Происхождение литературных родов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение литературных родов.



Билет№1.


1.Смысловое наполнение понятий (тезаурус дисциплины): литература, литературоведение, теория литературы, история литературы, литературная критика, поэтика.

Литература – наука о худ лит-ре, ее происхождении, сущности и развитии.

Литература – это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно – историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.

Литературоведение – это наука изучающая худож.литературу. Изучает лит-ру разных народов, особенности,закономерности литературного содержания и выражение этого содержания в формы. Включает в качестве основных дисциплин: теорию литературы, историю литературы и литер. критику; в качестве вспомогательных: текстографию, библиографию, историографию

Литер. критика – Один из видов литер. творчества. Оценка и истолкование худож. Произведения а также явлений в жизни, в нем отраженных. Изучает современную ей литературу.

История литературы – обращает внимание на своеобразие различных национальных литератур.

Теория литературы -  разрабатывает и систематизирует законы худож. Литературы, закономерности развития родов и жанров. Изучает общие законы литературы и творчества.

Поэтика – в современном литературоведении - наука о структуре художественного произведения, а также способах ее создания, соотношении и единстве различных ее аспектов;теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, ее происхождение, формы и значение.
2. Аспект анализа – своеобразие лирического сюжета. Определите, в чем состоит специфика лирических сюжетов в стихотворениях А.С. Пушкина «Я пережил свои желанья…» и «Стансы Толстому».

Стихотворение «я пережил свои желанья» традиционно романтично по тематике и стилистике, интересно своей оригинальной композицией. В поэзии Пушкина такой тип композиции встречается едва ли не впервые. Композиция основана на параллелизме, на тесной внутренней связи между фактами человеческой жизни и жизни природы. При этом природы тайного мира помогают раскрыть поэту человеческие тайны.Стихотворение помогает читателю понять внутренний мир автора, раскрывает его душевное состояние. Проникаешься сочувствием к лирическому герою. Буквально каждая строчка этого небольшого произведения пронизана горечью одиночества. он разочаровался в своих мечтах, своей жизни. Ничто уже не может изменить этого душевного состояния лирического героя. И он уже даже не надеется, не верит в то, что эта мука, испытание одиночеством когда-нибудь закончатся. Свою тоску герой сравнивает с состоянием природы. Пришла зима, и все листья опали. Только один всё ещё висит на дереве, удерживаемый непонятно какой силой. Почему он не упал вместе со всеми? Ведь жизнь его закончилась тогда, когда оказались на земле остальные листья, его друзья. И это состояние нельзя назвать жизнью, а, скорее, существованием без какого бы то ни было смысла жизни.
Стихотворение «Стансы Толстому».

В стихотворении Пушкин обращается к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Билет№2.
1.Многозначность термина «поэтика». Принципы деления поэтики на общую, частную и историческую; теоретическую и историческую; «макропоэтику» и «микропоэтику». Сопоставьте поэтику фольклора и поэтику литературы.

Жирмунский ВМ. «Поэтикой мы называем науку о литературе как об искусстве, науку о поэтическом искусстве, науку о поэзии, иначе говоря, теорию поэзии. Поэтика, опираясь на основные выводы т.л. Изучает систему средств выражения, которые изучает поэзия».
Поэтика трактуется как часть т.л., а именно теория литературного произведения, наука о художественных средствах, языковых, композиционных, типовых структурах лит-ных произведений, родах, жанрах разновидностях. Поэтика разделяется на несколько видов:
на описательную и историческую, теоретическую и историческую, макро и микропоэтику

Теоретическая историческая описательная макропоэтика (общая) микропоэтика (часная)
(Иванов.) Занимается изучением законов построения художественных произведений во всех видах искусства. Бройтман. Это система литературных категорий и понятий, здесь анализируется смена художественных методов. Хализев. Изучает историческую динамику, развитие художественных произведений. Бройтман. Изучает генезис и развитие эстетического объекта и его архитектоники, их проявление в эволюции содержательных художественных форм. Иванов. Осознание закономерностей использования всех худ. Средств для формирования целого. Хализев. Анализ, эстетические средства, использованные автором для построения худ. Произведения во всех его уровнях. Занимается средствами худ. Выразит, законами построения худ речи. Занимается описанием одного произведения одного автора.

 

 

Поэтика фольклора Поэтика литературы
1.Герой — вымышленный представитель, не обусловлен конкретно-исторически, обобщен. 2.Синкретизм. (сочетание песни, музыки, ритма) 3. Обрядовость,жизненная ориентация, календарность. 4.Безымянное народное творчество. 5. Устное слово. 6. Регламинтирована традицией. 7. устойчивые средства худ.выразит. 1.Герой исторически обусловлен, индивидуализирован. 2.Избирательность художественных средств. 3.-------   4.Именная. 5.Письменная литература. 6.Обусловлена эпохой и желанием автора. 7. Средства выразительности индивидуально авторские..

 

2. Аспект анализа – образ лирического героя. Определите, какими чертами наделен лирический герой в стихотворении Ф.И. Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 года», каков его внутренний мир (мир душевных переживаний лирического героя)?

Стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” посвящено уходу из жизни возлюбленной автора, каждый год Тютчев болезненно проживал этот день, он был своеобразным барьером, который автор ежегодно преодолевал, как впервые. Весь стих наполнен грустью, эпитеты “отблеск дня”, “гаснущий свет” придают ему мрачную окраску, а обращения “ангел мой” переносят действие в какой-то нереальный мир.Все повествование навевает чувство одиночества, личной драмы, душевной неполноценности в связи с отсутствием близкого и родного человека. Грусть героя светлая.
Конечно, лирический герой страдает, он понимает, что случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Из глубин всепоглощающего Аида, навеки забирающего наши души, силой памяти навсегда сохраниться искренний призыв: ты видишь меня? Так светлый человеческий облик останется с ним навсегда.

Билет №3
1. Родовая принадлежность произведения. «Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифференциации поэтических родов» А.Н. Веселовского.

Билет №6

1.       Соотношение понятий «художественное произведение» и «художественный текст».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ - разновидность общего понятия «текст», замещающая в современной эстетике и искусствознании понятие «художественное произведение». Главные составляющие искусства — мастер и его мир художественных образов — представлены в Х.т. иначе, чем в художественном произведении. Признаки произведения: законченность, целостность, оформленная структура. Данные признаки приобретаются произведением исключительно благодаря деятельности художника как мастера. Х.т. характеризуется другим набором признаков: это не законченный эстетический продукт, а скорее длящаяся эстетическая практика. Здесь нет четко выраженной структуры. Это не объект, а работа или деятельность.
ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ обычно называют литературное произведение, созданное по законам искусства, то есть отражающее жизнь не в точности, а в правдоподобии, предполагающее вымысел и домысел, типизацию и прочие художественные приемы. Хотя любое произведение искусства можно назвать художественным. Главное в художественном произведении - отражение действительности при помощи образов.
1. В современной науке существует множество подходов к толкованию содержания термина «текст». Это обусловливается, по словам исследователей, с одной стороны, отсутствием общепризнанного определения данного понятия, с другой - ею многогранностью. Так, например, ДН Лихачев в своих работах акцентирует внимание на создателе текста и рассматривает текст прежде всего как отражение творческого замысла автора. М М Бахтин утверждает, что текст - «это первичная данность» всех гуманитарных дисциплин и «вообще всего гуманитарно- филологического мышлении (в том числе даже богословского и философского мышления в его истоках).

Текст является той непосредственной действительностью (действительностью мысли и переживаний), из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления»..

Следовательно, текст - это законченное, целостное произведение, имеющее свою структуру и композицию и характеризующееся связностью.

Текст обладает рядом свойств, среди которых основными, по мнению М.М. Бахтина, являются

1)       наличие субъекта. автора (говорящего, пишущего);

2)       наличие замысла (интенции) и осуществление этого замысла:

3)       диалогичность:

4)       наличие общепонятной (условной в пределах определенного коллектива) системы знаков, языка /3/.

Лотман выделяет:
- выраженность(текст зафиксирован в определенных знаках и противостоит внетекстовым структурам.)
 - ограниченность (текст противостоит всем структурам с невыделенными границами и всем материально-воплощенным знакам, невходящим в его состав))
 - структурность(текст не явл простой последов. Знаков в промежутке м/у границами, ему присуще внутренняя организация, которая и превращает его в структурное целое.)
поэтому различается главный текст и тексты побочные, которые принято называть рамочными.
Произвеедение и текст это не синонимы, текст это материальный носитель образов, возникающий в сознании читателя.
Рамочный текст формирует установку читателя, он готовит его в восприятию, он же и выходит за пределы данного произведения.
При исследовании текста необходимо разграничивать понятия текста, дискурса, произведения. Текст это то, что существует в языке. Он является одним из компонентов художественного произведения. Дискурс - это текст, реализуемый в речи.

Художественный текст, как и художественное произведение, имеет содержание и форму. Содержание отражает идейный замысел автора, его концепцию бытия, понимание им сущности явлений действительности, ею отношение к изображаемым событиям. Форма - это воплощение содержания посредством слова. Она отражает структурную организацию художественного текста, произведения литературы. Содержание и форма - взаимосвязанные и взаимообусловливающие понятия.
2. Аспект анализа – своеобразие авторского стиля. Определите, каковы приметы стиля В.В. Маяковского (материал для анализа - стихотворение «Послушайте!»).В.В.

Маяковский – самобытный поэт начала XX века, который создал множество своеобразных поэтических произведений, новатор в области стихосложения. Его особый художественный стиль, внимание к ритму стихотворения, своеобразные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В. Маяковского от традиционной лирики.

В поэтических произведениях Владимира Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, то есть В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки.
В.В. Маяковский видел силу слова и пытался воздействовать на читателя через создание собственных авторских неологизмов – слов или словосочетаний, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской речи. Но в этом стихотворении их нет.
В поэтических произведениях используется такой фонетический прием, как звукопись. Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского имеют сюжет), но и слышит то, что происходит.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Множество гласных ударных звуков: у, е, ё, а – помогают автору создать образ «умоляющего человека». Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно.

Билет №7

1. Художественный образ в литературном произведении. Границы и объём художественного образа. Виды художественных образов.

Аспект анализа – анализ хронотопических черт художественного произведения. В чем, по-вашему, состоят особенности изображения времени-пространства в данном произведении? Какова их художественная функция (о чем они говорят читателю)?

Художественный мир отрывка из «Преступления и наказания» предельно достоверен, как бы даже документален. Автор пытается описать всё крайне реально и ему это удаётся. Например, человек, который живёт в Петербурге, скорее всего узнал бы места, по которым проходил путь Раскольникова. Так же при подробном описании цветов, запахов и проч. можно попробовать представить всё это, ощутить эту страшную жару, запахи, вонь из распивочных, что даже становиться не по себе. Картина предстаёт достаточно мучительная и тошнотворная, можно сказать омерзительная. Многое из описания времени и пространства показывает, что именно доводит Раскольникова до такого состояния, почему он так ведёт себя.

Человек у Достоевского, как правило, показывается в интимной связи с пространством, окружающим его. Место человека определяет его внутренний мир. «Шкаф» как место обитания человека имеет значение тесноты, духоты. Атмосфера «шкафа» от долгого пребывания в ней человека неизбежно проникает вовнутрь.

«Чрезвычайно жаркое время» - это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы излишней в романе (не все ли равно - летом или зимой совершается преступление?). Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления.

 

Билет№9

Билет№10

Структура художественного образа: портрет, наименование образа (фамилия, имя, отчество, прозвище и т.п.), речевая характеристика, поступки и характеристика персонажа, одежда, родственное образу пространство.

Портрет персонажа — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека».

В целом имя есть воплощение сущности называемого объекта, источником знаний о нем (А. Ф. Лосев);

• имя является самым главным словом о герое и имеет особое значение при создании художественного образа (П. А. Флоренский);

• имена играют важную роль в понимании произведения и потому должны тщательно изучаться (В. В. Виноградов);

• литературное произведение рассматривается как целостность (М. М. Гиршман), элементы которой взаимосвязаны и находятся в сложных отношениях друг с другом, тем самым проявляя признаки системной организации (Ю. М. Лотман);

• в произведении реализуется художественный мир автора (М. Гаспаров), смысловыми концептами которого являются имена.

Речевая характеристика(речевой портрет). Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов ивыражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой целииспользуются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристикислужат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также излюбленные “словечки” иобороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны(общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). ср., например, обильное использование А. П.Чеховым вводных конструкций, наряду с другими речевыми средствами, для характеристикималокультурного Епиходова в пьесе “Вишневый сад”: “Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим” (действие первое);

Детали одежды не столько характеризуют внешний облик персонажа, сколько рассказывают о его характере, привычках, манере поведения.

Малое, локальное пространство – место

бытования в произведении героя заурядного,

недалекого, не обремененного интеллектуаль-

ным багажом. Натурам же духовно богатым,

талантливым, глубоким соответствует и боль-

шой пространственный мир.

2. Аспект анализа – средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определите, какие средства художественной выразительности использовал автор и для какой цели?В произведении использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты («пустыня мрачная», «легкими перстами», вещие зеницы»), сравнения («перстами легкими, как сон», «как труп, в пустыне я лежал»), анафоры («И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем…»), инверсия («сердце трепетное», «десницею кровавой»), метафора («глаголом жги сердца людей»). Отличительными признаками лирической речи в стихотворении являются архаизмы и славянизмы: «перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли».

В тексте много антитез. Противопоставления «горний ангелов полет», «гад морских подводный ход», «неба содроганье» вводятся в стихотворение для того, чтобы показать, что пророк видит и слышит все. А такая антитеза как «грешный мой язы, и празднословный, и лукавый» и «жало мудрыя змеи» подчеркивает отличие пророка от обычных людей.

Помимо основной метафоры (пророк – поэт), лежащей в основе произведения, Пушкин использует и другие изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («мрачная пустыня», «вещие зеницы», «горний полет», «грешный, лукавый, празднословный язык»), сравнения («легкими как сон», «как труп») и метафоры («духовной жаждою», «и жало… змеи…в уста…мои…вложил», «глаголом жги сердца»).

Все средства художественной выразительности стихотворения подчинены его основном идее — создать высокий образ поэта-пророка. Этой задаче соответствует торжественный одический стиль, который создается лексическими и синтаксическими средствами, воспроизводящими особенности библейского стиля. Стихотворение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры. 16 строк начинаются с союза «и». Широко используется библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады), славянизмы (персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли), эпитеты высокого стиля (празднословный, лукавый, грешный), а также метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы). Все это создает торжественный, сдержанный, но внутренне напряженный стиль возвышенно ораторской речи.

Билет №11

1.Соотношение следующих терминов: персонаж, герой, характер, тип, прототип, портрет.

Персонаж — вид худ.образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении=литературный герой, действующее лицо. (Чернец). В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драмеБ, где список лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж – наиболее нейтральное, его этимология (persona – маска, которую надевал актер в античном театре) мало ощутима.Поэтому термин «персонаж» следует отнести к формальным компонентам текста. Допустимо употреблять этот термин при анализе системы образов-персонажей, особенностях композиции.. Так же существуют Понятие «персонаж» применимо для эпических и драматических произведений, в меньшей степени для лирических, хотя теоретики лирики как рода литературы допускают применение этого термина. Например, Г. Поспелов один из типов лирики называет персонажным: «Персонажи... — это личности, изображенные в эпических и драматических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характеристики общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений».
Герой (полубог). Героем в некоторых контекстах принято называть того, кто лишен героических черт.(Чернец). Образ персонажа, целостный, более важный персонаж. Это целостный образ человека — в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира; близкий по смыслу термин «характер», если брать его в узком, а не в расширительном значении, обозначает внутренний психологический разрез личности, ее природные свойства, натуру. Героями произведений могут быть не только люди, но и животные, фантастические образы и даже предметы. Все они в любом случае являются художественными образами, отражающими действительность в преломленном сознании автора. Герой — один из центральных персонажей в литературном произведении, активный в происшествиях, основных для развития действия, сосредоточивающий на себе внимание читателя. Главный герой — литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, его судьба — в центре внимания автора и читателя. Литературный герой — образ человека в литературе.
Характер — общественно значимые черты персонажа, совокупность личных качеств человека, внутренняя сущность его, образ человека через раскрытие его личности очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью через который раскрывается как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией типом поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.(Тюна)
Характер — персонаж, воспроизведенный в многоплановости и взаимосвязи его черт, воспринимаемый как живое лицо.(Хализев.)
Тип — один из способов худ-го воссоздания человека, это воплощение в персонаже какой-то одной черты, одного повторяющегося человеческого свойства(Хализев). Художественное воплощение характерных черт личности, обусловдено культурно-исторически, обобщенный характер индитаидуальности.
Прототип(первообр аз) — реальный человек, послуживший автору натурой для создания литературного героя.
Портрет — одно из средств худ. Характеристики, состоящие в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев, выражает свое идейное отношение к ним. Хализев.

Аспект анализа - средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определите, какие средства художественной выразительности использовал Н.В. Гоголь и какой образ украинской ночи они создают?

Гоголь обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была максимальная естественность. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — праздник народного духа, всё это произведение наполнено народными поверьями, сказочными событиями, мистикой.

Еще в самом начале отрывка автор задает риторический вопрос: «Знаете ли вы украинскую ночь?» и сам же на него отвечает: «О, вы не знаете украинской ночи!». Благодаря этому приему показывает необъятность, глубину украинской ночи, о которой читатель не знал.

С помощью олицетворений (глядит месяц, свод раздался, раздвинулся. Горит и дышит он, чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни) Гоголь одушевляет ночь, показывает, что она живая.

Цветовую гамму произведения помогает создать множество эпитетов. Благодаря им ночь представляется прекрасной девушкой в серебряном одеянии.

Повторы помогают придать тексту максимальную окраску, передать цветовую гамму произведения, создают музыкальность, подчеркивают красоту ночи.

Благодаря инверсии Гоголь выделяет самое главное слово, показать неповторимость восприятия ночи автором, подчеркнуть особенность именно украинской ночи.

С помощью градации автор подчеркивает красоту, величественность, очаровательность и божественность ночи.

Благодаря всем этим средствам художественной выразительности Гоголь создает образ украинской ночи, ночи необыкновенной и необъятной, раскрывает читателю её неповторимость.

Билет №12

1.       Виды и система персонажей. Сознание и самосознание персонажа.
Персонаж — действующее лицо художественного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу, в других внимание писателя привлекает целый ряд персонажей. Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его изображения может быть очень разной и зависит от многих причин.

Персонаж — это либо плод чистого вымысла писателя, либо результат домысливания облика реально существовавшего человека, либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев, каковы, скажем, Дон Жуан или Фауст.

В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях — их подобий: очеловеченных животных, растений и вещей. Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой.

Виды персонажей:

 - по важности:
1. Главные персонажи (Чичиков в "Мертвых душах" Гоголя);
2. Второстепенные;
3. Эпизодические;

С главным героем обычно связана проблема произведения, второстепенные помогают ее раскрыть, вступая в отношения, эпизодические составляют фон происходящего, расширяют рамки изображаемого, помогают оттенить те или иные стороны авторской позиции.

По структуре:
1. Внесценические герои, расширяют пространственно-временные рамки произведения и укрупняют ситуацию;
2. Заимствованные герои - то есть взятые из произведений других авторов и обычно носящие то же имя;
3. Двойник - фантомное существование, порождено раздвоенностью сознания героя;
4. вымышленные

по морфоности:
1. Антропоморфные персонажи(вещи)
2. зооморфные(животные)
3. фитоморфные (растения)

по характеру:
1. положительные
2. отрицательные

по количеству:
1. Собирательные герои (хор)
2. групповые персонажи (Близки к собирательным, но число лиц ограничено и обычно они названы по имени).
3.единичные

Система персонажей - взаимосвязи и взаимоотношения персонажей в произведении. Сюжетные и смысловые взаимоотношения.
Персонаж обладает определенной структурой, в которой различимы внутреннее и внешнее. Его изображение слагается из ряда компонентов, выявляющих как внутренний мир человека, так и его внешний облик. Начнем с первого: с воссоздания литературой человеческого сознания.

Внутренний мир человека, включающий в себя его намерения, мысли, осознаваемые чувства, а также сферу бессознательного, запечатлевается в произведениях по-разному. На ранних стадиях словесного искусства он дается более опосредовано, нежели открыто. Мы узнаем преимущественно о поступках, совершаемых персонажами, и гораздо меньше о внутренних, психологических мотивах их поведения. Переживания всецело зависят от развертывания событий и подаются главным образом через их внешние проявления: сказочного героя постигает беда — и «катятся слезы горючие», или — «его резвые ножки подкосилися». Если внутренний мир героя и выявляется словами впрямую, то в виде скупого, клишированного обозначения какого-то одного переживания — без его нюансировки и детализаций.

Билет №17

1.        Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий (Аристотель, Кожинов, Бахтин, Веселовский).
1) Словом "сюжет" обозначается цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Б.Н. Томашевский писал: "Совокупность событий в их взаимной внутренней связи назовем фабулой. В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции. Во-первых, событийные ряды(в особенности составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое. Во- вторых, сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. В-третьих, сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные события.

Аристотель считал, что основными компонентами сюжетосложения являются события и действия. Под фабулой Аристотель разумеет сочетание фактов. Так как, по словам Аристотеля, "действия и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего", то " фабула есть основа и как бы душа трагедии".

Кожинов под фабулой предполагает понимать основной событийный костяк произведения, "который может передаваться устно", под сюжетом же - "Действие произведения во всей красе".

Из определений М.М. Бахтина следует, что сфера сюжета не ограничивается событием рассказывания, а, вбирая в себя и рассказываемое событие, охватывает единое событие художественного произведения. Осознание смысла категории фабула позволяет читателю понять закономерность претворения жизненного материала в сюжет, а стало быть, представить себе процесс художественного творчества, без чего нельзя понять, эстетически освоить результат этого процесса-произведение.
Фабула — сюжет, о котором рассказывается; система изображаемых событий; участником события является герой.
Сюжет — событие самого рассказывания; героем является сам автор+повеств. Или рассуждение; то, как рассказано о событиях.
 Веселовский: Сюжеты- это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни, психики и чередующихся формах бытовой действительности. Фабула- совокупность событий в их взаимной внутренней связи.
2)       Аспект анализа - Сопоставьте набросок А.С. Пушкина «Наденька» и начало повести «Пиковая дама». В чем сходства и отличия сюжетостроения этих текстов?

Тематика данных текстов сходна -карточная игра. Она вводит читателя в состояние азарта. Итак, нам представлена игра, в ходе которой завязывается диалог между участниками. После диалога, в первом случае игроки решают уехать к Наденьке, во втором случае автор окунает читателя в прошлое. Открывается сакральная сторона игры. Никто не знает существовало это на самом деле или это вымысел. Затем, мы опять возвращаемся в реальность. В первом же тексте никакой тайны не было и события идут своим чередом. Сюжет достаточно прост и типичен, во втором же тексте идет усложнение за счет не соблюдения автором привычной структуры построения сюжета(прошлое-настоящее, представлено: настоящее-прошлое-возвращение к настоящему времени). Такое построение сюжета более завораживает читателя. Сюжеты текстов постановлены так, что читателю самому предоставляется право додумать концовку данного рассказа. У этих двух сюжетов одинаковое начало и одинаковое завершение. Основное различие заключается в кульминации.

Билет №18
1.        Жизненный материал и художественный сюжет. Соотношение категорий сюжета и мотива.

Веселовский. Поэтика сюжетов.
Мотив — формула, отвечающая общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, лбо закрепившую особенно яркие, казавшиеся важными впечатления действий. Признак мотива — образный одночленный схематизм.
Мотив выражается в сюжет, но схематизм сюжета уже более сознательный.
И сюжеты и мотивы входят в оборот истории: это форма для выражения нарастающего идеального содержания. Отвечая этому требованию сюжеты варьируются: в них вторгаются некоторые мотивы, либо сюжеты комбинируются друг с другом.
М отив определяется Веселовским в качестве простейшей повествовательной единицы. Комбинации простейших мотивов образуют то, что именуется сюжетом. Сюжет не представляет собой нечто независимое, непосредственно взятое из быта или пассивно полученное из традиций. Сюжет органически связан с картиной мира, дающий масштабы того, что является событием, а что является его вариантом, не сообщающим нам ничего нового. Каждый образ нужно понять и оценить на уровне "большого времени". Анализ сплошь и рядом копошится на узком пространстве малого времени, т.е. современность и ближайшего прошлого, и представленного- желаемого, и пугающего-будущего.
2.        Аспект анализа - специфика построения сюжета (на материале рассказа А.П. Чехова «В Париж»).

«В Париж!» - это история о том, как все мы мечтаем о «Париже», но зачастую дальше «Курска» уехать не способны. Данный рассказ начинается с описания, это описание, как мы видим, обобщено, но присутствуют детали.(они вместе очень походили на букву «Ю». Грязнов тонок, высок и жилист, одет в обтяжку и похож на палку, а Лампадкин толст, мясист, одет во всё широкое и напоминает ноль. Оба были навеселе и слегка пошатывались.) Автор с самого начала знакомит читателя со своими персонажами. Далее идет речевая характеристика этих персонажей, борьба с собакой — эти события незначительны. Кульминация настигает нас в конце произведения. Основными событием данного произведения является последствием цепи незначительных происшествий, которые нарастают как снежный ком. Сюжет выстраивается по нарастающей. Следует еще отметить то, на что настраивает нас рамочный текст, мы ждем от развязки долгожданной поездки в Париж, но все заканчивается анекдотично, неожиданной развязкой. Также особенностью данного сюжета является быстрая смена действий.

Билет №19
1.Связь категории «события» со «временем» и «пространством»; событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания (М. М. Бахтин) в литературном произведении.

 По М.М. Бахтину, художественное время и пространство являются структурным законом жанра ром



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.071 с.)