Вопрос 4. Групповая динамика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Групповая динамика.



    Групповая динамикаэто взаимодействие членов социальных групп между собой. Иначе говоря, групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.

    Как известно, с возникновением группы, индивиды начинают действовать в одном направлении. Однако деятельность группы может быть связана с увеличением порядка или беспорядка в окружающей среде. Конструктивная группа добивается увеличения порядка, тогда как деструктивная увеличивает беспорядок. В любом случае, возможно разработать и применить метод измерения эффективности группы за определенный период времени: количество построенных домов или разбомбленных зданий. Любопытно, что организация структуры группы и системы взаимодействия в ней вносит порядок в ее деятельность, даже в сферы, находящиеся за пределами намеченной цели..

Можно выделить следующие виды взаимодействий в группе:

- руководство и лидерство,

- формирование группового мнения,

- сплоченность группы (солидарность),

- конфликты,

- групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Следует обратить внимание, что групповая динамика предполагает, что группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процессы управления могут включаться и все ее члены.

Кроме того, группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность. Также атмосфера внутри группы бывает:

а) дружественной,

б) деловой,

в) нейтрально-безразличной,

г) враждебной,

д) конфликтной.

Эти и другие образцы поведения и составляют динамику группы.

 

Коммуникация в группах

Коммуникация в группахэто основа структуры группы, показатель физической и социальной близости.

    Схемы коммуникации значительно влияют на результаты действия группы. А. Бавелас выделил несколько типов коммуникации (на основе анализа группы из пяти человек).

    1. Цепочка.

    2. Штурвал – наиболее эффективный способ коммуникации при выполнении несложных заданий в ограниченное время, ибо этот способ исключает общение членов группы между собой.

Они могут общаться только с лидером (он в центре «штурвала»), который получает информацию от всех, перерабатывает ее и вы-

дает управленческие указания.

    3. Круг – очень хорош для выполнения творческих работ, при дискуссиях, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений. Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы. Кроме того, здесь возможна и обратная связь. Но в этом случае максимум эффективности достигается при распределении функций: генератор, 

критик, эрудит, технарь, психолог (смазка), лидер.

Круг позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

4. Игрек – этот способ приемлем там, где требуется более четкое распределение функций, персональная ответственность и одновременное выполнение нескольких разнородных задач.

 

 

        

 

5. Паутина.

                                                       

 

    Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий. Но с другой стороны, это ведет к неравенству. Адекватная организация коммуникации может способствовать повышению производительности деятельности и одновременно достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии.

    В исследовании групповой динамики имеется также направление, связанное с выявлением определенных этапов или фаз развития группы. Обычно выделяют следующие фазы, на каждой из которых меняются задачи и отношения между членами группы:

    1. “ Фаза ориентации ” (адаптационная, пассивного напряжения), когда происходит становление, формирование группы. В этот период каждый ищет свое место, решает вопросы “как мне себя представить”, “кто эти люди”, “примут ли меня” и пр. Члены группы ждут объяснений цели, планов деятельности. И поскольку они друг друга еще хорошо не знают, то опасаются вести себя активно. Соответственно, уровень согласия между ними невысок.

    2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения), когда людей в группе волнуют вопросы типа “могу ли я здесь получить то, что желаю”, “кто на меня влияет в большей степени”, “как мне оказать влияние” и другие. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение в группе, участники открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, а группа может разделиться на два или больше лагерей.

    3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая), на которой группа после разногласий концентрирует свою энергию на уменьшение конфликтов, на фиксацию правил игры, то есть норм, определяющих поведение в группе.

    4. Фаза консенсуса или поддержки, когда группа функционирует как единая рабочая команда, в которой ее участники размышляют, советуются, конструктивно критикуют друг друга и коллективно принимают решения. Эта фаза характеризуется высокой сплоченностью.

    Следует также обозначить, что чем больше существует группа, тем вероятнее действие механизма групповой динамики. Чем меньше времени существует группа, тем слабее проявляются свойства фаз развития.

Таким образом, изучение социальных групп и общностей помогает лучше и нагляднее понять многообразие социальных взаимодействий человека в обществе, саму ткань общественной жизни.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Для чего люди объединяются в группы?

2. Чем отличаются социальные категории и агрегации?

3. Какая разница между народностью и нацией?

4. Что такое квази-группы? Каковы их отличительные особенности?

5. Как классифицируются квази-группы?

6. Что общего и в чем отличия аудиторий и социальных кругов?

7. Каковы характерные признаки толпы?

8. Почему толпу нельзя считать социальной группой?

9. В чем состоят характерные признаки социальной группы?

10. Что такое дислокальные группы?

11. Чем отличаются малые и большие группы?

12. Что такое ин- и аут-группы?

13. Какова структура группы?

14. Что такое групповая динамика?

15. Какие модели групповой коммуникации вам известны?


[1] См.: Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп.- Екатеринбург, 2000.- С.76-82.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.007 с.)