Году игумен Петр отправился в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Году игумен Петр отправился в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея Руси



Архипастырь Русской Церкви, принятый ханом с великими почестями, получил от Узбека подтверждение прежних прав своего духовенства

Стараясь утвердить в русских людях благочестие, святитель Петр не оставлял без внимания и противников Православия. Во времена его первосвятительства появился некий еретик Сеит, обращенный в христианство из магометан, который начал проповедовать учение, противное православной вере. Так, он восстал против иночества, считая его недоступным для человека, излишним и вредным. Некоторые монахи, увлеченные лжеучением, оставляли монастыри и вступали в супружество. Митрополит Петр обличил Сеита в заблуждении, затем, видя его нераскаянность, предал анафеме. Отлученный от Церкви еретик «вскоре зле погиб».

Заслуги свои перед Отечеством и Церковью святитель Петр увенчал делом, чрезвычайно важным и знаменитым в истории России. Он перенес святительскую кафедру из Владимира в Москву и положил тем самым прочное основание ее возвышению над прочими княжествами. С усилением Москвы укреплялась Россия, которая через несколько лет сбросит с себя постыдное иго и явится в грозном величии в ряду европейских держав.

Когда впервые пастырь Христов приехал в Москву, в ней уже княжил Иоанн Даниилович, внук святого благоверного князя Александра Невского. Князь Иоанн Калита отличался благочестием, был милостив, любил посещать церкви Божии. Калитой прозвали его потому, что всюду, как и положено воину, носил он с собой калиту – так называли по-татарски набедренную суму. В этой суме хранилось не только огнйво, но и чеканные монетки – одаривать нищих. За эту щедрость о нем говорили: «Здесь царствует и на небе царствовать хочет».

В 1325 году святитель Петр окончательно переехал в Москву. Видя доброе расположение Великого князя к Церкви Божией, святитель посоветовал ему поставить каменный храм во имя Успения Божией Матери. «Если послушаешь меня, сын мой, – говорил он князю, – то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи его, и прославится Бог в нем». В залог исполнения пророчества святитель вручил Великому князю Иоанну Данииловичу свой крест и благословил его потомство.

С любовью и радостью принял Великий князь совет блаженного своего учителя. В августе 1326 года освятили начало строительства Успенской церкви. Митрополит Петр лично заботился о его скорейшем завершении.

За считанные дни до кончины святителя Петра Великий князь Московский видел сон: скачет он на коне вдоль реки Неглинной. Внезапно перед ним выросла высокая гора, увенчанная снежной вершиной. Но вдруг снег растаял и исчез: вскоре исчезла и гора.

Проснувшись, князь рассказал об этом сновидении святителю Петру и услышал от него такое объяснение: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из этой жизни. Но, как и самая гора, на которую ты долго смотрел, сделалась невидимою пред тобою, так и тебе предлежит после моего отшествия, богоугодно царствовав и воспитав около себя благородных чад, преставиться от мира сего. Когда услышишь ты о некоем старце, к тебе пришедшем, тогда и ты уразумей о совершении доброго твоего жительства и близком отшествии к Богу».

Эти слова святителя Петра исполнились через шестнадцать лет, в 1340 году. Однажды ночью, когда Иоанн спокойно спал на своем одре, внезапно расторглась цепь от дверей его опочивальни и послышался голос: «Се старец пришел уже».Князь Иоанн, пробудившись ото сна, напряженно вглядывался в темноту, надеясь разглядеть того, кто говорил. Но тщетно. И понял тогда князь – сам святитель Петр пришел к нему предварить о грядущей кончине.

Яко апостолам

Сопрестольна и врача предобра,

И служителя благоприятна,

Радующеся и Христа славяще,

 

Таковую благодать

Тебе Даровавшаго исцелений

И граду твоему великое

Утверждение.

Божественным желанием,

Почитающе, молим тя:

Моли, Егоже проповедал еси,

Да спасет души

Наша.

Темже, яко имея дерзновение

Ко Христу, моли за град же

И люди, чтущия достойно

Светлую память

Твою.

Нам даровати и подати миру

Велию милость.

Правило веры и образ

И граду твоему

В мире спастися.

Моли, святителю Тихоне,

Спастися душам

Нашим.

Церкве утверждение

И душам нашим

Спасение.

Источники

1. Сказание о Стефане Пермском / сост.: И. Иванов, А. Саков, М. Сизов. – Сыктывкар, 1992.

2. Святитель Стефан Пермский / под ред. Г. М. Прохорова. – СПб., 1995.

3. Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленное иеромонахом Никоном (Рождественским), впоследствии архиепископом Вологодским и Тотемским. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003.

4. Е. Поселянин. Святая юность. М.: Лествица, 1999.

5. Чудотворные иконы Матери Божией. Царица Небесная, спаси землю Русскую. М.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993.

6. С.В. Булгаков. Настольная книга священно-церковнослужителей. М.: ИС РПЦ, 1993.

7. А. Яковлев. Век Филарета. М.: Армада, 1998.

8. Е. Поселянин. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1905.

9. М.В. Толстой. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.

10. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Книга, 1990.

11. П. Россиев. Великий печальник за Родину патриарх Гермоген. М., 1912.

12. В. Чеботарев, И. Ефимов. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Записки о святителе Тихоне Задонском. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001.

13. Жизнеописания Первосвятителей и чудотворцев всероссийских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа / сост.: А. Невский. – М., 1893.

Примечания

1

Петровская икона, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, с древних времен почитается чудотворной. Эту икону вместе с Владимирской и Донской Святейший Патриарх Иов брал с собою, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. А в 1613 г. Петровскую икону вместе с другими святынями бережно перенесли в Кострому, прося Михаила Феодоровича Романова возглавить Русское государство.

2

Здесь и далее по тексту цитаты приведены в авторской редакции. – Изд.

3

Здесь и далее даты приведены по старому стилю.

4

Напавшие на Москву в 1382 г. татарские всадники Тохтамыша вскрыли митрополичью гробницу, думая найти в ней сокровища. В 1471 г., когда сломали старый Успенский собор и стали строить новый, вынули мощи святого. Они сохранились нетленными. 24 августа совершили перенесение мощей, в память чего было установлено празднование. Мощи Первосвятителя Московского почивали открыто, но после нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 г. В этом году Наполеон раскрыл гробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. По удалении французов из Москвы Московский архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи митрополита Петра, которые были обносимы вокруг Успенского собора при освящении его 30 августа 1813 г.

5

В 1471 г. мощи святого митрополита Феогноста были обретены нетленными, но почивают они под спудом возле раки святителя Петра.

6

Митрополит Роман остался недоволен тем, что не ему досталась Киевская кафедра. Кроме того, литовский князь стал оказывать притязания на Тверское княжество, пользуясь тем, что тверской князь Михаил был родственником его жены. Святитель Алексий должен был еще раз ездить в Царь-град, где патриарх снова определил пребывание митрополита Романа в пределах Литвы и Волыни. Но церковная смута прекратилась только в 1368 г., со смертью Романа.

7

К сожалению, местонахождение этого образа сегодня неизвестно.

8

Игумен Варлаам, прославленный в лике святых, скончался в 1376 г. и был погребен на паперти соборной церкви в своем монастыре.

9

Право носить праздничное церковное облачение епископу Пермскому было дано за великие заслуги в виде исключения. В те времена русские епископы вообще не носили саккоса. Даже в ризу или фелонь с четырьмя крестами не все святители могли облачиться, а лишь весьма немногие избранники Божии.

10

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основали в 1429 г. преподобные Герман и Савватий. Дело их продолжил преподобный Зосима, при котором образовался монастырь, ставший оплотом Православия в северных землях.

11

Чтобы остановить лживые слухи о якобы спасшемся царевиче при Василии Шуйском мощи убиенного Димитрия перевезли из Углича в Москву. И тут было явлено чудо! Пролежав пятнадцать лет в земле, мощи юного мученика почти не подверглись тлению. Сохранились даже орешки, которые в последние минуты сжимал в руке царевич. Мощи царевича Димитрия находятся в Архангельском соборе Кремля. Память угличского страстотерпца Церковь отмечает 15 (28 по н. ст.) мая и 3 (16 по н. ст.) июня.

12

По другим сведениям, родоначальником его были князья Голицыны.

13

Позднее Тимофею, как и другим ученикам из простых семей, была присвоена полноценная фамилия, отличная от отчества. В документах школы он именуется Соколовский. Реже – Соколов.

14

О врожденных идеях (лат.)

 

 

году игумен Петр отправился в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея Руси

Для уединенных молитв будущий святитель Петр избрал на реке Рате живописное место. Там он сложил церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа. Но, как звонкий ручей не может укрыться в высокой траве – по серебристому журчанию отыщут его люди, – так и смиренный отшельник недолго пребывал в уединении. Нашлись ученики, захотевшие жить рядом со святым Петром, молиться и трудиться вместе с ним.

В короткое время возле скромного жилища праведника выросли деревянные келейки. Игуменом нового монастыря в честь Преображения Господня братия избрала святого Петра.

Слух о добродетелях будущего Первосвятителя облетел Русскую землю. О милосердии и нищелюбии игумена знали все вокруг: если не было что подать просящему, он отдавал свои иконы.

Однажды Преображенский монастырь навестил Киевский митрополит Максим. Святой Петр явился к нему со своею братиею для получения благословения и поднес икону Пресвятой Богородицы, написанную им самим. Святитель Божий благословил его и братию и, приняв святую икону, берег ее у себя в великой чести. Этот образ, вскоре прославленный удивительными чудесами, нарекли Петровским, по имени ее создателя. Пресвятая Богородица на иконе нежно обнимает за плечи Своего Божественного Сына, словно надеется уберечь Его от грядущих страданий [1].

В первые столетия после принятия Святого Крещения Первосвятители на Руси избирались и благословлялись Константинопольским патриархом. Когда скончался митрополит Максим, возник вопрос – кто же возглавит Русскую Церковь? Галицко-Волынский князь Юрий послал в Константинополь для посвящения игумена Петра, а Великий князь Тверской и Владимирский Михаил – игумена Геронтия.

Спорный вопрос разрешили небеса. Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, попал в бурю. Словно щепку бросали его темные волны, все дальше унося от заветного берега. Геронтию в бушующем море явилась Пресвятая Богородица. Образ ее был точь-в-точь как на Петровской иконе, которую он взял с собой.

– Напрасно трудишься, Геронтий. Знай, на тебя не возложится святительский сан. Кто сотворил Мой образ, тот святителем будет, – прорекла Богородица и стала невидимой.

Все случилось по слову Царицы Небесной. В 1308 году Константинопольский патриарх Афанасий посвятил святого Петра в митрополита Киевского и всея Руси.

Пусть и назывался в те времена первый архиерей Русской Церкви митрополитом Киевским, но кафедра его уже не могла находиться в стольном граде Киеве. Всадники Батыя оставили от древнего, богатого церквями города унылое пепелище. Силу, способную одолеть нечестивых ордынцев, святитель Петр увидел в северных русских городах.

В 1309 году митрополит Петр переехал во Владимир (на Клязьме), где предшественником Максимом уже была к тому времени поставлена первосвятительская кафедра.

Весьма скоро на нового святителя завистливые люди стали распускать клевету, обвинив его в тяжких грехах. Дело дошло до Константинопольского патриарха Афанасия. Патриарх с изумлением читал доносы на святителя Петра – при встрече русский пастырь произвел на него совсем иное впечатление. Патриарх послал в Россию одного из клириков, надеясь прояснить ситуацию.

Святитель Петр смиренно принял постигшее его искушение. С прибытием доверенного от патриарха в городе Переяславле-Залесском собрался Церковный Собор. На тот Собор приехали: Ростовский епископ Симеон и Тверской епископ Андрей – главный обвинитель митрополита Петра, преподобный Прохор – игумен Печерский, князья, бояре, игумены и священники. Когда прочитали донос на святителя, все вокруг зашумели. Тогда митрополит Петр поднялся и, подобно святому Григорию Богослову, сказал: «Я не лучше пророка Ионы. Если ради меня такое волнение, то извергните меня из среды своей» [2].

 

 

Преступная клевета вскоре явно открылась перед всеми. Истина восторжествовала. Однако святитель Петр – единственный, кто не бросил камня в своего обидчика. Наоборот, он принял его под свою защиту, сказав: «Мир тебе, чадо. Не ты виновен во грехе, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь».

В 1312 году умер хан Тохтаху, под игом которого находилась Русская земля, и на престол взошел Узбек, принявший магометанство. К новому хану надлежало явиться вместе с Великим князем и митрополиту Петру. Путь предстоял далекий и трудный. К радости Церкви, Бог благословил это дальнее и опасное путешествие полным успехом. Архипастырь Русской Церкви, принятый ханом с великими почестями, получил от Узбека подтверждение прежних прав своего духовенства. Ярлык хана указывал на то, что церковные земли должны быть свободны от всякой дани и пошлины и подсудны одному митрополиту Петру. «Кто возьмет что-нибудь у духовных, заплатит втрое; кто дерзнет порицать веру Русскую, кто обидит церковь, монастырь, часовню, да умрет».Святитель Петр, устроив внешние дела Церкви, с большою ревностью начал заботиться о внутреннем ее благоденствии. Он то и дело объезжал епархии, невзирая на преклонные годы и телесные болезни, поучал вверенную паству словом и примером, везде являя себя отцом сирот, вдовиц и убогих. Святитель в особенности старался напомнить духовенству о его великой обязанности учить народ словами и добрыми делами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.041 с.)