Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отчего смерть подстерегает на школьном стадионе ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Только в 2016 году на уроке физкультуры погибли 211 школьников! Такую шокирующую статистику обнародовала министр образования. Ольга Васильева И речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: в сентябре во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области, похожая история случилась и в Красноярском крае. Почему внешне здоровые дети все чаще погибают после элементарных физических нагрузок, есть ли вина в этом родителей и школы? По своей сути физическая культура – это здоровьесберегающая технология в любой сфере человеческой деятельности, но в системе образования вскрылись серьезные недостатки в организации физвоспитания детей, и мы вынуждены говорить о здоровьесбережении в здоровьесберегающей технологии.
По моему мнению проблема кроется в главном заблуждении теории и практики физического воспитания и преподавания уроков физической культуры. Предполагается, что наша задача добиваться физического развития детей и прежде всего путем развивающих физических нагрузок и тестирования. При этом мы забыли, что уроки физкультуры необходимы прежде всего для того, чтобы преодолеть негативные явления самого образовательного процесса. Негативные изменения здоровья детей в процессе обучения наблюдали многие ученые и педагоги, начиная с середины 19 века. Отмечалось распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Их отличие от неучащихся сверстников было очевидным и прогрессирующим в процессе обучения, в связи с чем эти заболевания считали неизбежным следствием учебного процесса. Обучение в школе подвергает детский организм серьезным нагрузкам, характеризующимся недостатком движения, дефицитом мышечной активности, ростом статического напряжения. Дети особенно нуждаются в мышечной деятельности. Недостаток активности, отсутствие необходимых физических нагрузок становятся причиной различных заболеваний. На рубеже 2000 года наиболее распространены среди школьников были нарушения опорно-двигательного аппарата, пищеварения, нервной системы, снижение остроты зрения, заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания. 25-30% первоклассников имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, а по окончании школы доля выпускников с отклонениями здоровья достигала 80%. На протяжении последних десятилетий наблюдается рост числа школьников с несколькими диагнозами: на 7-8 летних детей имеют в среднем приходится 2 диагноза, на учеников 10-14 лет - 4 диагноза, а на старшеклассников - более пяти функциональных отклонений и хронических заболеваний.
По данным Роспотребнадзора, на 2017-2018 учебный год в первой группе здоровья – то есть, без каких-либо проблем – у нас лишь 12 процентов школьников. В НИИ гигиены и охраны здоровья Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ цифры хуже: лишь 4,3 процента первоклассников ничем не больны. В старших же классах здоровых детей вообще нет. Современные дети не просто часто болеют. К старшим классам у каждого пятого школьника в анамнезе целый букет хронических болезней и расстройств. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья на 2017 год заболевания школьников составляют в процентном отношении: - нарушения осанки и сколиоз – 65%; - снижение зрения – 33,4%; - нарушения центральной нервной системы – 26,2%; - сниженная масса тела при нормальном росте – 23,3%; - плоскостопие – 19,1%; - нарушение пищеварительной системы – 19%; - низкая масса тела при низком росте – 9,3%; - ожирение – 4,1%. Динамика заболеваний среди школьников за последние 10 лет: - стало в 2 раза больше детей с болезнями органов пищеварения; - в 4 раза больше детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; - в 3 раза больше учеников с болезнями почек; - на 15% чаще у детей стали встречаться проблемы с нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной системами, зрением и психикой.
А что же ФГОС? По ФГОС мы должны не «запихнуть» рабочую программу в учеников, а развернуть ее, продемонстрировать ее возможности и способы освоения, предложить то, что наиболее подходит ученику и помочь освоить это, выработать необходимые УУД. Дети не могут освоить 5-6 видов спорта одновременно, но отдают предпочтение каким-то видам спорта. Пример: школьные соревнования по волейболу в параллели 9-х классов в феврале 2019; ведущие игроки 9в класса отдают предпочтение футболу, но волейболистов в классе не нашлось; игроки забивают мячи головой и ногами (причем можно сказать, что наносят нападающие удары головой и ногами), а у команды противника не достает навыков отразить эти удары. Все это выглядит комично, анекдотично, но не нарушает правил волейбола. Вопрос: изменится ли ситуация за оставшихся два года (10 и 11 класс по 12-13 уроков волейбола в год)? Ответ очевиден – нет.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: результатом освоения образовательных программ детьми являются не спортивные результаты а понимание физкультуры как здоровьесберегающей технологии, и на таком понимании построение процесса самостоятельных занятий физическими упражнениями и системы здорового образа жизни. Среди учителей физкультуры г.Чебаркуля я встречался с авторитарным стилем педагогической деятельности: жесткая дисциплина, полное подчинение, отсутствие какой-либо инициативы среди обучающихся. Жесткая требовательность часто наблюдается у педагогов с многолетним стажем физкультурной работы. Думаю, это защитный механизм учителя, - так легче работать: один год поставим детей на место жесткой требовательностью, «замотивируем» их двойками, - и все оставшиеся 10 лет спокойно работаем, не повышая голоса, не перенапрягая нервной системы. При этом высокая требовательность, сродни дрессуре, позволяет поддерживать высокий уровень послушания детей, а также создавать образ высококвалифицированного и уверенного в себе специалиста даже при недостаточной компетенции педагога. Крайне жесткая требовательность и принципиальность в освоении рабочей программы детьми начальных классов неизбежно приводят нас к ограничению естественной потребности детей двигаться. Младшие дети много двигаются не потому, что хотят нарушать дисциплину или недостаточно организованы, а потому, что движение для них, - как дышать, - естественная потребность и защитный, развивающий, тысячелетиями выработанный природный механизм обеспечения растущего организма. Они много неподвижно сидят в процессе образования, приходят на урок, на котором должны бы подвигаться, но мы вновь ограничиваем их естественную потребность в движении (иначе не сможем подать программный материал). И, наконец, после 4-6 лет нашего противостояния с этой естественной двигательной потребностью мы побеждаем, - дети усаживаются на скамьи, спокойно, с минимальными энергозатратами все выслушивают, без какого-либо интереса и азарта по нашему требованию все пытаются повторить, - это наш эталон обучающего урока физкультуры? А затем мы должны уже проявлять требовательность, настойчивость и принципиальность, чтобы поднять детей со скамьи и заставить их подвигаться. Где логика здравого смысла в этой жесткой принципиальной требовательности? – сначала мы проявляем ее, чтобы частично обездвижить детей, а затем, чтобы заставить двигаться.
При данных обстоятельствах и с учетом особенностей моего характера, я сделал осознанный выбор в пользу более демократического стиля преподавания, как более соответствующего задачам физкультуры, требованиям ФГОС. Не заставить детей «съесть» рабочую программу, не обездвижить их на уроке физкультуры, а показать им способы эффективной физической активности, направить их энергию в определенное русло. Детям должно нравиться заниматься физической культурой, а возможно и спортом. Но при этом я придерживаюсь принципиальной требовательности в двух вопросах: 1. Соблюдение мер безопасности (пусть короткий, но инструктаж на каждом уроке физкультуры). 2. Проявление нравственных качеств на уроке. Высокая моторная плотность и двигательная активность обусловливают рост контактов и конфликтов, в способах их разрешения проявляются определенные нравственные качества, способность адаптироваться в агрессивном социуме. Школа не может подготовить и выпустить всех учеников математиками, не могут все дети стать литераторами, но в условиях школы возможно и необходимо сформировать у каждого ребенка нравственные качества, правильное понимание и стремление к здоровому образу жизни, формировать ценность здоровья и ЗОЖ. Все дети должны обязательно получить знания о здоровье и нравственности и воспитанными гражданами войти в общество. Кроме того, я придерживаюсь следующих основных здоровьесберегающих тезисов: - физическая культура не должна отождествляться со спортом, у них разнонаправленные цели. Решение общих задач физической культуры и спорта (формирование физических качеств, двигательных умений, морально-волевых качеств, психологической подготовленности и др.) не должно достигаться спортивными методами, уроки не должны становиться спортивной тренировкой; - физические качества и двигательные умения формируются у детей не только в процессе физического воспитания в общеобразовательной организации (97-99% двигательной активности приходится на неорганизованные формы), что ставит перед уроками физкультуры задачу: не препятствовать естественному развитию детей (травмы, предельные нагрузки и т.д.), больше уделять внимания знаниям в области здоровьесбережения, правил здорового образа жизни и технике правильного выполнения движений;
- как повысить интерес детей к урокам и самостоятельным занятиям физической культурой? Оценки должны выставляться с учетом теста, но тест не должен быть главной составляющей оценки (в основе теста спортивный результат), в основу оценки можно определить старание, технику, личный прогресс и др. Физическая культура изначально имеет преимущество перед другими предметами – у детей естественная потребность двигаться. Интересные, разнообразные уроки, присущий детям дух соперничества должны поддерживать высокую мотивацию; - следование предписаниям санитарных предписаний и норм, медицинским показаниям, организация работы специальной медицинской группы, медицинское сопровождения процесса физического воспитания детей, взаимодействие с медицинскими учреждениями и анализ состояния здоровья; - внеурочная деятельность, организация спортивных секций и физкультурно-оздоровительных мероприятий; - обеспечение безопасной школьной среды, организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью с использованием методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников, правильной организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы.
«Мы Вместе», - это не только лозунг волонтеров в период коронавируса, - эта фраза является определяющей в решении образовательных задач в целом, в том числе, и задач физического воспитания. Несмотря на проблемы реализации здоровьесберегающих положений, во взаимодействии с другими элементами системы физического воспитания школа решает возложенные на нее задачи: в основной массе дети успешно осваивают двигательные действия и теоретические знания, нормально развиваются, показывают хорошие результаты во время тестов и приобщаются к здоровому образу жизни. Нельзя сказать, что главную роль в этом играют учителя физической культуры. Физическое воспитание в школе, – это не про уроки физкультуры, - это объединенная общей целью связь учебных дисциплин, комплекс воспитательной и внеклассной работы, это контакт с учениками и родителями, это рутинная повседневная профилактическая работа и организация массовых мероприятий и т.д. Еще раз вспомним, что физическая культура (физическое воспитание) включает в себя не только двигательную активность, но и гигиену, и режим дня, и правильное питание, и знания, и умение применять эти знания, и хорошее настроение… Все учителя и технические работники школы вносят важный вклад в формирование культуры здорового образа жизни у наших детей. Именно в этом и кроется способность образовательного учреждения нивелировать отдельные недостатки в организации занятий и обеспечить успешное освоение детьми рабочих программ.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.015 с.) |