Соответственные функции духа, души и тела.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соответственные функции духа, души и тела.



 

Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать "миросознанием". Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому, что душа принадлежит нашему "я" и через неё мы проявляем себя, свою личность, эту часть можно назвать "самосознанием" человека. Дух - это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Потому, что дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом "богосознания". Бог живёт в духе, "я" живёт в душе, а познавательные чувства живут в теле.

Как мы уже сказали ранее, душа есть место встречи тела и духа, где они сливаются. Духом человек общается с духовным миром и Духом Божиим, принимая и проявляя силу и жизнь духовной сферы. Посредством тела человек соприкасается с внешним чувственным миром, влияя на него и ощущая его влияние на себе. Душа стоит между этими двумя мирами, и всё же принадлежит им обоим. Она связана с духовным миром посредством духа, а с материальным посредством тела. Она также обладает свободной волей, и потому может выбирать между окружениями этих миров. Дух не может влиять на тело непосредственно. Ему нужен посредник, и этим посредником является душа, происходящая от соприкосновения духа с телом. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою. Дух может покорять тело посредством души, чтобы оно подчинялось Богу; равно и тело посредством души может склонять дух любить мир.

Наиболее благородным из этих элементов является дух, потому что соединяется с Богом. Тело стоит ниже из всех, потому что соприкасается с материей. Душа, находясь между ними, соединяет их и присваивает себе их характер. Душа помогает духу и телу сообщаться и кооперировать между собою. Задание души - держать эти два другие элемента в их надлежащем порядке, чтобы они не утратили правильного отношения друг ко другу, а именно, чтобы низшее, то есть, тело, было в подчинении у духа, и чтобы высший (дух) мог управлять телом посредством души. Первостепенным фактором человека является определённо душа. Она берёт от духа то, что он получил от Святого Духа, чтобы усовершившись, передать это телу, и тогда тело тоже может принять участие в совершенстве Святого Духа и таким образом стать духовным телом.

Дух - наиболее благородная часть человека и занимает обширную площадь его существа. Тело - самая низкая часть и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Тело - это внешняя хижина души, а душа - это покрывало духа. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа. В этом повелении значение души, как посредника. До грехопадения человека дух управлял всем существом человека посредством души.

Душа обладает величайшею силой, потому что дух и тело сливаются в ней, превращая её в место личности и влияния человека. До того, как человек согрешил, душа была полностью под управлением духа. Её силою, следовательно, была сила духа. Сам по себе дух не может влиять на тело, он делает это только посредством души. Это видно из слов Марии в Евангелии от Луки 1:46, 47: "Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём". "Здесь перемена времени показывает, что сперва дух принял радость от Бога, а потом, повлияв на душу, вызвал у неё выражение этой радости с помощью телесного органа" (цит. из Пембера "Самый ранний век земли").

Повторим, что душа есть место личности. Воля, интеллект и эмоции человека находятся в ней. Как дух служит для связи с духовным миром, а тело с естественным, так душа, находясь между ними, употребляет свою силу для распознания и решения, какому миру следует управлять - духовному или природному, материальному. Иногда душа тоже сама берёт бразды правления в свои руки через рассудок человека, создавая мир понятий, который и управляет человеком. Для того, чтобы управлять мог дух, он должен получить на это разрешение души, иначе дух беспомощен в управлении души и тела. Решение же зависит от души, потому что в ней живёт личность человека.

Фактически душа является осью всего существа человека, потому что его воля принадлежит ей. Только в том случае, если душа пожелает сама смириться, дух сможет управлять всем человеком. Если же она бунтует против занятия такой позиции, дух бессилен управлять. Этим объясняется значение свободной воли в человеке. Человек не автомат, которым Бог управляет по Своей воле, но он, скорее, обладает полной независимой властью решать и выбирать сам. У него есть орган проявления воли, и он может решать следовать Божией воле, или противиться ей и вместо этого следовать воле сатаны. Желание Бога, чтобы дух, будучи самой благородной частью человеческого существа, управлял им полностью. Однако, воля - решающая часть индивидуальности - принадлежит душе. А воля определяет, будет ли управлять дух, тело или она сама. Ввиду того, что душа обладает такой силой и является органом индивидуальности человека. Библия называет человека "душою живою".

 

Святой храм и человек.

 

"Разве не знаете, - пишет апостол Павел, - что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?" (1 Кор. 3:16). Ему было дано откровение сравнить человека с храмом. Как Бог обитал когда-то в храме, так Дух Святой обитает сегодня в человеке. Сравнивая человека с храмом, мы можем видеть, как его три составных элемента различно проявляются в нём.

Мы знаем, что храм делится на три части. Первая часть - это его внешний двор, видимый и посещаемый всеми. Всё внешнее поклонение происходит здесь. Входя во внутрь храма, мы оказываемся во Святилище, куда входят только священники, и где приносят елей, благовония и хлеб Богу. Они весьма близки к Богу - но не совсем близки, потому что находятся всё ещё с наружной стороны завесы и не могут быть в Его непосредственном присутствии. Бог обитает в самой глубине во Святом Святых, где яркий свет озаряет тьму, и куда ни один человек не может входить. Хотя первосвященник и входил туда однажды в год, тем не менее говорится, что до тех пор, пока завеса не будет разодрана, во Святое Святых не может входить ни один человек.

Человек есть храм Божий и потому тоже состоит из трёх частей. Тело - это его как бы внешний двор, видный всем. Здесь человек должен исполнять все заповеди Бога. Здесь Божий Сын служит заместителем человека и умирает за всё человечество. Внутри находится душа человека, составляющая внутреннюю жизнь его. заключая в себе его эмоции, волю и разум. Таково Святилище возрождённого человека, ибо его любовь, воля и мышление вполне просвещены, чтобы он мог служить Богу, как в древние времена служил священник.

В самой глубине, за занавесью, лежит Святое Святых, куда человеческий свет никогда не проникает, и невооружённый глаз никогда не заглядывает. Это «потаённое место Всевышнего», место обитания Бога. Человек не может проникнуть туда. если Бог не разорвёт завесы. Это - дух человека. Дух лежит за пределами самосознания человека и выше его чувствительности. Здесь человек соединяется и общается с Богом.

Для Святого Святых не нужно света, потому что Сам Бог обитает в нём. Во Святилище есть свет от семисвечника. Внешний двор пользуется дневным светом. Всё это прообразы и символы возрождённому человеку. Его дух подобен Святому Святых, в котором обитает Бог, и где всё совершается по вере, без видения, чувств и понимания со стороны верующего. Душа подобна Святилищу, потому что она в достаточной мере просвещена многими рациональными мыслями и понятиями, множеством познания и понимания вещей в идейном, материальном мире. Тело сравнивается со внешним двором, ясно видимым для всех. Действия тела видят все.

Порядок, который установил и представил нам Бог, не вызывает недопониманий: "ваш дух и душа и тело"(1 Фес. 5:23). Не говорится "душа, дух и тело", и не говорится "тело, душа и дух", а именно: "дух, душа и тело". Дух на первом месте, как часть первостепенной важности, и потому назван первым; тело - самая низкая часть и потому названо последним; душа стоит посредине и потому упоминается посредине. Увидав этот Божий порядок, мы можем больше оценить мудрость Библии, когда она сравнивает строение человека с храмом. Мы узнаём совершенную гармонию, которая существует между храмом и человеком в отношении как порядка, так и ценности.

Служение в храме происходит согласно с откровением под управлением Святого Святых. Всё, что происходит во Святилище и во внешнем дворе руководится присутствием Божиим во Святом Святых. Это самое священное место, на котором четыре угла храма сходятся и покоятся. Нам может показаться, что ничего не происходит во Святом Святых, потому что там стоит кромешная тьма. Вся деятельность ведётся во Святилище, и даже происходящее во внешнем дворе управляется священниками Святилища. Но всё, что делается во Святилище, на самом деле направляется откровением в предельной тишине и покое Святого Святых.

Совсем не трудно распознать во всём этом духовное применение. Душа, орган нашей личности, состоит из разума, воли и эмоции. Кажется, будто душа - и властелин всех действий, потому что тело подчиняется её диктовке. До грехопадения человека, однако, душа, несмотря на множество занятий, руководилась духом. И этого порядка добивается в нас Бог: на первом месте дух, потом душа, а потом только тело.

 

ГЛАВА 2. Дух и душа.

 

Дух.

Верующий должен обязательно знать, что у него есть дух, так как мы скоро увидим, что именно в духе происходит общение человека с Богом. Если верующий не распознаёт своего собственного духа, он никогда не узнает, как общаться с Богом в духе. Он легко принимает мысли и чувства души за действия и проявления духа. Таким образом он ограничивает себя внешнею сферой, и не в состоянии достигнуть духовной сферы.

· 1 Кор. 2:11 говорит: "... духа человеческого, живущего в нём".

· 1 Кор. 5:4 говорит "моим духом".

· Рим. 8:16 говорит "духу нашему".

· 1 Кор. 14:14 говорит "дух мой".

· 1 Кор. 14:32 говорит: "духи пророческие".

· Пр. 25:28 говорит: "духом своим".

· Евр. 12:23 говорит: "духам праведников".

· Зах. 12:1 говорит: "Господь... образовавший дух человека внутри его".

Все вышеприведенные места Писания ясно говорят, что у нас есть дух. Этот дух не синонимен с душою и не есть также Дух Святой. В этом духе мы поклоняемся Богу.

Согласно с тем, чему учит Библия и опыт верующих, о духе человека можно сказать, что у него есть три основных функции: совесть, интуиция и общение.

Совесть - это различающий орган, который отличает добро от зла, но не под влиянием накопившихся в голове знаний, а скорее посредством самопроизвольного, прямого суждения. Часто рассуждение оправдывает то, что совесть осуждает. Работа совести независима и пряма; она не гнётся от внешних мнений. Когда человек поступает неправильно, она поднимает свой обвиняющий голос.

Интуиция - это орган внутреннего чутья в духе человека. Она настолько прямо противоположна физическому познавательному чувству и душевному чувству, что называется интуицией. Интуиция - это прямое чутьё, независимое от внешних влияний. То знание, которое приходит нам непосредственно от разума, эмоции или воли - приходит интуитивно. Мы действительно "знаем" с помощью нашей интуиции; наш разум только помогает нам понимать. Откровения Божии и все движения Святого Духа известны человеку через интуицию. Поэтому верующий должен прислушиваться к голосу этих двух органов духа: голос совести и поучение интуиции.

Общение - это поклонение Богу. Органы души не годятся для поклонения Богу. Бог не познаётся нашими мыслями, чувствами и намерениями, потому что Его можно познать только непосредственно в нашем духе. Наше поклонение Богу и Его общение с нами совершаются непосредственно в духе. То и другое происходит во "внутреннем человеке", а не в душе или во внешнем человеке.

Мы можем заключить, тогда, что эти три элемента духа - совесть, интуиция и общение - состоят в глубокой взаимной связи и действуют согласованно. Отношение между совестью и интуицией заключается в том, что совесть судит согласно с интуицией; она осуждает всякое поведение, которое не следует указаниям интуиции. Интуиция связана с общением и поклонением Богу тем, что Бог познаётся человеком интуитивно и открывает Свою волю человеку через его интуицию. Внутренним чутьём, нашей интуицией мы знаем, чего хочет от нас Бог. Никакая мера ожиданий или заключений не даст нам познания Бога.

На основании нижеприведенных трёх групп стихов Св. Писания можно легко увидеть, что дух человека обладает функцией совести (мы не говорим, что дух есть совесть), функцией интуиции (или духовного чутья), и функцией общения (поклонения).

 

А. Функция совести в духе человека.

 

· "Господь, Бог твой, ожесточил дух его" (Втор.2:30).

· "Смиренных духом спасает" (Пс. 33:19).

· "Дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50:12).

· "Иисус возмутился духом" сказав это, (Иоан.13:21).

· "Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17:16).

· "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Рим. 8:16).

· "А я... присутствуя у вас духом, уже решил как бы находясь у вас" (1 Кор. 5:3).

· "Я не имел покоя духу моему" (2 Кор. 2:13).

· "Ибо дал нам Бог духа не боязни.. ."(2 Тим. 1:7).

 

Б. Функция интуиции в духе человека.

 

· "Дух 6одр" (Мат. 26:41).

· "Иисус, тотчас узнав духом Своим" (Мар. 2:8).

· "Иисус... Сам восскорбел духом и возмутился" (Иоан. 11:33).

· "Павел понуждаем был духом" (Деян. 18:5).

· "Горя духом", (Деян. 18:25).

· "И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим" (Деян. 20:22).

· "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?"(1 Кор. 2:11).

· "Ибо они мой и ваш дух успокоили "(1 Кор. 16:18).

· „Вы все успокоили дух его" (2 Кор. 7:13).

 

В. Функция общения в духе человека.

 

· "И возрадовался дух мой о Боге" (Лук. 1:47).

· "Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Иоан. 4:23).

· "Которому служу духом моим" (Рим. 1:9).

· "Чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа" (Рим. 7:6).

· "Приняли духа усыновления. Которым взываем: „Авва, Отче!" (Рим. 8:15).

· "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему" (Рим. 8:16).

· "А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)" (1 Кор. 6:17).

· "Буду петь духом" (1 Кор. 14:15).

· "Ибо если ты будешь благословлять духом..." (1 Кор. 14:16),

· "И вознёс меня в духе..." (Отк. 21:10).

 

Из этих мест Писания следует, что наш дух обладает этими тремя функциями. Хотя невозрожденные люди ещё не имеют жизни, они обладают этими функциями, только их поклонение направлено к нечистым духам. Одни люди проявляют больше этих функций, а другие меньше. Однако, это не значит, что они не мертвы в грехах и преступлениях. Новый Завет не считает всех тех, у кого чувствительная совесть, острая интуиция или духовная наклонность и заинтересованность, спасёнными людьми. Такие люди просто подтверждают, что помимо рассудка, эмоций и воли души, у нас есть также дух. До возрождения дух отделён от Божественной жизни: только после него жизнь Бога и Духа Святого, поселяется в нашем духе. И тогда он оживает, чтобы быть орудием Духа Святого.

Мы стремимся, изучая важность наличия в человеке духа, стать способными понимать, что мы, как человеческие существа, обладаем независимым духом. В этом цель изучения этого предмета. Дух не есть разум человека, ни его воля или эмоции;

наоборот, он заключает в себе функции совести, интуиции и общения. Именно в духе Бог возрождает нас, наставляет, ведёт нас в Свой покой. Но к сожалению, из-за долгого пребывания в рабстве души, многие христиане мало знают о своём духе. Мы должны с трепетом перед Богом просить Его научить нас посредством личного опыта различать, что есть духовно, а что душевно.

До возрождения дух человека настолько погружён в душу и окружён ею, что ему просто невозможно разобраться, что выходит из души, а что из духа. Функции последнего перепутались с функциями первого. Более того, дух утратил свою главную функцию - в отношении Бога, потому что он мёртв к Богу. Впечатление такое, как будто он сделался приложением к душе. И по мере того, как разум, воля и эмоции крепнут, функции духа всё больше и больше слабеют, затмеваясь настолько, что их существование почти не ощущается. Вот почему после возрождения человека должно наступить действие разделения души и духа.

При исследовании Писания создаётся впечатление, что действия невозрожденного духа ничем не отличаются от действий души. Нижеприведенные стихи иллюстрируют это:

 

1. "Смутился дух его" (Быт. 41:8).

"Унылый дух сушит кости" (Прит. 17:22).

"Блуждающие духом" (Ис. 29:24).

2. "Тогда успокоился дух их против него" (Суд.8:3).

"...и будете рыдать от сокрушения духа" (Ис.65:14).

"... и дух его ожесточился" (Дан. 5:20).

 

Здесь мы видим дела невозрождённого духа и то, насколько они похожи на дела души. Термин "дух", а не "душа" применён для того, чтобы показать, что произошло в самой глубине человека. Здесь видно, как дух человека настолько попал под управление и влияние души, что начал даже проявлять её дела. Но, тем не менее, дух продолжает существовать, потому что дела эти исходят от духа. Хотя и под управлением души, дух не перестаёт быть органом.

 

Душа.

 

Помимо духа, посредством которого человек может общаться с Богом, у него есть ещё душа - его самосознание. Под действием души он сознаёт своё существование - Она есть место пребывания нашей личности. Ей принадлежат элементы, которые делают человека именно человеком. Разум, мысли, идеалы, любовь, эмоции, способность различать, выбор, решение и т.п. - всё это различные действия души.

Мы уже сказали ранее, что дух и тело сливаются в душе, которая в свою очередь, образует орган нашей личности. Именно поэтому Библия иногда называет человека просто "душою", словно человек и обладает только этим элементом. К примеру, когда Иаков привёл всю свою семью в Египет, сказано, что "всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят" (Быт. 46:27). Случаи, когда человек в Библии (в её оригинале) назван "душою", весьма многочисленны, потому что место жительства личности человека - его душа. Постичь личность человека, значит постичь его самого. Существование человека, его характерные черты и жизнь - всё это в его душе. И в следствии этого Библия называет человека "душою".

Три основных способности человека: воля, разум и эмоции, - составляют его личность. Воля принимает решения, выявляя нашу способность выбирать. Она выражает наше хотение или нехотение: "мы хотим" или "не хотим" и следовательно "сделаем" или "не сделаем". Без этой способности человек был бы просто автоматом.

Разум - орудие нашего мышления, проявляет умственные силы человека: От него исходят мудрость, знание и рассуждение. Отсутствие его делает человека глупым и тупым.

Орудием, выражающим, что нам нравится или не нравится, является наша эмоция. С помощью её мы можем проявлять любовь или ненависть, чувствовать себя радостными, злыми или счастливыми. Всякий недостаток в эмоции делает человека бесчувственным, как дерево или камень.

Тщательное изучение Библии приведёт к заключению, что эти три способности нашей личности принадлежат душе. Очень много стихов в Писании относятся к душе. Поэтому перечислим только несколько из них.

 

А. Волевая способность души.

 

(В оригинале "воля" часто "душа").

"Не предавай меня на произвол (на волю) врагам моим" (Пс. 26:12).

"И ты не отдашь его на волю врагов его" (Пс. 40:3).

"И отдал тебя на произвол ненавидящим тебя" (Иез. 16:27).

"... и отпусти ее, куда она захочет" (Втор 21:14).

"Да не говорят в сердце своем – "хорошо! по душе нашей!" (Пс. 34:25).

" .. положив зарок на душу свою..." (Чис. 30:3).

"Итак, расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа, Бога вашего" (1 Пар. 22:19).

"... куда они всею душою желают возвратиться" (Иер. 44:14).

"До чего не хотела коснуться душа моя..." (Иов. 6:7).

"И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих" (Иов. 7:15).

"Воля" или "сердце" здесь подразумевают человеческую волю. "Расположите сердце", "желают", "не хотела", и "отдал на произвол" - всё это действия воли, истекающие из источников души.

 

Б. Интеллектуальная, умственная способность души.

 

"Утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их" (Иез. 24:25).

"Не хорошо душе без знания..." (Прит 19:2).

"Доколе мне слагать советы в душе моей?" (Пс. 12:3).

"Дивны дела Твои и душа моя вполне сознаёт это" (Пс. 138:14).

"Твердо помнит это душа моя..." (Пл. Иер. 3:20).

"... и знание будет приятно душе твоей" (Прит. 2:10).

"Храни здравомыслие и рассудительность, - и они будут жизнию для души твоей" (Прит. 3:21, 22)

"Таково и познание мудрости для души твоей" (Прит. 24:14).

Здесь "совет", "знание", "отрада души", "сознаёт", "помнит" и т.п. выражают действия разума человека, которые согласно с Библией вытекают из души.

 

В. Эмоциональная способность души.

 

1. Эмоции привязанности.

"Душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу" (1 Цар. 18:1).

"Ты, которого любит душа моя" (Песн. П. 1:6).

"Величит душа моя Господа" (Лук. 1:46).

"И жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи" (Иов. 33:20).

"... ненавидящих душу Давида..." (2 Цар. 5:8).

"И отвратится душа моя от них..." (Зах. 11:8)

"И люби Господа, Бога твоего, всею душею твоею..." (Втор. 6:5).

"Опротивела душе моей жизнь моя" (Иов. 10:1).

"От всякой пищи отвращалась душа их" (Пс. 106:18).

 

2. Эмоции желаний

"Чего пожелает душа твоя... чего потребует от тебя душа твоя..." (Втор. 14:26).

"Чего желает душа твоя..." (1 Цар. 20:4).

"Истомилась душа моя, желая во дворы Господни" (Пс. 83:3).

"... отраду души вашей" (Иез. 24:21).

"... так желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс. 41:2).

"Душею моею я стремился к Тебе ночью" (Ис. 26:9).

"... Которому благоволит душа моя" (Мат. 12:18).

 

3. Эмоции ощущений и чувств

"И тебе самой оружие пройдёт душу" (Лук. 2:35).

"... ибо скорбел душею весь народ" (1 Цар. 30:6).

"... душа у неё огорчена..." (4 Цар. 4:27).

"И не потерпела душа его страдания Израилева" (Суд. 10:16).

"Доколе будете мучить душу мою" (Иов. 19:2).

"... возвеселится душа моя в Боге моём..." (Ис. 61:10).

"Возвесели душу раба Твоего" (Пс. 85:4).

"Душа их истаевала в них" (Пс. 106:5).

"Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?" (Пс.41:б).

"Возвратись, душа моя, в покой твой" (Пс. 114:7).

"Истомилась душа моя желанием..." (Пс. 118:20).

"Сладка для души..." (Прит. 16:24).

"... и душа ваша да насладится туком" (Ис. 55:2).

"Изнемогла во мне душа моя..." (Ион. 2:8).

"Душа Моя скорбит смертельно" (Мат. 26:38).

"Душа Моя теперь возмутилась" (Иоан. 12:27).

"... ежедневно мучился в праведной душе" (2 Пет. 2:8).

 

Мы обнаруживаем на основании вышеприведенных наблюдений, касающихся различных эмоций человека, что наша душа способна любить, ненавидеть, желать, томиться, чувствовать и ощущать.

Из этого краткого Библейского обозрения вполне ясно, что душа содержит в себе то, что называется волей, то, что называется разумом (интеллектом) и то, что известно под названием эмоцией.

 

Душевная жизнь.

 

Некоторые богословы указывают на то, что в Библии слово "жизнь" выражено по-гречески тремя разными словами: 1) "биос", 2) "психе" и 3) "зое". Всеми тремя называют жизнь, но каждый раз с другим значением. "Биос", например, означает средство для жизни или существования. Этим словом воспользовался Христос, когда похвалил вдову, положившую в сокровищницу храма всё своё пропитание. "Зое" - самая высшая форма жизни: жизнь духа. Всякий раз, когда Библия говорит о вечной жизни, она употребляет это слово. "Психе" имеет в виду естественную жизнь человека, или его душу. Библия применяет этот термин, когда говорит о человеческой жизни-

Здесь следует заметить, что слова "душа" и "душевная жизнь" в Библии в оригинале выражены одним и тем же словом - В Ветхом Завете еврейское слово душа - нефес - употребляется равно и в применении к душевной жизни. Отсюда мы узнаём, что „душа" не есть только один из трёх элементов человека, но также и его жизнь, его природная жизнь. Часто в Библии слово "душа" переводится словом "жизнь".

"Только плоти с душею ее, с кровию её, не ешьте" (Быт. 9:4).

"Потому что душа тела в крови" (Лев. 17:11).

"Ибо умерли искавшие души Младенца" (Мат. 2:20).

"Что должно делать в субботу?... спасти душу, или погубить?" (Лук. 6:9).

"Человеками, предавшими души свои за имя Господа..." (Деян. 15:26)

"... отдать душу Свою эа искупления многих" (Мат 20:28).

"Пастырь добрый полагает душу Свою эа овец" (Иоан. 10:11)

 

Как мы уже упоминали, "душа" - это один из элементов в составе человека. "Душевная жизнь" - это естественная, природная жизнь человека, которая делает его существующим, и оживляет его. Это та жизнь, посредством которой человек жив сегодня; это та сила, посредством которой человек становится тем, что он есть. Поскольку Библия применяет "нефес" и "психе" как к душе, так и к жизни человека, нам ясно, что эти два понятия, хотя и различимые, по названию, не отделимы одно от другого. Они различимы постольку, поскольку иногда "психе" (например) нужно переводить или словом "душа" или словом "жизнь". В таких случаях одно нельзя заменить, другим. И всё же они неделимы, потому что совершенно соединяются в человеке. Человек без души не живёт. Библия нигде не говорит, что у человека есть жизнь помимо души. Жизнь человека - это его душа, пропитывающая всё его тело. В соединении с телом душа составляет его жизнь. Жизнь - это феномен души. Библия считает настоящее тело человека душевным телом - (1 Кор. 15:44), потому что жизнь нашего земного тела душевна. Жизнь человека, таким образом, есть просто выражение сочетания его умственной, эмоциональной и волевой энергией. "Личность" в естественной сфере (физической) объемлет эти различные части души, но только в этой мере. Душевная жизнь есть естественная жизнь человека.

То, что душа есть жизнь человека, весьма важно признать, потому что этот факт играет жизненно важную роль в том, какими христианами мы станем, духовными или душевными. Об этом мы будем говорить дальше.

 

Душа и "я" человека.

 

Поскольку мы уже увидели, что душа есть местопребывания нашей личности, орган воли и естественной жизни, мы можем легко заключить, что она-то и есть наше "я" - я сам. Наше "я" - это наша душа. Это тоже можно подтвердить стихами из Библии. В книге Числа в 30-й главе выражение "зарок, который она положила на душу свою" встречается десять раз. Женщина связала душу свою обещанием или, как говорится здесь, "зароком". Она зареклась душою. Из этого понятно, что душа есть наше "я". В данном случае это - она (женщина) сама. Во многих других местах Библии мы встречаем слово "душа" переведенными словами "себя", "вас", "вы", "ты"... Вот, несколько примеров:

"... не делайте себя чрез них нечистыми" (Лев 11:43).

"... не оскверняйте душ ваших (себя) каким-либо животным" (Лев. 11:44).

"... для себя и для детей своих"... (Есф. 9:31).

"О, ты, раздирающий душу твою в гневе твоем!" (Иов. 18:4).

"... он оправдывал себя.." (Иов. 32:2).

"... и сами пошли в плен" (Ис. 46,2).

"Что есть каждому (в оригинале, "каждой душе"), одно то можно делать вам" (Исх. 12:16).

"... убийца, убивший человека (в ориг. "душу") неумышленно" (Чис. 35:11, 15).

"Да умрёт душа моя смертью праведников" (Чис. 23:10).

"Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного ..." (Лев. 2:1).

"... не успокоивал ли души моей" (Пс. 130:2)

"Не думай, что ты одна спасёшься (в ориг. "душа") в доме царском" (Есф. 4:13).

"Клянется Господь Самим Со6ою (в ориг. "душою") (Ам. 6:8).

 

Эти места из Ветхого Завета свидетельствуют о том, что душа человека есть его "я".

Новый Завет производит то же впечатление. 1 Пет. 3:20 говорит о "восьми душах", а Деян. 27:37 упоминает "двести семьдесят шесть душ". В виду, конечно, имеются личности. "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего зло" - говорит Рим. 2:9. Русский перевод не расходится здесь с оригиналом – Следовательно предостеречь душу, которая творит зло, значит предостеречь злого человека. В Иак. 5:20 спасение грешника отложного пути означает спасение души. В Лук. 12:19 богатый безумец, обращаясь со словами утешения к своей душе, говорит к самому себе. Из этого ясно, что Библия рассматривает душу человека или душевную жизнь, как самого человека вообще.

Подтверждение этому даёт Сам Господь Иисус Христос в двух Евангелиях "Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе (психе) своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу (психе) свою?" (Мат. 16:26). "Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе" (Лук.9:25). Оба евангелиста пишут об одном и том же, но один употребляет слово "жизнь" (душа), а другой слово "себе". Это значит, что Дух Святой использует Матфея для объяснения значения слова "себе" у Луки, а Лука даёт значение слова "жизнь" (душа) у Матфея. Душа или жизнь человека - это он сам, и наоборот, он сам есть душа и жизнь.

Такое расследование позволяет нам заключать, что для того, чтобы быть человеком, мы должны делиться тем, что включено в нашу душу. У каждого естественного человека есть этот элемент со всем тем, что он в себе заключает, потому что душа - это общая жизнь, которую разделяют все душевные, природные люди. До возрождения, что бы ни было включено в жизнь - будь то "я", жизнь, сила, крепость, выбор, мысль, мнение, любовь, ощущение, _ всё относится к душе. Иными словами, душевная жизнь есть жизнь человека, унаследованная им при рождении. Всё, чем обладает эта жизнь, и всё, чем она может стать, находится в сфере души. Если мы точно распознаем, что есть душевно, нам будет легче позже распознать, что есть духовно. Мы сможем отличать и отделять духовное от душевного.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.03 с.)