Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.



Вопросы к экзамену по административному праву (СПД)

Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.

Административное право – это отрасль российского публичного права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающихся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Административное право является одной из отраслей российского права, то есть самостоятельной частью российской правовой системы. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского права, соотносится с ней как часть с целым и тесно связано с другими отраслями российского права — такими, как конституционное, трудовое, финансовое и др.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

В общей форме в юридической литературе административное право называют управленческим правом. Эта отрасль регулирует общественные отношения в сфере функционирования исполнительной вла­сти (государственного управления).

В связи с этим особенность предмета регулирования административного права как отрасли российского права состоит в том, что он включает в себя общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, которая носит управленческий (исполнительно-распорядительный) характер.

Особенности предмета административного права обуславливают и особенности его метода. Административно-правовой метод регулирования закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений и выступает как метод повеления, который также называется императивным, предписывающим.

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 

 

Формы реализации убеждения

Убеждение в государственном управлении — это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемый в целях повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения ими законов и других нормативно правовых актов РФ.

Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического характера государства, он должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.

В целом метод убеждения воздействует на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом определенных социальных ценностей.

Целью применения различных видов убеждения является воспитание внутренней потребности и стойких привычек должного правомерного поведения.

В своем содержании метод убеждения включает целостную систему разнообразных мер, приемов воздействия на сознание людей, а через сознание — на их поведение. Эти способы могут иметь разнообразные виды проявления как путем словесного воздействия, так и через проведение организационных, поощрительных и иных мероприятий.

В правовой литературе различают следующие виды убеждения:

— агитационнопропагандистская (организационномассовая) работа;

— разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда);

— индивидуальная работа с отдельными лицами;

— критика антиобщественных поступков;

— различные виды поощрений: государственные награды, государственные и иные премии, почетные звания, почетные знаки и др.145

— организация наставничества и шефской работы;

— передача материалов на рассмотрение общественности и др.

Применение органами исполнительной власти различных видов убеждения нашло правовое закрепление не только в Положении о государственных наградах РФ, но и в других нормативных актах.

Например, ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает предупреждение административных правонарушений. А ст. 24.1 КоАП РФ требует от лиц, рассматривающих

дела об административных правонарушениях, выявлять причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений.

Кроме того, ст. 2.9 данного Кодекса формулирует очень важное положение о том, что при совершении малозначительного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 

Вопросы к экзамену по административному праву (СПД)

Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.

Административное право – это отрасль российского публичного права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающихся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Административное право является одной из отраслей российского права, то есть самостоятельной частью российской правовой системы. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского права, соотносится с ней как часть с целым и тесно связано с другими отраслями российского права — такими, как конституционное, трудовое, финансовое и др.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

В общей форме в юридической литературе административное право называют управленческим правом. Эта отрасль регулирует общественные отношения в сфере функционирования исполнительной вла­сти (государственного управления).

В связи с этим особенность предмета регулирования административного права как отрасли российского права состоит в том, что он включает в себя общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, которая носит управленческий (исполнительно-распорядительный) характер.

Особенности предмета административного права обуславливают и особенности его метода. Административно-правовой метод регулирования закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений и выступает как метод повеления, который также называется императивным, предписывающим.

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.013 с.)