Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебного процесса школ в дистанционной форме↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ
Серия Современная аналитика образования № 4 (34) УДК 37 ББК 74.04 К 21 Сопредседатели редакционного совета серии: Я.И. Кузьминов, к.э.н., ректор НИУ ВШЭ; И.Д. Фрумин, д.п.н., научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Руководитель Комитета по выпуску серии: М.А. Новикова Авторский коллектив: И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для орга- К 21 низации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 56 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (34). Этот выпуск «Современной аналитики образования» срочно подготовлен в связи с массовым переходом российских школ на дистанционные форматы обучения в условиях эпидемии коронавируса. В нем представлен обзор различных цифровых образовательных ресурсов и сервисов, которые могут быть востребованы педагогами и руководителями школ при организации образовательного процесса в режиме онлайн. В обзор включены как крупные российские цифровые образовательные платформы с широкими функциональными возможностями и полным набором образовательных материалов по основным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы общего образования, так и отдельные решения и сервисы, которые могут быть использованы учителями для выстраивания эффективного взаимодействия и организации работы школьников в цифровой среде. Данный обзор может быть полезен не только организаторам образования, учителям и руководителям школ, но и родителям школьников при организации дополнительного или домашнего обучения. © Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2020 © Фото на обложке: Alexander_Safonov / Фотобанк Фотодженика
Содержание Введение.................................................................. 5 1. Российские цифровые образовательные платформы..................11 1.1. «Яндекс.Учебник».................................................11 1.2. «Учи.ру»..........................................................13 1.3. «ЯКласс»..........................................................15 1.4. «Фоксфорд»......................................................17 1.5. «Edu.Skyeng».....................................................18 1.6. Экстернат и домашняя школа «Foxford»..........................20 1.7. Домашняя школа «InternetUrok.ru»...............................21 1.8. Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru».......................23 1.9. Мобильное электронное образование (МЭО)....................24 1.10. «1С: Образование 5. Школа».....................................26 1.11. «Просвещение».................................................28 1.12. «Lecta»..........................................................29 1.13. «Новый диск»...................................................30 2. Сервисы и инструменты, позволяющие реализовать эффективное взаимодействие и организацию деятельности учителей и учеников в цифровой среде............................................31 2.1. Организация индивидуальной и коллективной работы с документами, презентациями и таблицами.........................31 2.2. Организация индивидуальной и групповой работы с использованием инструментов трансляции и видеосвязи..........32 2.3. Хранение и распространение материалов (файлов любых типов)................................................33 2.4. Организация опросов и проведение тестов......................35 2.5. Организация совместной проектной работы.....................36 2.6. Совместное создание и редактирование карт знаний и диаграмм связей...................................................36 2.7. Сервисы и инструменты для изучения математики...............37 2.8. Сервисы и инструменты для изучения программирования......38 2.9. Сервисы и инструменты для изучения географии (история, география, астрономия)....................................39 Приложение 1............................................................40 Приложение 2............................................................42 Литература...............................................................44 Введение События последних недель стали шоком для систем образования по всему миру. Закрываются сотни тысяч школ, тысячи университетов. Почти полмиллиарда школьников и студентов вынуждены прекратить привычный учебный процесс. Первым закрыл школы, перейдя на дистанционное обучение, Китай; за ним последовали Южная Корея и Иран; позже к ним присоединились европейские страны и США, а в последние дни — Россия.
Столь стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения остро ставит вопросы о том, способны ли сейчас цифровые технологии предложить адекватные инструменты, ресурсы и сервисы для организации удобной и продуктивной работы в цифровой среде и обеспечить в ней реализацию полноценного образовательного процесса. Коротко на этот вопрос можно ответить отрицательно. У нас нет и не должно быть иллюзий. В мире отсутствуют системные технологические и организационные решения, позволяющие в полной мере добиваться тех же социальных и образовательных результатов, которые дает «обычная» школа. Ни родители, ни учителя, ни ученики сегодня не готовы к дистанционному обучению как к единственному формату образовательного процесса. Эту ситуацию надо признать и срочно активизировать исследования и разработки, чтобы выработать решения, которые хотя бы на 70–80% позволят добиваться полноценных, соответствующих школьной программе образовательных результатов, если дистанционный режим вводится на достаточно длительное время. Конечно, в последние десятилетия происходит эволюционное проникновение цифровых технологий в школу через множество цифровых образовательных решений, сервисов и платформ. При этом подавляющее большинство решений ориентируются не на переосмысление процесса обучения и взаимодействия его участников, а на создание просто удобных инструментов для использования в рамках существующей классно-урочной системы. Лаборатория цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ давно ведет работу по анализу рынка цифровых образовательных ресурсов и сервисов, стратегий их эффективного использования в образовательном процессе, влияния на качество результатов обучения. Мы, в том числе, сравниваем развитие наших цифровых образовательных ресурсов с мировыми трендами[1]. На основе этого анализа мы можем утверждать, что российская школа в целом двигается в русле этих мировых тенденций. Мы наблюдаем неторопливую, но уверенную экспансию новых технологических решений в российскую школу. Большинство разработчиков таких решений идут по классической модели жизненного цикла цифрового продукта: выбирают апробационные площадки, организовывают обучение педагогов и школьников работе со своими инструментами, проводят эксперименты и используют их результаты для формирования стратегий продвижения и масштабирования своего продукта. Это медленный эволюционный путь развития и переосмысления образовательного процесса и взаимодействия педагогов и школьников с использованием цифровых инструментов. В последние десять лет этот процесс был сконцентрирован на цифровизации контента в помощь учителю в изложении нового учебного материала. С начала двухтысячных годов российские школы получают доступ к все более «красивому» контенту через программы создания электронных образовательных ресурсов, Московской и Российской электронной школы. Практически по всем разделам школьной программы существуют десятки оцифрованных текстов, картинок, демонстраций. По понятным причинам существенно меньшее место в новых цифровых ресурсах занимали материалы с обратной связью, игры, интерактивные задания, которые могли бы выполнять роль самоучителя для школьника. Практически отсутствуют адаптивные цифровые ресурсы, в которых предлагаемые задания учитывают скорость и трудности освоения учебного материала. То есть, попросту говоря, у российских школьников очень мал выбор хороших современных самоучителей по школьной программе. Не получили распространения и инструменты совместной работы ученика и учителя в цифровой среде. Этот дефицит очень остро проявился именно сейчас.
В последние годы, правда, этот дефицит стал восполняться за счет частных (коммерческих) провайдеров школьного и дополнительного образования, прежде всего, в сфере математики, русского и английского языка. Появились платформы, инструменты, интерактивные задачники, которые в основном используются вне школы. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ Поэтому стремительный переход огромного числа школ «на карантин» привел к тому, что большинство учителей стали использовать самый простой способ обучения по схеме «предоставление нового материала — контроль». Они пересылают школьникам новый учебный материал, ссылки на многообразные образовательные ресурсы, а также домашнее задание, которое сами потом и проверяют. Хотим подчеркнуть, что огромным достижением наших школ и учителей стало активное использование колоссального многообразного контента. Однако надо признать, что в процессе быстрого перехода на дистанционные форматы большой проблемой стал дефицит интерактивных учебных материалов, интересных заданий с обратной связью и дефицит опыта и инструментов коллективной работы в цифровой среде. Проблемой стало и просто недостаточное знакомство учителей с такими инструментами. Поэтому в предлагаемом обзоре мы попытались помочь тем, кто думает про качественную организацию обучения школьников в дистанционном формате, и ответить на вопрос, какие цифровые ресурсы и сервисы могут быть использованы общеобразовательными организациями или отдельными учителями для организации образовательного процесса в в режиме онлайн. Мы не ставили себе задачу охватить все существующие на рынке цифровые решения и сервисы, которых сотни и тысячи только в российском сегменте интернета. Мы, в первую очередь, хотели показать возможности, которые уже сегодня может дать школам и педагогам использование цифровых инструментов. Этот обзор не претендует на полноту и точность из-за того, что его пришлось делать сверхбыстро в ответ на срочный запрос системы образования. Нет сомнения, что мы пропустили какие-то полезные ресурсы. Мы будем признательны читателям за комментарии, дополнения, уточнения. Мы будем продолжать работу по анализу как предложения цифровых ресурсов, так и практик их массового использования.
Первый раздел обзора посвящен российским цифровым образовательным платформам. Это сложные цифровые образовательные продукты, имеющие широкие функциональные возможности, образовательный контент и методические материалы, покрывающие бóльшую часть основной образовательной программы общего образования. Нас особенно интересует возможность интерактивной самостоятельной работы ученика (фактически — возможность использования ресурса как самоучителя). Несмотря на разные цели, которые ставят перед собой разработчики этих продуктов, все решения предоставляют большие возможности как для использования в деятельности школ, так и для организации индивидуального образовательного процесса в рамках домашнего или дополнительного обучения. Второй раздел посвящен сервисам и инструментам, которые позволяют реализовать эффективное взаимодействие и организацию деятельности учителей и школьников в цифровой среде. Сюда попали различные по функциональным возможностям продукты, которые изначально разрабатывались для решения общих задач коммуникации, не специфичных для образования, но могут найти и находят применение и в образовательном процессе. Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы: 1. Российские школы, учителя, школьники имеют доступ к обширному и разнообразному корпусу учебных материалов по большинству предметов школьной программы (текстов, иллюстраций, видеоматериалов и т. п). И хотя дидактически и технологически основной массив материалов отстает от лучшего мирового уровня, в целом он обеспечивает покрытие практически всех тем и уровней освоения по многим предметам. Значительная часть учебных материалов доступна бесплатно. 2. В этом корпусе иллюстративных, текстовых материалов не хватает хорошей системы навигации, удобных инструментов включения их в учебный процесс. Задача их разработки является срочной. 3. Практически отсутствуют современные системы управления образовательным процессом для школ («learning management system»), которые переводят свой учебный процесс в режим онлайн. Ряд предлагаемых на рынке решений может быть доработан до нужного функционала. Эта задача также является срочной. 4. Недостаточным для активного распространения обучения в дистанционной форме является предложение интерактивных образовательных ресурсов, прежде всего, тренажеров — комплексов интерактивных заданий с обратной связью и аналитикой. Существующие задания чаще всего являются тестами с выбором ответа или задачами с одним ответом. Они лишены адаптивности, яркости, увлекательности. Как правило, они не используют современные технологические решения. Этот дефицит не позволяет ни облегчить рутинные задачи учителя по проверке выполнения заданий, ни реализовать функцию самоучителя. При этом бóльшая часть таких
ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ресурсов платная. Учителя в массе своей не имеют опыта их использования в учебном процессе. 5. Преодоление этого дефицита возможно через ускоренную разработку новых тренажеров и заданий для самостоятельной работы, дополняющих уже существующие наборы. Важным также становится быстрое повышение квалификации учителей для использования этих инструментов. 6. Система образования имеет доступ к огромному многообразию общепользовательских инструментов работы с документами, коммуникации, организации групповой работы, обратной связи. Но этот доступ используется очень мало. Вместе с тем, явно не хватает комплексных решений для школы, где эти средства были бы интегрированы с общей системой организации образовательного процесса. Без этого реализация дистанционного формата обучения может породить непонимание и путаницу. 7. Методики школьного обучения в дистанционном формате не развиты. Практически отсутствуют теоретические и практические разработки возрастной специфики использования цифровых материалов (для начальной, основной и старшей школы). 8. Отсутствует одно универсальное решение для полного перехода школ на дистанционный формат обучения. Но из приведенных в докладе решений есть возможность собрать набор, в определенной степени удовлетворяющий потребности конкретного обучающегося с родителем, класса, образовательной организации, региона при временной организации дистанционного обучения. Вместе с тем, сейчас нет времени на выработку многообразия лучших практик. Острота ситуации требует создания небольшой сети экспериментальных школ, где будут вестись и отработка комплексирования разных ресурсов, и разработка методик их использования, и оценка их эффективности, и разработка новых ресурсов и инструментов. 9. Существенным барьером для внедрения проанализированных и будущих инструментов и ресурсов являются нормативные ограничения на использование внешних образовательных сервисов, сетевое взаимодействие, а также санитарные нормы. Видимо, на период перехода школ на дистанционный формат обучения необходимо максимально снизить эти барьеры. 10. Конечно, важнейшим барьером является и ресурсный. Практически все современные интерактивные сервисы разработаны и реализуют- ся коммерческими компаниями. Они не могут позволить себе продолжать поддержку этих сервисов бесплатно в течение длительного времени. Более того, им нужны средства на развитие продуктов. Поэтому наиболее рационально сейчас выделить дополнительные средства для школ, «окрашенные» специально для закупки цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют строить программы дистанционного обучения. По оценкам экспертов, достаточно выделять 2 тысячи рублей в год на одного ученика, чтобы рынок современных образовательных ресурсов в России реально заработал и обеспечил российских учеников и учителей качественными цифровыми продуктами. Мы надеемся, что представленный обзор поможет управленцам, педагогам, руководителям образовательных организаций и родителям школьников при выборе инструментов и организации образовательного процесса в дистанционном формате. 1. Российские цифровые образовательные платформы В ходе анализа российского рынка цифровых образовательных платформ мы поставили перед собой задачу ответить на несколько ключевых вопросов для каждого из рассматриваемых продуктов: • Как устроен процесс обучения с использованием данного продукта, начиная от момента регистрации пользователей и далее? • Что нужно, чтобы начать использование данного продукта? Какие технические требования предъявляют данные решения? • Какие предметы и годы обучения охватывает учебный материал, размещенный на данной платформе? • Чего не хватает в данном продукте, чтобы он мог полностью обеспечить дистанционный процесс обучения? • Что может и планирует быстро сделать разработчик данного сервиса, чтобы обеспечить массовое дистанционное обучение? Яндекс.Учебник» Существующая с 2018 года платформа представляет собой сборник интерактивных задач по математике и русскому языку, охватывающих программу 1–5 классов. Включает примерно 45 тысяч заданий. Используется учителями как бесплатный онлайн-задачник с автоматизированной проверкой заданий. Целевая аудитория — учителя, а также ученики 1–5 класса. Сервис используется учителями как в общем, так и в дополнительном образовании. Имеет более 1 миллиона зарегистрированных пользователей. В данный момент «Яндекс.Учебник» планирует построить платформу для полноценного дистанционного обучения. В нее войдут инструменты для проведения интерактивных видеотрансляций занятий и общения класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Планируется, что первые инструменты для удаленного проведения уроков появятся в сервисе «Яндекс.Учебник» 30 марта. С их помощью учителя смогут вести видеотрансляции, проверять домашние работы и общаться с учениками через чат и голосовые сообщения. С 1 апреля 2020 года «Яндекс.Учебник» вместе с Центром педагогического мастерства планирует открыть онлайн-школу для учеников 5–11-х классов, которая будет доступна для всех школьников в сервисах «Яндекс. Эфир» и «Яндекс.Репетитор». Трансляции запланированы на обычное учебное время — включая перемены, которые заполнят развлекательно-образовательные ролики.
Учи.ру» Существующая с 2011 года платформа представляет собой сборник интерактивных задач по широкому спектру предметов и классов. Включает более 30 тысяч заданий. Охватывает более 3,5 миллионов учеников, 200 тысяч учителей и 2 миллионов родителей с более чем 20 миллионами посещений сайта в месяц. Целевая аудитория — учителя, а также ученики 1–11 классов. Сервис используется учителями как в общем, так и дополнительном образовании. С 23 марта 2020 года анонсировано появление в личном кабинете учителя сервиса «Виртуальный класс» для проведения индивидуальных и групповых онлайн-уроков с видео. Учителя и ученики могут видеть и слышать друг друга, также учитель может демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку. Виртуальный класс можно использовать как для нескольких учеников, так и для всего класса. С 23 марта 2020 года ежедневно с понедельника по четверг платформа планирует проводить открытые онлайн-уроки по математике, русскому языку, окружающему миру и английскому языку для 1, 2, 3 и 4 классов по самым распространенным программам. Любой ученик может присоединиться к онлайн-трансляциям уроков и изучить новую тему или повторить пройденный материал. Ограничений по количеству доступов к онлайнурокам нет. Ученик заходит на страницу с расписанием до начала урока и нажимает ссылку с уроком, чтобы принять участие. Расписание и ссылки на онлайн-уроки доступны на странице: https://lp.uchi.ru/distant-lessons Платформа также предоставляет вебинары для учителей и директоров школ об организации дистанционного обучения и необходимых для этого инструментах, дистанционную подготовку всех детей страны на своей платформе.
ЯКласс» Существующая с 2013 года платформа представляет собой сборник интерактивных задач и видеоуроков по широкому спектру предметов и классов. Включает более 30 тысяч заданий. Охватывает более 2 миллионов учеников, 100 тысяч учителей, 40 тысяч школ с более чем 7 миллионами посещений в месяц. Целевая аудитория — учителя и ученики 1–11 классов. Сервис используется учителями и учениками как в общем, так и дополнительном образовании. На сегодняшний день «ЯКласс» не анонсировал меры поддержки школ на период эпидемии коронавируса. Несмотря на то, что основное предложение сервиса — задачи, существует интеграция с ресурсами сервиса «Интернет-урок», что позволяет обеспечить комплексное дистанционное обучение. В то же время в сервисе «ЯКласс» предусмотрена многоступенчатая система подтверждения учителей. Поэтому при массовом переводе учеников на дистанционное обучение сервис сможет в основном поддержать классы с уже верифицированными учителями, так как большой объем верификации новых учетных записей учителей может занять значительное время.
Фоксфорд» Существующая с 2009 года платформа с дистанционными (групповыми) курсами по большинству предметов школьной программы с 1 до 11 класса используется учениками в качестве дополнительного образования для подготовки по базовой программе, а также к олимпиадам, ГИА и ВПР. Целевая аудитория платформы — ученики, количество посещений более 2,5 миллионов в месяц. В состав курсов также входят видеозаписи уроков, конспекты и задания. В учебном процессе действует учитель. Часть заданий проверяется автоматически, а часть — педагогом, который дает обратную связь. В настоящий момент сервисом предприняты меры по открытию бесплатного доступа к онлайн-курсам по базовой программе до конца учебного года. Бесплатный доступ включает в себя учебную программу, видеозаписи проведенных занятий, а также теоретические материалы. Можно использовать этот сервис в качестве источника видеоуроков с интерактивными упражнениями. Данный сценарий возможен в сочетании с электронным журналом (МЭШ, «Дневник.ру»).
Edu.Skyeng» Сервис от «Skyeng» — компании, основным сервисом которой в контексте общего образования является предоставление индивидуальных, дистанционных, синхронных уроков с учителем по английскому языку и математике на базе собственной платформы «Vimbox». Предоставляет учителям платформу с набором интерактивным заданий на базе «УМКа Spotlight» от компании «Просвещение» для дистанционного преподавания в школе по программе английского языка 5–11 классов. Целевые пользователи сервиса — учителя и ученики 5–11 классов. Используется учителями как в общем, так и дополнительном образовании. Сервис рассчитан на его интеграцию в школу. Он используется как площадка для предоставления доступа ученикам к интерактивным заданиям по английскому языку. https://edu.skyeng.ru/ применяется для перевода школьных занятий по английскому языку в дистанционный формат. До 24-го апреля 2020 года сервис предоставляет бесплатный доступ к заданиям для всех желающих. Сценарии сервиса предполагают наличие роли учителя, который может самостоятельно выбирать задания для выполнения из каталога «Spotlight». Важно заметить, что, если «Skyeng» предназначен для прямого репетиторства, то «Edu.Skyeng» — для образовательных организаций.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.018 с.) |