Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Европейского Средневековья.

Поиск

Хар-ся становлением феод. Общества, к. кот носила религиозный хар-р. Поскольку чел. Знание и вся его деят-ть, согласно христианству, устремлены к богу, то и всей культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения.

В Средневек. Христ. Культуре можно выделить осн. Черты: противоборство 2 культур – церковной и народной; несмотря на раздвоение культуры наличие целостности, обеспеченной богословием и религией; консерватизм, авторитарность системы ценностей, что вело к идейной нетерпимости, малейшим отклонениям от канона (инквизиция, гонение на еретиков); в искусстве преобладают мифологические и библейские мотивы. Средневек. Христ. Культура сыграла огромную роль в развитии Европ. И мир. К.

 

Культура эпохи возрождения

Родина – Италия. Основн. Черты эпохи Возрожд. – антропоцентризм, гуманизм, изменение средневек. Христ. Традиции, особое отношение к античности – возрождение античн. Памятников иск-ва и античн. Философии, новое отношение к миру.

В социальной сфере этой эпохи появл. 2 главн. Фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. И осн. Принципами становятся – индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники становятся всемогущими античными титанами, для кот. Судьба и рок не сущ-ют. Происходит коренное переосмысление веры: чел-к получает возможность творить, кот. В эпоху средневековья приписывалась только богу. Чек-ку становится более интересной не небесная красота, а земная – мир наполнен божественной красотой, и задача чел-ка познать и отобразить ее.

 

 

Культура нового времени.

Европейская культура нов. Времени охватыв 17-19вв. Понятие нового времени появилось в эпоху возрожд. И связано с возрожд. Античности, развитием светской идеологии, науки, культ. Борьба за освобожд. Чел-ка от диктата католич. Церкви. Эпоха нов. Вр. Имеет единый духовный ориентир – развитие личности, общие черты – гуманизм, антропоцентризм, рационализм, динамичность развития, ориентация на материальный мир и внешнюю преобразоват. Деят-сть, ключевое понятие – понятие свободы. Эпоха великих геогр. Открытий.

Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания

В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания.

 

Культура 20 в.

Культура 20 в едена в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценке мира человечество приходит в рез-те развития и взаимовлияния национальных культур. В совр. К. широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм адресуется каждому чел-ку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами это не элитарный, а демократич. Гуманизм. Один из итогов развития к. явл-ся установка на науные рациональные познания мира и связ с ней социо-культ. Система – наука. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Мировая научная целостность, сложившаяся в 20 в. Положила начало экономич. Объединеню мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры.

К. 20 в. Отразила тот кризис, в кот. Медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивил-ии, индустр общ-во привело к действит господству безличных экономических, технолог, полит структур над живой человеч деят-тью, индивидуальным «я» подлинной К.

 

Культура и цивилизация

И К. и Ц. могут в одинак. Степени означать общее отличие чел-ка от природы; могут применяться для обозначения опред истор типов К., эпох в истории К. (античная К и антич. Ц, средневек. К и средневек. Ц); могут указывать на процесс развития чел-ва, кот перешло от жизни по законам природы к культ состоянию или цивил состоянию.

Различия между значениями понятия К и Ц: понятие К происходит из сферы религии, педагогики и философии, чаще применяется к явлениям дух К: образованию, иск-ву, религии, морали. Понятие Ц относится к явлению материальной К и к обществ жизни. Некоторые культурологи проводят четкое различие между К и Ц, например, по Шпенглеру: К и Ц представл собой раннюю и позднюю стадию развития культурных сообществ. Эпоха поздней угасающей К (или Ц) хар-ся упадком и деградации религии, иск-ва и расцветом машинной техники, стремлением чел-ка к комфорту, скоплением огромных чел масс в городах-мегаполисах и т.д. Ц – период распада органичности и целостности К., предвещ ее скорую гибель.

 

Культура и природа

С позиций современного научного знания природа и К – противоположные, но взаимодополняющие составляющие бытия чел-ка. Чел-к создает свой собств мир, выделяясь из природы, отделяясь от нее. Этот «искусственный» мир как рез-т целенаправл деят-ти чел-ка принято называть К, противопоставляя его природе. Иными словами, К – это не природа. В рез-те такого взаимод-я нарушился естественный баланс, мы приблизились к экологич кризису.

Сущ-ет точка зрения, согласно кот различие между природой и К заключается в уровне сложности способов жизнедеят-ти чел-ка и животного. В этом случае К – это особый этап в эволюции природы и противопоставление этих понятий не актуально, т.к. чел-к выступает связующим звеном между ними.

(христианство против язычества, но за и против природы)

 

Язык и культура

Для того, чтобы быть своим в опред.К чел должен владеть языками данной К. Язык – взаимосвязь элементов системы, смысл которой одинаков для членов социальной общности\культуры. Язык – это не обязательно речь

  • природные языки(языки первой сигнальной сис0мы)
  • язык второй сигнальной сис-мы (который создала приода (язык живописи, матем-ки))
  • сис-ма устойчивых значений как сигналов, так и символов образов

языковые еденицы зашифровывают культурные ценности и значения в едином ключе\стиле. Каждая сфера К имеет свой язык. Первые языки – пантомима, живопись, музыка. Первые языки К-ы обогатили содержание знаков, при помощи которых осуществлялась сигнализация настолько, что эти знаки превратились в символы. Знаки тяготеют к неопределённости, а символы неоднозначны 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.005 с.)