Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Василий Дроздов принял монашество с именем Филарет, в честь нищелюбивого праведника Филарета Милостивого
Однажды, за несколько дней до тезоименитства владыки Платона, учитель греческого языка предложил Василию Дроздову написать приветственное четверостишие в адрес митрополита. Пой в песнях великих героев, Омир! Дела же Платона ты петь не дерзай! Поэты наклонны и правду превысить, Но как превозвысить деянья Отца? — прочитал Василий в назначенный день. И тотчас своим чистым греческим языком обратил на себя внимание владыки. Василий загорелся было философией, но вскоре остыл. Лишь у немногих мыслителей находил он искорки вечной истины. «Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым», – старательно записывал он на бумаге своим мелким аккуратным почерком. «Чаще думай о Боге, чем дыши»; «Владей своими страстями – или они овладеют тобой». Зато любовь к богословской науке в сердце Василия Дроздова разгоралась день ото дня все ярче и сильнее. Прежде богословские диспуты в семинарии проводились на унылом и строгом латинском языке. С приходом нового ректора отца Евграфа – только на русском. Вот какую оценку дал ректор своему ученику: «Умом отлично остр, прилежен и успешен». Уже на третий год обучения в Троицкой семинарии, в ноябре 1803-го, Василия Дроздова назначили учителем греческого и еврейского языков с жалованьем в сто пятьдесят рублей в год. Владыка Платон все больше доверял талантливому ученику: сделал его своим иподиаконом. Когда Дроздов произнес в лавре свою первую проповедь, посвященную освобождению монастыря от поляков, владыка понял, что не обманулся в ученике. Проповедь поразила ясностью, необыкновенной духовной силой и поэтическими сравнениями. Специально для Василия митрополит Платон учредил должность лаврского проповедника. После заутрени 7 июля 1808 года Василий передал келейнику митрополита Платона письмо. Слезы умиления выступили на глазах мудрого пастыря, когда он дочитал послание. «…Обучаясь и потом обучая под Вашим покровительством, я научился находить в учении удовольствие и пользу в уединении. Сие расположило меня к званию монашескому… И ныне прошу Ваше Высокопреосвященство совершить мое желание, удостоя меня монашеского звания». В Трапезной церкви 16 ноября 1808 года Василий Дроздов принял монашество с именем Филарет, в честь нищелюбивого праведника Филарета Милостивого, прославившегося своими добродетелями в VIII веке на земле Малой Азии. Менее чем через неделю он уже сделался иеродиаконом.
А в начале нового года ученого инока вызвали в Петербург, назначив инспектором семинарии. Душа искала родники богословия, а вместо этого пришлось осваивать административную должность и к тому же преподавать не особенно любимую философию. Но он монах и потому обязан покоряться воле вышестоящих. Незаметно пролетел еще один год в Петербурге. Зато 1810 год стал знаменательным. Вспомнило вдруг духовное начальство, что о Филарете как о блестящем проповеднике отзывался митрополит Платон. Первое же слово, сказанное им в день праздника Благовещения, произвело в северной столице сильное впечатление. «…Предположим на минуту, что Христос внезапно явился бы в сем храме, как некогда в Иерусалимском… – голос Филарета был негромок, но в полной тишине долетал до каждого уха. – И увидев продающих фарисейское благочестие и покупающих славу ревностных служителей Бога, а также приносящих в жертву Богу несколько торжественных минут и надеющихся заплатить ими за целую жизнь порочную, думаете, не изгнал бы вон их из храма? Да не сотворят из дома молитвы дом гнусной торговли! Не царствует лукавый мир, но в рабстве пребывает – честолюбия, злата, чрева, сладострастия…» Проповеди Филарета, особенно надгробное слово, сказанное на смерть графа Александра Строганова, сделали имя ученого монаха знаменитым. Самый читаемый в то время журнал «Вестник Европы» опубликовал его обращения с амвона. И обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын, да и сам государь Александр Павлович восхищались его метким и врачующим словом. За отличие в преподавании Слова Божия иеромонах Филарет был пожалован наперсным крестом с драгоценными камнями – отличие высочайшее для простого монаха! С марта 1812 года архимандрит Филарет – ректор Петербургской Духовной академии, где преподавал любимое богословие и церковную историю. В том же месяце его назначили настоятелем Новгородского Юрьевского монастыря. Да, 1812 год знаменит и славен! Великую победу одержала Россия, одна-одинешенька выигравшая войну против армии двунадесяти языков во главе с непобедимым прежде Наполеоном. Жаль только, владыка Платон не увидел полного разгрома французов! Рано утром 11 ноября он тихо отошел в иной мир. Говорят, что за месяц до своей кончины вскочил вдруг задремавший было митрополит из кресла и закричал:
Вышел! Вышел! Его не могли понять, пока он не объяснил: – Французы из Москвы уходят! Слава Богу, и я теперь умру спокойно. …5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрита Филарета посвятили во епископа Ревельского. Через год – он уже архиепископ Тверской епархии и член Святейшего Синода. Большой радостью для владыки Филарета стало долгожданное издание Евангелия на славянском и русском языках. «Мы обязаны доставить душеспасительные книги Писания каждому на том языке и наречии, на котором он удобнее разуметь может, – не уставал повторять на собраниях Библейского общества владыка Филарет. – Будет людям доступна и понятна Библия, многие сердца откроются Слову Божию». Шел 1821 год. Святейший Синод назначил архиепископа Филарета управлять Московской епархией, со времен митрополита Петра считавшейся самой почетной и уважаемой на Русской земле. Владыка приехал в Первопрестольную накануне Успенского поста. – Кто я, дерзнувший возглашать благодатное слово среди церкви, в которой сияли столь многие светильники веры? – звучал в переполненном Успенском храме Кремля голос Филарета. – О Владыко Господи! Ради народа Твоего – даруй благодать служению сему. Десятки, сотни священных обителей радостно перезванивались колоколами в Москве и Подмосковье. Но любимой для владыки Филарета по-прежнему оставалась Троицкая лавра – там, возле святых мощей преподобного Сергия, он по-настоящему начал жить духовной жизнью. Там, в монастырском храме Сошествия Святого Духа на апостолов, погребен учитель и наставник Платон. В те времена монастыри получали деньги из государственной казны. Но сумма эта была не такой уж значительной. Главная поддержка– частные пожертвования. «В рай входят святой милостыней», – говорили в старину. «Возлюби…» – вот и милость окажешь. Отблагодарить монастырь за возможность помолиться в святом месте стремились и простолюдины. Однако первыми жертвователями всегда считались помещики и купцы. «Много пташек на свете, и каждая поет своим голосом… Учись подпевать каждой из них, – наставлял владыка Филарет настоятелей святых обителей. – Не человекоугодничать надо, а смиренною покорностию снискивать благорасположение добрых людей». Для святителя Филарета благотворительность, которую он обрел в лице московской аристократии – князе Сергее Голицыне, графе Дмитрии Горихвостове, княгине Волконской, – была одним из важных дел. Сколько бедных сельских храмов и отдаленных монастырей обязаны ему святою поддержкой! Сколько православных греков, сражающихся за свою независимость, было вызволено на эти деньги из турецкого плена.Филарет любил поэзию. Стихотворные строки порой сами собой слагались в голове – стоило взять в руки перо, и стихи дивным потоком лились на бумагу. Однажды в доме князя Голицына услышал Московский святитель стихи поэта Александра Пушкина, чье творчество поначалу не одобрял, но с каждым годом все более проникался его вдохновенной лирой.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? – Вот настоящий вопль души, потерявшей верный путь, – взволновался митрополит, дослушав стихи до конца. – Но поэзия, конечно, восхитительная. Ночью владыка, пораженный отчаянием поэта, написал ему знаменитый ответ: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, Забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум,— И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум! Стихи митрополита восхитили Пушкина. Иным, одухотворенным взором посмотрел он вокруг. Иначе не родились бы благодарные строки, посвященные святителю: …Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Задумал однажды император Николай соорудить в Москве величественную Триумфальную арку. Памятник сей намеревались воздвигнуть в честь славных деяний государя Александра I. Однако же на воротах не было никакого упоминания о покойном, не было даже знака о его победах. Зато украсили ворота боги языческие.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.017 с.) |