-временной континуум (единство пространства и времени) – это понятие ввел немецкий математик и физик Минковский. Данный континуум проявляется также в развитии общественных явлений.

Переосмыслив связь пространства и времени применительно к развитию общества – к деятельности людей и событиям их жизни, М.Н. Бахтин (1895 – 1975 гг.) – крупное явление в нашей культур – ввел понятие «хронотоп», выражающее «конкретное единство пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации», сложившихся в данное время в данном месте. Будучи теоретиком искусства, Бахтин использовал это понятие главным образом в анализе художественных и литературных текстов.

Социальное время осмысливается Бахтиным в различных аспектах:

1) как темпоравность (темп) жизни, т.е. ее развитие во времени;

2) как временная дистанция между автором (текстом) и интерпретатором данного текста;

3) как параметр (свойство) исторического разума, возвращающегося от одной исторической эпохи к другой;

4) как элемент биографического метода (описание и толкование биографии отдельных личностей и народов).

Дух времени характеризует менталитет эпохи, ее духовность, в том числе, характер мышления людей, их эмоции и ценностные ориентации.

Бахтина называют создателем исторической коэтики, т.е. учения о художественном постижении исторических событий. Бахтин не писал, он критик (как Белинский). Он писал, что «в художественном хронотопе (когда пространство и время сливаются воедино – на сцене, в картине) время сгущается, уплотняется, становится художественном зримым. Пространство же интенсифицируется, втягивается в движении времени, сюжета в истории».

Художественное пространство и время могут отражать реально существовавшие или существующие пространство и время (реалистическое искусство), а могут быть вымышленными (художником, писателем, поэтом).

Силовые линии времени нередко идут не только от настоящего к настоящему (прошлому), но и от прошлых эпох к настоящему.

Лекция № 21 (30.04.08).

Кратко по вопросам 72 и 75.

В исторический процесс втягиваются все люди, но быть субъектом исторического процесса – значит понимать его ход, свои интересы и отстаивать их. Участниками исторического процесса являются все, субъектами только те, кто понимает ход исторического процесса и реализует свои интересы (партии, писатели – Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, ученые).

Стихийность и сознательность: в обществе всегда есть элементы стихийности, все охватить невозможно. Общество является сознательным, когда люди понимают ход исторического процесса.

 

Проф. Лавриненко В.Н.

Лекция № 18 (09.04.08).

Тема X. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человеке (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.).

Интеграл – некая структура, характеризующаяся свойством перехода из одной формы в другую.

Философия – сама интегральная наука. На интересуют явления не сами по себе, а с точки зрения развития и взаимосвязи (диалектической взаимосвязи). Интегральный характер науки: главное здесь заключается в том, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое. Философия – это учение об общем, любой другой предмет будет частным к ней.

Социальная философия тоже воспроизводит социальный мир – исторический процесс и его целое (взаимодействие всех его сторон – экономической, политической и др.).

Философия, вбирая в себя знания экономики и т.д., выступает как единое (интегральное) целое и может затем рассматриваться в рамках любой науки. Там, где нарушается связь, прекращается развитие, наступает стагнация, деградация и т.д.

Специфика явления (экономики и т.д.) философию не интересует, ее интересует:

1) место этого явления (экономики в жизни общества);

2) насколько оно участвует в развитии (насколько экономика участвует в развитии общества).

Вопрос: какая экономика может наилучшим образом способствовать развитию общества – философский вопрос.

Экономика призвана обеспечивать все материальные сферы общественной жизни (раньше была советская республика, сейчас буржуазная республика – президентская). Рассматривая религию, философия решает, какую роль религия играет в жизни общества. Исходя из исторически сложившегося самосознания, считается что христианство лучшим образом подходит для РФ.

Такой подход и есть интегральный подход – философии как интегральной системы знаний. Интегральная характеристика философского знания влечет интегральный характер его категорий. Интегральный (всеобщий) характер и интегральная форма проявляются в понятиях, принципах и учениях во всех философских системах.

В процессе развития философия (как система знаний о мире) все больше наполняется научными знаниями. От созерцательной философия все больше переходит к научной (Аристотель – механика, Демокрит и т.д.). Но все же в античности философия больше носила умозрительный (иногда гениальный – атомы Демокрита) характер.

С открытиями Галилея, Коперника философия все больше пополнялась научными знаниями. Со временем из науки наук философия превратилась в специфическую науку, междисциплинарную науку, нося мировоззренческий характер.

Философия становилась интегральной наукой в том смысле, что она осмысливала достижения наук, происходило наполнение философии наукой, формировалась философская картина мира, наполненная наукой.

В обществознании сформировалась теория естественных прав человека (Гоббс, Локк). В рассуждении Гоббса равные права всех неизбежно ведет к конфликту – «война всех против всех». В результате формируется государство (лучше всего абсолютная монархия) – философская интегральная идея – философское значение государства Гоббса.

Дж. Локк вывел путем логических заключений, что из теории естественного права следует, что логичной формой государства должна быть демократия.

В качестве метода выступает теория: диалектика (синергетика, системный метод – все покрыто диалектикой) как учение о развитии. Пока мы разбирались, что такое диалектика – это еще не метод, когда же мы применяем ее например к анализу экономических явлений – это уже метод (теория как метод). В качестве метода может быть как общая, так и частная диалектика. Следует учитывать, что диалектика начинается с древних времен: Сократ, Конфуций, буддистские учения. Гегель создал теорию диалектики, но это все была еще теория, когда же она стала применяться, она стала методом.

Огромное значение науки в современном постиндустриальном обществе сформировало потребность разобраться в науке, в результате возникла дисциплина «История и философия науки».

Экономика называется политической, потому что экономика, изучая способ производства, изучает не взаимоотношение двух или более человек, а взаимоотношения между классами. Поэтому правильное название не экономическая теория, а политическая экономия. Науки, изучающие общество (экономика, политология) – социальные науки; науки, изучающие человека – гуманитарные науки (антропология, психология (наука о сознании) и т.д.).

И социальная, и гуманитарная науки тесно связаны между собой. Общество – это совокупность общественных отношений. В общественные отношения, с одной стороны, вступают конкретные люди, с другой стороны – человек вне общества существовать не может. Все науки – социальные и гуманитарные, есть результат социального познания. Социальное познание есть познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь поиск истины связан не только с познавательными интересами, но и с интересами социальными. Исследователь всегда, сознательно или подсознательно, проявляет определенную позицию. В естествознании социальная составляющая на содержание научных теорий влияния не оказывает.

Онтологическая сторона социального познания. С одной стороны мы исследуем сам процесс, с другой стороны – гносеологической – каким образом мы познаем процесс, какие методы мы применяем. Ценностная сторона социального познания – с каких позиций исходит исследователь. Ценности: в области материальной, политики, морали. Ценность – это то, что значимо (ценности – долг, честь и т.д.). Читая какую-либо работу, мы должны учитывать, что значимо для автора, какие ценности для него важны. К способам производства Маркс подходил с классовых позиций, Смит – с позиций частной собственности.

Ценностная сторона играет решающую роль в социальном познании (была для Гоббса ценна монархия – он ее и вывел из теории естественного права). Негативные идеи следует вытеснить из науки.

Интегральная идея Платона: государство – это лучшее, что может быть, справедливое государство – то, где человек будет обеспечен. Интегральная идея Платона – идея справедливости.

Идеи государства Платона близки к русской духовности – государство обеспечивает безопасность людей, их нормальное существование. Государство существует для людей. Но и люди должны своим трудом обеспечить функционирование государства.

Аристотель создал теорию социалистического государства: государство создано для того, чтобы жить счастливо, а не только для наведения порядка. «От каждого по способностям – каждому по труду» - идея Аристотеля. Всегда существуют идеи интегрального характера, которые утверждают направления социальных исследований. При изучении социальных наук необходимо признать значимость идеи.

По Канту, развитие общества носит дуалистический характер. В обществе есть 2 начала: мир явлений и мир вещей в себе. Феномен: мир, свободный от сущностей, и мир необходимости.

Мир явлений – то, чем занимается наука, но существует мир сверхчувственный, трансцендентный (потусторонний), влияющий на мир явлений через потребности (как побуждение к чему-то). Любой из вариантов действительности выбирается необходимостью. Интерес, цель – предполагаемый результат действий. Нужно разобраться в соотношении потребностей и целей. Потребность (необходимость): идея, которая решена за нас. В этом заключается интегральная идея дуализма Канта.

Суть гегелевского подхода – разум в истории. Разум каждого из нас – проявление мирового разума через человека. История – развитие мирового духа. Начало человеческой истории – создание государства, до этого была предыстория, подготовка к истории. Предметом анализа является не мир вещей, а сознание людей, которое является проявлением мирового духа.

Интегральная идея: прогресс общества – сознание свободы. Свобода для человека – это основное. Сущность человека в свободе – если человек раскован, свободен – он может творить. Свобода есть условие для творчества. Свободы не было в восточном обществе, свобода появилась в Греции, где была создана великая культура, философия. Римское общество было не только свободным, но и было защищено с помощью прав. Гегель считает, что высшего развития свобода достигает в Германии – идеологический момент (установка), который не соответствует действительности (Германия была разрознена, раздираема феодальными междоусобицами и т.д.).

Главная идея – прогресс общества в сознании свободы – основополагающая идея, на которой можно строить какие-либо концепции.

Основой всякого развития является противоречие – актуальность.

Идея – основополагающее понятие, вокруг которого формируются другие понятия. Основная идея – диалектика – учение о развитии. Основная идея дарвинизма – идея естественного отбора.

В диссертации должно быть какое-то противоречие, ключевая идея. Есть противоречие (точка бифуркации) и нужно найти идею, которая позволит его решить. Можно сначала сформулировать гипотезу, выдвинуть идею, доказанная гипотеза – есть теория. Суждение, связь понятий и суждений, дедуктивное и индуктивное мышление – это и есть аппарат научного мышления, в этом аппарате есть интегральная идея.

62. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни.

В основе эмпирического познания лежит накопление, первичное обобщение и систематизация социального опыта в той или иной сфере общественной жизни (политической, духовной, экономической и др.). Эмпирический уровень связывает нас с жизнью: происходит первичное накопление фактов, далее они систематизируются и т.д. и позволяет избежать оторванных от жизни наукообразных теорий. На эмпирическом уровне формируется так называемое фактуальное знание, непосредственно связанное с конкретными фактами из той или иной сферы общественной жизни. Эти факты обобщаются, выявляются некоторые свойства и взаимосвязи экономических, политических и других явлений общественной жизни, единство существенного и несущественного, необходимого и случайного, общего и частичного. Эмпирические сведения, полученные в той или иной области социальных и гуманитарных наук в виде научных фактов и их первичной систематизации, подвергаются дальнейшему осмыслению на абстрактном теоретическом уровне. Такое их осмысление направлено на выявление сущности исследуемых явлений и закономерности их развития, на уровне выявления сущностей выводятся законы.

Научный факт есть знание о реальном факте, поэтому когда мы осмысливаем теоретическую базу, мы тем самым осмысливаем научный факт. Собранные факты анализируются в определенной системе категорий. Осмысление научных фактов происходить не в широкой системе категорий, а в рамках понятий, категорий, методологии, которые соответствуют данному явлению.

Теоретический уровень познания во многом основывается на сведениях эмпирического познания; в свою очередь, эмпирический уровень познания общественных явлений (экономических, политических, духовных) исходит из тех или иных теоретических предпосылок – определенной системы понятий и принципов, воспроизводящих в сознании ученого предмет изучения (товарно-денежное обращение, политическая система общества), цели, направления изучения и способы его научного исследования (в рамках направлений). Ведущим направлением является путь от эмпирического к теоретическому познанию и далее, к более глубокой и непротиворечивой теории. Именно так формируются и развиваются дисциплины социально-гуманитарного цикла.

Историко-логические реконструкции.

Что касается историко-логических реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук, то следует указать на 2 основных фактора, под влиянием которых они происходят.

Один из этих факторов касается самой логики социально-гуманитарных знаний. Появляются новые понятия (наука начинается и кончается понятиями, понятие есть начало и конец научного исследования), новые подходы и методы исследования тех или иных явлений общественной жизни, позволяющие изучить их более глубоко. В результате, появляются новые теории с их новой конструкцией (структурой) и новым содержанием, объясняющим эти явления на современном для данного исторического этапа научном уровне.

Для Платона государство – это полис (территория с определенным населением), по мнению Макиавелли, государство – это аппарат, система органов. По Марксу, государство призвано отражать интересы правящего класса. Существует поправка, что общечеловеческие интересы также играют роль – это и есть 3 реконструкции, вызывающие появление новых понятий и т.д.

Другой фактор реконструкции социально-гуманитарных знаний – чисто социальный – он связан с социальными интересами ученых, их ценностными ориентациями, которые существенно влияют на цели и направления исследований и выводы из них. Это хорошо видно при сравнении современных теорий либерального, консервативного, социал-демократического и маркситского толка, в том числе при сравнении их обоснований роли государства в развитии экономики страны.

Либералы: позвольте нам действовать самостоятельно, не вмешивайтесь в нашу деятельность; в лучшем случае выполняет роль уличного сторожа, следите за исполнением договоров.

Консерваторы не против некоторого вмешательства государства в деятельность организаций, например, при регулировании проблем безработицы (Кейнс); чем больше денег у населения, тем больше покупательная способность. Теория Кейнса, получив развитие в 30-е гг. XX в., пережив упадок в 60-е гг., сегодня вновь выходит на ведущие позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.009 с.)