Святой Леонтий Ростовский. Икона. XVI в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святой Леонтий Ростовский. Икона. XVI в.



Иконобо'рчество — движение про­тив культа икон в Византии (VIII—первая половина IX в.), объявившее иконы идолами, а культ икон — идолопоклонством.

Иконогра'фия — система вариан­тов изображения определённого персонажа, лица, события, христи­анского праздника, трактовки сюже­та. В древности и в Средние века сложились строго определённые иконографические каноны, кото­рым следовали художники.

И'конопись (иконописание) — вид станковой религиозной живописи с особым кругом сюжетов, материаль­ной основой, техникой, приёмами и методами исполнения.

Иконоста'с — стена с установленны­ми в определённом порядке икона­ми; в православном храме отделяет алтарную часть от помещения для

молящихся; развился из алтарной преграды, существовавшей ещё в раннехристианских храмах.

Икэба'на («живой цветок») — япон­ское искусство составления букетов; сам букет, составленный по принци­пам икэбаны.

Имплю'вий — в древнеримском до­ме плоский бассейн, расположенный посередине атриума, куда с крыши стекала дождевая вода.

Инициа'л — буквица, заглавная бук­ва укрупнённого размера, помещае­мая в начале текста книги, главы, час­ти или абзаца; древнейший элемент оформления книги.

Инкруста'ция — украшение поверх­ности изделия кусочками камня, де­рева, металла, перламутра и т. д., ко­торые отличаются от неё цветом.

Инта'рсия — вид инкрустации дере­вянных поверхностей пластинками из дерева других тонов.

Интерье'р — в архитектуре внутрен­нее пространство здания.

Кала'н—в зодчестве тьямов (Цент­ральный Вьетнам) башенное свя­тилище, прямоугольное в плане, с четырьмя портиками, завершаю­щимися остроконечными фронто­нами.

Кампани'ла — в итальянской архи­тектуре Средневековья и Возрожде­ния четырёхгранная или круглая башня-колокольня; всегда стоит от­дельноот храма.

Каннелю'ры — вертикальные,

близко расположенные желобки в стволе колонны или пилястра.

Кано'н — совокупность строго уста­новленных правил, определяющих основной набор сюжетов, нормы иконографии, пропорций, компози­ции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений.

Кано'па — сосуд из алебастра с крышкой в виде головы человека, животного или божества; приме­нялся для хранения бальзамирован­ных внутренностей покойника (в Египте) или пепла после кремации (в Этрурии).

Каоли'н — глина белого цвета; слу­жит сырьём для изготовления фар­фора, фаянса.

Капе'лла — часовня; небольшое со­оружение или помещение в храме для молитв одной семьи.

668

Капите'ль — венчающая часть ко­лонны, столба или пилястра.

Кариати'да — скульптурное изобра­жение стоящей женской фигуры, поддерживающей, подобно колонне, перекрытие здания.

Каридзу'ма — в японской архитек­туре массивная двухскатная кровля синтоистского храма; изготовлялась из соломы или коры кипариса, поз­же — из черепицы.

Карни'з — верхняявыступающая часть здания, предохраняющая его степы от стекающей с крыши воды.

Карто'н — вживописи подсобный рисунок, который выполняется на плотной бумаге или ткани и затем переводится на основу; может слу­жить самостоятельным художест­венным произведением.

Карту'ш — украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка, на ко­тором изображены герб, эмблема, надпись.

Кенота'ф — могила, не содержащая погребения и отмеченная знаком или памятником; может иметьвид могильного холма, каменной гроб­ницы; в древности создавалась, когда умершего или погибшего (вдали от родины) нельзя было похоронить.

Кера'мика — изделия (изразцы, скульптура, вазы и т. д.) из обожжён­ной глины с минеральными добав­ками.

Кессо'ны — квадратные или много­угольные декоративные углубления с профилированными стенками на внутренней поверхности арки или свода; иногда применяются дляулуч­шения акустики.

Ки'лик — древнегреческая чаша для вина с двумя тонкими горизонталь­ными ручками и стройной ножкой.

Кла'ссика — 1) в истории культуры эпоха высшего подъёма античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-поли­сов (Афины) вV—IV вв. до н. э.; оформились основы архитектурно­го ордера, процветала монументаль­ная скульптура, связанная с архитек­турой и декоративным искусством; 2) вшироком смысле периоды наи­большего подъёма и pacцвета культу­ры; совершенные, образцовые произ­ведения искусства.

Клафт — полосатый платок с конца­ми, спускающимися на плечи; один из атрибутов фараона.

Кле'йма— в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сю­жетом; являются частью общего за­мысла иконы; располагаются вокруг более крупного центрального изо­бражения, обрамляя и дополняя его. Кокошники — в русской архитекту­ре XVI—XVII вв.декоративное завер­шение стен и сводов, обрамление ба­рабанов и шатров церквей; имеют вид арок С заполненным полем, иног­да с заострённым верхом (килевидные); часторасполагаются ярусами.

Коло'нна — вертикальная, круглая в сечении опора в конструкции зда­ния, состоящая из ствола, капители и базы.

Колори'т — сочетание цветов в про­изведении искусства; по характеру может быть холодным (преобладают синий, зелёный, фиолетовый оттен­ки) или тёплым (господствуют крас­ный, жёлтый, оранжевый тона), спо­койным или напряжённым, светлым или тёмным; по степени насыщенно­сти и силе цвета — ярким, сдержан­ным, блёклым и т. д.

Ко'лты — древнерусские женские украшения XI—XIII вв.; полые золо­тые или серебряные подвески с зернью, эмалью, сканью;парные колты прикреплялись с двух сторон к го­ловному убору.

Комплю'вий — прямоугольное от­верстие В крыше атриума, пред­назначенное для стока дождевой во­ды в имплювий.

Ко'ндо (Золотой Зал) — главный храм буддийского японского монас­тырского комплекса; позднее стал на­зываться Хондо.

Консо'ль — архитектурная несущая конструкция; выступ в стене или ко­нец балки, одним концом заделан­ный в стену; поддерживает карниз, балкон, колонну или служит для уста­новки статуи, вазы.

Контрапо'ст вскульптуре контра­стный поворот верхней части челове­ческого тела по отношению к нижней.

Контрфо'рс устой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом на­ружную стену).

Ко'нха — полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей {апсид, ниш) здания; часто оформлялась в виде раковины.

Ко'ра — вдревнегреческом искусст­ве прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах (VI в. до н. э.); тип коры возник в греческой архаике; женской фигуре (коре) соответство­вала мужская — ку'рос.

Краснофигу'рная техника — стиль росписи керамики в Древней Греции; лаковое покрытие заполня­ло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожжённой глины; изображение было более глу­боким, чем фон.

Крате'р — древнегреческий сосуд С широким горлом и двумяручками для смешивания вина с водой.

Кресто'во-ку'польный храм тип христианского храма, возникший в архитектуре Византии: купол на пару­сах (элементах купольной конструк­ции в форме сферических треуголь­ников) опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся вза­имно перпендикулярные проходы.

Кро'млех мегалитическое соору­жение в виде круговых оград из больших каменных блоков; достига­ет ста метров в диаметре.

Кру'глая скульптура см. Скульп­тура.

Ксилогра'фия гравюра на дереве.

Ку'пол — покрытие в форме полуша­рия или опрокинутой чаши, приме­няемое в круглых, овальных, много­угольных в плане помещениях.

Курвату'ра — едва заметная кривиз­на прямолинейных частей здания, которая применяется, чтобы устра­нить оптические искажения и уси­лить пластическую выразительность архитектуры.

Курга'н — надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусфе­рической или конической формы.

Ку'рос — в древнегреческом искусст­ве статуя юноши-атлета, как правило, обнажённого; мужской фигуре (куросу) соответствовала женская — кора.

Лави'с — вид углублённой гравюры, когда изображение наносят на медную доску кистью, смоченной кисло­той; вытравленные углубления за­полняют типографской краской и делают оттиск.

Ларна'к — прямоугольный или овальный саркофаг с отверстиями в дне.

Левка'с — многослойный грунт в русской средневековой иконной жи­вописи; приготовлялся из мелового

669

или гипсового (алебастрового)по­рошка, смешанного с клеем живот­ного происхождения (мездровым, рыбьим и др.).

Лессиро'вка — верхний тонкий про­зрачный или полупрозрачный слой красок, наносимых на сухой слой масляной живописи.

Литогра'фия — печатание с плос­кой поверхности камня, на которой сделан рисунок; изображение, полу­ченное таким способом.

Лопа'тка — плоский, немного выда­ющийся из стены вертикальный вы­ступ; делит стену по всей её высоте.

«Люди» см. Жэньу'.

Люка'рна — декоративный оконный проём в скате крыше или куполе.

Мавзоле'й — чип монументального погребального сооружения; получил своё название от гробницы правите­ля Карии Мавсола в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.); в подражание этому мавзолею древними римля­нами было возведено несколько па­мятников; широко известен мавзолей готского короля Теодориха (VI в.).

Маньери'зм — течение в западноев­ропейском искусстве второй полови­ны XVI в.; в искусстве маньеризма отразился кризис художественной культуры Возрождения; маньеризм был своеобразным переходным сти­лем между искусством Ренессанса и барокко.

Марти'рий — тип раннехристиан­ской поминальной постройки с усыпальницей над могилой «святого мученика» .

Ма'сляная живопись — вид живо­писи художественными масляными красками на холсте, дереве, картоне; получила распространение в XIV в.

Машикули' — расположенные наверху стен и башен крепости навес­ные бойницы с отверстиями, через которые стреляли, когда неприятель находился у подножия башни или стен крепости

Меандр — распространённый в ан­тичном искусстве орнамент в виде непрерывной линии, изломанной под прямым углом.

Мегалити'ческие сооружения (мегалиты) — первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).

Ме'гарон — тип жилища, состояще­го из прямоугольногозала с одним-двумя продольными рядами стол­бов, очагом и портиком у входа.

Медальо'н — изображение в оваль­ном или круглом обрамлении.

Мелкая пластика см. Пластика малых форм.

Менги'р — разновидность мегалита; вертикально врытый в землю про­долговатый камень высотой до двад­цати метров; менгиры Могут образо­вывать длинные аллеи.

Мето'па — четырёхугольная плита, обычно украшенная рельефом;часть фриза.

Мече'ть — мусульманское культовое сооружение.

Минаре'т — башня, с которойму­сульман призывают на молитву; на­ходится рядом с мечетью или явля­ется её частью.

Миниатю'ра — художественное произведение небольших размеров, обычно живописное.

Миниатюра книжная сделанные от руки рисунки, цветные иллюстра­ции гуашью, клеевыми, акварельными красками или золотописью в руко­писных книгах, а также изобрази­тельно-декоративные элементы оформления книг — инициалы, за­ставки и др.

Михра'б — молитвенная ниша в сте­не мечети, обращённая в сторону священного города мусульман — Мекки.

Мозаика — разновидность мону­ментальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты, керамики и других матери­алов.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.008 с.)