Схема 2. Концептуальные основания для стратегии развития страны.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 2. Концептуальные основания для стратегии развития страны.



 

В качестве главного концептуального представления в данной стратегической разработке выступают понятия страны и цивилизации.

В своем ставшем своем состоянии страна, как общность людей на определенной территории с природными ресурсами (природа), имеет пять взаимосвязанных элементов: «социум», «мир деятельности», «мир экономики», «госуправление» и «высшие критерии» (культура и духовность). Однако, для понимания функции каждого элемента страны, необходимо их раскрыть от наиболее простой формы жизни (природа), до максимально развитой (духовность). Путь развития духа дал выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель.

Схема 3. Элементы, входящие в страну.

 

Он положил три главные ступени развития духа после природы:

  1. Субъективный дух (индивидуальная жизнедеятельность человека и социодинамика)
  2. Объективный дух (социокультурная динамика и деятельность),
  3. Абсолютный дух (культура и духовность).

Каждому уровню, в силу качественных отличий, присущи свои специфические особенности. Поэтому страну следует представлять как очень сложный, разнородный по составу объект, включающий в себя все перечисленные типы бытия. Рассмотрим кратко путь от жизнедеятельности человека к духовности.

Природа (живая и неживая). Природа, как внешняя среда животных и человека, обладает ресурсами, необходимыми для жизни организмов на всех уровнях: от одноклетчных до высокоразвиых. Для природных организмов характерна организованность жизни и взаимодействия индивидуумов на бессознательно-инстинктивном уровне. Высшая стадия развития – организм животного уровня, в котором система органов позволяет успешно воспроизводиться за счет механизма удовлетворения потребностей с привлечением компонентов окружающей среды и в саморегуляции с достаточной развитостью «обратной связи» с зачатками рефлексии.

Индивидуальная жизнедеятельность. Человеку дан не только природный организм, но и психический механизм «рефлексии», благодаря которому человек обладает потенциалом обретения сознания, мышления, самосознания, воли, самоопределения, разумности и т.п. Однако оставаясь на уровне жизнедеятельности, т.е. в логике потребительского отношения к внешней реальности, когда человек берет все необходимое из природы, тогда он не способен к созданию долговременного структурного союза с кем-либо. Для этого, кроме ориентации на собственные потребности, требуется еще учесть интересы партнера по потенциальной кооперации действий. А это и есть переход на уровень социальных отношений, где и возможны различные взаимовыгодные социальные кооперации, как кратковременно-ситуативные, так и долговременные. Общество образуется за счет преодоления ограниченности «природного» бытия.

Социодинамические отношения. Социодинамика – это цикл процессов, включающая в себя сначала противопоставление при желании обладать одним и тем же предметом потребности, затем согласование взаимоустраивающего договора взаимодействия и сама реализация этого договора. В социодинмических отношениях каждый человек следит за сохранением своего интереса. Если ситуация меняется таким образом, что личный интерес человека в реализации социальной договренности снижается, человек становится инициатором пересогласования интересов. Таким образом, изменяемость потребностей и интересов человкеа во времени, что естественно, для этого уровня жизни человека, становится причиной высокой динамичности, нестабильности и договорных отношений.

Социокультурные отношения. Добиться большей надежности во взаимодействиях субъеукты отношений могут, введя в качестве оснований для своего договора культурные нормы, но это уже начало перехода от социодинамики к социокультурной динамике. Любая группа не может продолжительно и устойчиво существовать вне внесения фактора стабилизации отношений – сложившихся в обществе обобщенных культурных  норм с обязательствами по соответствию этим  нормам. Кроме того,  каждая группа с ее ростом рано или поздно создает свою иерархию, выделяя наиболее продуктивных, результативных, в управленческую вертикаль. Но надежность договорных отношений между людьми закрепляется не только наличием иерархии, но и использованием, как было уже указано, в горизонтальных согласованных процессах общепринятых, традиционных в обществе норм, критериев.

Деятельность. В мире деятельности все, что происходит, оценивается в первую очередь с точки зрения гарантированного получения нужного продукта, которым деятельность отчитывается перед внешними потребителями. Деятельность, решающая задачи преобразования материала в нужный для людей продукт, успешна только в том случае, если она реализует технологию производства, учитывающую свойства материала, особенности средства и т.п. Человек в производственной деятельности должен обеспечить правильное (по технологии) приложение средства к материалу и осуществить все прописанные технологические шаги. Поэтому деятельностные структуры требуют от человека полной подчиненности возложенным на человека функциями поставленным задачам.

Культура. Жизнь культуры представлена в таких областях человеческой деятельности, как искусство, наука, религия, философия и духовность. Все эти типы жизни формируют и сохраняют высокие, высшие и вечные основания для организованной жизни людей. Эта сфера обращена к раскрытию абсолютной красоты, высшего добра и вечных истин. Разрабатываемые в рамках культуры высшие критерии транслируются в общество в образовательных процессах, за счет чего происходит окультуривание, общества, госуправления, деятельности, бизнеса и пр.

Духовность. Если культура занимается разработкой, хранением и трансляцией критериев по различным областям (предметам) деятельности человека и социума, то духовность дает надпредметные, интегральные высшие основания организации жизни общества и страны в целом. Духовность предполагает опору на понимание первооснования универсума (Бога) в виде философской картины мира и отождествление себя с этим высшим основанием. Духовный человек живет в Боге и строит свои действия от имени предельного первоначала мира. Философия, по внешней функции, должна обеспечить человека, проходящего путь одухотворения, целостным мировоззрением, а религия должна помочь в выработке правильного мироотношения.

Кроме обозначенных качественных ступеней жизни общества, образуются и вторичные, но очень важные части: экономика и госуправление.

Экономика. Возникнув из реагирования отдельных людей на спрос других, экономика состоит из отдельных бизнесов и управления процессами удовлетворения совокупного спроса. Реализуя удовлетворение спроса на регулярной основе, бизнес трансформируется в задачу по получению прибыли, тем самым подменив задачу обеспечения других необходимым. Бизнес, также как и деятельность, в отличие от социальных отношений, имеет жесткую целенаправленность. Только целью выступает не получение продукта, а реализация товара на рынке с извлечением из этого значимой для себя прибыли. В соответствии с этим, главной установкой бизнес-структур является получение прибыли. Все что втягивается, в бизнес-процессы оцениваются по этому критерию. Развитый бизнес включает в себя регулярное производство продукта, который реализуется далее в качестве товара на потребительском рынке, т.е. бизнес с интегрированной в нем регулярной деятельностью - капитализм.Возможна также модель экономики с общественно-государственным реагированием на спрос как альтернатива капитализму - социализм.

Государственное управление. В нашей лестнице уровней не указан еще один очень важный блок –Государственное управление, как особый институт по поддержанию согласованного, регламентированного законами бытия общества. Госуправление по своей функции должно обеспечивать гармоничное сосуществование всех вышеперечисленных разнородных слоев жизни человека, как условие решения проблем, касающегося всего общества. Госуправление  разделяется на местное региональное самоуправление и федеральную (центральную) власть. Поддержание живой связи органов управления с различными группами населения осуществляется за счет политической сферы - механизма согласований между представителями народа и госуправлением.  

Все перечисленные формы организации жизни общества включены в страну, в ее соответствующую часть. Причем народное бытие объединяет в себе жизнедеятельность, социодинамику и социокультурную динамику. Все элементы связаны между собой и каждый из них реализует свою функцию, т.е. вносит свой вклад в поддержание жизни и развитие страны как целостного объекта.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.026 с.)