Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющих ответить на вопрос о сущности и природе человека. Человек - представитель Homо-sapiens, генетически связанный с другими формами живого. Наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек существо уникальное, морфологически способное к любому виду деятельности. Деятельность - способ существования человека. Человек - существо уникальное, открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное. Человек-существо целостное, так как интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. Он - творец собственной жизни и судьбы, автор истории и мира культуры. Человек - существо историческое. Индивид - отдельный представитель человеческого рода. Индивидуальность - уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических черт человека. Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Личность. В современной отечественной философии, следующей традициям марксизма, в понятии «личности» фиксируется прежде всего, социально значимые качества человека, приобретенные им в процессе духовно практической деятельности, в процессе воспитания и самовоспитания. Личность - субъект познания и преобразования мира, субъект прав и обязанностей, носитель социальных норм (нравственных, эстетических, юридических и др.). Личность- человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире. Личность есть совокупность трех её основных составляющих: а) биогенетических задатков; б) воздействия социальных факторов; в) её психосоциального ядра - “Я”. “Я”- это интегральное ядро духовного мира человека, регулятивный мир личности. Личность всегда несёт на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны: высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, эвристичность и целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы народа и общества в целом.
Концепции личности. 1. Ролевая концепция - личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке. 2. Сущностная концепция - личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.). 3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя: -эффективное восприятие реальности; - принятие себя, других, природы; - непосредственность, простота и естественность; - центрированность на проблеме; - автономия, независимость от массовой культуры; -демократический характер, разграничение средств и цели; - креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию; - вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения; - общественный интерес. Итак, личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека. Для личности характерны: - осознание мотивов своего поведения; -постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию. Вывод. Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Возникнув в 6 веке до н.э., проблема человека окончательно не разрешена сегодня. Она является непреходящей, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно - историческими и иными причинами. По- прежнему в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. ПРИЛОЖЕНИЕ к лекции.
Высказывания о человеке. · Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями. Платон
· Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет. Блез Паскаль
· Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух. Апулей
· Человек становится человеком только среди людей.
· Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
Уильям Шекспир · Человек – это единственное животное, которое должно работать. Иммануил Кант
· Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая. Блез Паскаль
· Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться. Карл Маркс
· Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности. Фридрих Энгельс
· Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Вопросы к лекции 1. Какие сущности объединяет в себе человек? 2.Что представляет собой философская антропология? 3.Какие теории человека выделяла античная философия? 4.Какая установка лежала в основе человекознания в средневековой философии? 5.Какая философская эпоха абсолютизирует роль разума в человеке? 6.Чем отличаются понятия «человек» и «индивид»? 7.Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? 8.Какой должна быть деятельность человека?
Домашнее задание. Внимательно проработать текст лекции. Ответы на тесты выложить ВК.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.019 с.) |