Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология как понятие и теоретическая основа науки
Всеобщий метод научного исследования как методологическая платформа лесоводственной науки Общенаучные методы в лесоводственных исследованиях
Ключевые слова: методология, метод, метод исследований, всеобщий метод исследований, общенаучные методы исследований, гипотеза, эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, аналогия, конкретизация, инверсия, формализация, моделирование.
Бюджет времени: 6 часов. В том числе по рассматриваемым вопросам: - «Методы исследований» – 1 час. - «Методология как понятие и теоретическая основа науки» – 1 час. - «Всеобщий метод научных исследований» – 2 часа. - «Общенаучные методы исследований» – 2 часа.
Литература. 1. Моисейченко В.Ф. Заверюха А.Х, Трифонова М.Ф. Основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве. – М.: Колос, 1994. – 383 с. 2. Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974. – 215 с. 3. Коптев В.В., Богомягких В.А., Трифонова М.Ф. Основы научных исследований и патентоведения. М.: Колос, 1993. – 144 с. 4. Трифонова М.Ф., Заика П.М., Устюжанин А.П. Основы научных исследований. М.: Колос, 1993. – 239 с. 5. Моисейченко В.Ф., Трифонова М.В. Основы научных исследований в агрономии. – М.: Колос, 1996. – 336 с. 6. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1985. – 351 с. 7. Никитин К.Е., Швиденко А.З. Методы и техника обработки лесоводственной информации. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 272 с. 8. Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Ч. 1. Организация лесоустройства. Полевые работы. //Федеральная служба лесного хозяйства России/ Согласовано с Минприроды России 23 декабря 1994 г.; Утверждено приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. – 175 с. 9. Василенко П.М., Погорелый Л.В. Основы научных исследований. – Киев, 1985. – 203 с. 10. Иванов В.В., Гноевой Н.В., Монастырская Г.В. Анализ, оценка и стимулирование эффективности научного потенциала. – Киев: Наукова думка, 1990. – 132 с. 11. Мальцев П.М., Емельянова Н.А. Основы научных исследований. – Киев, 1982. – 192 с. 12. Справочник лесничего. Издание 2-е, исправл. и доп. – М.: Лесная промышленность, 1964. – 671 с.; (стр. 12 – 17). Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп.. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 784 с.
13. Словарь иностранных слов. – Изд. 19-е, стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 624 с. 14. Советский энциклопедический словарь. Изданье 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с. 15. Справочник лесничего /Под общ. ред. А.Н. Филипчука. Издание 7-е перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003. – 640 с.). 16. Мамаев, С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений (на примере семейства Pinaceae на Урале) /С.А. (Мамаев,. – М.: Наука, 1972. – 284 с.). 17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / С.И. Ожегов. Изд. 10-е, стереотипное. Под ред. Н.Ю Шведовой – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 846 с. 18. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. – Киев, 2004. – 216 с. 19. Куликов С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки. – Томск, 2005. – 200 с. 20. Куликов С.Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель. – Томск, 2005. – 184 с. 21. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. – Минск, 1974 − 152 с. 22. Петров Ю.И. Методологические вопросы анализа научного знания. – М.: Высшая школа, 1977. 224 с. 23. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники – М.: Гардарика, 1996. 24. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2008. – 592 с. 25. Ушаков Е.В. Философия и методология науки. – М.: Юрайт, 2017. – 392 с. 26. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. – М.: Прогресс, 1986. 542 c.
Асинхронно-синхронная связь: 1. Бессчетнов Владимир Петрович: E-mail: lesfak@bk.ru Мобильный телефон: 8-906-355-81-97. 2. Бессчетнова Наталья Николаевна: E-mail: besschetnova1966@mail.ru Мобильный телефон: 8-960-160-54-32. Методы исследований
В основе любого исследования лежит методическая база, которая обеспечивает получение объективной информации.
Метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний.
Метод – это программа построения и практического применения теории.
В более широкой трактовке Метод – это организованный подход к явлениям в природе и обществе, путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо процесса. Метод – это способ достижения цели.
Метод объединяет объективные и субъективные моменты познания.
Метод объективен, так как в разрабатываемой теории с его помощью отражают действительность и её взаимосвязи. В соответствии с этим утверждением методы научных исследований организуют (выстраивают) таким образом, чтобы максимально снизить или исключить полностью субъективное влияние самого исследователя. В идеале метод должен быть абсолютно объективным и полностью лишенным субъективизма.
Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в качестве такового включает в себя его субъективные особенности. Метод реализуется в конечном итоге исследователем (субъектом исследования) и в этом смысле не может быть абсолютно избавлен от его субъективного влияния.
Качество (успешность, работоспособность, эффективность, точность или результативность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач – то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
Используемые методы научных исследований подразделяют на три категории: всеобщий, общенаучные, конкретно-научные или специальные.
Часть из них образует так называемую методологическую платформу научных исследований – это всеобщий и общенаучные методы.
Дадим определения понятия «методология».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.011 с.) |