Схема 4.  Пять ключевых блоков страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 4.  Пять ключевых блоков страны



В самом общем виде цикл жизни страны включает в себя разработку блоком госуправления единого для всех проекта (стратегии) с опорой на систему понятий, взятых из блока культуры. Для реализации стратегии деятельность и экономика обеспечивается человеческими ресурсами, которые дает блок народного бытия. В ходе воплощения проекта культура должна реализовать свою роль по повышению культуры социума, управления, деятельности и экономики. Экономика должна обеспечить своевременную и качественную реализацию спроса, для чего должна поддерживать тесную связь с индустриальной деятельностью. Естественно, в ходе воплощения данного проекта могут возникать и различные трудности, ответственность за снятие которых лежит на госуправлении. Но многие затруднения могут преодолеваться и за счет кооперативного сотрудничества, взаимобслуживания блоков друг друга.

В зависимости от того куда смещен исторический или управленческий приоритет, на какую из частей страны – образуется страна  соответствующего типа. Таким образом, можно выделить пять типов страны: культурно-духовный, управленческий, индустриальный, экономический и социумный.

  • В культурно-духовном типе страны деятельность всех блоков пронизана высшими ценностями и всеобщими представлениями о мире.
  • В управленческой стране все подчинено логике реализации принятой стратегии. В индустриальном типе страны все направлено на поддержание и наращивание темпов роста производства продукции.
  • В социумной стране главный упор делается следование  естественным устремлениям народа, оформление способов самоорганизации его жизни и согласований интересов различных групп.
  • И, наконец, в экономическом типе страны главным выступает обеспечение баланса между спросом и предложением. При этом упор на частный бизнес  ведет к капитализму, а общественное реагирование на спрос – к стране, в которой ключевым элементом является социалистическая экономика. Следует учитывать, что капиталистичекий тип экономики имеет тенденцию к соскальзованию в логику спекулятивной организации всех блоков страны под локальные интересы представителей крупного частного капитала. В этом случае капитал подчиняет все блоки страны своему интересу по максимизации нормы своей прибыли. Тогда коммерционализируются и те части страны, которые живут в иной логике (культура, социум, госуправление и т.п.). С ростом масштабов капиталу рано или поздно становится тесно в рамках одной страны – для дальнейшего своего роста он должен выходить на новые рынки сбыта за пределами родной страны. Так формируется мировой олигархат, который начинает подчинять интересам роста своего капитала целые страны, меняя при необходимости руководство непокорных стран с помощью цветных революций.

Мы потому остановились подробнее на этом отрицательном типе страны потому, что в сегодняшней реальной ситуации практически все страны в мировом сообществе реализуют ту или иную функцию в спекулятивной модели мировых капиталистов.

Но основой страны, ее ядром является понятие цивилизации. Цивилизация – это соорганизация общности людей с опорой на согласованность интересов трех сил: «социума», «управления» и «носителей высших оснований» (культура и духовность).

 

\
Схема 5. Цивилизация. Типы цивилизаций

Заложенный в устройство мира принцип диалектичности (единства и борьбы противоположностей) подразумевает постоянное воздействие противоположностей друг на друга, их противодействие. Максимальную противоположность, как уже давно известно в мировой философии, мы находим в принципиальной противопоставленности формы и материи. Единство любого существующего объекта предполагает ту или иную совмещенность формы и материи, что отмечал еще Аристотель. Данные начала во взаимодействии стремятся действовать согласно своей природе, отстаивая свои интересы и самосохраняясь. А это значит, что самим устройством универсума предполагается вечная динамика отождествления и разотождествления, слияния и отталкивания этих двух противоположных начал. Этот принцип присущ всем живым и неживым существам и объектам на планете. Он и принят за основу в типологизации стран и цивилизаций. Исключить этот принцип диалектичности бытия невозможно, его необходимо учитывать в стратегических решениях.

Существуют два противоположных вида цивилизаций, каждый из которых характеризуется своими особенностями и предназначением для универсума в целом: один тип направлен на созидание, другой на прагматизм и индивидуализм.

Ключевое основание созидательного, надпрагматичного видов цивилизаций – приоритет целого перед частью, духовности над материальностью. Например, когда наши советские люди жертвовали свои жизни в Великой Отечественной Войне ради спасения нашей Родины, они утверждали этим приоритет целого. Для прагматических цивилизаций свойственен противоположный принцип - приоритет части перед целым. Например, яркий индивидуализм человека, проявляющийся в явном противопоставлении интересам страны в целом. При этом у прагматических цивилизаций есть свое универсумальное предназначение – быть катализатором изменений, создавать нестабильность в слабых созидательных цивилизациях, способствуя, в конечном счете, их усилению, порой доводя до разрушений. Таким образом, если прагматический вид цивилизации вписан в универсум, то он способствует благотворным для целого изменениям. Если же не вписан, он создает неоправданный хаос и старается жить паразитом на созидательных цивилизациях.

Цивилизации (и прагматичная и надпрагматичная (созидательная)) могут быть трех типов взависимости от того, какое из трех начал является доминирующим: «социумный тип», и «культурно-духовный тип» с высоким уровнем культуры и реализацией высших ориентиров в организации жизни общества, при создании баланса между ними возникает «управленческий тип», со строго организованной иерархической вертикалью

Для интеграции стран в цивилизационном развитии необходимо создать дружественное взаимодействие, при котором страны созидательного типа открыты для достаточной меры изменений, а страны прагматического типа направляют свои воздействия на наиболее нуждающиеся в изменении части, при этом реализуя меру, сохраняющую цивилизационную целостность стран.

В настоящее время, когда человечество начинает осознавать причины и следствия своего сегодняшнего состояния и перспективы развития, крайне важным становится осмысленное согласованное преодоление глобальных проблем. Наиболее серьезные проблемы возникли в силу враждебных отношений многих стран, объединений стран, как следствие длительных агрессивных противостояний различных цивилизаций. Дальнейшее продолжение нынешней тотальной противопоставленности ведущих мировых стран губительно не только для них, но, в силу наличия ядерного вооружения, таит в себе и угрозу выживанию для всего земного человечества.

В мире все взаимосвязано, и у каждого элемента, объекта, субъекта существует свое предназначение. Например, на отдельных людях легко заметить следствия выполнения или невыполнения своего предназначения. Как только человек отклоняется от своего предназначения, его начинают одолевать отклонения настроения, негативные эмоции и дальше по нарастающей: депрессии, неврозы, физические заболевания. Поэтому так распространены стали тренинги по личностному росту, поиску себя, своего пути.

 

Несоответствие стран своему предназначению также ведет к дисгармонии деградации и разрушению. Если каждая сторона единого остается в своем предназначении и учитывает единые основания одновременной совместимости и противопоставленности (единства и борьбы противоположностей) то обе стороны становятся источниками разрушения единого, универсума в «войне за уничтожение». Поэтому универсум не допускает односторонней перспективы ни в разотождествлении, ни в отождествлении и этим воспроизводит динамику бытия.

 

Мировое сообщество много выиграло бы при осмысленном «управлении предназначениями» стран во взаимодействии. Естественно «управление предназначениями» взято в кавычки, потому что единственное управление возможное по отношению к предназначению – это следование ему или нет. И, в нашем случае, под управлением подразумевается взаимный учет странами их предназначений, цивилизационного типа и совместное проектирование будущего на основе этого.

Россия по своему предназначению соответствует созидательному типу цивилизаций. Включая в себя отдельные народы и народности, наша страна наработала историческую практику непротиворечивой интеграции различных цивилизаций. «В стратегии развития страны необходимо заложить: главенство созидательной ориентации, продолжение работы по воссозданию своей самостоятельности и укреплению основ своей идентичности русского народа, создать образ России в будущем, интеграция в рамках единого бытия с партнером» - пишет Анисимов О.С.

Стратегическое проектирование бывает трех типов: а) структурное – когда проектирование происходит при неизвестности предназначения целого и его частей, б)системное – когда предназначения целого (страны) и частей известны, в) метасистемное – учитывающее предназначение страны (целого) мире и взаимодействие с предназначениями других стран (целыми), в проектах приоритет в анализе соответствие содержанию «идеи», «идеала». Метасистемный тип проектирования, как более развитый дает большую глубину, стратегическую точность и эффективность, позволяет спроектировать и обеспечить качественный переход страны переход в более развитое состояние.

В качестве основания для этой типологии стратегического проектирования взято следующее концептуальное различение: «рядоположенность», «структурность», «системность» и «метасистемность». В силу огромной важности этого различения рассмотрим его поподробнее.

Рядоположенность. Рядоположенность предполагает автономное бытие самостоятельных «элементов» (объектов) и характеризуется тем, что траектории жизни этих «элементов» не пересекаются, их интересы не входят в противоречия – они живут независимо друг от друга. Такое независимое со-бытиё «элементов» будем называть «рядоположенностью»[1]. Например, два предпринимателя, работающие на разных сегментах рынка, могут игнорировать существование друг друга.

 

Схема 6. От «рядоположенности» к «метасистеме»

Структура. Если автономное бытие самостоятельных «элементов» по каким-то причинам становится невозможным, они могут входить во временные взаимовыгодные отношения между собой. Такое объединение рассматривается всеми «элементами», как вынужденное и прерывается сразу после исчезновения фактора его породившего. Например, для выживания в сложных природных катаклизмах, ранее независимые отдельные семьи могут кооперироваться на время переживаемых невзгод, чтобы совместными, объединенными силами противостоять угрозам. При этом после исчезновения экстремальных условий данные семьи могут вернуть себе автономное бытие (Если согласованная жизнь по взаимовыгодной договоренности элементов приобретает постоянство, то мы имеем «устойчивую структуру», в которой на постоянной основе воспроизводятся согласованные и взаимовыгодные отношения элементов. Продолжительное воспроизводство жизни структуры зависит от долговременности интересов входящих в нее элементов и полноценности учета этих интересов в кооперации и разделу получаемой выгоды. Поэтому, если какой-то из элементов структуры потеряет свой интерес соучастия в кооперативной жизни, то он может выйти из «договоренности» и вернуться к своей автономности или войти в структурные связи с другими элементами, разрушая при этом прежнюю структуру. Итак, структура – взаимовыгодное долговременное объединение частей на основании взаимоустраивающих договоренностей. В нашем примере, предприниматели, производительная компания и владелец торговых площадей могут заключить между собой договор, по которому товаровладелец (первый предприниматель) арендует торговую площадь для реализации своих товаров (у второго предпринимателя). Данная кооперация будет жить до тех пор, пока обеим сторонам эта сделка будет выгодна.

Система. Совсем иной тип связанности элементов мы получаем в том случае, если в качестве основания объединения выступает общая идея, которая предъявляет требования ко всем элементам при вхождении в целое по реализации идеи. Причем структурные отношения единиц внутри системы принципиально иные, чем в структуре. В системе кооперативные позиции появляются в соответствии с общим для целого и частей основанием, под диктовку «целого», под требования объективно необходимого процесса по достижению цели. Именно единое основание и ему соответствующий процесс и задают требования к тем единицам, которые в качестве ресурса заполняют данные кооперативные позиции – задает структуру функционально-нормативных мест. Следовательно, система требует жесткой подчиненности требованиям входящих в нее единиц, чем в структурных отношениях. Выгода элемента от пребывания в системе может быть получена в качестве какой-то компенсации «на ее границе» (на входе/выходе, в зависимости от внешних причин вхождения в систему). Следует заметить, что устойчивая система возможна только при оформленности и закрепленности в ней управленческой позиции, т.е. органа, реализующего организационно-направляющую и функцию управления от имени целого. Обязанности управленца - удерживать входящие в систему элементы в рамках нормативных требований к ним. Система, в отличие от структуры, имеет свою суть, миссию, идею, а не просто реализует взаимовыгодное объединение частей. В нашем примере, две компании могу слиться в одну корпорацию, под единым руководством с единой целью, объединяя в себе производство продукции и ее реализацию, на ранее арендованной, а теперь собственной торговой площади.

Метасистема. Метасистема – это система, вписанная в универсум, т.е. реализующая свою миссию (предназначение) в строгом соответствии с требованиями универсума. В соответствии с учением философа Платона любая система имеет свою идею в «мире идей» и реализует свою особую роль. В метасистемном подходе «мир идей» должен рассматриваться как конкретизация «идеи идей», собственно требований универсума. В нашем примере, промышленно-торговая корпорация должна строить свою стратегию, опираясь не на свою экономическую выгоду, а с учетом выполнения своей особой миссии в данной стране, корпорация также реализует свое универсумальное предназначение. Определить требования универсума можно при помощи метода диалектического дедуктивного выведения и получения ответа, какое предназначение реализует тот или иной объект и в связи с чем.

Как отмечает Анисимов О.С.[2], в сетевых отношениях преобладает структурная связанность, а иерархических отношениях – системная. В метасистемной связанности основание системы подчинено включенности в универсум. Наибольшая значимость для метасистемы – следовать требованиям и закономерностями универсума.

Данные различения являются универсальными и применимы к анализу состояния любого объекта. Таким образом, объект может быть на уровнях "структурности", "системности" и "метасистемности" (при «рядоположенности» объекта еще нет).

  • При структурности объект не обладает устойчивостью, не может надежно функционировать и не способен развиваться.
  • При системности  объект устойчив, воспроизводим, обладает потенциалом развития.
  • При метасистемности объект становится включенным в "универсумальное бытие", соответствует законам бытия, обладает максимальной мощью и эффективностью.

Какой будет степень связанности, зависит от управленца. Если речь идет о разработке стратегии развития страны, то здесь необходим метасистемный подход, т.к. данное проектирование является предельно ответственным, исключающим ошибки и случайные мнения. С другой стороны, важно применить описанные выше основания и для определения состояния нашей страны в настоящее время. Это мы и осуществим в следующем разделе проблематизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.018 с.)