По организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство



По организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство

в общеобразовательных организациях Оренбургской области

Оренбург, 2020

УДК 371

ББК 74.24

М 54

 

 

Рецензент:

Воронина Ю.В. – начальник отдела дополнительного образования министерства образования Оренбургской области, к.п.н.

 

 

Составители:

Антюфеева Н.К. – заместитель директора ГАУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко»

Скляренко Ю.А. – заместитель директора ГАУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко», к.п.н.

 Моисеева А.Н. – доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ИНО Оренбургского государственного педагогического университета, к.п.н., доцент

 

М54 Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях Оренбургской области / сост. Н. К. Антюфеева, Ю. А. Скляренко, Моисеева А.Н.; рецен. Ю. В. Воронина. – Оренбург: ООДТДМ, 2020. – 48 с.

 

 

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации деятельности, связанной с классным руководством. Методические рекомендации направлены на уточнение нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности.

В рекомендациях представлен модельный пакет локальных актов по организации деятельности, связанной с классным руководством.

Настоящие рекомендации адресованы специалистам муниципальных органов управления образованием, курирующим вопросы воспитания, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций,  руководителям муниципальных и школьных методических объединений классных руководителей, классным руководителям.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4

1. Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство………………………………………...5

2. Цели и принципы деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство………………………………………...8

3. Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством…………………………………………...10

4. Обеспечение академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство……………………………………….17

5. Оценка эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству………………………………………………………….18

6. Механизмы материального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства………………………..22

7. Механизмы нематериального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства………………………..23

8. Список литературы……………………………………………………….26

9. Модельный пакет  локальных актов по организации деятельности, связанной с классным руководством…………………………………………..28

9.1. Рекомендации по разработке Положения об организации деятельности классного руководителя в соответствии с новыми  требованиями Минпросвещения России……………………………………….28

9.2. Примерная  «дорожная карта» по интеграции работы классного руководителя во внутришкольную систему оценки качества образования………………………………………………………………………32

9.3. Примерное Положение о классном руководстве………………...….35

 

Введение

Ключевые задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре внимания со стороны государственной политики в сфере образования, педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.

В соответствии  с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» воспитание является обязательной и неотъемлемой частью образовательного процесса. В настоящее время сформирован новый общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено, что «ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует... особой поддержки». Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель - это «федеральная функция» 1.

 Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях2, и адресованы муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, с целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, с учетом приоритетов государственной политики, обновления концептуальных идей в области воспитания и социализации подрастающего поколения, а также в целях реализации и защиты прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной отчетности в их деятельности.

Методические рекомендации направлены на уточнение нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности.

 

___________________________

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. http://kremlin.ru/events/president/news/62582).

2 Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях».

 

Список рекомендуемой литературы

1.  Байбородова, Л. В Воспитание сельского школьника [Текст] /Байбородова Л. В., Чернявская А. П. – М., 2002 г.

2. Доколин, А. С. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр /А. С. Доколин, Е. В. Чернова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074 – 1077.

3. Дюкина, О. В. Родительские собрания / О. В. Дюкина. – М.: Вако, 2013. – 253 с.

4. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – М., 1989.

5. Игровые технологии на учебном занятии: сборник методических материалов / сост. И. А. Дмитриевская, С. В. Новикова, Я. А. Фаст. – Н. Тагил: МБОУ ДОД ГДДЮТ. – 2013. – 48 с.

6. Курзаева, Л. В. Адаптивное управление качеством профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода: общее видение в парадигме Теория и практика работы классного руководителя. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. http://izd-mn.com/ 138 ФГОС /Л. В. Курзаева// Новые информационные технологии в образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2013. – С. 357 – 359.

7. Нечаев, М. П. Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания // Справочник классного руководителя. – 2013. – №10

8. Справочник для заместителя директора школы по воспитательной работе [Журнал]. – М., 2020 г.

9. Солдатченко, А. Л. Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода / А. Л. Солдатченко // Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 16. – 2012. – № 14 (273). – С. 80 – 85.

10. Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2006.

11. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / М. И. Шилова. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. Теория и практика работы классного руководителя Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. http://izd-mn.com/ 139

12. Щуркова, Н. Е. Вы стали классным руководителем / Н. Е. Щуркова. – М., 1989.

13. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова. – М., 1994.

14. Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел: методический материал для работы с детьми / Н. Е. Щуркова; Смоленский обл. ин-т усовершенствования учителей. – 4-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: СОИУУ, 1998. – 176 с.

15.  Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 2000

16.  http://nsportal.ru/

17.  http://festival.1september.ru/

18.  http://www.menobr.ru/

19.  https://www.gelschool3.ru/public/13.doc

20.  http://www.art-gzhel.ru/download/932f5d7fug2jz2f.doc

21.  http://zakon.law7.ru/base87/part7/d87ru7872.htm

22.  http://umk-spo.biz/articles/klryk/klcas/stryk

23.  http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700613

24.  http://www.romanova.21202s14.edusite.ru/p5aa1.html

25.  http://anstars.ru/publ/biblioteka_uchitelya/klassnyy_chas

26.  http://www.prodlenka.org/

 

 

Приложение 1

Рекомендации по разработке Положения об организации деятельности классного руководителя в соответствии с новыми требованиями Минпросвещения России (далее – Минпросвещения)

Минпросвещения подготовило новые рекомендации для регионов, как организовать работу классных руководителей. В журнале «Справочник заместителя директора школы» за август 2020 год представлен проект положения, чтобы выполнить новые требования.

В ежегодном Послании Президент подчеркнул, что необходимо создать систему мотивации классных руководителей, которая повысит эффективность воспитательной работы и социализации школьников. Поэтому в Минпросвещения разработали критерии оценки эффективности деятельности классных руководителей и направили рекомендации по организации их работы в регионы (Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020). Рекомендации разработаны, чтобы защитить права и свободы классных руководителей, устранить избыточную отчетность.

Обязанности классного руководителя не входят в круг должностных обязанностей педагога. Поэтому, чтобы координировать работу классных руководителей в школе, нужно составить и утвердить новый локальный акт – положение о классном руководстве. Если такой документ уже есть в вашей школе, то проверьте, соответствует ли он новым требованиям. Посмотрите контрольные точки в статье, чтобы ничего не упустить в документе.

 ВАЖНО

Обязательные документы классного руководителя – классный журнал и план работы (письмо Минобрнауки от 21.03.2017 № 08–554)

Нормативно-правовая база

Внесите в положение о классном руководстве список документов, которые устанавливают общеобязательные нормы и правила в части обеспечения воспитательного процесса. Дополните список документов региональными нормативными правовыми актами, которые обеспечивают реализацию воспитательного процесса. Региональные приоритеты не должны вступать в противоречие с федеральными документами.

Вариативная часть

Эта часть деятельности формируется в зависимости от контекстных условий школы. Например, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания школьников. Еще на состав деятельности по классному руководству могут влиять особые характеристики общеобразовательной организации. Например, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у учеников, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность школьников и т. д.

Таблица. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя

На основании этих критериев разработайте оценочный инструментарий и включите его как приложение к положению о классном руководстве. Это важно сделать, так как результаты экспертной оценки в дальнейшем будут основанием для материального и нематериального стимулирования педагогов. Посмотрите ниже варианты карт оценки.

Карта оценки эффективности деятельности классного руководителя. Инструкция по работе с картами оценки

 

https://onedrive.live.com/embed?resid=F4C4B69874D8686D%211269&authkey=%21AOGlRxAefILlVoA&em=2&wdAllowInteractivity=False&wdHideGridlines=True&wdHideHeaders=True&wdDownloadButton=True&wdInConfigurator=True

Материальное стимулирование

Помогает решить две управленческие задачи: побудить педагога стать классным руководителем и обеспечить качественную и эффективную работу. Каждая задача требует отдельного механизма, который будет регулировать размеры и условия выплат. Определите механизмы и закрепите в положении.

Помощник

В функцию помощника включите направления, которые связаны с соблюдением школьных правил и отсутствием правонарушений учеников. Главная задача классного руководителя – сформировать у школьников внутреннюю позицию по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности.

Навигатор

Для функции навигатора укажите параметры, которые отражают участие детей в различных профориентационных мероприятиях. Так классный руководитель сможет формировать у учеников мотивацию к обучению, развивать познавательные интересы.

Интегратор

Дополните функцию интегратора такими направлениями работы педагога, как участие школьников в конкурсах и проектах различного уровня. Это позволит детям реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Медиатор и мотиватор

Функция «медиатор и мотиватор» предполагает работу классного руководителя по созданию комфортных психолого-педагогических условий в классе, формированию у школьников активной гражданской позиции и высокого уровня духовно-нравственного развития. Еще дополните эту функцию педагога работой с родителями в направлении повышения их педагогической компетентности, формирования ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей.  

ПРИМЕР. Примерные направления работы классного руководителя по реализации функции «медиатор и мотиватор»: создание комфортного психологического климата в классе, отсутствие конфликтов, сохранность контингента, организация работы с родителями, создание проекта класса для школы, участие детей в соревнованиях и получение значка ГТО.

ВАЖНО

Одна из компетенций образовательной организации – индивидуальный учет и анализ результатов каждого ученика (п. 11 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Классный руководитель может делать это в постоянном режиме

Проанализируйте результаты

По «дорожной карте» анализируйте работу классных руководителей каждый учебный период, например, раз в четверть. Так вы сможете подводить промежуточные итоги работы педагогов, оценивать качество образования и своевременно корректировать планы работы.

В конце учебного года попросите всех классных руководителей сдать вам «дорожные карты». На основании карт составьте сводные таблицы. По каждому уровню образования оформите отдельные таблицы. Бланк, который формируется автоматически, скачайте в сервисе ниже.

Внесите в сводную таблицу информацию о классных руководителях. Найдите качество результатов работы педагога по каждому направлению. Для этого воспользуйтесь формулой:

Данные о количестве учеников и итоговые баллы по каждому направлению работы возьмите из «дорожных карт» классных руководителей.

Определите качество работы классного руководителя по итогам года. Для этого возьмите среднее арифметическое показателей качества результатов по всем направлениям работы педагога. На основании полученных данных сделайте вывод об уровне работы классного руководителя. Включите в план работы на следующий учебный год контроль педагогов с низким показателем качества работы. Проконтролируйте те направления работы классных руководителей, качество результатов которых было низким.

«Дорожная карта» классного руководителя

https://onedrive.live.com/embed?resid=F4C4B69874D8686D%211273&authkey=%21AIIhXBqoeaEwa1w&em=2&wdAllowInteractivity=False&wdHideGridlines=True&wdHideHeaders=True&wdDownloadButton=True&wdInConfigurator=True   

 

Приложение 3

Комитет по образованию муниципального образования
«Энский район» Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1» (МБОУ «Средняя школа № 1»)

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 1
протокол от 24.08.2020 № 1

 

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ № 1
от 28.08.2020 № 5

 
 
 
СОГЛАСОВАНО с учетом мнения совета старшеклассников протокол от 25.08.2020 № 1 СОГЛАСОВАНО с учетом мнения общешкольного родительского собрания протокол от 26.08.2020 № 1    

Положение
о классном руководстве

1. Общие положения

1.1. Организация деятельности, связанной с классным руководством, осуществляется с учетом комплекса вопросов, относящихся к базовым правам граждан Российской Федерации, к основным принципам и приоритетам государственной политики в сфере образования, правовым, организационным и экономическим основам образования в Российской Федерации, общим правилам организации образовательной деятельности, а также к области трудового права.

1.2. Настоящее положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя, определяет права, обязанности и ответственность сотрудника, назначенного на должность классного руководителя.

1.3. В основе настоящего Положения лежат следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Методические рекомендации Минпросвещения России от 12.05.2020 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»;

- Устав МБОУ СОШ № 1.

1.4. Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

1.5. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

1.6. Воспитательный процесс в МБОУ СОШ № 1 осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

1.7. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ конкретной общеобразовательной организации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

1.8. Ключевая роль в достижении целей личностного развития и воспитания отводится педагогическим сотрудникам, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе.

1.9. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

1.10. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

2. Цели, принципы и задачи
деятельности классного руководителя

2.1. Цели, задачи и принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся. Воспитательный процесс в МБОУ СОШ № 1 осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

2.2. Важнейшими принципами содержания воспитания и успешной социализации обучающихся в МБОУ СОШ № 1 являются:

- опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

- организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- нравственный пример педагогического работника;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

- поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

- признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов школы;

- кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания: семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций.

2.3. Задачи педагогических работников, осуществляющих классное руководство в МБОУ СОШ № 1:

- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

- формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

- формирование внутренней личной позиции обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;

- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;

- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

2.4. Условия успешного решения педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство МБОУ СОШ № 1, обозначенных задач:

- выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

- реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;

- участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

3. Содержание деятельности классного руководителя

3.1. Воспитательные цели и задачи реализуются как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, образовательных запросов, состояния здоровья, семейных и прочих условий жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.

3.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он постоянно взаимодействует с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками и администрацией МБОУ СОШ № 1.

3.3. Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.

3.4. Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Анализ, планирование, организация, контроль процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

3.5. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий МБОУ СОШ № 1.

3.5.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:

3.5.1.1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

- повышение дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;

- обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;

- содействие социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

- индивидуальную поддержку каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;

- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

- выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

- формирование навыков информационной безопасности;

- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

3.5.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

- регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

- профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3.5.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;

- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

3.5.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

- взаимодействие с членами педагогического коллектива МБОУ СОШ № 1 с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;

- взаимодействие с администрацией МБОУ СОШ № 1 и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

- взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

- взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

- взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МБОУ СОШ № 1 по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

- взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МБОУ СОШ № 1 (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3.5.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:

- участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;

- участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;

- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

3.5.1.6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:

- классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;

- план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого установлены локальным нормативным актом МБОУ СОШ № 1.

3.5.2. Вариативная часть деятельности классного руководителя отражает специфику МБОУ СОШ № 1 и включает в себя:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.107 с.)