Вопрос 1. Социальные общности и их типология.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Социальные общности и их типология.



СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

текст лекции

 

доц. А. В. Смирнов

 

Воронеж – 2020

 

 

пЛАН:

 

1. Социальные общности и их типология.

2. Квазигруппы.

3. Социальные группы, их особенности, структура и типология.

4. Групповая динамика.

 

Вопрос 2. Квазигруппы.

Понятие группы часто применяется в обыденной жизни, поэтому понятие становится размытым, нечетким. Попробуем разобраться.

Следует указать, что помимо социальных групп, в обществе действуют так называемые «квазигруппы» (или агрегаты) – социальные общности, обладающие некоторыми, но не всеми, признаками социальной группы или в которых отдельные признаки группы выражены не в полной мере. Между агрегатами и группами (особенно большими) существует достаточно тонкая грань; нередко квазигруппы превращаются в группы, и наоборот. К квазигруппам относятся: аудитория, толпа, круги общения и т.д.

Чтобы совокупность людей считалась группой, нужно три условия:

1) наличие взаимодействия между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов;

3) социальная солидарность.

Заметим, что такого рода группы появляются непреднамеренно, случайно, так как в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия являются однообразными (например, только беседа). Вот такие спонтанные, неустойчивые группы и называют квази-группами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Ведь пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно, никакой социальный контроль в группе невозможен. Как известно, невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу. Но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо в данном случае деятельность людей – скоординирована.

 

Группы целевые и нецелевые

Как отмечалось, наличие четко сформулированной общегрупповой цели не обязательно для того, чтобы какая-либо общность людей считалась социальной группой. Однако группы, имеющие такую цель, играют очень большую роль в обществе и поэтому часто оказываются объектом изучения социологов. Причина состоит в том, что поведение целевых групп подчиняется целому закономерностей, которые не наблюдаются среди нецелевых групп.

Цель лишь тогда может считаться общегрупповой, когда она до­статочно четко сформулирована и осознается хотя бы частью членов группы (не обязательно всеми!). При этом цель деятельности может быть задана как самой группой, так и предложена (или навязана) ей извне. И каждый человек, находясь в группе, осуществляет некоторую целесообразную деятельность, хотя он далеко не всегда четко осо­знает и формулирует для себя свои цели.

Однако совпадение целей отдельных индивидов еще не означает, что цели каждого из них являются общегрупповой целью. Если же общегрупповая цель существует, то она очень редко яв­ляется «равнодействующей» индивидуальных целей. Группы имеют собственные цели; как правило, индивиды вынуждены «подстраи­вать» свои индивидуальные цели под цель деятельности группы.

 

Коммуникация в группах

Коммуникация в группахэто основа структуры группы, показатель физической и социальной близости.

    Схемы коммуникации значительно влияют на результаты действия группы. А. Бавелас выделил несколько типов коммуникации (на основе анализа группы из пяти человек).

    1. Цепочка.

    2. Штурвал – наиболее эффективный способ коммуникации при выполнении несложных заданий в ограниченное время, ибо этот способ исключает общение членов группы между собой.

Они могут общаться только с лидером (он в центре «штурвала»), который получает информацию от всех, перерабатывает ее и вы-

дает управленческие указания.

    3. Круг – очень хорош для выполнения творческих работ, при дискуссиях, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений. Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы. Кроме того, здесь возможна и обратная связь. Но в этом случае максимум эффективности достигается при распределении функций: генератор, 

критик, эрудит, технарь, психолог (смазка), лидер.

Круг позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

4. Игрек – этот способ приемлем там, где требуется более четкое распределение функций, персональная ответственность и одновременное выполнение нескольких разнородных задач.

 

 

        

 

5. Паутина.

                                                       

 

    Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий. Но с другой стороны, это ведет к неравенству. Адекватная организация коммуникации может способствовать повышению производительности деятельности и одновременно достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии.

    В исследовании групповой динамики имеется также направление, связанное с выявлением определенных этапов или фаз развития группы. Обычно выделяют следующие фазы, на каждой из которых меняются задачи и отношения между членами группы:

    1. “Фаза ориентации” (адаптационная, пассивного напряжения), когда происходит становление, формирование группы. В этот период каждый ищет свое место, решает вопросы “как мне себя представить”, “кто эти люди”, “примут ли меня” и пр. Члены группы ждут объяснений цели, планов деятельности. И поскольку они друг друга еще хорошо не знают, то опасаются вести себя активно. Соответственно, уровень согласия между ними невысок.

    2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения), когда людей в группе волнуют вопросы типа “могу ли я здесь получить то, что желаю”, “кто на меня влияет в большей степени”, “как мне оказать влияние” и другие. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение в группе, участники открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, а группа может разделиться на два или больше лагерей.

    3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая), на которой группа после разногласий концентрирует свою энергию на уменьшение конфликтов, на фиксацию правил игры, то есть норм, определяющих поведение в группе.

    4. Фаза консенсуса или поддержки, когда группа функционирует как единая рабочая команда, в которой ее участники размышляют, советуются, конструктивно критикуют друг друга и коллективно принимают решения. Эта фаза характеризуется высокой сплоченностью.

    Следует также обозначить, что чем больше существует группа, тем вероятнее действие механизма групповой динамики. Чем меньше времени существует группа, тем слабее проявляются свойства фаз развития.

Таким образом, изучение социальных групп и общностей помогает лучше и нагляднее понять многообразие социальных взаимодействий человека в обществе, саму ткань общественной жизни.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Для чего люди объединяются в группы?

2. Чем отличаются социальные категории и агрегации?

3. Какая разница между народностью и нацией?

4. Что такое квази-группы? Каковы их отличительные особенности?

5. Как классифицируются квази-группы?

6. Что общего и в чем отличия аудиторий и социальных кругов?

7. Каковы характерные признаки толпы?

8. Почему толпу нельзя считать социальной группой?

9. В чем состоят характерные признаки социальной группы?

10. Что такое дислокальные группы?

11. Чем отличаются малые и большие группы?

12. Что такое ин- и аут-группы?

13. Какова структура группы?

14. Что такое групповая динамика?

15. Какие модели групповой коммуникации вам известны?


[1] См.: Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп.- Екатеринбург, 2000.- С.76-82.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

текст лекции

 

доц. А. В. Смирнов

 

Воронеж – 2020

 

 

пЛАН:

 

1. Социальные общности и их типология.

2. Квазигруппы.

3. Социальные группы, их особенности, структура и типология.

4. Групповая динамика.

 

Вопрос 1. Социальные общности и их типология.

    Социальная структура дает нам ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Так, в медицинском университете мы видим, что каждую осень проводится прием новых студентов, а каждое лето ее заканчивает еще одна группа. Деканаты управляют учебным процессом. То есть общество есть система отношений, в которые вступают люди в своей повседневной жизнедеятельности. В ходе социального взаимодействия мы создаем группы, объединяя людей в социальные ячейки: семьи, команды, профессиональные союзы, клубы и т.п.

Люди всегда соединены в общности, в группы – большие и малые, профессиональные и любительские, возрастные и половые, формальные и неформальные. Все мы относимся к группам. Каждый из нас входит в какую-то общность, большинство или меньшинство.

Исследователи выделяют, несмотря на противоречивый характер взаимодействия между группой и индивидом, следующие преимущества, которые приобретает человек, участвуя в жизнедеятельности группы:

1) группа дает возможность объединения ресурсов, которыми располагают разные люди (информация, средства), что позволяет более эффективно решать поставленные задачи;

2) участие в группе повышает индивидуальную мотивацию, усиливает ответственность за действия, их качество и действенность;

3) в группе легче выявить ошибки других или предотвратить их нежелательные последствия;

4) решения группы лучше воспринимаются, чем решения отдельного индивида;

5) работа в группе способствует партнерству, обеспечивает возможность проверки идей и чувств, вызывает ощущение собственной востребованности, предоставляет средства для самоутверждения.

Таким образом, для удовлетворения своих потребностей и интересов люди вступают во взаимоотношения и образуют группы.

 

Социальные объединения людей весьма многолики и разнообразны. Низшим уровнем социальной интеграции выступают социальные общности.

Социальные общности — это эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения индивидов, представляющие собой относительную целостность, которая может выступать как объект социального воздействия, обладать результате объединения вновь возникающими свойствами, не всегда присущими отдельным индивидам. Например, в высокообразованном обществе могут быть люди с очень низким уровнем образования или во­обще необразованные.

Исторически причинами формирования социальных общностей были:

— условия социальной реальности, требующие объединения людей (например, охрана территории, защита от внешних врагов);

— общие интересы значительной части индивидов;

— развитие государственности и возникающие вместе с ней формы организации людей в виде различных социальных институтов (например, инсти­тута права и законодательства, поддерживающего определенные нормы поведения людей);

— совместная территория, предполагающая возможность межличностных (прямых и опосредованных) контактов.

Стратификационными показателями социальной общности выступают условия жизнедеятельности; общие интересы взаимодействующих индивидов; приверженность конкретным определенным социальным институтам и ценностям; социально-профессиональные характеристики индивидов, объединенных в общность; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям.

   Возникающие в процессе социально-исторического развития человечества социальные общности отличаются многообразием не только конкретно-исторической и социальной обусловленности, но и типическими признаками (например, национальными, психологическими и т.д.). Общности различаются качественными признаками и количественными показателями, т.е. величиной.

Польский социолог Я. Щепаньский предлагает выделять два больших класса общностей: естественные — существующие в реальности (территориальные, социальные), и номинальные (например, общность российских врачей). Указанные общности он делит на фиксированные в социальной системе, к которым относятся классы, профессиональные группы, и нефиксированные (например, движение зеленых).

Социальная идентификация субъекта с различными общностями может производиться через систему таких социальных показателей, как экономическая, политическая или культурная стратификация, а также через функции и социальные роли, которые выполняет индивид в общности, в которую он включен. То есть функционирование и развитие любых социальных общ­ностей происходит на основе взаимодействия или социальных связей.

В социологии выделяются следующие виды социальных общностей.

1. Номинальная общность, представляющая собой условно выделенную совокупность людей, в действительности не взаимодействующих и не обладающих никакой социальной солидарностью. Номинальные общности встречаются в двух вариантах – социальные категории и агрегации.

Социальная категория – это совокупность индивидов, условно объединяемых по какому-либо признаку. Отнесение к какой-либо общности не предполагает, что индивиды, входящие в нее, ведут совместную деятельность, общаются друг с другом, либо даже вообще знают о том, что кто-то объединяет их в подобную общность. Таким образом, хотя представители некоторых категорий вполне могут осознавать свою общность (например, больные СПИДом или мужчины-выпускники школ), существуют категории, объединяющие людей только в голове исследователя (например, совокупность всех людей, фамилия которых начинается на букву А, или физики-курильщики).

Другая разновидность номинальной общности называется агрегация – это совокупность людей, собравшихся в одном физическом пространстве, но не взаимодействующих друг с другом. Самый очевидный пример агрегации – это несколько людей на автобусной остановке, ждущие транспорт. Они не общаются между собой, поэтому хотя они собрались вместе, но остаются порознь. Разделение людей и объединение их осуществляется здесь лишь пространственно, с помощью определенных границ. Например, люди, едущие в одном вагоне, живущие на одной улице, в одном поселке. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой.

Общее у категории и агрегации – отсутствие взаимодействия. Различие: агрегация предполагает сосредоточение индивидов в одном физическом пространстве, а категория даже этого не предполагает.

2. Массовая общность, выступающая как совокупный агрегат людей. Примером такого рода общностей являются разнообразные экологические движения, объединения по интересам и т.п. Состав подобных общностей, как правило, не отличается особой определенностью, так как он формируется на основе случайных признаков, которые с точки зрения общества не являются особо значимыми. Если взять в качестве примера объединение футбольных болельщиков, то очевидно, что единственным скрепляющим механизмом этой общности будет интерес к футболу, тогда как с точки зрения более важных характеристик – социального статуса, профессии, образования, дохода – однородности среди членов такой группы не будет. Заметим, что иногда под массовой общностью понимают совокупность людей, которые ведут себя одинаково в определенных ситуациях.

3. Территориальные общности – это совокупность проживающих на определенной территории людей, которые объединены общими экономическими, культурными, политическими и прочими интересами. При этом территориальные общности следует отличать от социальных общностей. Нередко социальные общности формируются за счет людей, которые проживают на одной территории. Однако для территориальных общностей характерны два признака, которых нет у социальных общностей:

а) в территориальные общности входят все без исключения люди, проживающие на данной территории, тогда как собственно социальные общности могут объединять лишь некоторых людей с этой территории;

б) под территориальными общностями обычно понимают совокупности людей, которые проживают на территории, которая меньше государства (село, город, район), тогда как социальная общность представляет собой совокупность всех людей, проживающих на данной территории.

4. Этническая общность – это объединения на основе генетических связей, составляющих эволюционную цепочку. Началом ее служит семья – основанное на кровном родстве и браке объединение людей, связанных отношениями собственности, общностью быта и взаимной ответственностью (в т. ч. за воспитание детей). Это наименьшая по составу кровно-родственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, дедушка, мать, отец, дети).

Несколько семей, вступивших в союз образуют род. Соответственно роды объединяются в кланы. Род – объединение людей, основанное на кровных узах, браке и специальных правовых нормах (обычное право, опека, усыновление).

Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя – это объединение родов (и кланов), обладающее собственным языком (диалектом), территорией, формальной организацией и общими целями. Оно имеет определенную организацию – вождя, племенной совет.

Народность – это крупная территориальная общность людей, объединенных общностью языка, территории, культуры и форм хозяйственной деятельности. Народность – это этническая общность, занимающая промежуточное положение между племенем и нацией. В ее основе лежат уже не кровно-родственные связи, а территориально-этнические.

Нация – это сверхкрупная этно-политическая (территориальная) общность людей, объединенных общей историей, культурой и формами экономических отношений, а также единой государственностью.

 

Неструктурированная, или бытийная общность является иным, особым типом человеческих объединений. Эти объединения возникают из глубокой внутренней связи человека с другими людьми, из ориентации каждого на другого: человек по своей природе есть бытие для других. По сути, общность – это система отношений между людьми, построенная на принципах диалога. Ядром общности являются общие ценности и смыслы. Общность развивается в ходе встречи, ее нормы, ценности не задаются извне; они возникают в ответ на взаимное встречное движение людей друг к другу. Коллективность основывается на организованной атрофии личного существования, общность – на его развитии и утверждении в существованиях, направленных одно к другому. Это предполагает:

- пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность общения: обмена действиями, информацией, отношениями;

- наличие единой цели – предвосхищаемого результата, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников группового процесса;

- разделение функций и ролей между участниками совместной деятельности, которое обусловлено характером самой деятельности и необходимостью целенаправленного управления ее активностью.

 

Взаимодействие выступает как основа формирования социальных групп. Между индивидами, входящими в некоторые социальные категории, существует взаимодействие. Это взаимодействие может быть непосредственным (физическим) и символическим, осуществляемым с помощью языка. Именно наличие устной и письменной речи, живых и искусственных языков делает человека человеком. Язык позволяет человеческим сообществам быстро и эффективно приспосабливаться к изменяющейся внешней среде.

Уже на самых ранних этапах развития человечества сложилась форма объединения людей, называемая сейчас «социальной группой».

Человек, как и любое живое существо, постоянно действует; все виды его деятельности обозначаются общим термином «поведение». Все поведение людей условно можно разделить на «вербальное», то есть осуществляемое с помощью речи, языка, и невербальное – связанное с прямым физическим воздействием. Кроме того, поведение может быть внутрисоциальным, то есть направленным на других членов социальной общности, группы, и внешним, направленным на объекты природы.

Чем более развито общество, тем большее значение в жизни индивида имеет вербальное и внутрисоциальное поведение, тем меньшее – невербальное и внешнее. Даже в обществе примитивных охотников и собирателей все основные процедуры, связанные с добыванием и приготовлением пищи, с защитой организма и воспроизводством рода, всегда «обставлены» ритуалами, мифами, то есть вербальными формами поведения, которые организуются социальными группами и осуществляются внутри групп. Люди, образующие какую-либо социальную группу, постоянно обмениваются сообщениями и как-то реагируют на эти сообщения. Их действия в процессе общения мы и будем называть «поведением». В ответ на каждое «сообщение», которое может выражаться через разговорный язык или любую другую знаковую систему, используемую в данном обществе, получатель отвечает встречным сообщением. Отсутствие какой-либо реакции также является сообщением. Таким образом, осуществляется механизм обратной связи.

Три формальных признака лишь в самом общем виде характеризуют социальную группу. Для формирования социальной группы необходимо определенное время и определенные условия. Несколько незнакомых друг с другом человек, получившие какой-нибудь знак отличия и собранные 5 минут назад в общем помещении, еще не образуют группу. Для этого они должны достаточно взаимодействовать друг с другом и выработать общие ролевые ожидания, нормы и ценности.

 

Вопрос 2. Квазигруппы.

Понятие группы часто применяется в обыденной жизни, поэтому понятие становится размытым, нечетким. Попробуем разобраться.

Следует указать, что помимо социальных групп, в обществе действуют так называемые «квазигруппы» (или агрегаты) – социальные общности, обладающие некоторыми, но не всеми, признаками социальной группы или в которых отдельные признаки группы выражены не в полной мере. Между агрегатами и группами (особенно большими) существует достаточно тонкая грань; нередко квазигруппы превращаются в группы, и наоборот. К квазигруппам относятся: аудитория, толпа, круги общения и т.д.

Чтобы совокупность людей считалась группой, нужно три условия:

1) наличие взаимодействия между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов;

3) социальная солидарность.

Заметим, что такого рода группы появляются непреднамеренно, случайно, так как в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия являются однообразными (например, только беседа). Вот такие спонтанные, неустойчивые группы и называют квази-группами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Ведь пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно, никакой социальный контроль в группе невозможен. Как известно, невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу. Но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо в данном случае деятельность людей – скоординирована.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.044 с.)