Аксиома или аксиоматический метод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиома или аксиоматический метод



Аксиоматический метод (аксиома) – это построение научных теорий при котором (построении) некоторые утверждения принимают без доказательств и затем используют для получения остальных знаний по определенным логическим правилам.

 

Принимая на веру или без необходимости доказательств имеющиеся в учебниках формулы как верные, мы тем самым реализуем общенаучный метод аксиома. Используя материал справочников и рассматривая его как изначально неоспоримо верный, мы также применяем общенаучный метод аксиома.

 

Счет

 

Весьма важным и широко используемом в лесоводственных исследованиях общенаучным методом исследований выступает счет.

 

Счёт – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующие те или иные свойства.

 

«… Теперь он и тебя сосчитал»: говорил герой одного из мультфильмов («Козленок который считал до десяти»).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Запустить мультфильм

 

Для реализации этого метода научных исследований существует множество специфичных приборов – счетчиков, которые весьма различаются по своему устройству в зависимости от характера учитываемого параметра, но все они функционально однозначны – они учитывают некоторые единицы или события.

- учет количества стволов на лесном участке;

- учет количества единиц подроста;

- учет количества семян в пробах по 100 шт. для определения технической всхожести или для определения массы 1000 шт. семян.

 

 

Измерение

 

Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном (мера).

 

Мы уже приводили в качестве примера научную деятельность весьма колоритного творческого коллектива из детского мультфильма «38 попугаев»: «Мартышка», «Слоненок», «Попугай» и «Удав», в котором эти персонажи увлеченно измеряли длину удава. Обратите внимание на то, что они абсолютно верно сопоставляли один из параметров исследуемого объекта («Удава») с принятым ими эталоном («Попугаем»).

 

Из того же мультфильма видно, что измерение как один из общенаучных методов неразрывно связан с таким методом как счет: необходимо вести счет количества эталонных объектов.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Запустить мультфильм.

 

ПРИМЕРЫ.

1. Инструментальное измерение высоты дерева с помощью высотомера, диаметра ствола с помощью мерной вилки, высоты сеянцев или саженцев с помощью линеек или мерных реек, диаметр сеянцев или саженцев с помощью штангенциркуля и т.д. В каждом из этих случаев реальный параметр объекта (высота) сравнивается (сопоставляется) с существующим эталоном измерения длины (эталон длины 1 метр, хранящийся в Палате мер и весов), вследствие чего устанавливается, какое количество единиц (сколько раз) эталона укладывается (нацело или в частях) в измеряемом параметре.

2. Инструментальное определение массы 1000 штук семян на весах, или определение массы отдельного плода, шишки или семени на весах различной точности, или массы листа или хвои на торсионных весах есть процесс сопоставления реального параметра объекта – его массы – с массой установленного эталона (эталон массы в 1 кг, хранящийся в Палате мер и весов), или с его долей или частью установленной соответствующим образом (1 г = 1 кг/1000 и т.п.).

 

 

Системные методы

Системные методы используют при исследовании сложных систем с многообразными связями, характеризуемыми как непрерывностью и детерминальностью, так и дискретностью и случайностью.

 

Пример.

Применение методов комплексного многомерного анализа при сравнительной оценке генетического и селекционного качества клонов плюсовых деревьев, сосредоточенных в архивах клонов и на лесосеменных плантациях.

Инверсия или метод инверсии

 

Метод инверсии относят к эвристическим методам творческой деятельности. Традиционно он ориентирован на поиск новых идей подходов к решению задач в новых, подчас, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

 

Примеры.

1. Одной из проблем переработки орехо-плодового сырья, получаемого как на орехо-плодовых плантациях древесных и кустарниковых растений, так и в естественных насаждениях орехоносов является освобождение собственно товарной части плода – семени – от его оболочки и извлечение в целом виде (не разрушенные части семени без его оболочки), обеспечивающем наивысшую товарность или ликвидность, получаемого продукта. Примерами таких орехоносов выступают прежде всего орех грецкий (Juglans regia L.) и лещина обыкновенная или орех лесной (Corylus avellana L.), а также её сорта или другие виды рода лещина. В той или иной степени об этом можно говорить в отношении ореха черного (Juglans nigra L.) и ореха маньчжурского (Juglans mandshurica Maxim.). Традиционные методы и основанные на их реализации промышленные технологии извлечения «ядра ореха» ориентированы на внешнее механическое воздействие на семенную оболочку – на «скорлупу ореха». В основе лежит всем хорошо известный прием разбивания или раздавливания ореха. Вместе с тем такие технологии промышленного извлечения «ядра ореха» не избавлены от существенных недостатков, связанных с неодинаковыми размерами и неодинаковой механической прочностью скорлупы орехов. Имеющиеся машины дробят часть орехов на мелкие осколки или не разбивают внешнюю оболочку у другой их части, что приводит к заметным потерям конечного продукта. Существование проблемы стимулировало поиск решений по её преодолению. Одно из решений было найдено при не традиционном подходе к проблеме. Воздействие на оболочку ореха было направлено не извне, и изнутри. Можно сказать, что автор разработки применил противоположный, по отношению к общепринятым, подход в решении проблемы. Орех в своем основании прокалывался прочной металлической полой иглой, через которую подавался сжатый воздух. Это приводило к разрушению оболочки при сохранении внутреннего содержимого ореха.

 

2. Одной из сложных проблем создания и эксплуатации плантаций облепихи является проблема заготовки плодов. Затраты на сбор урожая преобладают в себестоимости конечной продукции. Неординарный подход к решению данной проблемы, взгляд на неё под новым углом, отказ от традиционных подходов и взглядов на её решение позволили разработать одну технологию заготовки, основанную на «принципе пылесоса» и еще одну технологию, основанную на «принципе микроволновой печи». Базовым элементом первой из предложенных технологий выступала облепихоуборочная машина с мощным компрессором, создающим разрежение в ресивере и тем самым обеспечивающим значительную всасывающую силу, способную оторвать плоды от побегов. Другая технология базируется на передвижной платформе с установленным на ней генератором УВЧ излучения, сфокусированного на куст облепихи на её плантациях. Генератор устанавливается на специальном кронштейне и может регулироваться по высоте и удаленности от куста. Мощность излучения и скорость движения платформы в междурядьях плантаций отрегулированы так, чтобы излучение успело прогреть плодоножки до термического разрушения их тканей, обеспечивающего легкое отделение плодов от ветвей. Именно плодоножки наиболее чувствительны к такому воздействию, так как они тоньше других частей растения и поэтому реагируют на воздействие значительно быстрее: настолько быстрее, что остальные части растений не успевают повредиться. Вентилятор, установленный на кронштейне с противоположной стороны от приемной плоскости платформы, сдувает плоды в установленный на платформе приемник.

 

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения научных и творческих задач различного уровня трудности и проблемности.

 

 

Задание 4.1.

Подготовьте презентацию по теме «Общенаучные методы в лесоводственных исследованиях».

 

Работа выполняется индивидуально. Отчет о выполнении предоставляется в форме презентации (объем 20 – 25 слайдов), иллюстративный материал и его интерпретацию. Корректная ссылка на источник информации обязательна.

 

Задание 4.2.

Составьте глоссарий (перечень терминов, понятий и определений) по теме «Общенаучные методы в лесоводственных исследованиях».

 

Работа выполняется индивидуально. Отчет о выполнении предоставляется в форме аннотированного списка терминов, понятий и определений (объем 25 – 30 терминов и понятий). Корректная ссылка на источник информации обязательна.

 


Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки

1. Дайте собственное определение понятия «метод».

2. В чем состоит объективность метода?

3. В чем состоит субъективность метода?

4. На какие категории подразделяют используемые методы научных исследований?

5. Дайте определение понятию «всеобщий метод научных исследований».

6. Какие принципиальные подходы в организации научной работы предусматривает всеобщий метод научных исследований?

7. В чем состоит основное содержание аспекта взаимосвязи объекта изучения и среды его существования в реализации всеобщего метода научных исследований?

8. В чем состоит основное содержание аспекта изменения объекта изучения во времени при реализации всеобщего метода научных исследований?

9. Приведите собственные примеры проявлений аспекта изменения объекта изучения во времени при реализации всеобщего метода научных исследований.

10. В чем состоит основное содержание аспекта перехода количественных изменений характеристик объекта исследования в качественные при реализации всеобщего метода научных исследований?

11. Приведите собственные примеры проявлений аспекта перехода количественных изменений характеристик объекта исследования в качественные при реализации всеобщего метода научных исследований.

12. В чем состоит основное содержание аспекта единства и борьбы противоположностей, связанных с изучаемым объектом при реализации всеобщего метода научных исследований?

13. Приведите собственные примеры проявлений аспекта единства и борьбы противоположностей, связанных с изучаемым объектом при реализации всеобщего метода научных исследований.

14. В чем состоит основное содержание аспекта изменения объекта в пространстве при реализации всеобщего метода научных исследований?

15. Приведите собственные примеры проявлений аспекта изменения объекта в пространстве при реализации всеобщего метода научных исследований.

16. Дайте собственное определение понятия «гипотеза».

17. Приведите известные Вам примеры применения гипотетического метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

18. Дайте собственное определение понятия «эксперимент».

19. Приведите известные Вам примеры применения эксперимента как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

20. Дайте собственное определение понятия «Наблюдение».

21. Приведите известные Вам примеры применения наблюдений как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

22. Дайте собственное определение понятия «анализ».

23. Приведите известные Вам примеры применения анализа как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

24. Дайте собственное определение понятия «синтез».

25. Приведите известные Вам примеры применения синтеза как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

26. Дайте собственное определение понятия «индукция».

27. Приведите известные Вам примеры применения индукции как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

28. Дайте собственное определение понятия «дедукция».

29. Приведите известные Вам примеры применения дедукции как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

30 Дайте собственное определение понятия «абстракция».

31. Приведите известные Вам примеры применения абстракции как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

32. Какие типы абстрагирования применяют в научных исследованиях в лесном хозяйстве?

33. В каких случаях и для чего абстракция отождествления (или отождествление) применяется в научных исследованиях в лесном хозяйстве?

34. В каких случаях и для чего абстракция изолирования (или изолирование) применяется в научных исследованиях в лесном хозяйстве?

35. В каких случаях и для чего абстракция идеализации (или идеализация) применяется в научных исследованиях в лесном хозяйстве?

36. Дайте собственное определение понятия «конкретизация».

37. Приведите известные Вам примеры применения конкретизации как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

38. Дайте собственное определение понятия «аналогия».

39. Приведите известные Вам примеры применения аналогии как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

40. Дайте собственное определение понятия «формализация».

41. Приведите известные Вам примеры применения формализации как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

42. Дайте собственное определение понятия «обобщение».

43. Приведите известные Вам примеры применения обобщения как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

44. Дайте собственное определение понятия «теория».

45. Приведите известные Вам примеры применения теории как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

46. Дайте собственное определение понятия «сравнение».

47. Приведите известные Вам примеры применения сравнения как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

48. Дайте собственное определение понятия «аксиома».

Приведите известные Вам примеры применения аксиоматического метода (аксиомы как метода) в лесоводственных (или иных) исследованиях.

49. Дайте собственное определение понятия «счет».

50. Приведите известные Вам примеры применения счета как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

51. Дайте собственное определение понятия «измерение».

52. Приведите известные Вам примеры применения измерения как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

53. В каких случаях в лесоводственных исследованиях применяют системные методы?

54. Дайте собственное определение понятия «инверсия».

55. В каких случаях в лесоводственных исследованиях применяют метод инверсии (инверсию)?

56. Приведите известные Вам примеры применения инверсионного метода (инверсии) как метода в лесоводственных (или иных) исследованиях.

57. Сформулируйте свое определение понятия «методология».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.045 с.)