Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль В. Виноградаова в становлении стилистики как наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В. В. Виноградов — ученый с мировым именем. Его перу принадлежит свыше 200 печатных работ по современному русскому языку, истории русского литературного языка, лексике и лексикологии, фразеологии и истории русского языкознания, а также по вопросам общего языкознания. По формулировке Виноградова, «на долю стилистики речи выпадает задача разобраться в тончайших различиях семантического и экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи. Ведь такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа с той или иной аудиторией и т.п., обычно строятся на многообразном чередовании и смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка». В начале 20 века, в годы соц. реформ вопросы стилистики начали приобретать совершенно иной резонанс. Большую роль в развитии стилистики, в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить стилистику от поэтики, а внутри разграничить разные её разделы: стилистику языка, стилистику речи, стилистику художественной литературы). В 1959—1963 гг. В. В. Виноградов издал одну за другой четыре книги: 1) «О языке художественной литературы»; 2) «Проблемы авторства и теория стилей»; 3) «Стилистика. Теория поэтической речи, Поэтика»; 4) «Сюжет и стиль». В предисловии к первой части своей тетралогии, т. е. еще в самом начале работы, он предупредил: дело идет о построении новой филологической науки, граничащей с языкознанием и литературоведением, но не сливающейся ни с тем, ни с другим. в его работах более всего говорится о явлениях стиля, поэтики и поэтической речи. Еще в начале своей научной деятельности, в 20-е годы, «принужденный внутренним развитием своей науки обратиться к истории литературы за новым материалом для исследования вопросов слова», 1 он приступил к разработке проблем языка и стиля русских писателей, стилистики художественной литературы. ранняя статья «О задачах стилистики. Наблюдения над стилем „Жития протопопа Аввакума”» (1923). В. В. Виноградов разграничивает стилистику общелитературной художественной речи и индивидуального стиля писателя, но вместе с тем указывает и на их тесное соприкосновение. „Стилистика, — пишет В. В. Виноградов, — полагает глубже осознать живые прогрессивные нормы современной речи, обнаружить в ней сложные сплетения, взаимодействия и вместе с тем борьбу старого и нового“ В. В. Виноградовым разработаны принципы и пути изучения истории лексики. Как лексиколог В. В. Виноградов большое внимание уделяет вопросам анализа фразеологических средств языка. 6. Понятие стилистической окрашенности,двуплановая стилистическая окрашенность Стилистически окрашенная лексика – лексика, принадлежащая к определенному стилю языка. Термины – тоже стилистич. окраш. слова. Стилистич. окрашенность языковых средств – первооснова и главный ресурс стилистики. Она зависит прежде всего от сферы их употребления. Существует огромное кол-во слов, лишенных стилистической окраски. Эти слова не ограничены никакой определенной сферой употребления. Такие слова называют нейтральными (стол, ходить, стена и т.д.). Те языковые средства (слова, фразеологизмы, грамматические формы), которые выступают только в определенной сфере (например, в сфере разговорно-бытовой речи), становятся стилистически окрашенными, маркированными (напр.: набедокурить, потасовка, рвать и метать и т.д.). Все слова языка можно разделить на нейтралные и стилистически окрашенные (обладающие функционально-стилевой окрашенностью, т.е. принадлежащие к определённому стилю языка). Слово, обладающее не только функционально-стилевой, но и эмоционально-экспрессивной окрашенностью, будет называться двупланово стилистичеки окрашенным. Например: слова «верзила», «мазня» - разговорные (первый план стилистич. окр.) вместе с тем и отрицательно-оценочные (второй план стилистич. окр.). Двуплановая стилистич. окрашенность наблюдается главным образом у разговорных и публицистических слов и выражений. Среди публицистически окрашенных лексико-фразеологических средств языка большинство имеет либо положительно-оценочную окрашенность (новатор, передовик, труженик), либо отрицательно-оценочную (марионетка, пресловутый).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.008 с.) |