Что же означает стратегическое проектирование для страны в метасистемном подходе. Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть понятие эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что же означает стратегическое проектирование для страны в метасистемном подходе. Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть понятие эффективность.



Термин «эффективность» можно применить не только к деятельности предприятия, к любой отрасли, но и ко всей стране в целом. Во избежание разночтений введем определение эффективности. Но сначала определим значение терминов «результативность» и «продуктивность».

Результат – есть то, что получено в конце процесса. Если нет жестких требований к процессу, то какой-то результат всегда есть и это – «результативность». Если в деятельности есть цель, т.е. строго определенны требования к конечному продукту, то нужен не просто какой-нибудь результат, а результат, удовлетворяющий введенным требованиям – продукт.

Если деятельность выдает на выходе запланированные продукты нужного качества, то мы имеем дело с «продуктивностью». Продуктивность предъявляет жесткие требования к цели. Любую деятельность можно рассматривать как совмещение нормы (цель, план, технология и т.п.) и ресурса (материал, оборудование, и т.п., человек, как особый вид ресурса). Однако продуктивность еще не вводит жестких норм к пути и способу получения продукта, поэтому еще нет жестких гарантий обязательности его получения.

Четко прописанная технология получения из материала продукта дает надежность деятельности, в том случае, если удается ресурс привести к строгому соответствию этим требованиям – быть минимально эффективным. Таким образом, эффективность – это такая совмещенность технологической нормы и ресурса, при которой на всем пути перевода материала в продукт с помощью соответствующего средства ресурс полностью соответствует технологическим требованиям. Далее можно вести речь об уровнях эффективности, которые зависят не только от степени соответствия ресурсов деятельности требованиям преобразования, но и от правильности, адекватности самой технологической нормы.

Отчего же зависит совершенство технологии? Качество самой технологии зависит от неслучайности оснований, из которых она выводится. Тогда мы получаем следующие уровни адекватности технологии (от минимального к максимальному): 1) эмпирическая техногия (основанная на опыте); 2) технология, опирающаяся на метод (из которого можно получать разные технологии); 3) технология, опирающаяся на метод, который выводится из понятия; 4) технология, опирающаяся на понятие, которое выведено из онтологии (максимально общей теоретической схемы, полученной дедуктивно). Не лишним будет подчеркнуть, что при поднятии технологии на новый уровень требуется серьезная перестройка и ресурса под его готовность соответствовать новым повышенным требованиям технологии. Особенно это относится к человеческому ресурсу, которому приходится в этом случае проходить переподготовку с приобретением новых способностей под новую технологию, необходимость развития кадров. Т.е. повышение эффективности деятельности тянет за собой и необходимость развития кадров.

 

 

Проблематизация

Россия, в настоящее время, представляет из себя страну, с ведущей ролью экономики, а точнее спекулятивного финансового капитала, который к тому же сильно зависим от внешних сил - мировых олигархов. Если применить типологию «структура – система – метасистема», то можно констатировать, что Россия сегодня пребывает в структурно-системном состоянии со значительным преобладанием структурности. У России не определена идея, не принята всем обществом, нет явной стратегии, как общей системы требований ко всем элементам и гражданам страны, которую бы они поняли и приняли. Следовательно, каждый сектор страны строит свои планы, стараясь всего лишь вписаться в текущее положение дел и учитывая сложившиеся тренды. В структурно-системном состоянии находятся и все ключевые блоки страны: экономика, социум, культура, госуправление, образование, медицина и пр. (за исключением, пожалуй, системности вооруженных сил, которыми руководит непосредственно Президент как главнокомандующий).

Известно, что структура дает минимальный уровень эффективности, система – средний, а метасистема - максимальный. Можно считать низкую эффективность нашей страны в настоящее время как главную проблему, не решив которую у России практически нет шансов стать одной из ведущих держав.

Причина низкой эффективности организации структурного типа состоит в том, что каждая часть в структуре в первую очередь реализует свой интерес и лишь вторично учитывает интересы других частей. Интересов целого здесь еще нет, они не определены. Это не позволяет довести деятельность структуры до высокого уровня слаженной работы, при котором только и можно добиваться высокой эффективности. Рассогласованность деятельности различных секторов и внутри них настолько очевидна, что не требует каких-либо иллюстраций. Эта проблема смотрится рельефнее на фоне очень эффективной операции воздушно-космических сил в Сирии.  Т.е. при необходимости, мобилизованности в стране возможны результаты высокой эффективности. Но проблема крайне низкой эффективности страны и ее секторов не может быть компенсирована отдельными выдающимися результатами личных и групповых достижений в некоторых секторах страны. 

Следовательно, ближайшей зоной развития нашей страны является ее переход в системное состояние, в котором все звенья страны реализуют свою часть в едином замысле, в общем проекте деятельности страны. В системной стране интересы целого находятся в безусловном приоритете и каждое звено лишь реализует свою особую роль в продвижении страны к общей стратегической цели. Системное состояние можно достигнуть только в стране управленческого типа с четко отлаженной инфраструктурой управленческой вертикали, т.к. именно госуправление способно внести своевременную коррекцию в действия, отклонившегося от общего проекта звена, восстановив тем самым целостность страны. Однако, системный уровень страны, является, как указывалось ранее, средним по эффективности. Для перехода страны на максимально эффективный метасистемный уровень необходимо стратегию страны строить с опорой на целостностную философскую онтологию и «вырастить» приоритетность культурных оснований в самоорганизации своей жизни всех секторов страны. В этом случая вся жизнь страны в целом и ее частей будет реализовывать высшие ценности в соответствии со своей идеей.

Рассмотрим теперь причины низкой эффективности нашей страны.

Прагматические установки в основании устройства страны. Россия, имея все объективные и субъективные предпосылки быть культурно-духовным типом страны, сегодня являет собой самый слабый по мощности тип страны – «социумный» с либерально-рыночной акцентировкой. Либерально-рыночное устройство общества стимулирует частную инициативу, и, вытесняя госрегулирование, не заботится о стране в целом. Наиболее ярко недостатки этой модели проявились при реализации вредной установки на «саморегилирующийся рынок» в 90-х годах прошлого века. В настоящее время, благодаря усилиям Путина В.В., вертикаль власти восстановлена, но внедренная западными консультантами в ельцинский период законодательная система вносит существенные трудности в налаживание полной управляемости страной. Прагматические установки, привнесенные в нашу жизнь Западом и подхваченные нашими предпринимателями, вытесняют культурные основания и создают предпосылки для дальнейшего расслоения общества, снижения уровня справедливости и, в целом, ведут в недалекой перспективе к развалу целостности страны под умелым манипулятивным внешним управлением заинтересованных в этом западных финансово-олигархических группировок. Нам следует осознать, что страна, опирающаяся в принятии решений на голый прагматизм, а не высшие культурные основания, становится заложником случайных, ненадежных стратегий и, в итоге, легкой добычей геополитических противников. Вне опоры на высшие культурные критерии не только невозможно построение адекватной стратегии, но и проблематична организация слаженного взаимодействия всех разнородных частей страны (социум, экономика, индустрия, медицина, образование, культура и т.д.).

Устремление к прибыли и конкуренции. Сегодня устремление к максимизации прибыли любой ценой и к жесткой конкуренции, как главной реализуемой установка влиятельных сил страны вносит перекосы не только экономику, но и во все иные части страны. Либерально-рыночный тип страны является структурным по своему основанию. Он не может быть системен в силу реализации каждым элементом, бизнесом или политической силой, своих узких, частных интересов. При этом госуправление, ответственное за функционирование и развитие страны, имеет недостаточно рычагов воздействия, т.к. многие его позитивные решения и проекты «спускаются на тормозах» или извращаются незаинтересованными в их реализации различными кланами и группировками. Из теории управления известно, что управлять можно только системой (или метасистемой). Структурным объединением управлять невозможно - на него можно только воздействовать с неопределенными последствиями. Что мы и наблюдаем сегодня в России. Для управляемости необходимо перевести страну из структурного состояния в системное, из либерально-рыночной формации в управленческую модель с балансовой экономикой, синтезирующей общественное и частное реагирование на спрос, с приоритетностью первого. Необходимо также от разрушительного принципа «конкурентности» перейти к созидательной установке на сотрудничество всех разнородных сил страны в рамках общего дела.

Недостаточный профессионализм управленцев-стратегов на местах. Следует подчеркнуть, что «проблема неэффективности страны» является прямым следствием и низкого профессионализма управленческой деятельности, особенно на стратегическом уровне в регионах, следствием низкой технологичности управления и  очень слабой критериальной базы, основу которой составляет культура мышления, мотивации, самокоррекции и взаимодействия. Управленческие иерархии сегодня крайне неэффективны по этим же причинам, как по «горизонтали», так в «вертикальных», отношениях, без организованности которых  невозможно добиться порождения и реализуемости стратегий. Причины недостаточного профессионализма управленцев-стратегов кроются в низкой эффективности сферы образования и потерей традиций стратегического управления частично присутствующих в советское время.

Низкая эффективность системы образования. Система образования сегодня, будучи на порядок хуже системы образования советского периода, готовит управленческие кадры недостаточной квалификации. Нынешнее состояние образования есть следствие навязанных нам западными «партнерами» реформ (ЕГЭ, бакалавриат и пр.), внедрение которых обеспечивает запланированную деградацию нашей сферы образования. Свою лепту в падение эффективности системы образования внесла ее коммерциализация. Серьезная фундаментальная подготовка выпускников образовательных учреждений – гордость СССР – ушла в прошлое. Такое состояние образования является наиболее опасным именно в линии подготовки управленцев-стратегов для госуправления, т.к. низко профессиональные управленческие кадры, оказавшись на ответственных позициях в госуправлении, принимают случайные решения и допускают судьбоносные для страны ошибки.

Отсутствие установки на саморазвитие. Еще одна опасность, которая кроется в нынешнем состоянии России – это отсутствие в верхних эшелонах власти подлинной установки на саморазвитие всех ключевых блоков страны и страны в целом. Все разговоры о якобы развитии со ссылкой повышения каких-то показателей на 3-5% можно не брать в расчет в силу их несерьезности. В настоящее время идет переформатирование мироустройства и роли стран в нём. И Россия находится на принципиальной развилке: или осуществит мощный рывок вперед, или останется второстепенной страной на задворках нового мирового порядка. Единственный вариант стать передовой державой – это сделать сегодня приоритетной установку на ускоренное саморазвитие. Тем более, что такой опыт реализации подобного подхода у нас есть – опыт сталинской мобилизации и ускоренного развития всей страны в 30-х годах прошлого века. Тем более, что сегодня в разработке прорывных управленческих (и иных) технологий можно опереться на имеющиеся у нас фундаментально-инновационные методологические разработки, которых нет за рубежом России.

Проектные тезисы

Стратегический проект страны, должен раскрывать переход от исходного на настоящий момент ее состояния к «желаемому» стремящемуся к «идеалу», который, в свою очередь, должен выводиться из идеи страны, с учетом всех выше описанный оснований Для этого необходимо осуществить дедуктивный переход от страны вообще, как идеального объекта в метасистемных рамках, к типологии стран, а далее выбрать тот тип страны, который максимально близок к историческим проявлениям России в настоящее время.

Схема 7. Стратегическое проектирование развития страны.

Далее осуществляется перевод «идеи» страны в «идеал», путем переноса идеи в проектную логику. После этого осуществляется выбор стратегической цели, как возможное промежуточное состояние на пути к «идеалу» с учетом имеющихся ресурсов, вводимых факторов (внешних и внутренних). 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.023 с.)