Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер.

Поиск

Природа ценностей происходит из практической деятельности людей и из их практических отношений к действительности. Ценность – то, что значимо, т.е. имеет значение для жизнедеятельности людей – отдельных личностей и социальных групп. Речь идет о значении тех или иных явлений (материальных, духовных и т.д.) для удовлетворения потребностей и реализации интересов людей. Представляя это (систему значений) на чувственном, интуитивном и понятийном уровне, люди в своей деятельности ориентируются на определенные ценности, тем самым формируется система их ценностных ориентаций, которая органически входит в их сознание и мышление. Происходит осознание людьми системы значений для них различных явлений действительности и ориентация на них в своем поведении.

1). И. Кант писал, что метод исследования поведения людей в обществе должен исходить из признания свободы как высшей ценности. Речь идет о свободе познавательной деятельности исследователя, который сам конструирует предмет исследования и творчески анализирует его.

2). В. Дильтей также указывал на необходимость учета ценностного фактора в познавательной деятельности людей, особенно когда речь идет о познании и толковании сущности отдельных явлений. Субъект познания предстает в единстве интеллекта, эмоций и воли и он руководствуется определенными ценностными ориентациями в познавательном процессе. Более подробно роль ценностей и ценностных ориентаций в познании обосновали В. Вильдельбанд и Г. Риккерт. По их утверждению, значимость явлений в общественной жизни определяется реализованными в них ценностями (добра, красоты, гармонии, справедливости и т.д.). Сами же ценности, по их утверждению, носят надисторический, трансцендентный (потусторонний) характер. Они в той или иной степени осознаются людьми и воплощаются в проявлениях культуры:

потусторонний (трансцендентный) мир: ценности   мыслитель   правила (моральные, религиозные и т.д.).

Есть нечто такое, что является очень значимым, есть идеалы, которые формируют мыслительные способности, иррациональный и рациональный мир и т.д. Предметом социально-гуманитарного познания становятся:

1) указанные выше ценности (для Канта основное – это мораль);

2) их воплощение в предметах культуры;

3) характер их воздействия на поведение и деятельность их людей.

Предметом социально-гуманитарного познания выступает такая система ценностей, направляющая деятельность исследователя.

К. Поппер в своих трудах «Логика научного открытия», «Логика и ложь знания» и др. подробно обосновал социальную ценность самой науки, ее отличие как рационального познания от псевдонауки (идеологии и мистики). Он обосновал также положения:

1) о значении в научном познании накопленных знаний;

2) об «абсурдности чистых наблюдений», ибо научное наблюдение осуществляется в контексте той или иной теории;

3) о влиянии на познавательный процесс ценностных ориентаций исследователя;

4) об открытости для критики любой теории и возможности ее опровержения – фальсификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.008 с.)