Фрески Сикстинской капеллы. XVI в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрески Сикстинской капеллы. XVI в.



 

Фриз — средняя часть антабле­мента, расположенная между архи­травом и карнизом, а также украша­ющая стену декоративная полоса, часто с рельефом.

Фронто'н — треугольное поле под двухскатной крышей здания; часто служило местом размещения скульп­турных композиций, украшающих древнегреческие храмы.

Ха'нива («глиняный круг») — древ­няя японская погребальная керамика;названа по методу изготовления: вылепленные вручную глиняные кольца накладывают одно на другое; период расцвета V—VI вв.

Хачка'ры — в Армении вертикально поставленные каменные плиты высо­той до трёх метров, покрытые орна­ментальной резьбой с изображени­ем креста в центре.

Хепре'ш — непарадный головной убор фараона; имел вид шлема сине­го цвета.

Хо'ры — верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала; располагались с за­падной стороны либо с западной, южной и северной сторон; на хорах размещались певчие, музыканты, а также орган.

Хуа-ня'о («цветы-птицы») — жанр средневековой китайской живописи: свободная композиция из цветов, птиц, растений, плодов, насекомых, которые размещены на чистом фо­не и сопровождаются каллиграфиче­скими надписями.

«Цветы-птицы» см. Хуа-ня'о.

Це'лла — внутреннее помещение античного храма, где находилась статуя божества; в Греции эту часть здания называли наос.

Центри'ческие сооруже'ния здания, восходящие к античным мав­золеям; представляли собой в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест.

Цо'коль — нижняя, обычно не­сколько выступающая часть наруж­ной стены архитектурного сооруже­ния (например, здания, памятника), лежащая на фундаменте.

Ча'йтья — в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный.

Ча'нди — в средневековой Индоне­зии храм-святилище кубической формы с пирамидальной крышей.

Чарта'к — квадратное в плане четырёхарочное здание с куполом в цент­ре; входило в комплекс древнеиранского зороастрийского храма.

Чека'нка — рельефные изображения на тонких металлических листах.

Чернофигу'рная те'хника древ­негреческий стиль росписи керами­ки: на красный фон наносили чёрные

674

фигуры; контуры и внутренние ли­нии фигур процарапывали иглой.

Чернь — ювелирная техника, с по­мощью которой на поверхность из­делия, выполненного из золота или серебра, наносят сюжетное изобра­жение, орнамент или надпись; черневым сплавом (серебро, медь, сера) заполняют предварительно грави­рованный либо вытравленный узор или изображение; затем изделие под­вергают обжигу.

Чортэ'н — в архитектуре Тибета разновидность ступы, символ буд­дизма; монументальное сооружение из кирпича на мощном цоколе, сло­женном из грубого камня; ставился рядом с буддийским храмом, иногда с каждой из четырех сторон света.

Шань-шу'й («горы-воды») — в ки­тайской живописи жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков.

Шатёр (шатровое покрытие) —завершение центрических соору­жений (колоколен, башен, храмов,

крылец, ворот) в виде четырёхгран­ной пирамиды либо конуса; характе­рен для архитектуры XVI—XVII вв.

Ше'ду — в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими ли­цами.

Шикха'ра — в буддийской культовой архитектуре невысокая пирамидаль­ная башня над апсидой храма.

Эллини'зм — античное искусство последней четверти IV—I вв. до н. э. в Греции, Восточном Средиземно­морье, Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, При­черноморье, в котором тесно пе­реплелись традиции местной и греческой культуры; возникло в результате образования эллинистиче­ских монархий и распространения в них эллинской культуры после заво­евания Персидской державы Алек­сандром Македонским в последней четверти IV в. до н. э.

Эма'ль — техника, применяемая в ювелирном искусстве; прочное стек­ловидное покрытие, которое наносят

на поверхность металлического из­делия и закрепляют обжигом.

Энка'устика — восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплав­ленным воском.

Энта'зис — архитектурный приём: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в сё средней части.

Эста'мп — отпечаток, оттиск с гра­вюры.

Эхи'н — часть капители дорической колонны в виде круглой в плане по­душки с криволинейным краем; слу­жит переходом от колонны к абаку.

Ямато-э' («японская живопись») — в изобразительном искусстве Японии с X—XI вв. самостоятельное направ­ление, противопоставленное китай­ской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских по­вестей, романов и дневников; выра­зительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна, вкрапления золо­тых и серебряных блёсток.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН

Аббаси' Реза' (около 1575—1635) — иранский рисовальщик при дворе Сефевидов в Исфахане; утончённые, идиллические портреты юных принцев и выразительные штриховые портреты стариков 579

Алеви'з Фря'зин (конец XV — нача­ло XVI в.) — итальянский архитектор, приглашённый из Италии Иваном III; в 1509 г. закончил постройку Архан­гельского собора в Московском Крем­ле 300

Альбе'рти Лео'н Батти'ста (1404— 1472) — итальянский архитектор, учёный и теоретик искусства, предста­витель раннего Возрождения; палац­цо Ручеллаи во Флоренции (1446— 1551 гг.), церковь Санта-Андреа в Мантуе (1472—1494 гг.) 415, 417

А'льтдорфер А'льбрехт (около 1480—1538) — немецкий живописец и график эпохи Возрождения, осно­ватель новоевропейского пейзажа;

«Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия» (1510 г.), «Святое семейст­во у колодца» (1510 г.), алтарь монас­тыря Святого Флориана (1509— 1518 гг.), «Дунайский пейзаж» (20-е гг. XVI в.), «Пейзаж с мостиком» (20-е гг. XVI в.), «Битва Александра Македон­ского с Дарием» (1529 г.) 553 — 556

Аменхоте'п Мла'дший (около XVI в. до н. э.) — древнеегипетский архи­тектор эпохи Нового царства; храм Ипет Рее в Луксоре (XVI в. до н. э.) 38

Ан Гён (XV в.) — корейский живопи­сец; в своём творчестве следовал классическим образцам китайской живописи Сунского периода 647

Андо' Хироси'гэ (1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии; в своих пейзажах представлял природу лиричной и одухотворённой; использовал евро­пейские принципы передачи пер­спективы в живописи 664

Антела'ми Бенеде'тто (около 1150 — около 1230) — итальянский скульптор и архитектор, представи­тель романского стиля; автор статуи пророков Давида и Иезекииля в со­боре города Фиденца, баптистерия в Парме 244

Анфи'мий (V—VI вв.) — византий­ский зодчий из Тралл. В 532—537 гг. построил с Исидором из Милета храм Святой Софии в столице Визан­тийской империи Константинополе; написал трактат о зажигательных зеркалах 182, 183

Аристо'кл (VI в. до н. э.) — древне­греческий скульптор; статуя «Аристион» 113

Арсукисдзе (умер в 1029 г.) — гру­зинский зодчий, автор собора Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), перестроенного из древнехристи­анской базилики в крестово-купольный храм 218

675

Ба'рма (XVI в.) — русский зодчий; совместно с Постником Яковлевым возвёл Покровский собор на Крас­ной площади; по одной из гипотез, это одно и то же лицо — Иван Яков­левич Барма 310

Бартоломме'о Микело'ццо ди (1396—1472) — итальянский архи­тектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444—1460 гг.), загородная вилла Кареджи под Флоренцией 418

Бехза'д Кемаледди'н (около 1455— 1535 или 1536) — миниатюрист, «редкость эпохи», работавший при дворе Тимуридов 579

Бон Фря'зин (годы жизни неиз­вестны) — итальянский зодчий; по­строил Ивановскую колокольню (начало XVI в.) 299

Босх Иерони'м (около 1460 — 1516) — нидерландский живописец; картина «Семь смертных грехов», алтарь «Воз сена» (1500—1502 гг.), алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг.), алтарь «Сад наслаждений» (начало XVI в.), картины: «Несение креста», «Бродяга», «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1485—1490 гг.), алтарь «Поклонение волхвов» (около 1510 г.) 508—516, 510—516

Боттиче'лли Са'ндро (1445— 1510) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; картина «Поклонение волхвов» (1476 г.), портрет Джулиано Медичи, портрет Симонетты Веспуччи, карти­на «Весна» (около 1477—1478 гг.), картина «Рождение Венеры» (1483— 1484 гг.), картина «Мадонна на тро­не» (1485 г.), картина «Мадонна во славе» (1482—1483 гг.), иллюстрации (девяносто шесть рисунков пером) к «Божественной комедии» Данте (на­чало 90-х гг. XV в.), две картины «Оп­лакивание Христа» (около 1500 г.), картина «Покинутая» (около 1490 г.) 436—440, 436—440

Бо'утс Дирк (около 1415—1475) — нидерландский живописец 504,504

Брама'нте Дона'то (1444—1514) — итальянский архитектор, представи­тель Высокого Возрождения; алтар­ная часть церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, фасад палаццо Канчеллария в Риме, храм Темпьетто (1502 г.), дворы Ватикана (с 1505 г.), проект и начало строитель­ства собора Святого Петра в Ватикане (с 1505 г.) 440, 441, 442, 443,443, 444, 457

Бре'йгель Питер Старший (между 1525 и 1530—1569) — нидерланд­ский живописец; картины: «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.), «Ни­дерландские пословицы» (1559 г.), «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.), «Вавилонская башня» (1563 г.), «Не­сение креста» (1564 г.), «Избиение младенцев в Вифлееме (1566 г.), «Охотники на снегу» (1565 г.), «Хму­рый день» (1565 г.), «Сенокос» (1565 г.), «Жатва» (1565 г.), «Возвра­щение стада» (1565 г.), «Крестьянская свадьба» (1566—1567 гг.), «Крестьян­ский танец» (1566—1567 гг.), «Обра­щение Савла» (1567 г.), «Слепые» (1568г.) 508, 517—529,518—528

Брунелле'ски Фили'ппо (1377— 1446) — итальянский архитектор раннего Возрождения, один из созда­телей теории перспективы; работал во Флоренции; купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436 гг.), детский приют Оспедале дельи Инноченти (1421 —1444 гг.), капелла Ста­рая сакристия в церкви Сан-Лоренцо (1421 — 1428 гг.), капелла Пацци (1430—1443 гг.), церковь Сан-Лоренцо (1428 г.), церковь Санто-Спирито (начата в 1444 г.) 414—416, 418

Бускетто (XI в.) — итальянский ар­хитектор, один из авторов архитек­турного комплекса в Пизе 242

Ваз'ари Джо'рджо (1511—1574)— итальянский живописец, архитек­тор, историк искусства; автор «Жиз­неописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) 408,426,427,429

Ван Вэй (699—759) — китайский по­эт, художник, мастер живописи на ре­лигиозные сюжеты 631, 632,632,633

Ве'йден Роги'р ван дер (около 1400—1464) — нидерландский живо­писец; алтарь канцлера Ролена (1443 г.), портрет Франческо д'Эсте (около 1460 г.) 501,501, 502,502, 503

Верро'ккьо Андреа дель (1435 или 1436—1488) — итальянский скульп­тор, живописец, гравёр, представи­тель раннего Возрождения; бронзо­вая статуя «Давид» (1473—1475 гг.). бронзовый конный монумент кон­дотьера Бартоломмео Коллеони (1479—1488 гг.) в Венеции 436, 444, 444,445, 446

Вероне'зе Пао'ло (Пао'ло Калья'ри; 1528— 1588) — итальянский живопи­сец, представитель позднего Воз­рождения; росписи церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556—1557 гг.), росписи виллы Барбаро-Вольпе в Мазере (1560—1561 гг.), монумен­тальные картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.) 469—472, 471, 472, 473

Витру'вий (вторая половина I в. до н. э.)— римский архитектор и ин­женер второй половины I в. до н. э.; автор трактата «Десять книг об архи­тектуре», в котором рассмотрел градостроительные, инженерно-технические и художественные проблемы зодчества 110, 541

Вэнь Чжэ'нмин (1470—1559) — ки­тайский пейзажист 639

Гера'рд Дави'д (около 1460—1523) — нидерландский живописец 506, 506

Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 — около 1495) — нидерланд­ский живописец 507, 507, 508

Гибе'рти Лоре'нцо (около 1381 — 1455) — итальянский скульптор, ювелир и историк искусства, пред­ставитель раннего Возрождения; бронзовые рельефы северных (1404—1424 гг.) и восточных (1425—1452 гг.) дверей баптисте­рия во Флоренции 420,420,423, 427

Годескальк (VIII в.) — художник из Ахена (ныне территория Германии); в 781—789 гг. по заказу императора Карла Великого выполнил Евангелие (так называемое Евангелие Годескалька) 231

Го'льбейн Ганс Младший (1497 или 1498—1543) — немецкий живо­писец и график; портрет Бонифация Амербаха (1519 г.), «Мёртвый Хри­стос» (1522 г.), ксилографии «Пляски смерти» (20-е гг. XVI в.), «Богоматерь семейства Мейеров» (1529 г.), портреты семейства Томаса Мора (1526— 1528 гг.), портрет семейства Ганса Гольбейна Младшего (1528 г.), порт­реты членов французского посольст­ва в Лондоне (1533—1534 гг.), порт­рет Генриха VIII (1536 г.) 553, 557—561, 558—561

Го'ццоли Бено'ццо (1420—1497) — итальянский живописец, представи­тель раннего Возрождения; фрески капеллы палаццо Медичи во Фло­ренции (1459—1460 гг.) 428,428,429

676

Грю'невальд см. Нитхардт Матис

Гужо'н Жан (около 1510 — между 1564 и 1568) — французский скульп­тор и архитектор эпохи Ренессанса; «Фонтан невинных» (1547— 1549 гг.); западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.); иллюстрации к трактату древнеримского архитектора Витрувия, изданному во Франции в 1547 г. 539, 539,540,541

Гус Гу'го ван дер (около 1400— 1482) — нидерландский живописец; алтарь Портинари (1473—1475 гг.), картина «Успение Богоматери» (да­та создания неизвестна) 503, 503, 506. 508

Дело'рм Филибе'р (между 1510 и 1515—1570) — архитектор эпохи Возрождения во Франции, создатель «французского» ордера; замок Ане (1547 г.) 538, 538

Джорджо'не (Джо'рджо Барбаре'лли да Кастельфра'нко; 1476 или 1477— 1510) — итальянский живописец, представитель Высокого Возрож­дения; картины: «Юдифь» (около 1502 г.), «Гроза» (около 1505 г.), «Три философа», «Сельский концерт». «Спящая Венера» (1507—1508 гг.) 464—467, 465

Джо'тто ди Бондо'не (1266 или 1267—1337) — итальянский живопи­сец Проторенессанса; фрески для ка­пеллы дель Арена в Падуе (1304— 1306 гг.), фрески для капеллы Барди и Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320—1325 гг.) 405, 405, 408—410, 410, 411, 412, 413

Дзанабадза'р (XVII в.) — глава мон­гольского духовенства; мастер брон­зовой скульптуры; изготовлял статуи буддийских божеств 642, 643, 643

Диони'сий (около 1440 — после 1502—1503) — русский живописец; иконы («Спас в силах», 1500 г.; «Распя­тие», конец XV в.; «Митрополит Алек­сий с житием», конец XV в.), фрески (написанные вместе с сыновьями в Ферапонтове монастыре около 1500—1503 гг.) отмечены чертами праздничности и нарядности 335, 338, 339, 367, 367, 368, 368,369, 370

Доме'нико Венециа'но (1410 1461) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; выдающийся мастер колорита; картина «Мадонна с четырьмя святы­ми» (около 1445 г.) 429, 430

Донате'лло (Дона'то ди Никко'ло ди Бе'тто Ба'рди; около 1386—1466) — итальянский скульптор, представи­тель раннего Возрождения; статуя «Святой Георгий» (1416 г.), «Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум», настен­ная гробница папы Иоанна XXIII (1425—1427 гг.), статуя «Давид» (1430 г.), кафедра для собора во Фло­ренции (1433 г.), статуя «Мария Маг­далина» (1434 г.), скульптурный алтарь «Благовещение» (алтарь Ка­вальканти; 1435 г.), скульптурный алтарь для собора Санто-Антонио во Флоренции (1446—1450 гг.), конная статуя Гаттамелаты в Падуе (1447— 1453 гг.), скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.) 416,421—423,427—423,426

Дю'рер А'льбрехт (1471 — 1528)—немецкий живописец и график, осно­воположник искусства немецкого Возрождения; гравюры: «Самсон» (между 1496 и 1498 гг.), «Морское чу­до» (1498 г.), «Апокалипсис» (1497 г.), «Жизнь Марии» (1502 — 1505 гг.), «Ма'стерские гравюры» (1513 — 1514 гг.), картины: «Автопортрет» (1500 г.), «Праздник чёток» (1505 г.), «Портрет венецианки» (1506 г.), «Че­тыре апостола» (1526 г.) 503, 507, 544—550, 545—547, 549, 550, 553

Евге'ник Кир Маиуи'л (XIV в.) — константинопольский мастер-грек, работал в Грузии; автор росписи храма в Цаленджихе; привнёс в рос­пись манеру развитой палеологовской живописи 219, 219

Евфро'ний (конец VI — начало V в. до н. э.) — древнегреческий вазописец; передавал сложные движения и ракурсы, исполнял чёткий линейный рисунок; сохранились росписи на мифологические и жанровые сюже­ты («Битва Геракла с Герионом», «Всадник», «Псиктер с гетерами») 114

Икти'н (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитек­тор; совместно с Калликратом автор Парфенона 120, 121

Имхоте'п (около XXVIII в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор; сту­пенчатая пирамида и заупокойный храм фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) в Саккаре 27

Исидо'р (VI в.) — зодчий из Милета (Малая Азия); один из строителей храма Святой Софии в Константино­поле (532—537 гг.); составил коммен­тарий к сочинению Герона о конст­рукции сводов 182,183

Кавалли'ни Пье'тро (между 1240 и 1250 — около 1330) — итальянский живописец Проторенессанса; мозаи­ки в церкви Санта-Мария ин Трастевере (1291 г.), фрески в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере (1293 г.) 408, 409

Кайкэ'й (XII—ХШ вв.) — японский скульптор; один из авторов восьми­метровых статуй божеств-храните­лей в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи 657, 657

Калликра'т (середина V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор; сов­местно с Иктином архитектор Пар­фенона; построил храм Ники Аптерос 120, 121

Ка'мбио Арно'льфо ди (около 1245 — до 1310) — итальянский скульптор и архитектор, представи­тель Проторенессанса; гробница кар­динала де Брей (1228 г.), церковь Сан-Доменико в Орвието (1282 г.), церковь Санта-Кроче (начало строи­тельства в конце XIII в.), фонтан Фон­те Маджоре в Перудже 405, 406, 407

Кампе'н Робе'р (около 1378 — 1444) — нидерландский живописец; картина «Рождество» (около 1425 г.); алтарь Мероде (около 1427—1428 г.) 493—495,493495

Кан Хиан (XV в.) — корейский жи­вописец; вдохновлялся лучшими об­разцами китайской живописи Сунского периода 647, 648

Кано Эйто'ку (вторая половина XVI в.) — японский живописец; ав­тор знаменитой картины «Кипарис» 660, 660

Каста'ньо Андре'а дель (около 1421 — 1457) — итальянский живопи­сец, представитель раннего Возрожде­ния; «Девять замечательных людей» — росписи виллы Кардуччи близ Фло­ренции (1450 г.), фреска «Тайная ве­черя» (40-е гг. XV в.) 413, 426,429,433

Кацуси'ка Хокуса'й (1760 — 1849) — японский живописец, мас­тер цветной ксилографии, предста­витель школы Укиё-Э; автор знаменитой серии «Тридцать шесть видов Фудзи» 662, 663, 665

677

Китага'ва Утама'ро (1753—1806) — японский мастер цветной ксилогра­фии и живописец; представитель школы Укиё-э 661, 662

Кла'ас Слю'тер (между 1340 и 1350 — 1406) — нидерландский скульптор; скульптурная группа «Колодец проро­ков» (1395—1406 гг.) в монастыре Шапмоль 489, 489, 490

Клуэ' Жан (около 1475 — 1540 или 1541) — французский рисовальщик и портретист эпохи Ренессанса; портреты короля Франциска I и его придворных; портрет неизвестного с томиком Петрарки 536, 537

Клуэ' Франсуа' (около 1505—1572) — французский рисовальщик и портре­тист эпохи Ренессанса; портреты: Карла IX (1562; 1566), мадам де Летранж, мадам де Лотрек, герцогини д'Этамп, мадам Дианы де Пуатье, ко­ролевы Екатерины Медичи 536, 537

Кра'нах Лу'кас Старший (1472— 1553) — немецкий живописец и гра­фик; портреты Рудольфа Агриколы (около 1532 г.), портрет Морица Саксонского в детстве (1526 г.) 550, 556, 556, 557, 557

Кресила'й (V в. до н. э.) — древнегре­ческий скульптор, представитель вы­сокой классики; автор бюста Перикла, статуй «Диомед» и «Амазонка» 122, 122, 129

Кри'стус Пе'трус (около 1410—1472 или 1473) — нидерландский живопи­сец 504, 504

Леона'рдо да Ви'нчи (1452—1519)— итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер, круп­нейший представитель Высокого Воз­рождения; картина «Мадонна с цвет­ком» или «Мадонна Бенуа» (1478 г.), алтарная композиция «Поклонение волхвов» (около 1481 г.), бронзовая конная статуя Франческо Сфорца в Милане (80-е гг. XV в.), картина «Ма­донна в гроте» (1483—1494 гг.), кар­тина «Мадонна с Младенцем» или «Мадонна Литта», фреска «Тайная ве­черя» (1495—1497 гг.) в трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, картина «Джоконда» (около 1503 г.), рисунки 417, 436,440, 444— 450,452,534,445—449

Леоха'р (середина IV в. до н. э.) — представитель академического на­правления в искусстве поздней клас­сики; произведения известны в древнеримских копиях, отличаются виртуозностью исполнения, слож­ным ритмическим строем, холод­ным изяществом образов («Алек­сандр на львиной охоте», «Артемида Версальская», «Аполлон Бельведерский», «Ганимед») 126, 127

Леско' Пьер (около 1510—1578)—французский архитектор эпохи Ре­нессанса; вместе с Жаном Гужоном работал над созданием «Фонтана не­винных»; западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.) 539, 539, 540

Ли Ам (XVI в.) — корейский живопи­сец, работал в жанре «хуа-няо» («цве­ты-птицы»); доносил до зрителя через малый фрагмент природы шо­рохи листьев, крики птиц и т. п. 647, 649

Ли Джон (XVI в.) корейский жи­вописец, работал в жанре «хуа-няо» («цветы-птицы») 647

Ли Ди (конец XII в.) — китайский ху­дожник; мастер лирического пейза­жа 633,635

Ли Сысюнь (651—716) — китай­ский пейзажист; по традиции счита­ется основателем северной школы живописи 631

Ли Чжаодао (670—730) — китай­ский пейзажист; сын Ли Сысюня; ра­ботал в жанре «шань-шуй» («горы-во­ды») 631

Либон (V в. до н. э.) — древнегрече­ский архитектор, представитель ран­ней классики; построил храм Зевса в Олимпии 114

Ли'мбурги Жан, Поль, Эрман (вто­рая половина XIV в. — 1416) — ни­дерландские живописцы; миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского» (1411 — 1416 гг.) 490— 492,490—492

Ли'ппи Фили'ппо (Фра Филиппо; 1406 — 1469) — итальянский живопи­сец, представитель раннего Возрож­дения; алтарная картина «Поклоне­ние Младенцу» (конец 50-х — начало 60-х гг. XV в.) 428,429,429,436

Лиси'пп (IV в. до н. э.) — древнегре­ческий скульптор; крупнейший мас­тер поздней классики; произведе­ния, выполненные преимущественно в бронзе, известны по описаниям ан­тичных авторов, древнегреческим и древнеримским копиям; изображал фигуры в сложных, неустойчивых, как бы мгновенно уловленных мно­гоплановых движениях («Апоксиомен», колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса на колеснице на острове Родос, «Отдыхающий Гермес») 127, 128, 203

Ломба'рдо Пье'тро (около 1435— 1515) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481 — 1489 гг.); дво­рец Вендрамин Калерджи (1504— 1509 гг.) в Венеции 419

Лоренце'тти Амбро'джо (начало XIV в. — 1348) — итальянский живо­писец Проторенессанса, представи­тель сиенской школы живописи; фрески палаццо Публико в Сиене (1337-1339 гг.) 413

Лоренце'тти Пье'тро (около 1280— 1348) — итальянский живописец Проторенессанса, представитель си­енской школы живописи; создатель монументальных драматических изо­бражений 413

Ло'хнер Сте'фан (между 1400 и 1410—1451) — немецкий живописец; картина «Богоматерь в беседке из роз» (40-е гг. XV в.) 544, 544

Маза'ччо (Томма'зо ди Джова'нни ди Симо'не Касса'н; 1401 — 1428) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; фрески ка­пеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—1428 гг.), алтарь «Троица» для церкви Санта-Мария Новелла во Фло­ренции (1427—1428 гг.) 424, 424, 425, 425, 426, 426, 427, 430

Майа'но Бенеде'тто да (1442— 1497) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Строцци во Флоренции (заложен в 1481 г.) 418

Малый Петро'к (XVI в.) — итальян­ский зодчий; пристроил с северной стороны Ивановской колокольни в Московском Кремле монументаль­ную четырёхугольную звонницу с высокой мощной главой 300

Манте'нья Андреа (1431 — 1506) — итальянский живописец и гравёр, представитель раннего Возрожде­ния; фрески в капелле Оветари церк­ви Эремитани в городе Падуе (1448— 1456 гг.), картина «Успение Марии» (1462 г.), фрески Камеры дельи Спози во дворце города Матуи (1465— 1474 гг.), девять полотен «Триумф Цезаря» 433—436,435

Марти'ни Симо'не (около 1284— 1344) — итальянский живописец

678

Проторенессанса; росписи зала Маппамондо в палаццо Публико в Сиене (1315 — 1318 гг.), картина «Благовеще­ние» (1333 г.) 412,412,413,414

Мате'о (XII в.) — испанский скульп­тор, представитель романского сти­ля; создал в 1168—1188 гг. «Портик славы» в церкви Сант-Яго де Компостелла 245

Ме'млингЯн (1433—1494) — нидер­ландский живописец 506, 506

Микела'нджело Буонарро'ти (1475—1564) — итальянский скульп­тор, живописец, архитектор, поэт; один из величайших представителей Высокого Возрождения; скульптур­ная мраморная группа «Пьета» (1498—1501 гг.), мраморная статуя «Давид» (1501—1504 гг.), роспись пла­фона в Сикстинской капелле (1508— 1512 гг.), статуи «Скованный раб» и «Умирающий раб» (1513 г.), «Моисей» (1515—1516 гг.), капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1524 гг.); фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1536— 1541 гг.); архитектор: здание библио­теки Лауренциаиы во Флоренции (1523—1534 гг.), завершение палаццо Фарнезе в Риме (с 1546 г.), архитек­турный ансамбль площади Капитолия в Риме (с 1546 г.), Собор Святого Пет­ра в Ватикане (с 1546 г.) 404, 408, 420, 423, 436, 440, 443, 450, 455—461, 455463, 473

Мимар Синан (1489 или 1490— 1578 или 1588) — турецкий архи­тектор; мечеть Сулеймание (1549— 1557 гг.) в Стамбуле, мечеть Селемие (1569—1575 гг.) в Эдирне (Турция) 580, 581, 581

Ми'рон (середина V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; про­славился как автор статуй атлетов-по­бедителей, исполненных в бронзе; произведения не сохранились и из­вестны по свидетельствам античных авторов и древнеримским копиям; как мастер ранней классики изобра­жал движение, выявлял в теле челове­ка момент динамического равновесия разнонаправленных сил; статуя «Ди­скобол», скульптурная группа «Афина и Марсий» 118, 118, 122,132

Мнеси'кл (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитек­тор; представитель высокой класси­ки; построил Пропилеи на афин­ском Акрополе 119

Муха'ммед Султа'н (конец 70-х гг. XV в.) — колорист и рисовальщик

при дворе Сефевидов, автор портре­тов юных принцев 579

Ни Цзань (XIV в.) — китайский жи­вописец; мастер лирического пейза­жа; работал в жанре «шань-шуй» («го­ры-воды») 635, 635

Ни'тхардт Ма'тис (между 1470 и 1475—1528) — немецкий живописец эпохи Возрождения; в XVII в. его ошибочно называли Грюневаль­дом; Большой алтарь Богородицы (1512—1515 гг.) 550, 551, 551, 552. 553

Ога'та Кори'н (1658—1716 или 1743) — японский живописец, мас­тер художественных лаков; осново­положник японской школы декора­тивной живописи 660

Огурцо'в Баже'н (XVII в.) — русский зодчий; строил в Можайске камен­ные городские стены; работал в Мос­ковском Кремле; совместно с А, Кон­стантиновым, Т. Шарутиным, и Л. Ушаковым строил Теремной дво­рец и другие здания 300, 303. .304

Павса'ний (II в. н. э.) — древнегре­ческий писатель, автор «Описания Эллады» — своеобразного путево­дителя по знаменитым памятникам архитектуры и искусства Греции 111

Палла'дио Андре'а (Андре'а ди Пье'тро делла Гондо'ла; 1508—1580) — итальянский архитектор, представи­тель позднего Возрождения; базили­ка в Виченце (1549 г.), палаццо Кьерикати (1560 г.), вилла «Ротонда» близ Виченцы (1551 — 1567 гг.), театр «Олимпико» в Виченце (1580 г.) 469, 469,470,470,471

Патини'р Иоахи'м (между 1475 и 1480 — 1524) — нидерландский жи­вописец 517, 517

Па'хер Михаэ'ль (между 1430 и 1435—1498) — австрийский живопи­сец и скульптор; живопись знамену­ет переход от готики к Возрожде­нию; алтарь Святого Вольфганга (1471—1479 гг.) 544, 544 Пиза'но Джова'нни (около 1245 — после 1314) — итальянский скульп­тор, архитектор и ювелир Проторе­нессанса; статуя Мадонны с Младенцем для капеллы дель Арена в Падуе; кафедры в пизанском соборе и в церкви Сант-Андреа в Пистое; над­гробие императрицы Маргариты Брабантской 405, 407, 407, 408

Пиза'но Никко'ло (около 1220— 1278 и 1284) — итальянский скульп­тор и архитектор Проторенессанса; кафедра баптистерия в городе Пизе (1260 г.) 405,406, 407,407, 408

Полигно'т (родился в 510 до н. э.) — древнегреческий скульптор и живо­писец; по свидетельствам античных авторов, его песохранившимся рос­писям свойственны попытки переда­чи пространства, выразительность жестов, тонкость рисунка; по тради­ции писал четырьмя красками 111

Полие'вкт (III в. до н. э.) — скульптор эпохи эллинизма; статуя «Демосфен» отличается отсутствием внутренней героики, несмотря на отрешенную позу, сохраняет внутреннее достоин­ство 131, 134

Поликле'т (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; представитель высокой классики; бронзовые статуи известны по ко­пиям; в статуях внешний покой со­четается со скрытой внутренней ди­намикой; построены на принципе взаимоуравновешивающего перек­рёстного движения различных час­тей тела; сохранились два фрагмен­та сочинения «Канон», в котором выводится закон идеальных соотно­шений человеческого тела 119, 123, 123, 126,128

Пракси'тель (около 390 г. до н. э. — 330 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор; выработал утончённый идеал красоты, отвечавший эпохе поздней классики; произведения, вы­полненные в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов: «Гермес с младен­цем Дионисом», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Афродита Книдская», «Сатир, наливающий вино». Владел виртуозной техникой обработки мрамора, благодаря которой дости­гал пластичности изображения и эффекта «влажного» взгляда 104, 124, 126, 127, 128

Примати'ччо Франче'ско (1504— 1570) — живописец, выходец из Мантуи (Италия), создатель нового на­правления в искусстве Франции эпохи Возрождения — школы Фон­тенбло 535,536

679

Райнальдо (XII в.) — итальянский архитектор, один из авторов архитек­турного комплекса в Пизе 243, 243

Рафаэ'ль Са'нти (1483—1520)—итальянский живописец и архит­ектор; один из крупнейших пред­ставителей Высокого Возрождения; картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1503 гг.), «Обручение Марии» (1504 г.), «Мадонна в зелени» (1505 г.); портреты Апьоло и Маддалены Дони (1505 г.), росписи станц (комнат) Ватиканского дворца (1509—1517 гг.), портрет папы Юлия II (1511 г.), картины: «Сикстинская мадонна» (1515 — 1519 гг.), «Дама в покрывале» (1514 г.), портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), портрет кардинала (1518 г.), портрет Льва X с кардина­лами (1518 г.), фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.), росписи лоджий Вати­канского дворца (1519 г.) 440, 443, 450—455, 450454, 553

Ро'ббиа Андреа де'лла (1435—1525) — итальянский скульптор, представитель раннего Возрождения; работал в технике майолики 415, 423

Ро'ббиа Лу'кка де'лла (1399 или 1400—1482) — итальянский скульп­тор, представитель раннего Возрож­дения; применил в скульптуре техни­ку майолики 423

Ро'ссо Фьоренти'но (Джова'нни-Батти'ста Ро'ссо; 1494—1540) — фло­рентиец, создатель нового направле­ния в искусстве Франции эпохи Возрождения — школы Фонтенбло 535, 536

Рублёв Андрей (около 1360 — 1370 — 1430) — русский иконопи­сец; крупнейший мастер московской школы живописи; первое упомина­ние в летописи 1405 г. 335, 336,337, 338, 340, 356, 357, 358, 359—367, 359—364,366,370,371

Сансови'но Яко'по (Татти; 1486— 1570) — итальянский архитектор и скульптор, представитель Высокого Возрождения; в Венеции: библиоте­ка Сан-Марко (1536—1554 гг.), палац­цо Корнер делла Ка-Гранде (1532— 15 37 гг.), Лоджетта у собора Сан-Марко (1540—1545 гг.) 464

Се Хэ (479—542) — родоначальник теории и критики китайской живо­писи; создатель трактата «Категории древней живописи» и художествен­ного жанра «жэньу» («люди») 629

Сенму'т (около XVI в. до н. э.)—древнеегипетский архитектор Но­вого царства; заупокойный храм ца­рицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри 38

Ско'пас (IV в до н. э.) — древнегрече­ский скульптор и архитектор; мастер поздней классики; как архитектор принимал участие в строительстве храма Афины Алеи в Тегее и знаме­нитого Галикарнасского мавзолея; мраморный фриз Мавзолея в Галикарнасе, статуи «Потос», «Мелеагр», «Менада»; искусство насыщено траги­ческим пафосом 124,126,131, 133

Сола'ри Пье'тро Анто'нио (после 1450—1493) — итальянский архитек­тор; с 1490 г. работал в Москве; участвовал в строительстве стен, башен и Грановитой палаты (сов­местно с М. Фрязином) Московского Кремля 297, 300

Судзу'ки Харуно'бу (1725— 1770) — японский график, мастер цветной ксилографии 660, 661 Сэ'ссю (Тоё Ода; 1420—1506) японский живописец; основополож­ник одноцветной пейзажной живо­писи, отмеченной проникновенным пониманием природы. 658, 658

Сюй Вэй (1521 — 1593) — китайский живописец, работавший в жанре «хуа-няо» («цветы-птицы») 638, 639

Сюй Си (X в.) — известный китай­ский художник жанра «хуа-няо» («цветы-птицы») 630

Такаёси Фудзивара (первая поло­вина XII в.) — японский живописец; живописными средствами переда­вал эмоциональное состояние персо­нажей 658

Тан Инь (1470— 1523) — китайский художник, работавший в жанре «жэньу» («люди») 639 Тинторе'тто (Якопо Робусти; 1518— 1594) — итальянский живописец, представитель позднего Возрожде­ния; картины: «Тайная вечеря» (1547; 1592 — 1594 гг.), «Чудо Святого Мар­ка» (1548 г.), «Введение во храм» (1555 г.), монументальные полотна для Скуола ди Сан-Рокко (1565— 1588 гг.), картина «Битва при Царе» 469, 472, 473—475, 473, 474

Тициа'н Вече'ллио (1476 или 1477— 1576) — итальянский живописец, гла­ва венецианской школы Высокого Возрождения; картины: «Любовь небесная и земная» (1515—1516 гг.), «Вознесение Марии» (1516—1518 гг.), портрет инфанта Филиппа (1533 г.), «Введение во храм» (1534—1538 гг.), «Лежащая Венера» (1538 г.), портрет Ипполито Риминальди (1540 г.), порт­рет папы Павла III с племянниками (1543— 1546 гг.), портрет императора Карла V, конный портрет Карла V (1548 г.), «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг.) 440, 464, 465—468, 466468, 553

Трдат (середина X — начало XI в.) — армянский архитектор; автор Анийского собора; участвовал в строитель­стве храма в Агрине; восстанавливал рухнувший после землетрясения ку­пол Святой Софии в Константинопо­ле; возводил круглую ярусную цер­ковь Святого Григория в Ани 216

Ту'тмес (XIV в. до н. э.) — древнееги­петский скульптор Амарнского пери­ода; скульптурные портреты фарао­на Аменхотепа IV (Эхнатона) и царицы Нефертити; работы отмече­ны тонкостью моделировки, одухо­творённостью образов 44

Ункэ'й (XII—ХIII вв.) — японский скульптор, один из авторов восьми­метровых статуй божеств-охраните­лей в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи 657, 657

Учче'лло Пао'ло (ди Доно; 1397—1475) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; один из создателей научной теории перспективы; картина «Свя­той Георгий», потрет-фреска кон­дотьера Джона Хоквуда (1436 г.), три картины «Битва при Сан-Романо» (50-е гг. XV в.), картина «Ночная охота» (1460 г.) 427, 427, 429, 430

Ушако'в Симон Фёдорович (1626— 1686 ) — русский живописец и гра­вёр; произведения (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традици­онные приёмы иконописи с объём­ной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневеково­го религиозного к светскому искус­ству; трактат о живописи 376, 376, 377,377

Фёдоров Иван (Иван Фёдорович Москвитин; около 1510—1583) —

680

основатель книгопечатания в России и на Украине; в 1564 г. в первой рус­ской типографии совместно с П. Т. Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую печат­ную книгу «Апостол», в 1 573 г. осно­вал первую на Украине типографию во Львове; был разносторонним ма­стером, владел многими ремёслами; отливал пушки 385, 392

Феофа'н Грек (около 1340—1410) — византийский живописец, работал в России во второй половине XIV— начале XV в.; оказал огромное влия­ние на новгородскую школу живопи­си; фрески 1378 г. — в церкви Спаса Преображения в Новгороде. Вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца расписывал храм Благовеще­ния в Москве (1405 г.) 330, 331, 331335, 336, 357,357, 358,359

Фи'дий (начало V в. до н. э. — око­ло 432—431 до н. э.) — древнегрече­ский скульптор, архитектор и живо­писец периода высокой классики; руководил работами по реконст­рукции Акрополя в Афинах; под его руководством выполнено скульп­турное убранство Парфенона; для скульптурных композиций харак­терны естественность и величест­венность поз, тончайшая обработка мрамора, лёгкость свободно ниспа­дающих одеяний, тесно связанная с движением фигур 119, 121, 122 — 124, 132

Фиорава'нти Аристо'тель (между 1415 и 1420 — около 1486) — италь­янский архитектор и инженер; с 1475 г. работал в



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.06 с.)