Отчего смерть подстерегает на школьном стадионе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчего смерть подстерегает на школьном стадионе



Только в 2016 году на уроке физкультуры погибли 211 школьников! Такую шокирующую статистику обнародовала министр образования. Ольга Васильева И речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: в сентябре во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области, похожая история случилась и в Красноярском крае. Почему внешне здоровые дети все чаще погибают после элементарных физических нагрузок, есть ли вина в этом родителей и школы?

По своей сути физическая культура – это здоровьесберегающая технология в любой сфере человеческой деятельности, но в системе образования вскрылись серьезные недостатки в организации физвоспитания детей, и мы вынуждены говорить о здоровьесбережении в здоровьесберегающей технологии.

 

По моему мнению проблема кроется в главном заблуждении теории и практики физического воспитания и преподавания уроков физической культуры. Предполагается, что наша задача добиваться физического развития детей и прежде всего путем развивающих физических нагрузок и тестирования. При этом мы забыли, что уроки физкультуры необходимы прежде всего для того, чтобы преодолеть негативные явления самого образовательного процесса.

Негативные изменения здоровья детей в процессе обучения наблюдали многие ученые и педагоги, начиная с середины 19 века. Отмечалось распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Их отличие от неучащихся сверстников было очевидным и прогрессирующим в процессе обучения, в связи с чем эти заболевания считали неизбежным следствием учебного процесса.

Обучение в школе подвергает детский организм серьезным нагрузкам, характеризующимся недостатком движения, дефицитом мышечной активности, ростом статического напряжения. Дети особенно нуждаются в мышечной деятельности. Недостаток активности, отсутствие необходимых физических нагрузок становятся причиной различных заболеваний.

На рубеже 2000 года наиболее распространены среди школьников были нарушения опорно-двигательного аппарата, пищеварения, нервной системы, снижение остроты зрения, заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания. 25-30% первоклассников имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, а по окончании школы доля выпускников с отклонениями здоровья достигала 80%. На протяжении последних десятилетий наблюдается рост числа школьников с несколькими диагнозами: на 7-8 летних детей имеют в среднем приходится 2 диагноза, на учеников 10-14 лет - 4 диагноза, а на старшеклассников - более пяти функциональных отклонений и хронических заболеваний.

По данным Роспотребнадзора, на 2017-2018 учебный год в первой группе здоровья – то есть, без каких-либо проблем – у нас лишь 12 процентов школьников. В НИИ гигиены и охраны здоровья Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ цифры хуже: лишь 4,3 процента первоклассников ничем не больны. В старших же классах здоровых детей вообще нет.

Современные дети не просто часто болеют. К старшим классам у каждого пятого школьника в анамнезе целый букет хронических болезней и расстройств.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья на 2017 год заболевания школьников составляют в процентном отношении:

- нарушения осанки и сколиоз – 65%;

- снижение зрения – 33,4%;

- нарушения центральной нервной системы – 26,2%;

- сниженная масса тела при нормальном росте – 23,3%;

- плоскостопие – 19,1%;

- нарушение пищеварительной системы – 19%;

- низкая масса тела при низком росте – 9,3%;

- ожирение – 4,1%.

Динамика заболеваний среди школьников за последние 10 лет:

- стало в 2 раза больше детей с болезнями органов пищеварения;

- в 4 раза больше детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

- в 3 раза больше учеников с болезнями почек;

- на 15% чаще у детей стали встречаться проблемы с нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной системами, зрением и психикой.

 

А что же ФГОС? По ФГОС мы должны не «запихнуть» рабочую программу в учеников, а развернуть ее, продемонстрировать ее возможности и способы освоения, предложить то, что наиболее подходит ученику и помочь освоить это, выработать необходимые УУД.

Дети не могут освоить 5-6 видов спорта одновременно, но отдают предпочтение каким-то видам спорта. Пример: школьные соревнования по волейболу в параллели 9-х классов в феврале 2019; ведущие игроки 9в класса отдают предпочтение футболу, но волейболистов в классе не нашлось; игроки забивают мячи головой и ногами (причем можно сказать, что наносят нападающие удары головой и ногами), а у команды противника не достает навыков отразить эти удары. Все это выглядит комично, анекдотично, но не нарушает правил волейбола. Вопрос: изменится ли ситуация за оставшихся два года (10 и 11 класс по 12-13 уроков волейбола в год)? Ответ очевиден – нет.

 

 

Здесь нет речи о спортивных результатах. Все построено на формировании здорового образа жизни, укреплении здоровья, здоровьесберегающей жизнедеятельности, понимании физической культуры, самоконтроле и самоорганизации занятий физкультурой, а роль спорта только для овладения основ технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта и для расширения двигательного опыта.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: результатом освоения образовательных программ детьми являются не спортивные результаты а понимание физкультуры как здоровьесберегающей технологии, и на таком понимании построение процесса самостоятельных занятий физическими упражнениями и системы здорового образа жизни.

Среди учителей физкультуры г.Чебаркуля я встречался с авторитарным стилем педагогической деятельности: жесткая дисциплина, полное подчинение, отсутствие какой-либо инициативы среди обучающихся. Жесткая требовательность часто наблюдается у педагогов с многолетним стажем физкультурной работы. Думаю, это защитный механизм учителя, - так легче работать: один год поставим детей на место жесткой требовательностью, «замотивируем» их двойками, - и все оставшиеся 10 лет спокойно работаем, не повышая голоса, не перенапрягая нервной системы. При этом высокая требовательность, сродни дрессуре, позволяет поддерживать высокий уровень послушания детей, а также создавать образ высококвалифицированного и уверенного в себе специалиста даже при недостаточной компетенции педагога.

Крайне жесткая требовательность и принципиальность в освоении рабочей программы детьми начальных классов неизбежно приводят нас к ограничению естественной потребности детей двигаться. Младшие дети много двигаются не потому, что хотят нарушать дисциплину или недостаточно организованы, а потому, что движение для них, - как дышать, - естественная потребность и защитный, развивающий, тысячелетиями выработанный природный механизм обеспечения растущего организма. Они много неподвижно сидят в процессе образования, приходят на урок, на котором должны бы подвигаться, но мы вновь ограничиваем их естественную потребность в движении (иначе не сможем подать программный материал).

И, наконец, после 4-6 лет нашего противостояния с этой естественной двигательной потребностью мы побеждаем, - дети усаживаются на скамьи, спокойно, с минимальными энергозатратами все выслушивают, без какого-либо интереса и азарта по нашему требованию все пытаются повторить, - это наш эталон обучающего урока физкультуры?

А затем мы должны уже проявлять требовательность, настойчивость и принципиальность, чтобы поднять детей со скамьи и заставить их подвигаться. Где логика здравого смысла в этой жесткой принципиальной требовательности? – сначала мы проявляем ее, чтобы частично обездвижить детей, а затем, чтобы заставить двигаться.

При данных обстоятельствах и с учетом особенностей моего характера, я сделал осознанный выбор в пользу более демократического стиля преподавания, как более соответствующего задачам физкультуры, требованиям ФГОС. Не заставить детей «съесть» рабочую программу, не обездвижить их на уроке физкультуры, а показать им способы эффективной физической активности, направить их энергию в определенное русло. Детям должно нравиться заниматься физической культурой, а возможно и спортом. Но при этом я придерживаюсь принципиальной требовательности в двух вопросах:

1. Соблюдение мер безопасности (пусть короткий, но инструктаж на каждом уроке физкультуры).

2. Проявление нравственных качеств на уроке. Высокая моторная плотность и двигательная активность обусловливают рост контактов и конфликтов, в способах их разрешения проявляются определенные нравственные качества, способность адаптироваться в агрессивном социуме.

Школа не может подготовить и выпустить всех учеников математиками, не могут все дети стать литераторами, но в условиях школы возможно и необходимо сформировать у каждого ребенка нравственные качества, правильное понимание и стремление к здоровому образу жизни, формировать ценность здоровья и ЗОЖ. Все дети должны обязательно получить знания о здоровье и нравственности и воспитанными гражданами войти в общество.

Кроме того, я придерживаюсь следующих основных здоровьесберегающих тезисов:

- физическая культура не должна отождествляться со спортом, у них разнонаправленные цели. Решение общих задач физической культуры и спорта (формирование физических качеств, двигательных умений, морально-волевых качеств, психологической подготовленности и др.) не должно достигаться спортивными методами, уроки не должны становиться спортивной тренировкой;

- физические качества и двигательные умения формируются у детей не только в процессе физического воспитания в общеобразовательной организации (97-99% двигательной активности приходится на неорганизованные формы), что ставит перед уроками физкультуры задачу: не препятствовать естественному развитию детей (травмы, предельные нагрузки и т.д.), больше уделять внимания знаниям в области здоровьесбережения, правил здорового образа жизни и технике правильного выполнения движений;

- как повысить интерес детей к урокам и самостоятельным занятиям физической культурой? Оценки должны выставляться с учетом теста, но тест не должен быть главной составляющей оценки (в основе теста спортивный результат), в основу оценки можно определить старание, технику, личный прогресс и др. Физическая культура изначально имеет преимущество перед другими предметами – у детей естественная потребность двигаться. Интересные, разнообразные уроки, присущий детям дух соперничества должны поддерживать высокую мотивацию;

- следование предписаниям санитарных предписаний и норм, медицинским показаниям, организация работы специальной медицинской группы, медицинское сопровождения процесса физического воспитания детей, взаимодействие с медицинскими учреждениями и анализ состояния здоровья;

- внеурочная деятельность, организация спортивных секций и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- обеспечение безопасной школьной среды, организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью с использованием методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников, правильной организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы.

 

 

«Мы Вместе», - это не только лозунг волонтеров в период коронавируса, - эта фраза является определяющей в решении образовательных задач в целом, в том числе, и задач физического воспитания.

Несмотря на проблемы реализации здоровьесберегающих положений, во взаимодействии с другими элементами системы физического воспитания школа решает возложенные на нее задачи: в основной массе дети успешно осваивают двигательные действия и теоретические знания, нормально развиваются, показывают хорошие результаты во время тестов и приобщаются к здоровому образу жизни.

Нельзя сказать, что главную роль в этом играют учителя физической культуры. Физическое воспитание в школе, – это не про уроки физкультуры, - это объединенная общей целью связь учебных дисциплин, комплекс воспитательной и внеклассной работы, это контакт с учениками и родителями, это рутинная повседневная профилактическая работа и организация массовых мероприятий и т.д. Еще раз вспомним, что физическая культура (физическое воспитание) включает в себя не только двигательную активность, но и гигиену, и режим дня, и правильное питание, и знания, и умение применять эти знания, и хорошее настроение… Все учителя и технические работники школы вносят важный вклад в формирование культуры здорового образа жизни у наших детей.

Именно в этом и кроется способность образовательного учреждения нивелировать отдельные недостатки в организации занятий и обеспечить успешное освоение детьми рабочих программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.015 с.)