Методические указания к выполнению работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к выполнению работы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

С.А.Суслова

Н.П. Гвозденко

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В MS EXCEL

Учебное пособие

 

Липецк

Липецкий государственный технический университет

2017


УДК004.4(07)

С904

Рецензенты:

 

кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин МОУ ВО ″Институт права и экономики» г. Липецк (зав. каф., доц. А.А. Прибыткова); В.В. Кургасов, канд. пед. наук, доц. кафедрыестественно-научных и технических дисциплин ЛКИТиУ филиала ФГБОУ ВО «МГУТиУ имени К.Г.Разумовского(ПКУ)».

 

 

Суслова, С.А.

С904Решение задач в MS EXCEL [Текст]: учеб. пособие / С.А. Суслова,  Н.П. Гвозденко, – Липецк: Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2017. – 85 с.

 

ISBN978-5-88247-847-5

Учебно-методическое пособие представляет собой практическое руководство по освоению способов работы, инструментов и методов решения типовых математических задач с помощью табличного процессора Мiсrоsоft Excel. Приводятся варианты выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информатика».

Пособие предназначено для студентов технических специальностей очной и очно-заочной форм обучения.

 

Табл. 37. Ил.45.

ISBN978-5-88247-847-5

Ó ФГБОУ ВО «Липецкий

государственный технический

                                                             университет»,2017

 


Содержание

 

Введение. 5

Лабораторная работа № 1

Табулирование функции. 6

Лабораторная работа № 2

Вычисление экстремума функции. 8

Лабораторная работа № 3

Построение графика функции одной переменной. 9

Лабораторная работа № 4

Вычисление производных в точке. 10

Лабораторная работа № 5

Построение графика функции, заданной параметрически. 12

Лабораторная работа № 6

Построение графика функции, заданной вполярной системе координат. 13

Лабораторная работа № 7

Построение графика объемной функции. 15

Лабораторная работа № 8

Численное решение дифференциального уравнения первого порядка. 16

Лабораторная работа № 9

Численное решение дифференциального уравнения второго порядка. 19

Лабораторная работа № 10

Решение системы нелинейных уравнений. 24

Лабораторная работа № 11

Приближенное вычисление определенных интегралов. 26

Лабораторная работа № 12

Нахождение корней нелинейного уравнения. 29

Лабораторная работа № 13

Решение системы линейных уравнений. 31

Лабораторная работа № 14

Решение задачи линейной оптимизации (производственный план) 33

Лабораторная работа № 15

Парная регрессия. 37

Лабораторная работа № 16

Множественная регрессия. 47

Библиографический список. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ. 51

Варианты заданий для лабораторных работ № 1, 2, 3. 51

Варианты заданий для лабораторной работы № 4. 52

Варианты заданий для лабораторной работы № 5. 54

Варианты заданий для лабораторной работы № 6. 58

Варианты заданий для лабораторной работы № 7. 61

Варианты заданий для лабораторной работы № 8. 62

Варианты заданий для лабораторной работы № 9. 64

Варианты заданий для лабораторной работы №10. 65

Варианты заданий для лабораторной работы № 11. 66

Варианты заданий для лабораторной работы № 12. 68

Варианты заданий для лабораторной работы №13. 69

Варианты заданий для лабораторной работы № 14. 69

Варианты заданий к лабораторной работе № 15 82

Варианты заданий к лабораторной работе № 16. 83

Исходные данные для выполнения расчётов аппроксимации. 84

                                        

 


 

Введение

 

Весьма важным в подготовке студентов является изучение офисных программных продуктов, к которым относится семейство электронных таблиц.

Табличный процессор - это некая прикладная программа, предназначенная для проведения табличных расчетов и сложных вычислений по формулам.

Издавна многие расчеты выполняются в табличной форме, особенно в области делопроизводства: многочисленные расчётные ведомости, табуляграммы, сметы расходов и тому подобное. Помимо этого, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять именно в табличной форме.

Табличный процессор MS Excel (электронные таблицы) - одно из наиболее часто используемых приложений пакета MSOffice, мощнейший инструмент, значительно упрощающий рутинную повседневную работу. Его основное назначение - решение практически любых задач расчётного характера, входные данные которых можно представить в виде таблиц.

Он предоставляет возможности математических, статистических и экономических расчётов, ряд графических инструментов и функционал макропрограммирования на основе языка VBA (Visual Basic for Applications). Excel на сегодняшний день является одним из наиболее популярных табличных процессоров в мире.

В данном учебном пособии на различных примерах продемонстрированы широкие возможности MS Excel. Описываются способы работы, инструменты и методы решения типовых математических задач, задач прикладного характера, которые связаны с решением линейных и нелинейных уравнений, систем линейных уравнений и построением различного рода графиков и поверхностей. Приводятся указания к выполнению лабораторных работ, позволяющих приобрести практические навыки работы с приложением.

Пособие содержит варианты задач для самостоятельной работы.


Лабораторная работа №1

Табулирование функции

Задание

Составить таблицу значений аргумента x и функции

 при условии, что x изменяется на интервале с шагом .

Лабораторная работа № 2

Задание

По данным примера из лабораторной работы №1 найти минимум функции на отрезке .

Лабораторная работа № 3

Задание

Построить график функции: , при  и  на интервале .

Лабораторная работа № 4

Задание

Найти три производные функциинормального распределения

в точке

Лабораторная работа № 5

Задание

Построить график кривой, называемой ''Лемниската Бернулли'':  .

Лабораторная работа № 6

Полярной системе координат

Задание

Построить график кривой, называемой '' n -лепестковой розой'':  

Лабораторная работа №7

Задание

Построить график объёмной функции , называемой ''ковбойская шляпа'':

при .

Лабораторная работа № 8

Задание

Найти решение дифференциального уравнения

Составить таблицу значений аргумента  и функции при условии, что  изменяется на интервале  с шагом . Построить график решения дифференциального уравнения.

Лабораторная работа № 9

Задание

Найти решение дифференциального уравнения

Составить таблицу значений аргумента и функции при условии, что  изменяется на интервале с шагом и при известных начальных условиях . Построить график решения дифференциального уравнения.

Лабораторная работа № 10

Задание

 Решить систему нелинейных уравнений

Лабораторная работа № 11

Задание

Вычислить интеграл

 при a =b = 1.

Метод прямоугольников

Разбиение интервала интегрирования  на n частей приводит к возможности рассмотрения площадей криволинейных трапеций на каждом небольшом отрезке . Учитывая малую величину шага разбиения , площадь такой фигуры можно считать приближенно равной площади прямоугольника со сторонами  и h (рис.20).

Рис.20.  Графическая интерпретация метода прямоугольников  
Y 0
0 x 0 =a x 1 x 2…. xixi +1…                        xn=b
Y 1
Y=F (x)
X
Y
Y 2
Yi
Yi+ 1
Yn

 

 


Суммирование значений таких площадей позволяет получить формулу "левых" прямоугольников

Метод трапеций

Замена интеграла

на каждом элементарном участке площадью трапеции с основаниями
 и высотой h  приводит после суммирования к следующей формуле

 

Метод Симпсона (парабол)

Разбиение промежутка  на четное число  отрезков позволяет на каждой паре отрезков  заменить подынтегральную функцию параболой .

Площадь фигуры, ограниченной сверху параболой, считается по формуле

Суммирование таких интегралов (площадей, ограниченных параболами)

приводит к более точной, чем предыдущие, формуле

 

Решение

1. Оформите лист Excel следующим образом (рис. 21):

 

  A B C D E F G
1              
2

Вычислить интеграл  при a = 0 и b = 1.

3 a b h m

Методы:

4 0 1 0,0625 16 прямоугольников трапеций Симпсона
5   x f(x)        
6   0 1        
7   0,125 0,06066        

22   1 1,73205        

 

Рис. 21. Шапка таблицы

2. Введите формулы:

в ячейку С4:  = (B4– A4)/D4;

         в ячейку В6: =А4;

         в ячейку С6: =КОРЕНЬ(2*В6+1),

определяющие значение подынтегральной функции.

3. Введите формулу

в ячейку B7: =В6+$C$4.

 Затем заполните столбец В с помощью маркера автозаполнения.

4. Затем выделите ячейку С6, и проделайте то же самое в столбце С.

 

 

Рис. 22. Результаты вычисления интеграла различными способами

 

5. В ячейки E5, F5 и G5 введите следующие формулы:

E5: = C4*CУММ (С6:С22);

F5: = C4*((C6+C22)/2+CУММ (С6:С21);

G5: = C4/3*((C6+4*(C7+C9+C11+C13+C15+C17+C19+C21)+

2*(С8+c10+c12+c14+c16+c18+c20)+c22).

Результаты вычисления интеграла представлены на рис. 22.

Лабораторная работа №12

Задание

Определить все корни уравнения

при a = 1; b = – 5,5; c = – 50; p = 112,5.

Лабораторная работа № 13

Задание

Решить систему линейных алгебраических уравнений вида

,

где А – матрица коэффициентов размера 3 × 3, А;

В вектор-столбец правых частей размера 3 × 1, В.

Лабораторная работа № 14

Решение задачи линейной оптимизации (производственный план)

Задание

На металлургическом предприятии используется три типа оборудования (травильный агрегат, прокатный стан и печи отжига) для выпуска проката трёх видов: А, В и С.

Загрузка указанного оборудования на 1 т проката каждого вида, общее время работы оборудования, объём выпуска и стоимость проката (в условных единицах) каждого вида приведены в табл.1.

 

Таблица 1

Тип оборудования

Фонд полезного

Времени работы (час/месяц)

А В С
Травильный агрегат 0,083 0,083 0,104 624
Прокатный стан 0,067 0,100 0,083 416
Печи отжига 3,500 2,800 0,000 2766
Стоимость 1 т проката 35,00 25,00 40,00 -
Выпуск, не более, (т) 250,00 1250,00 1500,00 -

Требуется определить программу выпуска проката, при которой ежемесячный общий выпуск проката в денежном выражении был бы максимальным.

Лабораторная работа № 15

Парная регрессия

Задание

На основании данных для соответствующего варианта:

1. Построить предложенные уравнения регрессии, включая линейную регрессию.

2. Вычислить индексы парной корреляции для каждого уравнения.

3. Проверить значимость уравнений регрессии и отдельных коэффициентов линейного уравнения.

4. Определить лучшее уравнение регрессии на основе средней ошибки аппроксимации.

Пример выполнения работы

Построить уравнение регрессии между выходной толщиной h 1 и входной толщиной h 0 холоднокатаной полосы. Значения толщин x = h 0 и y = h 1 даны в таблице 2.

Регрессионный анализ в Excel невероятно прост. Как только данные представлены в графическом виде, регрессия выполняется с помощью нескольких щелчков мыши, поэтому регрессия с использованием прямой часто применяется, несмотря на то, что зависимость между переменными не линейная, а более сложная.

Сформулируем практическое правило: всегда следует строить диаграмму, на которой представлена кривая регрессии и данные, чтобы можно было визуально оценить степень совпадения. В том случае, когда регрессия проводится с помощью линии тренда, кривая регрессии автоматически добавляется на диаграмму с соответствующими данными.

Таблица 2

xi ·10-2 71 78 84 92 87 85 86 91 93 93 90 85 81 80 78 84 82 85 82 80
yi ·10-2 46 50 54 54 52 50 49 53 57 59 56 53 50 48 50 54 55 55 54 54

 

1. Подготовьте начальный рабочий лист с исходными данными (рис. 32), постройте точечную диаграмму.

2. При построении на диаграмме линии тренда Excel автоматически находит значения коэффициентов a и b, а также квадрат коэффициента корреляции (достоверность аппроксимации) R2.

3. Уравнение линии тренда и значение R2 по умолчанию на диаграмме не отображаются. Чтобы отобразить эту информацию, следует в нижней части диалога Параметры линии тренда поставить флажки в параметрах:

þ показывать уравнение на диаграмме;

þ поместить на диаграмме величину достоверности аппроксимации (R2).

Рис. 32. Исходные данные и точечная диаграмма

 

4. Щелкните правой кнопкой мыши на любом из маркеров данных и вконтекстном меню выберите команду Добавить линию тренда... (рис. 33).

Рис. 33. Контекстное меню

 

5. В диалоговом окне Параметры линии тренда выберите тип диаграммы Линейная (рис. 34).

6. Отобразите уравнение кривой регрессии на диаграмме, и величину достоверности аппроксимации (R 2).

Рис. 34. Параметры линии тренда

7. Как видно из диаграммы (рис. 35), уравнение регрессии имеет вид

y = 0,4108· х + 18 с достоверностью аппроксимации R 2 = 0,5223.

Рис. 35. Линейная модель

8. Рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации, предварительно сформировав в столбце С массив значений . Для этого введите следующие формулы:

в ячейку С2: = 0,4108*А2 + 18;

в ячейку D2: =ABS((B2 – D2)/B2 (рис. 36).

 

Рис. 36. Расчёт модельных значений и относительной ошибки

9. В ячейку D25 введите формулу: =1/20*D22*100 (рис. 37).


Получаем: R 2 = 0,5223,  = 3,53%. Построенное уравнение регрессии считается удовлетворительным, поскольку значение  не превышает 10-12%.

 

Рис. 37. Расчёт средней ошибки аппроксимации для линейной модели

 

10. Рассчитайте F факт и F табл. Для этого в ячейки D27 и D28 введитеследующие формулы:

D27: = КОРРЕЛ(A2:A21;B2:D21)^2/(1 -КОРРЕЛ(A2:A21;B2:D21)^2)*18;

D28: = FРАСПОБР(0,05;1;18). Получаем F факт=19,6809, F табл=4,413873.

Так как F ma< F факт, то H 0 - гипотеза о случайной природе оцениваемых характеристик отклоняется и признается их статистическая значимость и надежность (рис. 37).

Поскольку идеальной аппроксимации соответствует величина R 2 = 1, можно сделать вывод, что прямая линия не описывает зависимости идеально. Нужно попытаться подобрать другую кривую регрессии, обладающую некоторой кривизной.

Рис. 38. Расчёт фактического и табличного значения F-критерия Фишера

 

11. Рассчитаем параметры полиномиальной и экспоненциальной модели. Результаты моделирования и расчётов приведены на рис. 39 и 40.

12. В ячейку G2 введите формулу: = - 0,0036*А2^2 + 1,0193*A2 - 7,3346.

Видно, что лучше всего экспериментальные данные описывает линейная зависимость, т.к. у линейной регрессии величина  минимальна.


Рис. 39. Параметры экспоненциальной аппроксимации

 

Рис. 40. Параметры параболической аппроксимации

Лабораторная работа № 16

Множественная регрессия

Задание

На основании данных для соответствующего варианта:

1. Отобрать значимые аргументы для построения уравнения регрессии.

2. Построить уравнение линейной регрессии.

3. Определить коэффициент множественной корреляции.

4. Проверить значимость уравнения при уровнях значимости 0,05 и 0,01.

Таблица А

Регрессионная статистика

Множественный R 0,77277722 R-квадрат 0,597184632 Нормированный R-квадрат 0,566198834 Стандартная ошибка 7,768366105 Наблюдения 29

Рис. 43. Регрессионная статистика

 

Дисперсионный анализ

Таблица Б

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

2

2 326,14

 163,07

19,27

7,35154E-06

Остаток

26

1 569,04

60,35

Итого

28

3 895,17

 

 

 

Рис. 44. Дисперсионный анализ

 

Таблица В

 
 

Коэффи-циенты

Стандарт ная ошибка

t- статистика

P- Значение

Нижние 95%

Верхние 95%  

у-пересечение

92,585

8,35

11,09

2,3E-11

75,42

109,75

 

х2

1,761

0,55

3,22

0,0034

0,64

2,89

 

хЗ

0,397

0,13

2,95

0,0066

0,12

0,67

 
                         

 

Рис. 45. Коэффициенты уравнения

6. Из таблицы В следует, что уравнение регрессии имеет вид

ŷ = 92,585 + 1,761· х2 + 0,397· х3.

7. Коэффициент множественной корреляции определяется из таблицы А:

8. Проверка значимости уравнения регрессии основана на использовании F -критерия Фишера. Фактическое значение критерия берётся из таблицы Б, то есть F факт =19,27.

9. Для определения табличных значений используйте встроенную функцию {=FРАСПОБР(α; k 1; k 2)}.

10. Задайте параметры k 1 = 2; k 2 = 29-2 -1= 26; α = 0,05 и α = 0,01. Получите F факт.0,05 = 3,369, F факт.0,01 = 5,526. Откуда следует, что уравнение регрессии значимо и при α = 0,05 и при α = 0,01.

 

 


Библиографический список

 

1. Шанченко, Н. И. Эконометрика: лабораторный практикум [Текст]:учеб.-метод. пособие/ Н. И. Шанченко – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 79 с.

2. Гарнаев, А.Ю. Использование MS Excel, VBA в экономике и финансах[Текст]: / А.Ю. Гарнаев.– СПб.: БХВ – Петербург, 1999.– 336 с.

3. Гвозденко, Н.П. Программирование на VBA [Текст]: методические указания к лабораторно-практическим занятиям на ПЭВМ (для технических специальностей) / Н.П. Гвозденко, С.А. Суслова. Липецк: ЛГТУ, 2005. – 36 с.

4. Гвозденко, Н.П. Программирование на VBA [Текст]: Сборник заданий к лабораторно-практическим занятиям на ПЭВМ (для технических специальностей) / Н.П. Гвозденко, С.А. Суслова. – Липецк: ЛГТУ, 2007. – 64 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Варианты заданий к лабораторным работам №1, 2,3

№ вар.

Функция Y

Параметры

Границы интервала [

Шаг

a b c
1 2 3 4 5 6 7 8
1 4 2 0,6 1 20 1,5
2 4 2 1,2 0,6 2 0,10
3 0,43 9 6 0,1 3 0,32
4 0,2 6 8 -2 3 0,51
5 8 2 4 -1 1,5 0,10
6 1,2 12 0,58 0,2 1,5 0,12
7 0,3 2 4 0,1 2 0,32
8 1 2 0,34 0,1 2 0,15
9 0,56 2 5 1 10 1,0
10 1,2 4 8 -0,5 3 0,25
11 8 2 0,1 -1 2 0,15
12 0,32 2 0,1 0,1 2 0,10
13 1,5 0,64 2 -1 1 0,32
14 0,3 1 3 0,1 6 0,51
15 0,3 1 1 0,1 10 1,0
16 112,5 5,5 30 -1 5 0,25

 

 

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8
17 10 2 1,34 0,1 3 0,32
18 1,8 0,2 0,3 5 20 2,5
19 12 5 6 -1 3 1,0
20 9,2 3 2 1 3 0,25  
21 1 8 -1 -4 3 0,72
22 20 4 1 0,01 1,5 0,15
23 5 1,8 2 -1 1,5 0,12
24 5 4 2 0,05 2 0,5
25 5 2 1 -1 2 0,20
26 2 16 4 0,3 10 1,25
27 15 10 4 0,01 3 0,15
28 1 8 3,52 0,1 2 0,12
29 0,3 1 3 0,1 2 0,1
30 1,5 2 1 -2 1 0,1

Таблица 2

Варианты заданий к лабораторной работе №4

 50
№ вар.

Правая часть дифференциального уравнения у ´ = f (x, y) Интервал [ a; b ] Число отрезков n Начальное условие у (а)
1 2 3 4 5
1 0,1; 1,5 49 2,1
2 0,1; 2 38 1,0

 

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5
3 5; 10 50 1,0
4 0; 0,5 50 2,0
5 0; 2 100 0
6 0; 1 100 1,0
7 x + y 0; 1 50 1,0
8 x2 + y2 0; 1 100 0,1
9 1; 2 100 π/4
10 2xy + xy2 1; 2 50 3/2
11 2 x + Cosy 1; 2 100 0
12 0; 2 100 0
13 1; 2 50 0
14 1; 2 100 0
15 π; 2π 50 2
16 0; 1 100 0
17 0; 1 100 -1
18 0; 1 50 0

 

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5
19 0; 1 50 0
20 0; 1 100 0
21 0; 1 100 0
22 1,6; 4 120 2,9
23 0,6; 4,2 130 0,8
24 1,6; 5,2 78 4,6
25 1,8; 4,2 60 2,6
26 0,8; 5 55 3,8
27 1,8; 4,6 70 4,5
28 3; 8,6 70 6,1
29 0,8; 4,4 90 1
30 0,3; 3,1 70 0,2

 

Варианты заданий к лабораторной работе №5

 

1. Построить график кривой, называемой «циклоидой»:

 

2.  Построить график кривой, называемой «трохоидой»:

3.  Построить график кривой, называемой «астроидой»:

 

4. Построить график кривой, называемой «гипоциклоидой»:

5.  Построить график кривой, называемой «гиперболической спиралью»:

6.  Построить график кривой, называемой «Декартов лист»:

7.  Построить график «конхоиды Никомеда»:

8.  Построить график кривой, называемой «гипоциклоидой»:

9. Построить график кривой, называемой «спирограф»:

10.  Построить график кривой, представляющей спираль с n витками:

11.  Построить график кривой, называемой «эпициклоида»:

12. Построить график кривой, называемой «трактрисой»:

13. Построить график кривой, называемой «параболой Нейля»:

14.  Построить график кривой, называемой «эвольвентой»:

15.  Построить график кривой, называемой «бабочкой»:

16. Построить график кривой, называемой «гипоциклоидой»:

17. Построить график кривой, называемой «улиткой Паскаля»:

где -10 < t < 10.

18. Построить график кривой, называемой «Декартов лист»:

19.  Построить график кривой, называемой «эвольвентой»:

20. Построить график кривой, называемой «бабочкой»:

21. Построить график кривой, называемой «улиткой Паскаля»:

22. Построить график функции:

23. Построить график функции:

24. Построить график функции:

25. Построить график функции:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.263 с.)