Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фрески Сикстинской капеллы. XVI в.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Фриз — средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом, а также украшающая стену декоративная полоса, часто с рельефом. Фронто'н — треугольное поле под двухскатной крышей здания; часто служило местом размещения скульптурных композиций, украшающих древнегреческие храмы. Ха'нива («глиняный круг») — древняя японская погребальная керамика;названа по методу изготовления: вылепленные вручную глиняные кольца накладывают одно на другое; период расцвета V—VI вв. Хачка'ры — в Армении вертикально поставленные каменные плиты высотой до трёх метров, покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре. Хепре'ш — непарадный головной убор фараона; имел вид шлема синего цвета. Хо'ры — верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала; располагались с западной стороны либо с западной, южной и северной сторон; на хорах размещались певчие, музыканты, а также орган. Хуа-ня'о («цветы-птицы») — жанр средневековой китайской живописи: свободная композиция из цветов, птиц, растений, плодов, насекомых, которые размещены на чистом фоне и сопровождаются каллиграфическими надписями. «Цветы-птицы» — см. Хуа-ня'о. Це'лла — внутреннее помещение античного храма, где находилась статуя божества; в Греции эту часть здания называли наос. Центри'ческие сооруже'ния здания, восходящие к античным мавзолеям; представляли собой в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест. Цо'коль — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены архитектурного сооружения (например, здания, памятника), лежащая на фундаменте. Ча'йтья — в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный. Ча'нди — в средневековой Индонезии храм-святилище кубической формы с пирамидальной крышей. Чарта'к — квадратное в плане четырёхарочное здание с куполом в центре; входило в комплекс древнеиранского зороастрийского храма. Чека'нка — рельефные изображения на тонких металлических листах. Чернофигу'рная те'хника древнегреческий стиль росписи керамики: на красный фон наносили чёрные 674 фигуры; контуры и внутренние линии фигур процарапывали иглой. Чернь — ювелирная техника, с помощью которой на поверхность изделия, выполненного из золота или серебра, наносят сюжетное изображение, орнамент или надпись; черневым сплавом (серебро, медь, сера) заполняют предварительно гравированный либо вытравленный узор или изображение; затем изделие подвергают обжигу. Чортэ'н — в архитектуре Тибета разновидность ступы, символ буддизма; монументальное сооружение из кирпича на мощном цоколе, сложенном из грубого камня; ставился рядом с буддийским храмом, иногда с каждой из четырех сторон света. Шань-шу'й («горы-воды») — в китайской живописи жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков. Шатёр (шатровое покрытие) —завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса; характерен для архитектуры XVI—XVII вв. Ше'ду — в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими лицами. Шикха'ра — в буддийской культовой архитектуре невысокая пирамидальная башня над апсидой храма. Эллини'зм — античное искусство последней четверти IV—I вв. до н. э. в Греции, Восточном Средиземноморье, Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, Причерноморье, в котором тесно переплелись традиции местной и греческой культуры; возникло в результате образования эллинистических монархий и распространения в них эллинской культуры после завоевания Персидской державы Александром Македонским в последней четверти IV в. до н. э. Эма'ль — техника, применяемая в ювелирном искусстве; прочное стекловидное покрытие, которое наносят на поверхность металлического изделия и закрепляют обжигом. Энка'устика — восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплавленным воском. Энта'зис — архитектурный приём: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в сё средней части. Эста'мп — отпечаток, оттиск с гравюры. Эхи'н — часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем; служит переходом от колонны к абаку. Ямато-э' («японская живопись») — в изобразительном искусстве Японии с X—XI вв. самостоятельное направление, противопоставленное китайской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских повестей, романов и дневников; выразительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна, вкрапления золотых и серебряных блёсток. УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН Аббаси' Реза' (около 1575—1635) — иранский рисовальщик при дворе Сефевидов в Исфахане; утончённые, идиллические портреты юных принцев и выразительные штриховые портреты стариков 579 Алеви'з Фря'зин (конец XV — начало XVI в.) — итальянский архитектор, приглашённый из Италии Иваном III; в 1509 г. закончил постройку Архангельского собора в Московском Кремле 300 Альбе'рти Лео'н Батти'ста (1404— 1472) — итальянский архитектор, учёный и теоретик искусства, представитель раннего Возрождения; палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446— 1551 гг.), церковь Санта-Андреа в Мантуе (1472—1494 гг.) 415, 417 А'льтдорфер А'льбрехт (около 1480—1538) — немецкий живописец и график эпохи Возрождения, основатель новоевропейского пейзажа; «Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия» (1510 г.), «Святое семейство у колодца» (1510 г.), алтарь монастыря Святого Флориана (1509— 1518 гг.), «Дунайский пейзаж» (20-е гг. XVI в.), «Пейзаж с мостиком» (20-е гг. XVI в.), «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г.) 553 — 556 Аменхоте'п Мла'дший (около XVI в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор эпохи Нового царства; храм Ипет Рее в Луксоре (XVI в. до н. э.) 38 Ан Гён (XV в.) — корейский живописец; в своём творчестве следовал классическим образцам китайской живописи Сунского периода 647 Андо' Хироси'гэ (1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии; в своих пейзажах представлял природу лиричной и одухотворённой; использовал европейские принципы передачи перспективы в живописи 664 Антела'ми Бенеде'тто (около 1150 — около 1230) — итальянский скульптор и архитектор, представитель романского стиля; автор статуи пророков Давида и Иезекииля в соборе города Фиденца, баптистерия в Парме 244 Анфи'мий (V—VI вв.) — византийский зодчий из Тралл. В 532—537 гг. построил с Исидором из Милета храм Святой Софии в столице Византийской империи Константинополе; написал трактат о зажигательных зеркалах 182, 183 Аристо'кл (VI в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; статуя «Аристион» 113 Арсукисдзе (умер в 1029 г.) — грузинский зодчий, автор собора Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), перестроенного из древнехристианской базилики в крестово-купольный храм 218 675 Ба'рма (XVI в.) — русский зодчий; совместно с Постником Яковлевым возвёл Покровский собор на Красной площади; по одной из гипотез, это одно и то же лицо — Иван Яковлевич Барма 310 Бартоломме'о Микело'ццо ди (1396—1472) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444—1460 гг.), загородная вилла Кареджи под Флоренцией 418 Бехза'д Кемаледди'н (около 1455— 1535 или 1536) — миниатюрист, «редкость эпохи», работавший при дворе Тимуридов 579 Бон Фря'зин (годы жизни неизвестны) — итальянский зодчий; построил Ивановскую колокольню (начало XVI в.) 299 Босх Иерони'м (около 1460 — 1516) — нидерландский живописец; картина «Семь смертных грехов», алтарь «Воз сена» (1500—1502 гг.), алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг.), алтарь «Сад наслаждений» (начало XVI в.), картины: «Несение креста», «Бродяга», «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1485—1490 гг.), алтарь «Поклонение волхвов» (около 1510 г.) 508—516, 510—516 Боттиче'лли Са'ндро (1445— 1510) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; картина «Поклонение волхвов» (1476 г.), портрет Джулиано Медичи, портрет Симонетты Веспуччи, картина «Весна» (около 1477—1478 гг.), картина «Рождение Венеры» (1483— 1484 гг.), картина «Мадонна на троне» (1485 г.), картина «Мадонна во славе» (1482—1483 гг.), иллюстрации (девяносто шесть рисунков пером) к «Божественной комедии» Данте (начало 90-х гг. XV в.), две картины «Оплакивание Христа» (около 1500 г.), картина «Покинутая» (около 1490 г.) 436—440, 436—440 Бо'утс Дирк (около 1415—1475) — нидерландский живописец 504,504 Брама'нте Дона'то (1444—1514) — итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения; алтарная часть церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, фасад палаццо Канчеллария в Риме, храм Темпьетто (1502 г.), дворы Ватикана (с 1505 г.), проект и начало строительства собора Святого Петра в Ватикане (с 1505 г.) 440, 441, 442, 443, 443, 444, 457 Бре'йгель Питер Старший (между 1525 и 1530—1569) — нидерландский живописец; картины: «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.), «Нидерландские пословицы» (1559 г.), «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.), «Вавилонская башня» (1563 г.), «Несение креста» (1564 г.), «Избиение младенцев в Вифлееме (1566 г.), «Охотники на снегу» (1565 г.), «Хмурый день» (1565 г.), «Сенокос» (1565 г.), «Жатва» (1565 г.), «Возвращение стада» (1565 г.), «Крестьянская свадьба» (1566—1567 гг.), «Крестьянский танец» (1566—1567 гг.), «Обращение Савла» (1567 г.), «Слепые» (1568г.) 508, 517—529, 518—528 Брунелле'ски Фили'ппо (1377— 1446) — итальянский архитектор раннего Возрождения, один из создателей теории перспективы; работал во Флоренции; купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436 гг.), детский приют Оспедале дельи Инноченти (1421 —1444 гг.), капелла Старая сакристия в церкви Сан-Лоренцо (1421 — 1428 гг.), капелла Пацци (1430—1443 гг.), церковь Сан-Лоренцо (1428 г.), церковь Санто-Спирито (начата в 1444 г.) 414—416, 418 Бускетто (XI в.) — итальянский архитектор, один из авторов архитектурного комплекса в Пизе 242 Ваз'ари Джо'рджо (1511—1574)— итальянский живописец, архитектор, историк искусства; автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) 408,426,427,429 Ван Вэй (699—759) — китайский поэт, художник, мастер живописи на религиозные сюжеты 631, 632, 632, 633 Ве'йден Роги'р ван дер (около 1400—1464) — нидерландский живописец; алтарь канцлера Ролена (1443 г.), портрет Франческо д'Эсте (около 1460 г.) 501, 501, 502, 502, 503 Верро'ккьо Андреа дель (1435 или 1436—1488) — итальянский скульптор, живописец, гравёр, представитель раннего Возрождения; бронзовая статуя «Давид» (1473—1475 гг.). бронзовый конный монумент кондотьера Бартоломмео Коллеони (1479—1488 гг.) в Венеции 436, 444, 444,445, 446 Вероне'зе Пао'ло (Пао'ло Калья'ри; 1528— 1588) — итальянский живописец, представитель позднего Возрождения; росписи церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556—1557 гг.), росписи виллы Барбаро-Вольпе в Мазере (1560—1561 гг.), монументальные картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.) 469—472, 471, 472, 473 Витру'вий (вторая половина I в. до н. э.)— римский архитектор и инженер второй половины I в. до н. э.; автор трактата «Десять книг об архитектуре», в котором рассмотрел градостроительные, инженерно-технические и художественные проблемы зодчества 110, 541 Вэнь Чжэ'нмин (1470—1559) — китайский пейзажист 639 Гера'рд Дави'д (около 1460—1523) — нидерландский живописец 506, 506 Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 — около 1495) — нидерландский живописец 507, 507, 508 Гибе'рти Лоре'нцо (около 1381 — 1455) — итальянский скульптор, ювелир и историк искусства, представитель раннего Возрождения; бронзовые рельефы северных (1404—1424 гг.) и восточных (1425—1452 гг.) дверей баптистерия во Флоренции 420, 420,423, 427 Годескальк (VIII в.) — художник из Ахена (ныне территория Германии); в 781—789 гг. по заказу императора Карла Великого выполнил Евангелие (так называемое Евангелие Годескалька) 231 Го'льбейн Ганс Младший (1497 или 1498—1543) — немецкий живописец и график; портрет Бонифация Амербаха (1519 г.), «Мёртвый Христос» (1522 г.), ксилографии «Пляски смерти» (20-е гг. XVI в.), «Богоматерь семейства Мейеров» (1529 г.), портреты семейства Томаса Мора (1526— 1528 гг.), портрет семейства Ганса Гольбейна Младшего (1528 г.), портреты членов французского посольства в Лондоне (1533—1534 гг.), портрет Генриха VIII (1536 г.) 553, 557—561, 558—561 Го'ццоли Бено'ццо (1420—1497) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; фрески капеллы палаццо Медичи во Флоренции (1459—1460 гг.) 428, 428,429 676 Грю'невальд — см. Нитхардт Матис Гужо'н Жан (около 1510 — между 1564 и 1568) — французский скульптор и архитектор эпохи Ренессанса; «Фонтан невинных» (1547— 1549 гг.); западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.); иллюстрации к трактату древнеримского архитектора Витрувия, изданному во Франции в 1547 г. 539, 539,540,541 Гус Гу'го ван дер (около 1400— 1482) — нидерландский живописец; алтарь Портинари (1473—1475 гг.), картина «Успение Богоматери» (дата создания неизвестна) 503, 503, 506. 508 Дело'рм Филибе'р (между 1510 и 1515—1570) — архитектор эпохи Возрождения во Франции, создатель «французского» ордера; замок Ане (1547 г.) 538, 538 Джорджо'не (Джо'рджо Барбаре'лли да Кастельфра'нко; 1476 или 1477— 1510) — итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения; картины: «Юдифь» (около 1502 г.), «Гроза» (около 1505 г.), «Три философа», «Сельский концерт». «Спящая Венера» (1507—1508 гг.) 464—467, 465 Джо'тто ди Бондо'не (1266 или 1267—1337) — итальянский живописец Проторенессанса; фрески для капеллы дель Арена в Падуе (1304— 1306 гг.), фрески для капеллы Барди и Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320—1325 гг.) 405, 405, 408—410, 410, 411, 412, 413 Дзанабадза'р (XVII в.) — глава монгольского духовенства; мастер бронзовой скульптуры; изготовлял статуи буддийских божеств 642, 643, 643 Диони'сий (около 1440 — после 1502—1503) — русский живописец; иконы («Спас в силах», 1500 г.; «Распятие», конец XV в.; «Митрополит Алексий с житием», конец XV в.), фрески (написанные вместе с сыновьями в Ферапонтове монастыре около 1500—1503 гг.) отмечены чертами праздничности и нарядности 335, 338, 339, 367, 367, 368, 368,369, 370 Доме'нико Венециа'но (1410 1461) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; выдающийся мастер колорита; картина «Мадонна с четырьмя святыми» (около 1445 г.) 429, 430 Донате'лло (Дона'то ди Никко'ло ди Бе'тто Ба'рди; около 1386—1466) — итальянский скульптор, представитель раннего Возрождения; статуя «Святой Георгий» (1416 г.), «Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум», настенная гробница папы Иоанна XXIII (1425—1427 гг.), статуя «Давид» (1430 г.), кафедра для собора во Флоренции (1433 г.), статуя «Мария Магдалина» (1434 г.), скульптурный алтарь «Благовещение» (алтарь Кавальканти; 1435 г.), скульптурный алтарь для собора Санто-Антонио во Флоренции (1446—1450 гг.), конная статуя Гаттамелаты в Падуе (1447— 1453 гг.), скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.) 416,421—423,427—423,426 Дю'рер А'льбрехт (1471 — 1528)—немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения; гравюры: «Самсон» (между 1496 и 1498 гг.), «Морское чудо» (1498 г.), «Апокалипсис» (1497 г.), «Жизнь Марии» (1502 — 1505 гг.), «Ма'стерские гравюры» (1513 — 1514 гг.), картины: «Автопортрет» (1500 г.), «Праздник чёток» (1505 г.), «Портрет венецианки» (1506 г.), «Четыре апостола» (1526 г.) 503, 507, 544—550, 545—547, 549, 550, 553 Евге'ник Кир Маиуи'л (XIV в.) — константинопольский мастер-грек, работал в Грузии; автор росписи храма в Цаленджихе; привнёс в роспись манеру развитой палеологовской живописи 219, 219 Евфро'ний (конец VI — начало V в. до н. э.) — древнегреческий вазописец; передавал сложные движения и ракурсы, исполнял чёткий линейный рисунок; сохранились росписи на мифологические и жанровые сюжеты («Битва Геракла с Герионом», «Всадник», «Псиктер с гетерами») 114 Икти'н (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор; совместно с Калликратом автор Парфенона 120, 121 Имхоте'п (около XXVIII в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор; ступенчатая пирамида и заупокойный храм фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) в Саккаре 27 Исидо'р (VI в.) — зодчий из Милета (Малая Азия); один из строителей храма Святой Софии в Константинополе (532—537 гг.); составил комментарий к сочинению Герона о конструкции сводов 182,183 Кавалли'ни Пье'тро (между 1240 и 1250 — около 1330) — итальянский живописец Проторенессанса; мозаики в церкви Санта-Мария ин Трастевере (1291 г.), фрески в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере (1293 г.) 408, 409 Кайкэ'й (XII—ХШ вв.) — японский скульптор; один из авторов восьмиметровых статуй божеств-хранителей в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи 657, 657 Калликра'т (середина V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор; совместно с Иктином архитектор Парфенона; построил храм Ники Аптерос 120, 121 Ка'мбио Арно'льфо ди (около 1245 — до 1310) — итальянский скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса; гробница кардинала де Брей (1228 г.), церковь Сан-Доменико в Орвието (1282 г.), церковь Санта-Кроче (начало строительства в конце XIII в.), фонтан Фонте Маджоре в Перудже 405, 406, 407 Кампе'н Робе'р (около 1378 — 1444) — нидерландский живописец; картина «Рождество» (около 1425 г.); алтарь Мероде (около 1427—1428 г.) 493—495, 493 — 495 Кан Хиан (XV в.) — корейский живописец; вдохновлялся лучшими образцами китайской живописи Сунского периода 647, 648 Кано Эйто'ку (вторая половина XVI в.) — японский живописец; автор знаменитой картины «Кипарис» 660, 660 Каста'ньо Андре'а дель (около 1421 — 1457) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; «Девять замечательных людей» — росписи виллы Кардуччи близ Флоренции (1450 г.), фреска «Тайная вечеря» (40-е гг. XV в.) 413, 426,429,433 Кацуси'ка Хокуса'й (1760 — 1849) — японский живописец, мастер цветной ксилографии, представитель школы Укиё-Э; автор знаменитой серии «Тридцать шесть видов Фудзи» 662, 663, 665 677 Китага'ва Утама'ро (1753—1806) — японский мастер цветной ксилографии и живописец; представитель школы Укиё-э 661, 662 Кла'ас Слю'тер (между 1340 и 1350 — 1406) — нидерландский скульптор; скульптурная группа «Колодец пророков» (1395—1406 гг.) в монастыре Шапмоль 489, 489, 490 Клуэ' Жан (около 1475 — 1540 или 1541) — французский рисовальщик и портретист эпохи Ренессанса; портреты короля Франциска I и его придворных; портрет неизвестного с томиком Петрарки 536, 537 Клуэ' Франсуа' (около 1505—1572) — французский рисовальщик и портретист эпохи Ренессанса; портреты: Карла IX (1562; 1566), мадам де Летранж, мадам де Лотрек, герцогини д'Этамп, мадам Дианы де Пуатье, королевы Екатерины Медичи 536, 537 Кра'нах Лу'кас Старший (1472— 1553) — немецкий живописец и график; портреты Рудольфа Агриколы (около 1532 г.), портрет Морица Саксонского в детстве (1526 г.) 550, 556, 556, 557, 557 Кресила'й (V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор, представитель высокой классики; автор бюста Перикла, статуй «Диомед» и «Амазонка» 122, 122, 129 Кри'стус Пе'трус (около 1410—1472 или 1473) — нидерландский живописец 504, 504 Леона'рдо да Ви'нчи (1452—1519)— итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер, крупнейший представитель Высокого Возрождения; картина «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» (1478 г.), алтарная композиция «Поклонение волхвов» (около 1481 г.), бронзовая конная статуя Франческо Сфорца в Милане (80-е гг. XV в.), картина «Мадонна в гроте» (1483—1494 гг.), картина «Мадонна с Младенцем» или «Мадонна Литта», фреска «Тайная вечеря» (1495—1497 гг.) в трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, картина «Джоконда» (около 1503 г.), рисунки 417, 436,440, 444— 450,452,534,445—449 Леоха'р (середина IV в. до н. э.) — представитель академического направления в искусстве поздней классики; произведения известны в древнеримских копиях, отличаются виртуозностью исполнения, сложным ритмическим строем, холодным изяществом образов («Александр на львиной охоте», «Артемида Версальская», «Аполлон Бельведерский», «Ганимед») 126, 127 Леско' Пьер (около 1510—1578)—французский архитектор эпохи Ренессанса; вместе с Жаном Гужоном работал над созданием «Фонтана невинных»; западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.) 539, 539, 540 Ли Ам (XVI в.) — корейский живописец, работал в жанре «хуа-няо» («цветы-птицы»); доносил до зрителя через малый фрагмент природы шорохи листьев, крики птиц и т. п. 647, 649 Ли Джон (XVI в.) корейский живописец, работал в жанре « хуа-няо» («цветы-птицы») 647 Ли Ди (конец XII в.) — китайский художник; мастер лирического пейзажа 633,635 Ли Сысюнь (651—716) — китайский пейзажист; по традиции считается основателем северной школы живописи 631 Ли Чжаодао (670—730) — китайский пейзажист; сын Ли Сысюня; работал в жанре «шань-шуй» («горы-воды») 631 Либон (V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор, представитель ранней классики; построил храм Зевса в Олимпии 114 Ли'мбурги Жан, Поль, Эрман (вторая половина XIV в. — 1416) — нидерландские живописцы; миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского» (1411 — 1416 гг.) 490— 492, 490—492 Ли'ппи Фили'ппо (Фра Филиппо; 1406 — 1469) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; алтарная картина «Поклонение Младенцу» (конец 50-х — начало 60-х гг. XV в.) 428,429,429,436 Лиси'пп (IV в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; крупнейший мастер поздней классики; произведения, выполненные преимущественно в бронзе, известны по описаниям античных авторов, древнегреческим и древнеримским копиям; изображал фигуры в сложных, неустойчивых, как бы мгновенно уловленных многоплановых движениях («Апоксиомен», колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса на колеснице на острове Родос, «Отдыхающий Гермес») 127, 128, 203 Ломба'рдо Пье'тро (около 1435— 1515) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481 — 1489 гг.); дворец Вендрамин Калерджи (1504— 1509 гг.) в Венеции 419 Лоренце'тти Амбро'джо (начало XIV в. — 1348) — итальянский живописец Проторенессанса, представитель сиенской школы живописи; фрески палаццо Публико в Сиене (1337-1339 гг.) 413 Лоренце'тти Пье'тро (около 1280— 1348) — итальянский живописец Проторенессанса, представитель сиенской школы живописи; создатель монументальных драматических изображений 413 Ло'хнер Сте'фан (между 1400 и 1410—1451) — немецкий живописец; картина «Богоматерь в беседке из роз» (40-е гг. XV в.) 544, 544 Маза'ччо (Томма'зо ди Джова'нни ди Симо'не Касса'н; 1401 — 1428) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—1428 гг.), алтарь «Троица» для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1427—1428 гг.) 424, 424, 425, 425, 426, 426, 427, 430 Майа'но Бенеде'тто да (1442— 1497) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Строцци во Флоренции (заложен в 1481 г.) 418 Малый Петро'к (XVI в.) — итальянский зодчий; пристроил с северной стороны Ивановской колокольни в Московском Кремле монументальную четырёхугольную звонницу с высокой мощной главой 300 Манте'нья Андреа (1431 — 1506) — итальянский живописец и гравёр, представитель раннего Возрождения; фрески в капелле Оветари церкви Эремитани в городе Падуе (1448— 1456 гг.), картина «Успение Марии» (1462 г.), фрески Камеры дельи Спози во дворце города Матуи (1465— 1474 гг.), девять полотен «Триумф Цезаря» 433—436, 435 Марти'ни Симо'не (около 1284— 1344) — итальянский живописец 678 Проторенессанса; росписи зала Маппамондо в палаццо Публико в Сиене (1315 — 1318 гг.), картина «Благовещение» (1333 г.) 412, 412,413, 414 Мате'о (XII в.) — испанский скульптор, представитель романского стиля; создал в 1168—1188 гг. «Портик славы» в церкви Сант-Яго де Компостелла 245 Ме'млингЯн (1433—1494) — нидерландский живописец 506, 506 Микела'нджело Буонарро'ти (1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт; один из величайших представителей Высокого Возрождения; скульптурная мраморная группа «Пьета» (1498—1501 гг.), мраморная статуя «Давид» (1501—1504 гг.), роспись плафона в Сикстинской капелле (1508— 1512 гг.), статуи «Скованный раб» и «Умирающий раб» (1513 г.), «Моисей» (1515—1516 гг.), капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1524 гг.); фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1536— 1541 гг.); архитектор: здание библиотеки Лауренциаиы во Флоренции (1523—1534 гг.), завершение палаццо Фарнезе в Риме (с 1546 г.), архитектурный ансамбль площади Капитолия в Риме (с 1546 г.), Собор Святого Петра в Ватикане (с 1546 г.) 404, 408, 420, 423, 436, 440, 443, 450, 455—461, 455 — 463, 473 Мимар Синан (1489 или 1490— 1578 или 1588) — турецкий архитектор; мечеть Сулеймание (1549— 1557 гг.) в Стамбуле, мечеть Селемие (1569—1575 гг.) в Эдирне (Турция) 580, 581, 581 Ми'рон (середина V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; прославился как автор статуй атлетов-победителей, исполненных в бронзе; произведения не сохранились и известны по свидетельствам античных авторов и древнеримским копиям; как мастер ранней классики изображал движение, выявлял в теле человека момент динамического равновесия разнонаправленных сил; статуя «Дискобол», скульптурная группа «Афина и Марсий» 118, 118, 122,132 Мнеси'кл (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор; представитель высокой классики; построил Пропилеи на афинском Акрополе 119 Муха'ммед Султа'н (конец 70-х гг. XV в.) — колорист и рисовальщик при дворе Сефевидов, автор портретов юных принцев 579 Ни Цзань (XIV в.) — китайский живописец; мастер лирического пейзажа; работал в жанре «шань-шуй» («горы-воды») 635, 635 Ни'тхардт Ма'тис (между 1470 и 1475—1528) — немецкий живописец эпохи Возрождения; в XVII в. его ошибочно называли Грюневальдом; Большой алтарь Богородицы (1512—1515 гг.) 550, 551, 551, 552. 553 Ога'та Кори'н (1658—1716 или 1743) — японский живописец, мастер художественных лаков; основоположник японской школы декоративной живописи 660 Огурцо'в Баже'н (XVII в.) — русский зодчий; строил в Можайске каменные городские стены; работал в Московском Кремле; совместно с А, Константиновым, Т. Шарутиным, и Л. Ушаковым строил Теремной дворец и другие здания 300, 303.. 304 Павса'ний (II в. н. э.) — древнегреческий писатель, автор «Описания Эллады» — своеобразного путеводителя по знаменитым памятникам архитектуры и искусства Греции 111 Палла'дио Андре'а (Андре'а ди Пье'тро делла Гондо'ла; 1508—1580) — итальянский архитектор, представитель позднего Возрождения; базилика в Виченце (1549 г.), палаццо Кьерикати (1560 г.), вилла «Ротонда» близ Виченцы (1551 — 1567 гг.), театр «Олимпико» в Виченце (1580 г.) 469, 469,470,470,471 Патини'р Иоахи'м (между 1475 и 1480 — 1524) — нидерландский живописец 517, 517 Па'хер Михаэ'ль (между 1430 и 1435—1498) — австрийский живописец и скульптор; живопись знаменует переход от готики к Возрождению; алтарь Святого Вольфганга (1471—1479 гг.) 544, 544 Пиза'но Джова'нни (около 1245 — после 1314) — итальянский скульптор, архитектор и ювелир Проторенессанса; статуя Мадонны с Младенцем для капеллы дель Арена в Падуе; кафедры в пизанском соборе и в церкви Сант-Андреа в Пистое; надгробие императрицы Маргариты Брабантской 405, 407, 407, 408 Пиза'но Никко'ло (около 1220— 1278 и 1284) — итальянский скульптор и архитектор Проторенессанса; кафедра баптистерия в городе Пизе (1260 г.) 405,406, 407, 407, 408 Полигно'т (родился в 510 до н. э.) — древнегреческий скульптор и живописец; по свидетельствам античных авторов, его песохранившимся росписям свойственны попытки передачи пространства, выразительность жестов, тонкость рисунка; по традиции писал четырьмя красками 111 Полие'вкт (III в. до н. э.) — скульптор эпохи эллинизма; статуя «Демосфен» отличается отсутствием внутренней героики, несмотря на отрешенную позу, сохраняет внутреннее достоинство 131, 134 Поликле'т (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; представитель высокой классики; бронзовые статуи известны по копиям; в статуях внешний покой сочетается со скрытой внутренней динамикой; построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела; сохранились два фрагмента сочинения «Канон», в котором выводится закон идеальных соотношений человеческого тела 119, 123, 123, 126,128 Пракси'тель (около 390 г. до н. э. — 330 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор; выработал утончённый идеал красоты, отвечавший эпохе поздней классики; произведения, выполненные в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов: «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Афродита Книдская», «Сатир, наливающий вино». Владел виртуозной техникой обработки мрамора, благодаря которой достигал пластичности изображения и эффекта «влажного» взгляда 104, 124, 126, 127, 128 Примати'ччо Франче'ско (1504— 1570) — живописец, выходец из Мантуи (Италия), создатель нового направления в искусстве Франции эпохи Возрождения — школы Фонтенбло 535, 536 679 Райнальдо (XII в.) — итальянский архитектор, один из авторов архитектурного комплекса в Пизе 243, 243 Рафаэ'ль Са'нти (1483—1520)—итальянский живописец и архитектор; один из крупнейших представителей Высокого Возрождения; картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1503 гг.), «Обручение Марии» (1504 г.), «Мадонна в зелени» (1505 г.); портреты Апьоло и Маддалены Дони (1505 г.), росписи станц (комнат) Ватиканского дворца (1509—1517 гг.), портрет папы Юлия II (1511 г.), картины: «Сикстинская мадонна» (1515 — 1519 гг.), «Дама в покрывале» (1514 г.), портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), портрет кардинала (1518 г.), портрет Льва X с кардиналами (1518 г.), фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.), росписи лоджий Ватиканского дворца (1519 г.) 440, 443, 450—455, 450 — 454, 553 Ро'ббиа Андреа де'лла (1435—1525) — итальянский скульптор, представитель раннего Возрождения; работал в технике майолики 415, 423 Ро'ббиа Лу'кка де'лла (1399 или 1400—1482) — итальянский скульптор, представитель раннего Возрождения; применил в скульптуре технику майолики 423 Ро'ссо Фьоренти'но (Джова'нни-Батти'ста Ро'ссо; 1494—1540) — флорентиец, создатель нового направления в искусстве Франции эпохи Возрождения — школы Фонтенбло 535, 536 Рублёв Андрей (около 1360 — 1370 — 1430) — русский иконописец; крупнейший мастер московской школы живописи; первое упоминание в летописи 1405 г. 335, 336,337, 338, 340, 356, 357, 358, 359—367, 359—364,366,370,371 Сансови'но Яко'по (Татти; 1486— 1570) — итальянский архитектор и скульптор, представитель Высокого Возрождения; в Венеции: библиотека Сан-Марко (1536—1554 гг.), палаццо Корнер делла Ка-Гранде (1532— 15 37 гг.), Лоджетта у собора Сан-Марко (1540—1545 гг.) 464 Се Хэ (479—542) — родоначальник теории и критики китайской живописи; создатель трактата «Категории древней живописи» и художественного жанра «жэньу» («люди») 629 Сенму'т (около XVI в. до н. э.)—древнеегипетский архитектор Нового царства; заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри 38 Ско'пас (IV в до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор; мастер поздней классики; как архитектор принимал участие в строительстве храма Афины Алеи в Тегее и знаменитого Галикарнасского мавзолея; мраморный фриз Мавзолея в Галикарнасе, статуи «Потос», «Мелеагр», «Менада»; искусство насыщено трагическим пафосом 124,126,131, 133 Сола'ри Пье'тро Анто'нио (после 1450—1493) — итальянский архитектор; с 1490 г. работал в Москве; участвовал в строительстве стен, башен и Грановитой палаты (совместно с М. Фрязином) Московского Кремля 297, 300 Судзу'ки Харуно'бу (1725— 1770) — японский график, мастер цветной ксилографии 660, 661 Сэ'ссю (Тоё Ода; 1420—1506) японский живописец; основоположник одноцветной пейзажной живописи, отмеченной проникновенным пониманием природы. 658, 658 Сюй Вэй (1521 — 1593) — китайский живописец, работавший в жанре «хуа-няо» («цветы-птицы») 638, 639 Сюй Си (X в.) — известный китайский художник жанра «хуа-няо» («цветы-птицы») 630 Такаёси Фудзивара (первая половина XII в.) — японский живописец; живописными средствами передавал эмоциональное состояние персонажей 658 Тан Инь (1470— 1523) — китайский художник, работавший в жанре «жэньу» («люди») 639 Тинторе'тто (Якопо Робусти; 1518— 1594) — итальянский живописец, представитель позднего Возрождения; картины: «Тайная вечеря» (1547; 1592 — 1594 гг.), «Чудо Святого Марка» (1548 г.), «Введение во храм» (1555 г.), монументальные полотна для Скуола ди Сан-Рокко (1565— 1588 гг.), картина «Битва при Царе» 469, 472, 473—475, 473, 474 Тициа'н Вече'ллио (1476 или 1477— 1576) — итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого Возрождения; картины: «Любовь небесная и земная» (1515—1516 гг.), «Вознесение Марии» (1516—1518 гг.), портрет инфанта Филиппа (1533 г.), «Введение во храм» (1534—1538 гг.), «Лежащая Венера» (1538 г.), портрет Ипполито Риминальди (1540 г.), портрет папы Павла III с племянниками (1543— 1546 гг.), портрет императора Карла V, конный портрет Карла V (1548 г.), «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг.) 440, 464, 465—468, 466 — 468, 553 Трдат (середина X — начало XI в.) — армянский архитектор; автор Анийского собора; участвовал в строительстве храма в Агрине; восстанавливал рухнувший после землетрясения купол Святой Софии в Константинополе; возводил круглую ярусную церковь Святого Григория в Ани 216 Ту'тмес (XIV в. до н. э.) — древнеегипетский скульптор Амарнского периода; скульптурные портреты фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и царицы Нефертити; работы отмечены тонкостью моделировки, одухотворённостью образов 44 Ункэ'й (XII—ХIII вв.) — японский скульптор, один из авторов восьмиметровых статуй божеств-охранителей в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи 657, 657 Учче'лло Пао'ло (ди Доно; 1397—1475) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; один из создателей научной теории перспективы; картина «Святой Георгий», потрет-фреска кондотьера Джона Хоквуда (1436 г.), три картины «Битва при Сан-Романо» (50-е гг. XV в.), картина «Ночная охота» (1460 г.) 427, 427, 429, 430 Ушако'в Симон Фёдорович (1626— 1686) — русский живописец и гравёр; произведения (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приёмы иконописи с объёмной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству; трактат о живописи 376, 376, 377, 377 Фёдоров Иван (Иван Фёдорович Москвитин; около 1510—1583) — 680 основатель книгопечатания в России и на Украине; в 1564 г. в первой русской типографии совместно с П. Т. Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол», в 1 573 г. основал первую на Украине типографию во Львове; был разносторонним мастером, владел многими ремёслами; отливал пушки 385, 392 Феофа'н Грек (около 1340—1410) — византийский живописец, работал в России во второй половине XIV— начале XV в.; оказал огромное влияние на новгородскую школу живописи; фрески 1378 г. — в церкви Спаса Преображения в Новгороде. Вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца расписывал храм Благове
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.017 с.) |