Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология как понятие и теоретическая основа науки
Одним из сложных и весьма ответственных этапов организации и проведения научных исследований является построение их теоретической платформы – методологии.
Современные представления о методологии науки в самых общих чертах можно свести к следующим.
Методология – это учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук.
Методология (от греч. Μεθοδολογία) – это учение о методах, способах и стратегиях исследования того или иного предмета, процесса или явления (предмета исследования вообще).
Методология науки, в традиционном понимании, – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный, в нашем случае магистрант) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии, генетики селекции, лесоведения и других научных дисциплин.
Не следует путать методологию с методикой.
Методика, в научных исследованиях, – это алгоритм или процедура для проведения каких-либо целенаправленных действий для достижения результата конкретных исследований, получения новых знаний об объектах, процессах и явлениях. Методика отличается от методологии конкретизацией приёмов и задач.
Основные требования к методике: - реалистичность; - воспроизводимость; - внятность; - соответствие целям и задачам планируемого исследования; - обоснованность; - результативность.
Очень хорошее толкование понятия «методология», на мой взгляд, приведено в электронном ресурсе «Википедия». При этом оно доступно и полно отражает основные аспекты этого понятия, отмечаемые в различных академических словарях и справочниках.
Прежде всего, отмечено, что МЕТОДОЛОГИЮ можно рассматривать в двух срезах: - как ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ, она формируется разделом философского знания, который определен как гносеология; - как ПРАКТИЧЕСКУЮ, ориентированную на решение практических проблем познания и целенаправленное преобразование мира.
Теоретическая методология стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме).
Практическая методология – это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.
В методологии можно выделить следующую структуру: - основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика; - характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; - логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач; - временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы; - технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
Методология также делится на содержательную и формальную.
Содержательная методология включает в себя изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования.
Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Для более полного формирования представлений о понятии «методология» выполните ряд заданий.
Задание 2.1. Подготовьте презентацию по теме «Методология научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве».
Работа выполняется индивидуально. Отчет о выполнении предоставляется в форме презентации (объем 20 – 25 слайдов), иллюстративный материал и его интерпретацию. Корректная ссылка на источник информации обязательна.
Задание 2.2. Составьте реферат (аннотированную аналитическую записку) по теме «Методология научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве».
Работа выполняется индивидуально. Отчет о выполнении предоставляется в форме аналитической записки (объем 5 – 7 страниц). Корректная ссылка на источник информации обязательна.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.006 с.) |