Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.



Колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.

Колт из Михайловского клада. Лицевая сторона.

Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.

которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты от­личаются удивительным совершен­ством формы. В 1876 г. близ дерев­ни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой мас­сивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника име­нуется зернью; она пришла из Скан­динавии и была широко распро­странена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая

проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или сви­валась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайлов­ского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных ук­рашений XI—XII вв., в том числе па­ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изо­бражениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изо­бражений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создав­ший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в

396

виртуозной ювелирной технике пе­регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы­тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше­ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере­городки, составлявшие контур буду­щего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы­сокой температуры. При этом по­лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы­полненные в технике перегородча­той эмали, были очень дорогие, по­этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про­изведений являются деталями бога­того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер­нение, которое, по мнению некото­рых учёных, являлось хазарским на­следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На­несённая на серебряную поверх­ность, чернь создавала фон для вы­пуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ­ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во­инов, орлов и фантастических чудо­вищ. Сюжет рисунков далёк от хри­стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо­нов, собакоголовых чудищ, кентав­ров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели­гиозных культов. Сохранилось мно­жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час­тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео­логи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болез­ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи­гурки конских голов, к которым це­почками крепятся «бубенчики», вы­полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво­ном бубенчики должны были отго­нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус­ского ювелирного искусства получи­ли огромную известность. О них пи­шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо­номаха». Это чеканный золотой ме­дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра­жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья­вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на­правлена молитва на греческом язы­ке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять вла­дельца гривны от дьявольских коз­ней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на­стоящий христианский амулет про­тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви­ков заимствованы из Византии; в до­монгольское время украшения по­добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер­соне скорее всего княжеского про­исхождения. Стоимость этой дра­гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале­ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Браслеты с изображением



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.007 с.)