Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Природа ценностей происходит из практической деятельности людей и из их практических отношений к действительности. Ценность – то, что значимо, т.е. имеет значение для жизнедеятельности людей – отдельных личностей и социальных групп. Речь идет о значении тех или иных явлений (материальных, духовных и т.д.) для удовлетворения потребностей и реализации интересов людей. Представляя это (систему значений) на чувственном, интуитивном и понятийном уровне, люди в своей деятельности ориентируются на определенные ценности, тем самым формируется система их ценностных ориентаций, которая органически входит в их сознание и мышление. Происходит осознание людьми системы значений для них различных явлений действительности и ориентация на них в своем поведении. 1). И. Кант писал, что метод исследования поведения людей в обществе должен исходить из признания свободы как высшей ценности. Речь идет о свободе познавательной деятельности исследователя, который сам конструирует предмет исследования и творчески анализирует его. 2). В. Дильтей также указывал на необходимость учета ценностного фактора в познавательной деятельности людей, особенно когда речь идет о познании и толковании сущности отдельных явлений. Субъект познания предстает в единстве интеллекта, эмоций и воли и он руководствуется определенными ценностными ориентациями в познавательном процессе. Более подробно роль ценностей и ценностных ориентаций в познании обосновали В. Вильдельбанд и Г. Риккерт. По их утверждению, значимость явлений в общественной жизни определяется реализованными в них ценностями (добра, красоты, гармонии, справедливости и т.д.). Сами же ценности, по их утверждению, носят надисторический, трансцендентный (потусторонний) характер. Они в той или иной степени осознаются людьми и воплощаются в проявлениях культуры: потусторонний (трансцендентный) мир: ценности мыслитель правила (моральные, религиозные и т.д.). Есть нечто такое, что является очень значимым, есть идеалы, которые формируют мыслительные способности, иррациональный и рациональный мир и т.д. Предметом социально-гуманитарного познания становятся: 1) указанные выше ценности (для Канта основное – это мораль); 2) их воплощение в предметах культуры; 3) характер их воздействия на поведение и деятельность их людей. Предметом социально-гуманитарного познания выступает такая система ценностей, направляющая деятельность исследователя. К. Поппер в своих трудах «Логика научного открытия», «Логика и ложь знания» и др. подробно обосновал социальную ценность самой науки, ее отличие как рационального познания от псевдонауки (идеологии и мистики). Он обосновал также положения: 1) о значении в научном познании накопленных знаний; 2) об «абсурдности чистых наблюдений», ибо научное наблюдение осуществляется в контексте той или иной теории; 3) о влиянии на познавательный процесс ценностных ориентаций исследователя; 4) об открытости для критики любой теории и возможности ее опровержения – фальсификации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.008 с.) |