Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»



Лекция.

Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»

План:

1.Философская антропология.

2.Проблема человека в истории философии

3.Концепции человека о его сущности и природе.

4.Биологическое и социальное в человеке.

5.Человек, индивид, индивидуальность, личность.

 

Философская антропология.

Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Наука должна проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но главное, в их диалектически взаимосвязанной системе. Только при таком подходе полученные в результате научного анализа выводы могут иметь реальное значение и стать основой практических рекомендаций для жизнедеятельности и развития человека. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».

Философская антропология (antropos - человек, logos - учение) в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление стремящееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук: психологии, биологии, истории, медицины и др. Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта «Что такое человек?», только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания.

Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Чем свой отличается от чужого?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.

Концепции личности.

1. Ролевая концепция - личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке.

2. Сущностная концепция - личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.).

3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя:

-эффективное восприятие реальности;

- принятие себя, других, природы;

- непосредственность, простота и естественность;

- центрированность на проблеме;

- автономия, независимость от массовой культуры;

-демократический характер, разграничение средств и цели;

- креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию;

- вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения;

- общественный интерес.

Итак, личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека.

Для личности характерны: 

- осознание мотивов своего поведения;

-постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию.

Вывод. Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Возникнув в 6 веке до н.э., проблема человека окончательно не разрешена сегодня. Она является непреходящей, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно - историческими и иными причинами. По- прежнему в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.

ПРИЛОЖЕНИЕ   к лекции.

 

Высказывания о человеке.

· Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями.

Платон

 

· Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет.

Блез Паскаль

 

· Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.

Апулей

 

· Человек становится человеком только среди людей.
Иоганнес Роберт Бехер

 

· Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.

Уильям Шекспир

· Человек – это единственное животное, которое должно работать.

Иммануил Кант

 

· Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая.

Блез Паскаль

 

· Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Карл Маркс

 

· Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.

Фридрих Энгельс

 

· Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Федор Михайлович Достоевский

 

Вопросы к лекции

1.Какие сущности объединяет в себе человек?

2.Что представляет собой философская антропология?

3.Какие теории человека выделяла античная философия?

4.Какая установка лежала в основе человекознания в средневековой философии?

5.Какая философская эпоха абсолютизирует роль разума в человеке?

6.Чем отличаются понятия «человек» и «индивид»?

7.Как соотносятся понятия «человек» и «личность»?

8.Какой должна быть деятельность человека?

 

Домашнее задание.

Внимательно проработать текст лекции. Ответы на тесты выложить ВК.

 

Тесты.

1. Антропология – это:

1.учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

2.учение о человеке

3.наука о поведении животных в естественных условиях

4.философское учение об обществе

2.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

1.антропоцентризм

2.природоцентризм

3.теоцентризм

4.космоцентризм

 

3.К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):
1. каковы точные размеры вселенной?
2.в чем сущность человека?
3. из каких элементов состоит живая клетка?
4.в чем смысл жизни?
5.какова родословная славян?

 

Лекция.

Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»

План:

1.Философская антропология.

2.Проблема человека в истории философии

3.Концепции человека о его сущности и природе.

4.Биологическое и социальное в человеке.

5.Человек, индивид, индивидуальность, личность.

 

Философская антропология.

Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Наука должна проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но главное, в их диалектически взаимосвязанной системе. Только при таком подходе полученные в результате научного анализа выводы могут иметь реальное значение и стать основой практических рекомендаций для жизнедеятельности и развития человека. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».

Философская антропология (antropos - человек, logos - учение) в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление стремящееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук: психологии, биологии, истории, медицины и др. Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта «Что такое человек?», только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания.

Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Чем свой отличается от чужого?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.197.23 (0.011 с.)