Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурные модели коммуникативной личности.
В самом общем виде в структуре личности можно выделить две подсистемы — внутреннюю (мир сознания, включая самосознание) и внешнюю (мир поведения). При этом ядром личности как системы является переход, преобразование факта, ситуации, момента сознания в факт, ситуацию, момент поведения. Коммуникативная личность, как и личность в целом, складывается из двух подсистем — внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения). Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализовываться через выполнение функций как коммуникатора, так и реципиента. Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих: — целемотивационный компонент — цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»); — абилитационный компонент—коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»); — когнитивный (или ресурсно-когнитивный) компонент — знания, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора («коммуникативное знаю»); — операциональный (или инструментальный, от англ. operational — практический, действующий, готовый к работе) компонент — коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации («коммуникативное умею»). Рассмотрим каждый из обозначенных компонентов детально, тем более что каждый имеет собственную внутреннюю структуру. Целемотивационпый компонент коммуникативной личности («коммуникативное хочу») составляют цели и мотивы личности как субъекта коммуникации. Данный компонент отражает характеристики наличия, интенсивности и обусловленности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание. Именно цели и мотивы субъектов коммуникации в первую очередь задают направленность их взаимодействия. Таким образом, целемотивационный компонент является важнейшей составляющей личности, определяющей характер ее коммуникативного действия.
Личность в конкретной ситуации становится коммуникативной личностью в том случае, когда имеющаяся у нее актуализированная потребность может быть удовлетворена не прямо, а опосредованно, через коммуникативное действие. Таким образом возникает коммуникативная потребность — потребность в коммуникативном действии как способе удовлетворения некоторой базовой потребности субъекта. Уточняя дефиницию А. Соколова («Коммуникационная потребность — функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и реальным состоянием их сознания. Под состоянием сознания понимается содержание сознания, которое образуют знания, умения, эмоции и стимулы, контролируемые сознанием»), представляющуюся нечеткой из-за отождествления понятий «состояние» и «содержание» сознания, определим коммуникативную потребность как реакцию психики субъекта на несоответствие между своим наличным и комфортным состоянием, направленную на преодоление этого несоответствия через осмысленное информационное взаимодействие с психиками других субъектов. Абилитационный (от англ. ability — способность, возможность сделать что-либо) компонент коммуникативной личности («коммуникативное могу») составляют коммуникативные возможности и способности личности. Здесь представлены психофизиологические и собственно психологические характеристики личности как субъекта коммуникации. Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются: — перцептивность — способность перцепторной системы субъекта (органов чувств для индивидуального субъекта) воспринимать сигналы внешней среды; — рефлективность — способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации; — скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации; — внимательность, способность концентрировать внимание; —кратковременная и долговременная память; —способность к обработке массивов информации различного объема;
—способность к эмпатии; —обаяние — способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации; —способность к интроспекции и коммуникативная рефлексивность — способность к наблюдению за своим коммуникативным поведением и к его анализу; —трансмиттивность (от англ. transmiltion — передача, перенос) — способность субъекта передавать сообщение; — врожденные и приобретенные психологические качества, связанные со способностью к коммуникации, — темперамент, агрессивность, экстраверность / интравертность, локус контроля и т.д. Ресурсно-когнитивный (от лат. cognito — познание) компонент коммуникативной личности («коммуникативное знаю»)— это освоенный личностью информационный ресурс в области организации и осуществления коммуникации, ее знания, обеспечивающие диапазон возможностей функционирования как коммуникативного актора. Данный компонент составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования. В структуру ресурсно-когнитивной составляющей входят: — знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия (овладение семантическим измерением семиозиса используемых языковых систем); — знание правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов (овладение синтаксическим измерением семиозиса используемых языковых систем); — знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях (овладение прагматическим измерением семиозиса используемых языковых систем); — знание основных элементов культуры / субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т. п., для определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации; — знание характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение; — знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации. Следует понимать, что названные составляющие ресурсно-когнитивного компонента коммуникативной личности у конкретного субъекта коммуникации могут быть выражены по-разному, а некоторые, в силу пробелов в образовании или иных причин, отсутствовать вообще. Операциональный (от англ. operational — практический, действующий, готовый к работе) компонент коммуникативной личности («коммуникативное умею») составляют ее практические коммуникативные навыки и умения, связанные с качеством воплощения абилитационного и когнитивного компонентов в реальных ситуациях субъект-субъектного информационного взаимодействия. По существу, «коммуникативное умею» означает умение субъекта пользоваться своими Возможностями («коммуникативным могу») и знаниями («коммуникативным знаю») для осуществления эффективного взаимодействия с другими субъектами. Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности. Структура операциональной составляющей складывается из следующих элементов:
— умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств; — практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умение кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации; — умение выстроить дискурс в соответствии нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации; — умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации; — умение выбирать каналы коммуникации, адекватные цели коммуникатора и релевантные ситуации взаимодействия; — умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оценивать его (навыки коммуникативной интроспекции и рефлексии); — умение оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнера по общению; — умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия. В результате можно построить трансакционную модель коммуникативной личности. «ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ» В данной модели коммуникативная личность может выступать в любой коммуникативной функции: и как коммуникатор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты коммуникативной личности. Коммуникативная личность реализуется в коммуникативном поведении, которое представляет собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта в качестве как источника, так и получателя сообщений. При этом коммуникативное поведение — это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели посредством коммуникации с другими субъектами. Коммуникативное поведение представляет собой единственную реальную форму бытия коммуникативной личности. Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных действий. Коммуникативная стратегия — это некая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации. Стратегия — общая схема, целеориентированная системно выстроенная линия поведения, которая на тактическом уровне может даже включать в себя и отступления от цели в отдельных шагах. Коммуникативная тактика есть способ реализации стратегии, совокупность практических коммуникативных действий, направленных на воплощение в жизнь отдельного направления или отдельного компонента стратегии. На уровне коммуникативной тактики субъект может делать ходы, на первый взгляд, не вписывающиеся в целевую ориентацию стратегического плана. Однако если мы имеем дело именно с тактикой, а не с коммуникативной ошибкой тактического плана, это отступление в конце концов должно привести к реализации стратегического коммуникативного замысла.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.009 с.) |