Христос Вседержитель. Мозаика. XII в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христос Вседержитель. Мозаика. XII в.



Собор в Чефалу'. Остров Сицилия.

этом тип лица Богоматери далёк от классического, он соответствует восточному идеалу, с его большими глазами и изогнутыми очертания­ми изящного носа. Именно соче­тание восточной духовности с ан­тичной гармонией породило столь пленительный образ возвышенной и одухотворённой красоты.

А в образе Иоанна Предтечи яв­ственно видны черты, которые ис­кусствоведы называют линейной стилизацией. Лик аскета-пустынни­ка покрыт глубокими морщинами, которые, прихотливо извиваясь, об­разуют графический узор, самодостаточный в своей орнаментальной красоте. Такая манера особенно пришлась по душе мастерам про­винции, где античные традиции чув­ствовались слабее и человеческое тело воспринималось не как уни­кальное творение природы (или Бога), а как одна из составляющих мироздания, подчиняющаяся об­щим законам.

Отвечает новым веяниям и деко­ративное искусство. Любимым его видом становятся перегородчатые эмали, изобретённые ещё в VIII в. и достигшие расцвета в XI—XII вв. По внешнему виду эмаль напоминает

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Одним из лучших образцов константи­нопольской церковной живописи нача­ла XII в. была Богоматерь с Младенцем Христом. Эту икону привезли на кораб­ле из Константинополя, и уже на Руси она получила название Владимирской. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

От первоначальной живописи пос­ле неоднократных реставраций со­хранились лишь лики Богоматери и Христа. Богоматерь изображена в ико­нографическом типе Умиления, когда Младенец своей щекой прижимается в щеке Матери. Изумительное по своей одухотворённости лицо Богоматери, проникающий в душу взгляд печальных глаз ставят это произведение неизвест­ного византийского мастера в один ряд с лучшими творениями средневековой живописи. Тонкий, слегка изогнутый нос, маленькие бесплотные губы, боль­шие удлинённые глаза, несмотря на ус­ловность изображения, замечательно передают глубину переживаний Бого­матери, предчувствующей судьбу Сы­на. Порывисто, будто ища зашиты, прижимается к Марии Младенец Хри­стос. Живописное, мягкое письмо пе­редаёт рельеф ликов, сообщая им осо­бое духовное благородство. Образ Богоматери с Младенцем Христом впоследствии получил особое распро­странение на Руси.

мозаику: она также делается из стек­ловидной массы, но не отлитой в ви­де кубиков, а расплавленной прямо на поверхности изделия. Чтобы эма­ли разного цвета не смешивались, по контурам рисунка припаивали тонкие золотые перегородки. В каж­дую из образовавшихся ячеек засы­пали порошок нужного минераль­ного красителя с кварцевым песком и нагревали до высокой температу­ры. Порошки расплавлялись, и все ячейки оказывались заполненными ярким блестящим стекловидным ве­ществом, похожим на драгоценные камни.

Византийские ювелиры тщатель­но шлифовали поверхность эмалей, пока она не становилась ровной. На золотом фоне сверкали чистые, соч­ные краски, с лёгкостью передаю­щие и лица, и одежды, и орнаменты. Золотые перегородки тонкими ли­ниями пронизывали всё изображе­ние, уподобляясь лучам Божественного света. В технике эмали изготов­ляли иконы и ларцы для священных реликвий, женские украшения и царские короны. Такую корону Кон­стантин Мономах послал венгер­скому королю Эндре, тогдашнему союзнику Византии. Эта корона со­стоит из семи скреплённых вместе золотых пластин с закруглённым верхом. На центральной пластине изображён сам византийский василевс, по сторонам от него стоят им­ператрица Зоя и её сестра Феодора. Крайние пластины заняты аллегори­ями Правосудия и Смирения, а на промежуточных художник поместил обольстительных девушек, грациоз­но изгибающихся в танце. Похожие на исламских гурий — фантастиче­ских дев, услаждающих по Корану праведников в раю, они прославля­ют победоносного императора.

Портреты венценосцев очень напоминают их изображения на софийских мозаиках: лица условны,



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.007 с.)