Формы социальных общностей и социальный контроль 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы социальных общностей и социальный контроль



Отсутствие социального контроля Соц. категории (социальные классы)   Соц. агрегации (социальные слои, страты)
Низкий социальный контроль Аудитории Толпа Социальные круги
Средний социальный контроль Неорганизованные группы (творческие коллективы, спонтанные группы)
Социальный контроль выше среднего уровня Крупномасштабные организации (касты) Средние организации Малые группы в организациях (неформальные малые группы)
Высокий уровень социального контроля Клики (семья)

 

Собственно социальные группы также обладают различной степенью социального контроля. Однако со снижением размера группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий.

Среди всех социальных групп особое место занимают статусные группы (классы, слои, касты), образующие социальную структуру. Эти большие группы возникают на основе социального неравенства и обладают (за исключением каст) низким социальным контролем. Однако этот контроль может повышаться по мере осознания своей принадлежности к данной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы.

Квази-группы – это спонтанные, неустойчивые группы. Квази-группы имеют следующие отличительные черты:

1) спонтанность образования;

2) неустойчивость взаимосвязей;

3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это только прием или передача информации, например, выражение протеста, восторга и т.п.);

4) кратковременность совместных действий.

В результате квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего: либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

Типология квази-групп:

I. Аудитории – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (им выступает человек или группа), который владеет информацией и доводит ее до этой общности.

Здесь может осуществляться как а) непосредственное взаимодействие с коммуникатором (слушание уличного оратора, лекция), так и б) опосредованное, анонимное (воздействие СМИ).

Наиболее характерная черта аудитории – одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором. Чем больше аудитория, тем слабее обратная связь.

Аудитория – это сложное и неоднородное социальное образование, в которой люди по-разному воспринимают, оценивают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Поэтому любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинается взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. На этой основе уже формируется общее мнение.

 

II. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностных интересов и эмоциональных реакций.

Социальная структура толпы очень проста и обычно сводится к разделению на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к [неявному, но] богатому впечатлениями взаимообмену. Толпы сильно различаются по характеру и поведению, легко трансформируются. Ибо имеются

Общие признаки толпы:

    1) Внушаемость. У людей в толпе она намного выше, чем вне ее. Люди в толпе принимают мнения, чувства и действия большинства.

    2) Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным. Толпа действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

    3) Спонтанность. Люди в толпе не задумываются над своими действиями, их поведение зависит исключительно от эмоций.

    4) Неуязвимость. Люди в толпе анонимны; они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Каждый в толпе как бы снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.

 

Виды толпы:

Случайная толпа – обладает наиболее неопределенной структурой. Людей здесь объединяет либо незначительная цель, либо вообще бесцельное времяпровождение (собрание людей на улице, где что-то произошло). Индивиды в такую толпу слабо эмоционально включены и могут свободно отделить себя от нее.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм (толпа на стадионе, на концерте, на митинге).

Экспрессивная толпа – социальная квази-группа, которая организуется в целях личностного удовлетворения ее членов. Активность людей здесь сама по себе уже является целью и результатом (например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали).

Действующая толпа (сборище) – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к активным (насильственным) действиям. Их лидеры обычно однонаправленны в своих агрессивных намерениях, они требуют от всех остальных членов такой толпы строгого конформизма. Действия направляются на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище распадается (например, митингующая толпа).

Кроме сборища есть и другая форма действующей толпы – восставшая толпа. Это – насильственный и деструктивный коллективный взрыв (эмоций). При восстании поведение менее структурировано, менее целенаправленно, но более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп со своими целями, но действующих в критический момент сходным образом. Поэтому она максимально подвержена различным случайным воздействиям, имеет максимальную непредсказуемость поведения.

 

III. Социальные круги – социальные общности, созданные с целью обмена информацией. Для них характерно:

    1) эти общности не ставят каких-либо общих целей;

    2) они не предпринимают совместных усилий;

    3) они лишены устойчивых отношений между членами;

    4) они не имеют исполнительного аппарата и даже установки на целенаправленную деятельность;

    5) их основная функция – обмен взглядами, новостями, мнениями, аргументами.

    Исходя из сказанного, их можно характеризовать как общности дискутирующих людей. Особенно ярко деятельность социальных кругов видно в политике, например, при образовании политических партий.      

Социальные круги являются неустойчивыми социальными образованиями. Однако их члены проходят определенный отбор по двум критериям:

- общая заинтересованность в теме дискуссии (по интересам),

- принадлежность к определенной субкультуре.

 

Классификация социальных кругов (по Я. Щепаньскому):

    Контактные круги – это социальные общности людей, которые возможно постоянно встречаются (на спортивных состязаниях, в транспорте, в очередях). Наличие общей заинтересованности в теме позволяет им завязывать мимолетные знакомства и обмениваться мнениями. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты, их состав определяется пространственными контактами. Они легко создаются и легко распадаются.

    Профессиональные круги, круги коллег – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп среди рабочих, инженерно-технических работников, ученых, артистов, политиков. Такие круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Поскольку от участников таких групп требуется выполнение определенных норм, то в них повышается степень социального контроля.

    Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди людей, объединенных отношениями дружбы. Эти кампании время от времени собираются и обсуждают насущные проблемы (или состоят в переписке). Определенные объединения могут превращаться в дружескую группу, если:

    - входящие в нее лица будут действовать согласованно,

    - разделять сходные образцы поведения,

    - и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.005 с.)