Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.



Амангалиева

Билет № 2

1.Предметы профессиональной деятельности бакалавра специальности «международные отношения».

-.Экономические процессы.

-Особенности политического развития и приоритеты государств.

-Внутриполитические и внешнеполитические партнерства государств в рамках международных органов.

-Механизмы взаимодействия.

-Политические режимы.

-Экономическое и социальное развитие стран.

-Государственные и национальные институты власти.

2.Международные отношения и их субъекты

3. Тест. Вариант 1

Алатаева

Билет № 3

 1.Предметы профессиональной деятельности бакалавра специальности «международные отношения»

 -.Экономические процессы.

-Особенности политического развития и приоритеты государств.

-Внутриполитические и внешнеполитические партнерства государств в рамках международных органов.

-Механизмы взаимодействия.

-Политические режимы.

-Экономическое и социальное развитие стран.

-Государственные и национальные институты власти      

 2 Принципы международных отношений

Основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия и самоопределения народов;

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 3. Тест. Вариант 3

 

Билет № 4

 

1. Виды профессиональной деятельности бакалавра специальности «международные отношения»

Информационно-творческая – имея высокий профессиональный уровень и фундаментальную гуманистическую основу, уметь творчески, независимо и критично обрабатывать информационные потоки (из СМИ, Интернета и т.д.) и использовать для создания объективной и реалистичной картины происходящих событий и явлений действительности.

Информационно-референтская – уметь творчески, независимо и критично использовать информацию для составления рефератов, служебных записок, справок, докладов и т.п.

Информационно-аналитическая – получая навыки аналитического мышления, уметь профессионально использовать информационные потоки для квалифицированной обработки получаемых данных, давая при этом детальный анализ происходящих событий и явлений действительности.

Управленческая – имея навыки организаторской работы, руководить внешнеполитическими отделами, департаментами, структурами государственных и негосударственных ведомств (министерств, акиматов, аппарата президента, премьер-министра, организаций, и т.п.); принимать ответственные решения и отвечать за их исполнение в коллективе, который тебе подчиняется.

Научно-исследовательская – имея навыки научной и исследовательской работы, специалист по международным отношениям может продолжить свое обучение в аспирантуре и докторантуре с целью написания диссертации как в области исторической науки, так и политической науки, либо на стыке этих дисциплин.

В ению”.

В принципе геополитику можно определить как “научную дисциплину, основанную на собственном подходе, особом акценте, фокусе внимания, применяемых при рассмотрении международных отношений в их пространственно-географическом контексте”.

Геополитика – это научная дисциплина, изучающая и трактующая историю и теорию международных отношений с материалистических позиций, когда они связываются не столько с человеческой волей или деяниями, сколько географической средой, в которой развиваются.

Геополитики обычно сводят влияющие на международные отношения факторы к двум их видам: а) природно-климатическим (месторасположение государств, рельеф, климат территории и т.д.) и б) цивилизационно-политическим (народонаселение, культура, образование, политический режим, расположение той или иной страны по отношению к другим странам и т.п.).

3. Тест. Вариант 4

Ахметова

Билет № 5

 

1. Функции профессиональной деятельности бакалавра специальности «международные отношения»

 анализ событий и явлений в системе международных отношений, актуальных проблем внешней политики Республики Казахстан и

постановка внешнеполитических задач;

 организация информационно-аналитической работы;

 выработка научно обоснованных практических рекомендаций для органов государственного управления и ведомств Республики

Казахстан, работающих в сфере внешнеполитических отношений, в подготовке и осуществлении внешнеполитических решений;

 оказание консультативной помощи в рамках вопросов региональной и международной обстановки;

 организация работы международных структур государственных и негосударственных предприятий и организаций

2. Переговоры на высшем и высоком уровне.

  имеют особое значение в международных отношениях, поскольку позволяют решить самые сложные и актуальные международные проблемы, принять принципиальные, а иногда и судьбоносные решения, что дает возможность серьезно изменить политическую ситуацию. При этом на переговорах данного уровня договоренности скрепляются подписями высших должностных лиц государств, что призвано обеспечивать дополнительные гарантии выполнения принятых договоренностей. В наиболее сложных ситуациях при этом возможно посредничество на высшем уровне, что иногда позволяет найти решения в особо сложных конфликтных ситуациях.

Международные переговоры на высоком и высшем уровне могут иметь различные формы:

- регулярные встречи (например, встречи "Большой восьмерки", куда входят лидеры семи индустриально развитых государств и России);

- двусторонние и многосторонние саммиты;

- переговоры во время празднеств (например, на празднованиях 60-летия окончания Второй мировой войны в России в 2005 г.) или похорон. Заметим, что проведение торжественных международных празднеств и похорон часто дает возможность неформального обсуждения проблем с теми лидерами, встречи с которыми в других обстоятельствах затруднены по сложным политическим причинам

3. Тест. Вариант 5

Бушанская

Билет № 6

 

1.Требования к уровню образованности выпускников специальности «международные отношения»

- могут применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения;

- осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;

- сообщать информацию, идеи, проблемы и решение, как специалистам, так и неспециалистам.

- иметь такие умения в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности.

- Компетентность информационно-референтская в области работы с информацией.

Голубева

Билет № 25

 

1. Африка и Латинская Америка в современных международных отношениях

90-е годы для Латинской Америки стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия» - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. И если общерегиональный усредненный показатель прироста ВВП по региону составлял в год около 2%, то у ведущих государств - Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии - он ежегодно как минимум вдвое превышал этот показатель.

Столь впечатляющий экономический успех был достигнут благодаря структурным преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы. В эти же годы был осуществлен переход к активной внешнеторговой политике.

В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долларов.

Разразившийся в конце десятилетия «азиатский» финансовый кризис, продолжением которого явился обвал «пирамиды ГКО» в России, не обошел и Латинскую Америку, также относящуюся к так называемым восходящим рынкам мировой экономики. С особой силой он поразил Бразилию, где в 1998 г. произошел стремительный отток средств иностранных инвесторов с фондового рынка. Отчетливо обозначились негативные последствия кризиса и для других стран, и прежде всего для главных экономических партнеров этой «региональной супердержавы». В целом в 1998 г. темпы экономического роста в регионе сократились по сравнению с 1997 г. более чем вдвое (до 2,3 %). Тем не менее финансовый кризис не мог полностью перечеркнуть результаты впечатляющего рывка, совершенного в 90-е годы. Заметные перемены произошли и в области социально-политического развития. Начавшийся еще в середине прошлого десятилетия процесс демократизации и перехода к гражданской форме правления в 90-е годы привел к стабилизации конституционных режимов представительной демократии практически во всех странах региона, за исключением Кубы.

Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли.

 «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

К началу 90-х годов как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами.

Несмотря на массированную экономическую помощь, к началу 90-х годов Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема.

Ослабление военно-политического вмешательства вдела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями. Хотя 90-е годы были трудным и противоречивым периодом эволюции африканских стран, ко второй половине текущего десятилетия в подавляющем большинстве государств наметились положительные сдвиги. Внутриполитические и международные отношения в Африке постепенно входят в нормальное русло.

Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией.

2. Глобальные проблемы современности

- это проблемы, стоящие перед человечеством, требующие интеграции усилий человечества для их решения и угрожающие существованию человечества,

- это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

- глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем человечества».

Особенности:

- носят планетный характер,

- угрожают всему человечеству,

- требуют коллективных усилий мирового сообщества.

Виды глобальных проблем:

1. кризис отношения к природе (экологическая проблема): исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания,

Терроризм

3. Тест. Вариант 5

 

Билет № 8

1. Структура курса специальности

В рамках специальности «МО» изучаются различные дисциплины. 1,2 курс- обще-гуманитарные дисциплины(политология, социология, философия).

3-4 курс более углубленные дисциплины(процессы мировой интеграции, международные организации, история стран специализации)

2.  Особенности переговоров на современном этапе

Важная особенность переговоров состоит в том, что их участники взаимозависимы. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны стремятся разрешить возникшие между ними противоречия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблемы. Итак, переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.

 

3. Тест. Вариант 3

Иманкулов

Билет № 9

1. Происхождение дипломатии и ее функции

Диплома́тия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей.Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач.

Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова díplōma, которым в Древней Греции называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия. Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Направлявшиеся на переговоры послы в Древней Греции получали инструкции и грамоты, подтверждающие их полномочия, записанные на двух складывающихся дощечках, которые они вручали должностному лицу города (античного полиса), ведавшему международными делами. Отсюда происходит слово «Дипломатия».

Дипломатия как метод урегулирования установления отношений между группами людей существовала, очевидно, ещё в доисторические времена. По мнению Г. Никольсона, ещё в XVI веке теоретики уверяли, что первыми дипломатами были ангелы, так как они исполняли обязанности послов между небом и землёй.

2. Политические и дипломатические переговоры

. Как правило, целью переговоров являются разрешение противоречий и конфликтов, существующих между сторонами, или хотя бы их смягчение и уменьшение ущерба от них. Процесс переговоров рассматривается как процесс обмена информацией, выдвижения аргументов и контраргументов, с целью убеждения партнера в справедливости собственной позиции Сжато, но достаточно полно характеризуются первые пять фаз переговорного процесса, которые выделены некоторыми американскими специалистами. Рассматриваются также те стратегии ведения переговоров, которые используются сторонами переговоров, значение личностных особенностей переговорщиков и другие вопросы. Автор надеется, что материал статьи может оказать помощь специалистам при подготовке переговорщиков, в том числе для работы во внешней политике, в сфере дипломатии.

3. Тест. Вариант 4

Липнау

Билет № 10

 

1. Дипломатические привилегии и иммунитет

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. ишпиппш — освобождение, избавление от чего-либо) — это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.

2. Европейский Союз

В настоящий момент в ЕС входят следующие государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Потенциальными кандидатами на вступление в ЕС являются: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Черногория.

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейский совет, Европейская комиссия (Правительство), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк и Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами Союза).

Предпосылки создания ЕС

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. В ХХ в. в межвоенный период между первой и второй мировыми войнами идеи европеизм получили новое дыхание. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха.

История создания ЕС

Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское объединение угля и стали (1957-2002) с шестью странами-членами: Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

Расширение ЕС

Дата Страна

Января 1981 Греция

Июля 2013  Хорватия

3. Тест. Вариант 5                     

Макулова

Билет № 11

 

1. Становление мировой политики

Международная (мировая) политика как сложная система межгосударственных и иных связей и взаимодействий складывалась постепенно, на протяжении многих веков. Зачатки международных отношений возникли еще в родоплеменном обществе. Их главным содержанием были взаимоотношения между племенами по поводу войны и мира. В древности отдельные поселения, города, княжества вступали между собой во взаимодействия: воевали, торговали, заключали договоры, общались иными способами. Этот процесс можно считать прообразом международных отношений. Современную, хотя еще и не вполне развитую форму международная политика приобрела в результате появления государств и государственно-территориальных границ. Государства Древнего Востока, античные города-полисы, страны арабо-мусульманского мира, африканские государства и других государственно-территориальные образования не развивались в вакууме, они взаимодействовали друг с другом. В XV-XVI вв. на мировую арену вышли страны Европы и стали играть ведущую роль в складывающейся системе международных отношений. В качестве главного принципа при решении международных проблем на этом этапе выступал принцип силы. Реализация интересов одних государств часто вступала в противоречие с интересами других, что обусловливало возникновение международных конфликтов, которые нередко и сегодня разрешаются с помощью войн. Главными направлениями международной политики были предотвращение нападений извне, расширение влияния одних государств на другие, заключение союзов против общих врагов. Завоевания слабых сильными рассматривалось как дело естественное и обычное, как создание благоприятных условий для развития торговли, процветания собственного государства.

2. ООН в современном мире

Сегодня в фокусе ООН находятся практически все стороны международной жизни. На многих направлениях достижение позитивных результатов становится возможным благодаря активным и целенаправленным усилиям всей системы Организации. Сокращение вооружения, защита прав человека, помощь в случае стихийных бедствий, предоставление приюта беженцам, ликвидация безграмотности, сохранение культурного наследия человечества. Особое место отводится миротворческой деятельности ООН. Современные локальные войны различие между комбатантами и некомбатантами. В данных конфликтах из каждых 10 погибших 9 были из числа гражданского населения. Этот факт усложняет задачи ООН как третьей стороны, разнимающей воюющие стороны. Несмотря на свою уникальность, ООН дискредитировала себя недоработками и скандалами. В связи с этим ООН часто критикуют за неэффективность, недемократичность, недостаток внимания к проблемам развивающихся стран, бюрократизм, раздутость штатов и непомерный бюджет. С именем ООН связаны некоторые громкие финансовые скандалы. Так же ООН игнорировала сирийский конфликт, не вынеся ни одной резолюции, осуждающей использование химического оружия в этом конфликте. Таким образом, ООН является несущей конструкцией международной безопасности. Наравне с этим она не является универсальным "лекарством" и требует существенных перестроек.

3. Тест. Вариант 1

Мухамбеткалиева

Билет № 12

 

1.  Дипломатия как профессия

Профессия дипломата – деятельность для избранных. Это богатые люди, имеющие большие связи не только в правительстве страны, но и за рубежом. Они хорошо разбираются во всех сферах деятельности, эрудированны, знают все о своей стране (от географии до музыки и спорта), совершенны в знании этикета. Дипломат – это полиглот, это психолог. Не менее привлекателен и иммунитет, которым наделены представители этой профессии. Дипломат обладает неприкосновенностью личности, жилища и собственности. Он имеет неподсудность судам государства пребывания, освобожден от налогов, таможенного досмотра. Но в тоже время, эксперты считают профессию дипломата одной из самых опасных. История российской дипломатии берет старт с IX века. Именно тогда в мирных целях в Византию отправили первых послов. Согласно истории, самому молодому российскому послу – Николаю Игнатьеву – было 27 лет. А первой в России и в мире женщиной послом стала Александра Коллонтай. Дипломатическая служба появилась в середине XVI века, а первое постоянное дипломатическое представительство – при правлении Петра I. Представители этой профессии служат в министерстве иностранных дел своей страны, посольствах, миссиях, представительствах данной страны в других государствах и международных межгосударственных организациях. Дипломатическая деятельность специалиста в одной стране не превышает 5 лет, далее его отзывают на родину или переводят в другое государство. Дипломаты проводят с зарубежными коллегами переговоры от имени правительства, ведомства иностранных дел или от лица других государственных органов, отстаивают внешние и внутренние интересы страны в межгосударственных организациях. В должностные обязанности дипломата входят: наблюдение за развитием событий в принимающей стране, ознакомление и разъяснение внешней политики государства, интересы которой он представляет, введение переговоров, цель которых получить одобрение со стороны принимающего государства, защита соотечественников, находящихся на территории этой страны, защита национальной торговли и мореплавания.

2.   Сложности и противоречия глобализации

Глобализация мировой экономики выражается в процессе изменения мирового пространства, преобразовании его в единую зону, открытия для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, информации, капитала. Также легко в этом пространстве распространяются идеи и перемещаются носители, способствуя развитию актуальных институциональных образований и настраивая системы взаимодействия между ними. Экономические противоречия глобализации связаны главным образом с решением в XXI в. в планетарном масштабе основного противоречия реальной экономики.

Речь идет о решении данного противоречия в двух направлениях:

•   а) в количественном росте производства по сравнению с населением разных стран;

•   б) в качественном переходе к новому уровню возвышения потребностей людей.

Однако накопившаяся за несколько последних столетий неравномерность развития разных стран и целых континентов сейчас проявляется в ряде очень глубоких и труднопреодолимых противоречий. Наиболее острые противоречия наблюдаются, с одной стороны, между самыми экономически развитыми и богатыми государствами, с другой стороны – между самыми бедными и отсталыми странами.

1. Противоречия по качеству экономического развития. Если сравнить развитые и развивающиеся страны по скорости роста экономики, то обнаруживается определенная тенденция к сближению темпов их хозяйственного развития. Это, с одной стороны, связано со снижением темпов роста машинной индустрии в развитых странах. С другой стороны, в XXI в. заметно выросли темпы выпуска промышленной продукции в развивающихся странах. Достижения НТР более быстро распространяются в странах "догоняющего развития".

"Догоняющее развитие" имеет и другой вариант, названный "эффект бильярда". Новые индустриальные страны перемещают основное или ранее трудоемкое производство в слаборазвитые страны с очень дешевой рабочей силой. Иначе говоря, получив (как в игре в бильярд) ускорение движения, новые индустриальные страны не только дают возможность слаборазвитым странам догонять индустриальные страны, но и сами продвигаются к современной инновационной экономике.

Однако наиболее развитые страны многократно опережают развивающиеся страны по современным качественным показателям экономического роста. Так, в 2006 г. в странах Запада из каждых 1000 человек имели компьютеры не менее половины. Совершенно иная картина в том же году наблюдалась в ряде развивающихся стран (табл. 24.2).

2. Противоречие между богатством и бедностью населения. Результаты экономического роста в мире далеко не равномерно распределялись между странами. Если за XX в. богатейшая четверть населения Земли имела почти шестикратный рост среднедушевого (в расчете в среднем на одного жителя) ВВП, то беднейшая четверть – лишь примерно трехкратное увеличение такого показателя.

О степени распространения бедности свидетельствует особый показатель – процент населения, имеющего уровень потребления или дохода ниже официально установленной черты бедности (чаще всего – прожиточного минимума для населения). Об очень высоком уровне бедности (удельный вес населения, живущего менее чем на 1 долл. в день) в отдельных странах свидетельствуют данные, приведенные в табл. 24.3.

Противоречие между производством и экономическими условиями его развития. Непременным условием дальнейшего социально-экономического прогресса мирового сообщества является преодоление угрозы экологической катастрофы.

На протяжении всей истории развития человечества ущерб от хозяйственной деятельности был сравнительно невелик и природа восстанавливала экологическое равновесие, по крайней мере в планетарном масштабе. Но в наше время ущерб, наносимый окружающей среде, возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. По подсчетам ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных.

Близятся к концу некоторые невозобновляемые запасы полезных ископаемых, и не успевают возобновляться потребляемые ресурсы лесоматериалов и других видов сырья. Огромная опасность для цивилизации таится в глобальном изменении климата на планете, других катастрофических процессах. Они ведут к сокращению потенциальных возможностей Земли как уникальной среды обитания человека. Нынешнему поколению людей приходится расплачиваться за расточительство предыдущих поколений, а будущие поколения могут получить в наследство безжизненную землю.

Вызывают озабоченность статистические данные за 2004– 2006 гг., свидетельствующие о том, что многие страны (в их числе Австралия, Бельгия, Германия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и др.) затрачивают на охрану окружающей среды только 0,4–0,6% ВВП.

Новое тысячелетие ознаменовалось драматическими изменениями для стран Ближнего Востока. В разных точках региона имеет место нестабильность как внутри отдельных государств, так и в отношениях между ними. Возросла активность сетевых и национальных радикальных организаций. «Аль-Каида» прочно обосновалась в Афганистане, Пакистане, Ираке, Судане, Йемене. К середине 2000-х годов резко выросло число терактов, совершенных при участии организаций и лиц с Ближнего Востока.

Попытки США стабилизировать ситуацию, обеспечив с помощью военного нажима смену и демократизацию отдельных режимов на Ближнем и Среднем Востоке, не дали существенных результатов. Борьба с терроризмом продолжала поглощать силы и ресурсы. На протяжении десяти лет после ввода войск коалиции положение в Афганистане в целом оставалось сложным и взрывоопасным. Регулярные войска столкнулись с широким сопротивлением, в которое были вовлечены не только талибы, но и население. Гражданское противостояние, нестабильное политическое положение и экономическая разруха не позволяли добиться существенного прорыва в Афганистане, где к тому же одним из основных источников дохода остается все увеличивающееся производство наркотиков. Озабоченность вызывает и положение в Пакистане.

Большой резонанс в международной политической жизни вызвали события в Ираке, где в 2003 г. международная коалиция во главе с США свергла режим С. Хусейна. Однако узел противоречий на Ближнем Востоке еще больше затянулся. Помимо разрастания кровопролития между суннитами и шиитами на повестку дня вновь вышла курдская проблема. В целом США и их союзникам так и не удалось создать эффективную систему управления в Ираке, по- прежнему разрываемом противоречиями, имеющими этническое и конфессиональное измерения, и американские войска покинули страну.

Новым и неожиданным для политиков и экспертов элементом региональной обстановки стали массовые революционные выступления в арабских государствах, направленные против местных режимов и правителей. «Арабская весна» началась как светское массовое протестное движение молодежи, что проявилось прежде всего в Египте и в Тунисе. Хотя общие причины подъема революционной волны были в принципе похожи — люди выступали против законсервировавшихся авторитарных правителей и режимов, погрязших в коррупции и непотизме, за социальную справедливость и т.п., конкретные проявления этого протеста отличались в различных государствах.

В ближневосточном конфликте, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, так и не достигли продвижения на пути урегулирования. Провал попыток возобновить палестино-израильские переговоры и достичь прогресса на этом направлении; активизация роли традиционных региональных игроков — Ирана и Турции, политика которых все более непосредственно влияла на развитие событий и соотношение сил в регионе, приход к власти в Израиле правых партий осложнили и без того непростой комплекс взаимоотношений вовлеченных в конфликт игроков. Иран усиливал свое влияние в Ираке на фоне начавшегося ухода американцев, эффективно использовал революционные изменения в арабских странах для укрепления своих позиций в регионе, развивал сотрудничество с Сирией, оказывал поддержку негосударственным акторам — ливанской партии «Хизбалла» и палестинскому исламскому дви



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.088 с.)