Культура древних обществ Востока (Индия)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура древних обществ Востока (Индия)



Функции культуры

  1. Ф-ия трансляции и передачи социального опыта (показывает становление личности)
  2. познавательная ф-я (накопление знаний)
  3. регулятивная или нормативная (регулирует культурн. деят-ть и устанавливант нормы культурн. жизни)
  4. знаковая или семиатическая
  5. ценностная ф-я (к-ра как совокупность материальных и духовных ценностей)

релаксационная (ис-во физического и психического расслабления, разрядки)

 

Типология культуры.

1.источник формирования к-ры: социогенная, психогенная, техногенная к-ры

2.по роли индивида в обществе

3.по способу и направлению деятельности: аффективная, традиционная, ценностно-рациональная, целерациональная культкры

4.по отношению к новациям: холодная и горячая к-ры

5.принцип отбора изменений: состязательные, огональные (Древнегреч. К-ра), конформистская

6.господствующая религиозная система

7.этническая и государственная принадлежность

8.взаимоотношения между поколениями: префигуративная (родители уч-ся у детей), конфигуративная (дети уч-ся у родителей), постфигуративная ( дети уч-ся друг у друга)

9.историческая:эволюционистский подход, исторический подход

10.Восточный тип к-ры (религия, мистика) и Западный (философия, наука)

 

Первобытная культура.

Археологи выделяют 3 этапа в развитии первоб. об-ва по хар-ру матетиальной к-ры: каменный, медно-бронзовый и железный этапы.

Для к-ры первоб. Об-ва было зар-ным то, что деят0ть человека, связанная с собирательством, охотой была вплетена в природные процессы. Культурно творческие процессы были органически вплетены в прцессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной К – её нерасчленённость на отдельные формы. Полная зависимость чел0ка от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым – всё это вело к тому, что сознание первоб. Чел –ка было не строго-логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Универсальной формой духовной жизни явл. Мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотеизма, фетишизма и магии. Первоб. Ис-во отличается безликостью человеч. изобр-я, выделением особых отличит. Родовых черт (знаки, украшения и т.д.)

 

 

Культура древних обществ Востока (Индия)

Культура И проникнута глубокими значениями и смыслами. Главным принципом видения мира было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Идея кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души направляли размышления о жизненном пути в русло самосовершенствования ( твоё перерождение определяется суммой хорошего плохого в жизни предыдущей). Для И культуры хар-но признание родственности всего живого в природе, стремление к изменению не внешнего мира, а внутр. – самоограничение, самосовершенствование. Характерны такие религии как индуизм , буддизм, ведизм.

Особый тип культуры психической деятельности, особое отношение к миру – терпимость, ненанесение вреда окружающему. Вост. Картина мира имеет ярко выраж. Женское начало, т.е. репродуктивные функции доминируют над творческими, поэтому К-ры являются созерцательными и эмоциональными. Поиск первоначала, причинно-следственные связи по принципу круга, слитность личности с окруж. Миром. К-ры очень чувствительны к влияниям из вне, но не изменят принятое.

 

 

Античная культура Др.Рима

На первом этапе Рим и Греция подобные, т. Е. государство на первом плане. Римляне продолжили греч. К. сходства: освоение природы, активизация внешней деятельности чел-ка и как следствие – расширение границ.

Религия: Появление раннего христианства было обусловлено тем, что Римпостепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философскихшкол, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установления

единобожия была очень сильна.

Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось без заимствований.. Также как и в религиозных верованиях, заимствованияпроходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов. Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, ноочень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучшепользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособилиновые, усовершенствовали способы строительства.Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространениемв Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражаликлассическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы.

 

 

Культура эпохи возрождения

Родина – Италия. Основн. Черты эпохи Возрожд. – антропоцентризм, гуманизм, изменение средневек. Христ. Традиции, особое отношение к античности – возрождение античн. Памятников иск-ва и античн. Философии, новое отношение к миру.

В социальной сфере этой эпохи появл. 2 главн. Фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. И осн. Принципами становятся – индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники становятся всемогущими античными титанами, для кот. Судьба и рок не сущ-ют. Происходит коренное переосмысление веры: чел-к получает возможность творить, кот. В эпоху средневековья приписывалась только богу. Чек-ку становится более интересной не небесная красота, а земная – мир наполнен божественной красотой, и задача чел-ка познать и отобразить ее.

 

 

Культура нового времени.

Европейская культура нов. Времени охватыв 17-19вв. Понятие нового времени появилось в эпоху возрожд. И связано с возрожд. Античности, развитием светской идеологии, науки, культ. Борьба за освобожд. Чел-ка от диктата католич. Церкви. Эпоха нов. Вр. Имеет единый духовный ориентир – развитие личности, общие черты – гуманизм, антропоцентризм, рационализм, динамичность развития, ориентация на материальный мир и внешнюю преобразоват. Деят-сть, ключевое понятие – понятие свободы. Эпоха великих геогр. Открытий.

Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания

В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания.

 

Культура 20 в.

Культура 20 в едена в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценке мира человечество приходит в рез-те развития и взаимовлияния национальных культур. В совр. К. широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм адресуется каждому чел-ку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами это не элитарный, а демократич. Гуманизм. Один из итогов развития к. явл-ся установка на науные рациональные познания мира и связ с ней социо-культ. Система – наука. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Мировая научная целостность, сложившаяся в 20 в. Положила начало экономич. Объединеню мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры.

К. 20 в. Отразила тот кризис, в кот. Медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивил-ии, индустр общ-во привело к действит господству безличных экономических, технолог, полит структур над живой человеч деят-тью, индивидуальным «я» подлинной К.

 

Культура и цивилизация

И К. и Ц. могут в одинак. Степени означать общее отличие чел-ка от природы; могут применяться для обозначения опред истор типов К., эпох в истории К. (античная К и антич. Ц, средневек. К и средневек. Ц); могут указывать на процесс развития чел-ва, кот перешло от жизни по законам природы к культ состоянию или цивил состоянию.

Различия между значениями понятия К и Ц: понятие К происходит из сферы религии, педагогики и философии, чаще применяется к явлениям дух К: образованию, иск-ву, религии, морали. Понятие Ц относится к явлению материальной К и к обществ жизни. Некоторые культурологи проводят четкое различие между К и Ц, например, по Шпенглеру: К и Ц представл собой раннюю и позднюю стадию развития культурных сообществ. Эпоха поздней угасающей К (или Ц) хар-ся упадком и деградации религии, иск-ва и расцветом машинной техники, стремлением чел-ка к комфорту, скоплением огромных чел масс в городах-мегаполисах и т.д. Ц – период распада органичности и целостности К., предвещ ее скорую гибель.

 

Культура и природа

С позиций современного научного знания природа и К – противоположные, но взаимодополняющие составляющие бытия чел-ка. Чел-к создает свой собств мир, выделяясь из природы, отделяясь от нее. Этот «искусственный» мир как рез-т целенаправл деят-ти чел-ка принято называть К, противопоставляя его природе. Иными словами, К – это не природа. В рез-те такого взаимод-я нарушился естественный баланс, мы приблизились к экологич кризису.

Сущ-ет точка зрения, согласно кот различие между природой и К заключается в уровне сложности способов жизнедеят-ти чел-ка и животного. В этом случае К – это особый этап в эволюции природы и противопоставление этих понятий не актуально, т.к. чел-к выступает связующим звеном между ними.

(христианство против язычества, но за и против природы)

 

Язык и культура

Для того, чтобы быть своим в опред .К чел должен владеть языками данной К. Язык – взаимосвязь элементов системы, смысл которой одинаков для членов социальной общности\культуры. Язык – это не обязательно речь

  • природные языки(языки первой сигнальной сис0мы)
  • язык второй сигнальной сис-мы (который создала приода (язык живописи, матем-ки))
  • сис-ма устойчивых значений как сигналов, так и символов образов

языковые еденицы зашифровывают культурные ценности и значения в едином ключе\стиле. Каждая сфера К имеет свой язык. Первые языки – пантомима, живопись, музыка. Первые языки К-ы обогатили содержание знаков, при помощи которых осуществлялась сигнализация настолько, что эти знаки превратились в символы. Знаки тяготеют к неопределённости, а символы неоднозначны 

 

Функции культуры

  1. Ф-ия трансляции и передачи социального опыта (показывает становление личности)
  2. познавательная ф-я (накопление знаний)
  3. регулятивная или нормативная (регулирует культурн. деят-ть и устанавливант нормы культурн. жизни)
  4. знаковая или семиатическая
  5. ценностная ф-я (к-ра как совокупность материальных и духовных ценностей)

релаксационная (ис-во физического и психического расслабления, разрядки)

 

Типология культуры.

1.источник формирования к-ры: социогенная, психогенная, техногенная к-ры

2.по роли индивида в обществе

3.по способу и направлению деятельности: аффективная, традиционная, ценностно-рациональная, целерациональная культкры

4.по отношению к новациям: холодная и горячая к-ры

5.принцип отбора изменений: состязательные, огональные (Древнегреч. К-ра), конформистская

6.господствующая религиозная система

7.этническая и государственная принадлежность

8.взаимоотношения между поколениями: префигуративная (родители уч-ся у детей), конфигуративная (дети уч-ся у родителей), постфигуративная ( дети уч-ся друг у друга)

9.историческая:эволюционистский подход, исторический подход

10.Восточный тип к-ры (религия, мистика) и Западный (философия, наука)

 

Первобытная культура.

Археологи выделяют 3 этапа в развитии первоб. об-ва по хар-ру матетиальной к-ры: каменный, медно-бронзовый и железный этапы.

Для к-ры первоб. Об-ва было зар-ным то, что деят0ть человека, связанная с собирательством, охотой была вплетена в природные процессы. Культурно творческие процессы были органически вплетены в прцессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной К – её нерасчленённость на отдельные формы. Полная зависимость чел0ка от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым – всё это вело к тому, что сознание первоб. Чел –ка было не строго-логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Универсальной формой духовной жизни явл. Мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотеизма, фетишизма и магии. Первоб. Ис-во отличается безликостью человеч. изобр-я, выделением особых отличит. Родовых черт (знаки, украшения и т.д.)

 

 

Культура древних обществ Востока (Индия)

Культура И проникнута глубокими значениями и смыслами. Главным принципом видения мира было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Идея кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души направляли размышления о жизненном пути в русло самосовершенствования ( твоё перерождение определяется суммой хорошего плохого в жизни предыдущей). Для И культуры хар-но признание родственности всего живого в природе, стремление к изменению не внешнего мира, а внутр. – самоограничение, самосовершенствование. Характерны такие религии как индуизм , буддизм, ведизм.

Особый тип культуры психической деятельности, особое отношение к миру – терпимость, ненанесение вреда окружающему. Вост. Картина мира имеет ярко выраж. Женское начало, т.е. репродуктивные функции доминируют над творческими, поэтому К-ры являются созерцательными и эмоциональными. Поиск первоначала, причинно-следственные связи по принципу круга, слитность личности с окруж. Миром. К-ры очень чувствительны к влияниям из вне, но не изменят принятое.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.028 с.)