Аспект анализа – образ лирического героя. Какими чертами наделен образ лирического героя в ранних текстах А. С. Пушкина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспект анализа – образ лирического героя. Какими чертами наделен образ лирического героя в ранних текстах А. С. Пушкина.



Оба стихотворения написаны в жанре дружеского послания. Дружеские послания относятся к тому жанру лицейской лирики Пушкина, которому сам он придает особо важное значение. Когда Пушкин задумывает издать сборник своих лицейских стихотворений, послания он хочет выделить в отдельный раздел и этим разделом открыть сборник. Все это, разумеется, не случайно. Послания — не только свободный жанр, но и наиболее лирический, исповедальный. По крайней мере у Пушкина он был таковым, точнее, он стал таковым. В послании «Кривцову» (1817) лирический герой тверд и мужественен в своих испытаниях, в чувствах отсутствует всякий трагизм, что мотивировано общим философским пониманием смерти как «близкого новоселья», обретения идеального Дома, за порогом которого ждут вечная юность, любовь, пиры.
«Городок» примыкает к многочисленным «дружеским» посланиям поэтов-карамзинистов; ближе всего оно к стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», но отличается от него тем, что вместо условно-поэтических изображений дает ряд подробностей реально бытового характера.
Легкомысленное понимание жизни, как неиссякаемого источника радостей и наслаждений — вотгосподствующий мотив этого стихотворения. Фривольное отношение к основным вопросам бытия, эротизм, непереходящий за пределы изящного, и легкий скептицизм, далекий от мрачного разочарования и пессимизма,пронизывали легкие, жизнерадостные образы этой своеобразной поэзии; живой, веселый стиль, беззаботный смех, полная безоблачность настроений — вот что характерно лирическому герою в данном стихотворении.

Билет №22
1.Значение термина «стиль» в литературоведении и искусствоведении. Определение и виды стилевых доминант.

История понятия. Первоначально слово «стиль» означало на греческом языке — колонну, столбик, палку, а на латинском (stylus) — заостренный кол, палку.
Стиль -общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
Стиль – это манера письма автора, своеобразие речи.
Стиль – это содержательная форма произведения.
Стиль – понятие системное, все стилевые элементы связаны друг с другом. Нарушение принципа системности ощущается как стилевой изъян.
Если взять искусствоведение, то Вальфин говорит о том, что стиль — это отражение эпохи, он отражает концепцию мира и человека.
Также следует отметить, что восприятие стиля не только закодировано в эпохе, но и индивидуально.
Стиль — художественное мышление, характерное для определенного этапа его исторического развития. Все стили связаны историей, внутренней логикой развития. Стиль выражает суть, уни­кальность художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.
СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) – единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д
В античном искусстве стили отсутствуют, античные художники следовали традиционным правилам и предписаниям. Обязательное условие возникновения художественного сти­ля — личная свобода. Этот процесс начался в эпоху Возрождения и продолжается до настоящего времени.
Бахтин М.М: "Собственно словесный стиль есть отражение на данной природе материала его художественного стиля (отношения к жизни и миру жизни и обусловленного этим отношением способа обработки человека и его мира); художественный стиль работает не словами, а моментами мира, ценностями мира и жизни, его можно определить как совокупность приемов формирования и завершения человека и его мира, и этот стиль определяет собою и отношение к материалу, слову, природу которого, конечно, нужно знать, чтобы понять это отношение"
В тексте произведения всегда есть некоторые точки, в которых стиль «проступает наружу». Такие точки служат своеобразным стилевым «камертоном», настраивают читателя на определенную «эстетическую волну»… Стиль представляется как «некая поверхность, на которой обозначился неповторимый след, форма, выдающая своим строением присутствие одной руководящей силы». (П.В. Палиевский) Здесь речь идет о СТИЛЕВЫХ ДОМИНАНТАХ, которые в произведении выполняют организующую роль. То есть, им, доминантам, должны быть подчинены все приемы и элементы.
Стилевые доминанты – это:
- сюжетность, описательность и психологизм,
- условность(фантастика) и жизнеподобие,
- монологизм и разноречие,
- стих и проза,
- номинативность и риторичность,
- простой и сложный типы композиции.
СЮЖЕТНОСТЬ есть преобладание в произведении событийной динамики. Сюжет динамический, несет существенную содержательную нагрузку. Статические элементы (внесюжетные элементы, психологические мотивировки действий персонажей) сведены к минимуму..
Другое дело - если ваша вещь основана на ОПИСАТЕЛЬНОСТИ,которая характеризуется преобладание статических моментов – подробная детализация внешнего мира. Как, например, у Тургенева – целыми абзацами идут описания лесов, полей, по которым бродит лирический герой.
ПСИХОЛОГИЗМ - это умение автора пояснять взаимоотношения персонажей на основе их психологических особенностей. Психологизм и описательность ослабляют сюжет, который в этом случае играет вспомогательную роль.
Яркий пример – «Мертвые души» Гоголя. В поэме сюжет существует только для того, чтобы от него отвлекаться. Ведущий конфликт произведения (противоречия «мертвого» и «живого») реализуется внесюжетными элементами, например, авторскими отступлениями (как бы то, что автор желал бы видеть) и картинами действительности (то, что есть на самом деле).
Под эту авторскую задачу подобрана и форма композиция (описание), и композиционные приемы (повтор и усиление, нагнетание однопорядковых деталей, впечатлений, персонажей и пр.) Среди художественных деталей преобладают детали портрета и, в особенности, вещного мира, при этом используются обыкновенно детали-подробности, действующие на читателя, прежде всего, своей массой. Гоголь идеально подобрал форму своего произведения под задачу – и это есть показатель отточенного, безупречного стиля.
УСЛОВНОСТЬ И ЖИЗНЕПОДОБИЕ
 Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте <…>. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет. (Лихачев)
В литературе выделяют две тенденции – УСЛОВНОСТЬ (акцентирование нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и ЖИЗНЕПОДОБИЕ (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).
Условность – это не совсем фантастика. Например, образ Тараса Бульбы тоже можно назвать условным. Согласно тексту, он обладал исключительными чертами наружности, для описания которых Гоголь использовал прием гиперболы.Также условность происходящего может подчеркиваться через гротеск.
Гротеск <…> помогает освобождению <…> от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать <…> возможность совершенно иного миропорядка. (Бахтин)
В стиле условности творили Салтыков-Щедрин, Гоголь, Кафка, Гофман, Брехт.
ЖИЗНЕПОДОБИЕ – это максимальное приближение действия к тому, что могло быть «на самом деле». Жизнеподобие – это стремление автора максимально сблизить персонажа и читателя.
МОНОЛОГИЗМ И РАЗНОРЕЧИЕ Эти категории - из области художественной речи.
МОНОЛОГИЗМ  предполагает единую речевую манеру для всех героев произведения, совпадающую, как правило, с речевой манерой повествователя. Как стилевая доминанта монологизм связан с авторитарной точкой зрения на мир.
РАЗНОРЕЧИЕ – это освоение разнокачественности речевых манер. В этом случае автора интересуют разнообразные варианты осмысления действий, т. к. разные речевые манеры свидетельствуют о разности мышления.
В разноречии выделяют две разновидности:
- воспроизведение речевых манер разных персонажей как взаимно изолированных
- и случай, когда речевые манеры разных героев и повествователя определенным образом взаимодействуют, «проникают» друг в друга. Этот случай Бахтин назвал «полифонией».
Монологизм и разноречие как стилевые доминанты полностью определяют выбор способа изложения.

СТИХ И ПРОЗА Здесь можно ограничиться только констатацией – речевая форма произведения бывает прозаической или стихотворной. Думаю, это положение не требует особых комментариев.
НОМИНАТИВНОСТЬ предполагает акцент прежде всего на точности художественного слова при использовании нейтральной лексики, простых синтаксических конструкций, отсутствии тропов и т. д. Номинативность необходима при описательности для того, чтобы создать полное и точное представление о предметах и явлениях, не отвлекаясь на речевые красивости.
В РИТОРИЧНОСТИ, напротив, акцент делается на слове, изображающем объект. Риторичная речь изобилует красивыми, искусно подобранными выражениями – тропами и, в особенности, риторическими фигурами: восклицаниями, антитезами, риторическими вопросами, анафорами и проч.
ПРОСТАЯ И СЛОЖНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
В самом общем виде выделяют два типа композиции – простая и сложная.
ПРОСТАЯ композиция сводится лишь к объединению частей произведения в единое целое. В этом случае есть прямая хронологическая последовательность событий и единый повествовательный тип на протяжении всего произведения.
При СЛОЖНОЙ композиции порядок сочетания частей отражает особый художественный смысл. Например, автор начинает не с экспозиции, а с какого-то фрагмента кульминации или даже развязки. Или повествование ведется как бы в двух временах – герой «сейчас» и герой «в прошлом» (вспоминает какие-то события, которые оттеняют ныне происходящие). Или вводится герой-двойник – вообще из другой галактики – и автор играет на сопоставлении\ противопоставлении эпизодов.
На самом деле, чистый тип простой композиции найти сложно, как правило, мы имеем дело со сложными (в той или иной степени) композициями.
2. Аспект анализа – стиль и его отсутствие. Наводнение в Санкт-Петербурге описывали многие поэты, в их числе Пушкин (поэма «Медный всадник») и менее известный поэт – Дмитрий Иванович Хвостов. Прочтите отрывки из текста Хвостова, назовете ли вы своеобразие его «авторского почерка» - индивидуально-авторским стилем? Обоснуйте свое мнение.

Дмитрий Иванович Хвостов. Редким сочетанием качеств обладал Хвостов: полным отсутствием поэтического дара и чувства поэзии при необоримом желании сочинять да ещё издавать свои стихи. Эти произведения не прославили, а ославили автора, на что он внимания не обращал. Стихотворение больше было театральное. Оно было смехотворным. У него не было связи с читателем; Пушкин находил с читателем язык, он писал для того, чтобы читающий понял и прочувствовал, а у Хвостова этой связи нет. Прочитав первый раз, ничего не понимаешь. Прочитав только второй раз начинаешь понимать этот тяжелый текст с кучей лишних слов. Это послание иронически упоминается в «Медном всаднике» ((«Граф Хвостов / поэт, любимый небесами, / уж пел бессмертными стихами / несчастье невских берегов»).)

Пушкин: у него используется яркая эмоциональная лексика, благодаря которой читатель и понимает, что именно происходит в душах у несчастных героев. В творчестве Пушкина воплощен «классический стиль». Термин «классический стиль», который связывается с представлением о гармонической цельности и мыслится как своего рода ориентир для каждой национальной литературы. Я бы не назвала текст Хвостова «авторским стилем».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.022 с.)