Тератологического стиля в рукописи XIV в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тератологического стиля в рукописи XIV в.



РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Заставка в Изборнике Святослава 1073 г. Старовизантийский стиль.

Заставка в рукописном Евангелии XV в. Нововизантийский стиль.

Заставка в рукописном Евангелии XVI в. Старопечатный стиль.

Заставка в рукописном Евангелии XVI в. Балканский стиль.

Заставка в крюковой старообрядческой певческой рукописи XIX в. Гуслицкий стиль.

Заставка в рукописной книге XIV в. Чудовищный стиль.

Печатная заставка в «Апостоле» Ивана Фёдорова. 1564 г.

художественную традицию. В их среде создаются новые стили, например виртуозный поморский, ко­торый возник в Поморье, землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря, — крупней­шем центре старообрядчества. А нарядный гуслицкий стиль проис­ходит из старообрядческого цент­ра Гуслицы, расположенного неда­леко от Москвы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РУССКИЙ КНИЖНЫЙ ПЕРЕПЛЁТ

В Древней Руси и Московском го­сударстве переплётом для книг слу­жили деревянные доски — крышки. Доски обтягивались кожей, на кото­рой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и слож­ные многофигурные композиции. Например, переплётчики Москов­ского Печатного двора ставили свой «фирменный знак» — клеймо с изо­бражением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тиснё­ные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение ас стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки — «жуковины». Кроме того, переплёт иногда украшали «науголь­никами» и «средником» — металли­ческими пластинами в центре и на углах досок. На них чаще всего изо­бражались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже — серебряные застёж­ки, или шпеньки, на которые наки­дывались ремённые петли.

Дорогие переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой красивой тканью. Обрез страниц книги золотили и отгискивали на нём чекан — изображения виноградных гроздьев, цветов и листьев.

Драгоценный переплёт представ­лял собой отделанный самоцветами массивный серебряный «оклад», за­креплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурами свя­тых, пророков и ангельских чинов. В этом случае книга, если её поста­вить на торец, напоминала неболь­шой иконостас, а если положить — шкатулку, созданную искусным юве­лиром. Подобные переплёты из­готовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристокра­тии, поскольку стоили они неимо-

392



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.208 с.)