Митрополит Филарет венчал Александра II на царство в Успенском соборе Кремля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Митрополит Филарет венчал Александра II на царство в Успенском соборе Кремля



Митрополит Филарет отказался освящать Триумфальную арку, чем вызвал раздражение царя. Но что для него гнев императора! Христианскому пастырю страшно одно – разойтись с волей Господней.

Общим значительным деянием Филарета и настоятеля Троицкой лавры архимандрита Антония (Медведева) стал Гефсиманский скит в трех верстах от монастыря, окруженный вековыми елями. «То будет моя последняя обитель, – думал владыка, всякий раз навещая скит. – Когда почувствую, что слаб и немощен, попрошусь сюда на покой, с тем, чтобы здесь же погребли и кости мои…» Освящая храм Гефсиманского скита, в котором к тому времени уже хранилась частица мощей великомученика Пантелеймона – дар Иерусалимского патриарха Кирилла, – святитель Филарет сказал:

«Кто б ты ни был, брат мой, не предавайся унынию безнадежному, не дай скорби одолеть тебя… Помни, что горечь твоя уже наибольшей частию испита в великой чаше Христовых страданий…»

19 февраля 1855 года Российский престол перешел к Александру II. Митрополит Московский венчал его на царство в Успенском соборе Кремля. Глубоко переживал великое Таинство Московский святитель – с воцарением нового монарха наступало для России новое время, обещавшее не только успехи, но и опасности.

Царь Александр II, высокий и статный, не имел отцовской державной суровости, был мягок и добр сердцем. Первым делом он завершил начатую еще при отце неудачную войну с Османской Турцией, в которой против России выступили Англия с Францией. А в феврале 1861 года царь подписал знаменитый Манифест, отменяющий в России крепостное право. Этот Манифест об освобождении крестьян составляли известные царские чиновники, но последним, кто правил знаменитый текст, оказался митрополит Филарет.

Да, сколько ни пытался владыка отговорить царя не вмешивать Церковь в дела государственные, все же смирился пред волею государя. За трое суток святитель полностью переписал проект Манифеста, разделив его на три части и придав ему звучание ясное и торжественное.«Мы убедились, что изменение положения крепостных крестьян на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, поданный нам рукою Провидения… В силу означенных новых положений крепостные люди получат полные права свободных сельских обывателей… Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

О том, что Московский митрополит писал Манифест, почти никто не знал. И потому многие удивились, когда император вскоре наградил Филарета золотой медалью, где было написано одно только слово «Благодарю».

Во времена царствования Александра II сбылась давняя мечта владыки Филарета – наконец-то издан русский перевод Евангелия! С церковнославянского переводилась также Библия. Сколько людей теперь возьмут Священное Писание в руки, не боясь сложностей старого языка! Сколько мятущихся душ должен окликнуть в лоно Матери-Церкви новый перевод.

За месяц до кончины святителю Филарету ночью явился давно почивший отец.

– Береги 19-е число, – только и сказал батюшка.

Сон оказался вещим. 19 ноября 1867 года владыка, причастившись Святых Христовых Таин, тихо испустил дух. Умер святитель, стоя на коленях пред иконами Божиими.

Русская Православная Церковь чтит память святителя Филарета 19 ноября (2 декабря по н. ст.).

 

 

Источники

1. Сказание о Стефане Пермском / сост.: И. Иванов, А. Саков, М. Сизов. – Сыктывкар, 1992.

2. Святитель Стефан Пермский / под ред. Г. М. Прохорова. – СПб., 1995.

3. Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленное иеромонахом Никоном (Рождественским), впоследствии архиепископом Вологодским и Тотемским. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003.

4. Е. Поселянин. Святая юность. М.: Лествица, 1999.

5. Чудотворные иконы Матери Божией. Царица Небесная, спаси землю Русскую. М.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993.

6. С.В. Булгаков. Настольная книга священно-церковнослужителей. М.: ИС РПЦ, 1993.

7. А. Яковлев. Век Филарета. М.: Армада, 1998.

8. Е. Поселянин. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1905.

9. М.В. Толстой. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.

10. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Книга, 1990.

11. П. Россиев. Великий печальник за Родину патриарх Гермоген. М., 1912.

12. В. Чеботарев, И. Ефимов. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Записки о святителе Тихоне Задонском. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001.

13. Жизнеописания Первосвятителей и чудотворцев всероссийских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа / сост.: А. Невский. – М., 1893.

Примечания

1

Петровская икона, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, с древних времен почитается чудотворной. Эту икону вместе с Владимирской и Донской Святейший Патриарх Иов брал с собою, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. А в 1613 г. Петровскую икону вместе с другими святынями бережно перенесли в Кострому, прося Михаила Феодоровича Романова возглавить Русское государство.

2

Здесь и далее по тексту цитаты приведены в авторской редакции. – Изд.

3

Здесь и далее даты приведены по старому стилю.

4

Напавшие на Москву в 1382 г. татарские всадники Тохтамыша вскрыли митрополичью гробницу, думая найти в ней сокровища. В 1471 г., когда сломали старый Успенский собор и стали строить новый, вынули мощи святого. Они сохранились нетленными. 24 августа совершили перенесение мощей, в память чего было установлено празднование. Мощи Первосвятителя Московского почивали открыто, но после нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 г. В этом году Наполеон раскрыл гробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. По удалении французов из Москвы Московский архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи митрополита Петра, которые были обносимы вокруг Успенского собора при освящении его 30 августа 1813 г.

5

В 1471 г. мощи святого митрополита Феогноста были обретены нетленными, но почивают они под спудом возле раки святителя Петра.

6

Митрополит Роман остался недоволен тем, что не ему досталась Киевская кафедра. Кроме того, литовский князь стал оказывать притязания на Тверское княжество, пользуясь тем, что тверской князь Михаил был родственником его жены. Святитель Алексий должен был еще раз ездить в Царь-град, где патриарх снова определил пребывание митрополита Романа в пределах Литвы и Волыни. Но церковная смута прекратилась только в 1368 г., со смертью Романа.

7

К сожалению, местонахождение этого образа сегодня неизвестно.

8

Игумен Варлаам, прославленный в лике святых, скончался в 1376 г. и был погребен на паперти соборной церкви в своем монастыре.

9

Право носить праздничное церковное облачение епископу Пермскому было дано за великие заслуги в виде исключения. В те времена русские епископы вообще не носили саккоса. Даже в ризу или фелонь с четырьмя крестами не все святители могли облачиться, а лишь весьма немногие избранники Божии.

10

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основали в 1429 г. преподобные Герман и Савватий. Дело их продолжил преподобный Зосима, при котором образовался монастырь, ставший оплотом Православия в северных землях.

11

Чтобы остановить лживые слухи о якобы спасшемся царевиче при Василии Шуйском мощи убиенного Димитрия перевезли из Углича в Москву. И тут было явлено чудо! Пролежав пятнадцать лет в земле, мощи юного мученика почти не подверглись тлению. Сохранились даже орешки, которые в последние минуты сжимал в руке царевич. Мощи царевича Димитрия находятся в Архангельском соборе Кремля. Память угличского страстотерпца Церковь отмечает 15 (28 по н. ст.) мая и 3 (16 по н. ст.) июня.

12

По другим сведениям, родоначальником его были князья Голицыны.

13

Позднее Тимофею, как и другим ученикам из простых семей, была присвоена полноценная фамилия, отличная от отчества. В документах школы он именуется Соколовский. Реже – Соколов.

14

О врожденных идеях (лат.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.8 (0.009 с.)