Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.



Объектом любой науки является то, что исследуется. Предмет исследования – то, чем непосредственно занимается исследователь.

Объект исследования шире предмета, предмет сам входит в объект исследования. Необходимо очертить тот круг явлений, которые важны исследователю.

Признаки, характеризующие специфику объекта и предмета социальных и гуманитарных наук.

1) В любом случае социально-гуманитарные науки изучают сознательную деятельность людей, будь то деятельность отдельного человека, или какой-либо социальной группы. Каждый человек или социальная группа выступают как самостоятельные сознательные центры социальной активности со свойственными им способностям и побудительными силами их деятельности в качестве которых выступают их потребности, социальные, моральные, духовные и другие ценности. Человеку, в отличие от животных, растений и т.д. свойственно творчество – выход за определенные рамки.

2) В деятельности людей и в отношениях между ними нет той жесткой детерминации (причинной взаимообусловленности), как во взаимодействии конкретных явлений. Поведение и деятельность людей исключительно многогранны и во многом спонтанны, абсолютной повторяемости в них нет, поэтому законы общественного развития, представляющие собой по сути законы деятельности людей и их общественных отношений (других законов в обществе нет), проявляются отнюдь не с математической точностью, а скорее как тенденция, фиксирующая устойчивую направленность функционирования и развития соответствующих явлений и процессов общественной жизни. Эти тенденции носят во многом вероятностный характер и проявляются как статистические закономерности, описываемые математическими законами больших чисел (пример – процессы демографического роста населения).

3) Общественные явления и процессы невозможно исследовать так сказать «в чистом виде» в лабораторных условиях. Возможности социальных экспериментов весьма ограничены, ибо слишком масштабны, сложны и изменчивы социальные явления и процессы. К тому же они нередко импульсивны, иррациональны. Это существенно осложняет изучение общества.

4) Вхождение в процесс социально-гуманитарного познания самого познающего субъекта. Его познавательные способности, мировоззренческие установки и ценностные ориентации существенно определяют результаты его познавательной деятельности и особенно их толкование. Все это входит затем в содержание теории, которую он создает.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

В конце XIX – начале XX вв. на особенности объекта и предмета социально-гуманитарного познания настойчиво указывали неокантианцы – представители неокантианства (так глубоко вопрос о познании никто не ставил).

Неокантианцы Баденской школы: В. Вильдельбанд (1848 – 1915 гг.) и Г. Риккерт (1863 – 1930) выделяли «науки о природе» и «науки о культур». С таким названием вышла в 1911 г. работа Г. Риккерта. При этом все социально-гуманитарные науки трактовались как науки о культуре. В этом случае предметом данных наук выступают различные проявления культуры как продукты развития человеческого духа (психика (греч. психея – душа), поэтому все духовные факторы – психические факторы), а также методы социально-гуманитарных наук, с помощью которых изучается общество и его культура. Исследуя эти методы (социально-гуманитарных наук), неокантианцы подчеркивали их познавательную ценность. По Риккерту «метод есть путь, ведущий к цели». Указывая на отличие методов наук о культуре от методов наук о природе, Риккерт писал, что «науки о природе (из естествознания – физика, химия, астрономия) отыскивают общие законы развития природы. Науки же об обществе и его культуре свободны от поиска законов, которых просто нет. Наличие каких-либо законов в науке об обществе неокантианцы отрицают (у творчества законов нет). По их мнению, науки об обществе и его культуре должны освещать отдельные исторические факты, их характерные особенности. Подчеркивая различия наук о природе и наук об обществе, Вильдельбанд писал: одни из них – науки о законах, другие – науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, последние – что однажды было. В первом случае имеет место номотетическое мышление, т.е. мышление о законах развития природы, во втором – идеографическое мышление, фиксирующее отдельные исторические события, их уникальность и неповторимость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.005 с.)