Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:



· физическое развитие и общее оздоровление учащихся,

· развитие у них самостоятельности,

· развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

  • общее укрепление здоровья,
  • формирование правильной осанки,
  • профилактика и исправление плоскостопия,
  • профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  • всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

 

Сущность процесса обучения выражается через некоторые признаки современного процесса обучения: 1) двусторонний характер процесса обучения – преподавание – учение; 2) деятельность учителя и ученика; 3) роль учителя как руководителя; 4) планомерная организация всего процесса обучения; 5) учебный процесс должен соответствовать закономерностям развития учащихся; 6) воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

К современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения предъявляются новые требования, согласно которым, урок должен быть проблемным и развивающим. Это предполагает, что учитель сам нацелен на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками. Современный урок предполагает организацию учителем проблемных и поисковых ситуаций, активизацию деятельности обучающихся, максимальное применение творческих способностей. В центре внимания урока – дети. Как уже было отмечено, вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, и ученик должен быть активным участником образовательного процесса.

С целью повышения познавательной самостоятельности используются современные педагогические технологии.

Эффективное обеспечение качественного образования предполагает использование учителем физической культуры современных образовательных технологий.

1. Личностно-ориентированное обучение – предполагает использование всевозможных форм работы на уроке (групповых, индивидуальные задания, дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями, развитие физических качеств, при учете типа телосложения, технико-тактической подготовленности, при учете интересов учеников). В рамках такого обучения, построение урока осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик стремился к самооценке, самосовершенствованию своих возможностей, что, в свою очередь, активизирует деятельность всех учеников – сильных, слабых, медлительных. Когда ученики достигают высокого результата, возникают положительные эмоции от уроков физической культуры, что способствует развитию ребенка. Метод проектов, также, относится к личностно-ориентированным технологиям и представляет собой наиболее перспективную педагогическую технологию, позволяющую раскрывать творческие способности учеников, формировать умение ориентироваться во множестве информации, выделять главное, умение принимать решения. Данный метод содержит в себе обучение в сотрудничестве, групповые и рефлексивные методы.

2. Внутригрупповая дифференциация обучения – предполагает осуществление по степени оказания методической помощи каждому ученику, что позволяет выстроить индивидуальную направленность успеха, подобрать каждому ученику методы и средства обучения, которые рациональны и адекватны его способностям и возможностям. Оценивая физическую подготовленность, учитывается максимальный результат и его прирост. Данная система довольно результативная, что проявляется в повышении уровня физического здоровья учеников, в появлении у них уверенности, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.

3.   Здоровьесберегающие технологии. Гармоничное развитие личности и укрепление здоровья учащихся – приоритетное направление в условиях реализации ФГОС. Актуальным становится применение здоровьесберегающих технологий, и на уроках физической культуры они являются основными. Уроки, с использованием здоровьесберегающих технологий, строятся в сотрудничестве с врачом, который осуществляет медицинский контроль за здоровьем школьников. На таких занятиях, большая часть учебного времени отводится занятиям, которые решают оздоровительную задачу. При этом, используются разнообразные упражнения с разной дозировкой нагрузки и упражнения из лечебной физической культуры. В ходе таких занятий проводятся различные эстафеты, подвижные игры.

4. Информационно-коммуникативные технологии. Этот вид образовательных технологий направлен на освоение учениками навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Проведение теоретических уроков физической культуры должно оснащаться кабинетом с мультимедийным проектором, интерактивной доской, видео и DVD аппаратурой, компьютером. В рамках этих технологий применяются различная специальная литература, электронные пособия, энциклопедии, печатные издания и т.д.

5. Проблемное обучение. В рамках данной технологии, основной элемент занятия – проблемная ситуация, разворачивающая поисковую деятельность. Такие занятия способствуют развитию у обучающихся творческого мышления, самостоятельности, рефлексивной позиции.

6. Обучение двигательным действиям. Предполагает обучение целостным методов с последующим выделением деталей техники с разделением их по сложности. Затем происходит интеграция этих частей различными способами в зависимости от уровня технической подготовленности учеников для более качественного выполнения упражнения. Данная образовательная технология предполагает выбор операций для решения двигательных задач. В связи с этим, каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя составе операций, что является основой формирования индивидуального стиля деятельности.

7. Технология моделирующего обучения. Физические упражнения – это основные средства, используемые на уроках физической культуры и, именно они формируют двигательные умения и навыки, развивают двигательный аппарат, улучшают обмен веществ и т.д. С этой целью выбираются упражнения, направленные на укрепление здоровья – игры, развлечения в различных погодных условиях, применение упражнений на развитие выносливости, быстроты, ловкости.

 

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют достижению положительных результатов при соблюдении определенных принципов, к которым относят:

1.    Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает осознанность человеком необходимости движений для поддержания высокого уровня здоровья, понимание физиологических механизмов влияния физических упражнений на организм человека. Такой подход обуславливает стремление человека узнать о своем организме как можно больше, умение планировать использование средств физической культуры для обеспечения здоровья и т.п.

2.    Принцип систематичности и последовательности. Характеризуется необходимостью использовать определенные средства физической культуры, обеспечивающие решение основных проблем укрепления и достижения здоровья, которые решаются посредством физических упражнений. Принцип последовательности предполагает, что используемые средства бесконечно менять нельзя, и они должны использоваться в определенной последовательности и системе.

3.    Принцип постепенного увеличения нагрузки. Данный принцип исходит из динамических характеристик восстановления функций организма. Изменения, которые возникают после выполненной нагрузки, имеют определенные характеристики, которые опосредованы выполненной работой. В этом случае, после повторной работы, которая имеет те же характеристики объема, интенсивности и длительности, возникают такие же послерабочие изменения. Важно, что при сохранении такого режима физических тренировок происходит адаптация организма человека к нагрузкам. Когда нагрузка повышается, происходят изменения, которые выражаются в активизации белкового обмена и усовершенствовании деятельности центральной нервной системы.

4.    Принцип индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что организация и содержание урока физической культуры должны быть индивидуальными и соответствовать способностями определенного человека. К таким особенностям, прежде всего, относят генетически предопределенные. Согласно принципу индивидуализации, учитывают тип телосложения, морфотип к определенным заболеваниям. Также, важным генетическим фактором, является тип высшей нервной деятельности, согласно которому подбираются двигательные средства. Помимо генетических факторов, в процессе физических тренировок необходимо учитывать семейное положение, профессиональную принадлежность, режим работы и т.п.

5.    Принцип комплексности воздействия. Данный принцип зависит от специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма человека. Укрепление организма в оздоровительной физической культуре предполагает использование широкого спектра двигательных средств. Физическое развитие и физическое здоровье достигается посредством использования комплекса двигательных средств.

Здоровый образ жизни – деятельность человека, особые способы, направленные на поддержание и усовершенствование здоровья человека. Для того чтобы следовать здоровому образу жизни, необходимо следовать определенным принципам и правилам.

Субъектом здорового образа жизни является сам человек. Именно он сам стремиться или же нет к совершенствованию своего здоровья. Немаловажным фактором формирования здорового образа жизни выступает мотивирующий аспект – насколько человек хочет усовершенствовать возможности своего организма.

Поддержание здорового образа жизни способствует улучшению качества жизни человека во всех сферах жизнедеятельности. Правильный образ жизни необходим и спортсменам, так как от верного поддержания своего здоровья зависит качество и результативность спортивных показателей. Формирование здорового образа жизни входит в задачи организации уроков по физической культуре.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФК

По окончании школы выпускники не могут ответить на ключевой вопрос из учебника для 1-4 классов: «Что же включает в себя физическая культура?»

Кроме того, у выпускников вызывает сложность ответ на вопрос: «Чем отличается физическая культура от спорта?»

Физкультура (ФК) – (1) часть общей культуры человечества, (2) процесс материальный и духовный, (3) направленный на всестороннее и гармоничное развитие личности.

Задачи физкультуры в школе:

- развитие личности с учетом индивидуальности;

- формирование двигательных умений, воспитание (развитие) физических качеств;

- знания в области ФК, формирование ЗОЖ (здорового образа жизни);

- воспитание потребности в самостоятельных занятиях ФК.

Физкультура – это двигательные действия, образ мыслей и ЗОЖ, этика и правила поведения, эстетика и духовное развитие, а СПОРТ -?

 

У ФК и СПОРТА много общего: развитие волевых, физических, моральных качеств, физические упражнения, воспитание двигательных умений и др,- но для ФК важно перенести главную цель из области спортивных достижений в область формирования личности и ЗОЖ.

Физическая культура и спорт имеют разнонаправленные цели, - в спорте в качестве главной цели выступает наивысший спортивный результат, а здоровье в данном случае имеет значение как средство достижения этого спортивного результата. В физкультуре главной, высшей и самодостаточной целью является здоровье занимающегося, а спортивный результат практически не имеет значения для здоровья, а в некоторых случаях может и нанести вред здоровью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РФ» подразделяет спорт на массовый и спорт высших достижений и отделяет их от понятия физической культуры.

 

В рабочих программах по физкультуре практически во всех школах формирование двигательных умений (УУД) на основе нескольких основных видов спорта (легкая атлетика, волейбол, футбол, баскетбол, лыжи, гимнастика). Оценки по физкультуре учителя выставляют по результатам спортивных достижений детей. Формирование знаний о личной гигиене, рациональном питании, режиме дня, закаливании и т.д. не являются системными, постепенно у детей теряется правильное понимание уроков физкультуры. Жесткий упор на спортивную составляющую уроков, - на физические нагрузки и тестирования, - ведет к отторжению детьми физической культуры.

 Самые слабые, самые нуждающиеся в физических упражнениях дети понимают, что получат плохие оценки, они ищут и находят у себя болезни и часто вовлекают в этот процесс своих родителей, и несут справки об освобождении от занятий физической культуры, иногда сразу на весь учебный год. Мы цепляемся за эти справки: где написано?- от каких-именно занятий освобождение, они бегут к врачам и переписывают справки, мы клянем врачей, врачи клянут нас, дети клянут и нас, и врачей. Формально включаем этих детей в спецмедгруппу, но СМГ не работает: в условиях урока с 20-25 детьми – невозможно работать отдельно с СМГ, а дополнительные занятия не предусмотрены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.019 с.)