Запись на печатной книге «история О Варлааме и Иоасафе», 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запись на печатной книге «история О Варлааме и Иоасафе»,



ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

Искусство художественного оформления книги в средневековой России иг­рало не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, ико­нопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода бы­ло духовного содержания.

Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к языч­никам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Сред­невековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.

На протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византий­ская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как но­ситель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отно­шение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности.

Для подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тог­да создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обрабо­танной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского книгопечатания от­носится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыка­ми красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный по­черк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позд­нее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начер­тании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требо­вались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов

административных учреждений. Од-

ним словом, книга вплоть до широ­кого распространения книгопечата­ния в России оставалась весьма дорогостоящим изделием.

Таким образом, со всех точек зре­ния средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украше­нием занимались искусные мастера. И действительно, книги времён Древ­ней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформ­лены известными художниками.

Запись на печатной книге «История О Варлааме и Иоасафе»,

Инициал в рукописном Евангелии XVI в.

Инициал в рукописи XIV в.

СТИЛИ РУССКОГО

КНИЖНОГО

ОРНАМЕНТА

Главным орнаментальным украше­нием средневековой рукописной книги была, как правило, заставка. На протяжении XII—XIX вв. русские книгописцы и живописцы вырабо­тали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) ор­наментальных стилей.

Древнейшим из них был старовизантийский стиль, который гла­венствовал в XI—XIII вв.: торжествен­ный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и пра­вильность форм.

В XIII—XIV вв. его сменил чисто русский оригинальный тератоло­гический (от греч. «тератос» — «чудо­вище»), т. е. чудовищный, звериный, стиль, возникший в Новгороде. Так он называется по той причине, что инициалы и заставки, выполненные в этом стиле, представляют собой переплетённых ремнями или жгута­ми невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми угла­ми, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. Люди и жи­вотные как бы силятся разорвать удушающие их путы. В этом стиле очень многое взято из древней язы­ческой культуры, которая самым па­радоксальным образом соединяется с культурой христианской. Напри­мер, силуэты пятикупольных церк­вей в рукописях XIII—XV вв. созда­ются той же самой «чудовищной» плетёнкой, и кресты вырастают из голов хищных птиц. Золотописание почти исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно-синие и небесно-голубые.

В XV—XVI вв. получают распро­странение балканский и новови­зантийский стили. Заставки балкан­ского стиля строго геометричны и состоят из правильных окруж­ностей, квадратов, ромбов и восьмё­рок с широкими петлями. Для бал­канского стиля характерны нежные травянистые, пастельные, изумруд­ные и ярко-красные тона. Новови­зантийский стиль — подчёркнуто парадный и роскошный. Он воз­рождает в более изящных формах забытое золотописание домонголь­ского периода. Заставки нововизантийского стиля включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка по­добной заставки объёмна, она как бы «дышит», прорастая маленькими травинками.

В XVI в. русские книжники знако­мятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщатель­но перерисовывать характерные за­витки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художествен­ные элементы получают широкую популярность в Московском государ­стве. Русские первопечатники Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Андро­ник Тимофеевич Невежа и Иван Андроникович Невежин, создавая стиль оформления печатных книг, исполь­зовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаменталь­ного стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором во второй половине XVI — XVII в., украшены заставками, выпол­ненными именно в этом стиле. Нет ничего странного в том, что со вре­менем старопечатный стиль в своём законченном, развитом виде пере­шёл и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и была ши­роко распространена. Таким обра­зом печатники и живописцы не­сколько раз заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы.

На рубеже XVII—XVIII вв. искус­ство орнаментики в рукописной книге приходит в упадок, так как са­ма рукописная книга вытесняется книгой печатной. Только старооб­рядцы продолжают развивать эту

Инициал

ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

392

Лицевая сторона.

Оборотная сторона.

396

виртуозной ювелирной технике пе­регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы­тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше­ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере­городки, составлявшие контур буду­щего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы­сокой температуры. При этом по­лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы­полненные в технике перегородча­той эмали, были очень дорогие, по­этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про­изведений являются деталями бога­того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер­нение, которое, по мнению некото­рых учёных, являлось хазарским на­следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На­несённая на серебряную поверх­ность, чернь создавала фон для вы­пуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ­ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во­инов, орлов и фантастических чудо­вищ. Сюжет рисунков далёк от хри­стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо­нов, собакоголовых чудищ, кентав­ров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели­гиозных культов. Сохранилось мно­жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час­тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео­логи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болез­ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи­гурки конских голов, к которым це­почками крепятся «бубенчики», вы­полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво­ном бубенчики должны были отго­нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус­ского ювелирного искусства получи­ли огромную известность. О них пи­шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо­номаха». Это чеканный золотой ме­дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра­жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья­вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на­правлена молитва на греческом язы­ке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять вла­дельца гривны от дьявольских коз­ней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на­стоящий христианский амулет про­тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви­ков заимствованы из Византии; в до­монгольское время украшения по­добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер­соне скорее всего княжеского про­исхождения. Стоимость этой дра­гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале­ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Браслеты с изображением

Сцен. XII в.

Государственный Русский

Музей, Санкт-Петербург.

Браслет с изображением

ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

Искусство художественного оформления книги в средневековой России иг­рало не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, ико­нопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода бы­ло духовного содержания.

Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к языч­никам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Сред­невековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.

На протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византий­ская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как но­ситель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отно­шение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности.

Для подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тог­да создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обрабо­танной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского книгопечатания от­носится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыка­ми красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный по­черк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позд­нее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начер­тании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требо­вались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов

административных учреждений. Од-

ним словом, книга вплоть до широ­кого распространения книгопечата­ния в России оставалась весьма дорогостоящим изделием.

Таким образом, со всех точек зре­ния средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украше­нием занимались искусные мастера. И действительно, книги времён Древ­ней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформ­лены известными художниками.

Запись на печатной книге «История О Варлааме и Иоасафе»,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.021 с.)