Общественно-политическая и литературно-художественная жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая и литературно-художественная жизнь



 

Накануне созыва XXIII съезда КПСС ряд видных представителей советской либеральной интеллигенции, вполне сознательно взбудораженных слухами о возможной реабилитации И.В. Сталина на предстоящем партийном съезде, в середине февраля 1966 г. направили в адрес Л.И. Брежнева и других членов Президиума ЦК так называемое «письмо двадцати пяти». В этом послании, которое подписали академики Л.А. Арцимович, П.Л. Капица, И.Е. Тамм, И.М. Майский, М.А. Леонтович, С.Д. Сказкин и А.Д. Сахаров, писатели и поэты К.П. Паустовский, К.И. Чуковский, В.П. Катаев, В.П. Некрасов, В.Ф. Тендряков, С.Н. Ростовский и Б.А. Слуцкий, художники П.Д. Корин, Ю.И. Пименов, Б.М. Йеменский и С.И. Чуйков, деятели театра и кино Г.А. Товстоногов, М.И. Ромм, А.А. Попов, О.Н. Ефремов, И.М. Смоктуновский, М.М. Плисецкая и М.М. Хуциев, говорилось об абсолютной недопустимости «частичной или косвенной реабилитации И.В. Сталина» и о предании гласности фактов «совершенных им жутких преступлений». Более того, в своем письме его авторы высказали «глубокое беспокойство» по поводу возможности частичного пересмотра решений XX и XXII съездов КПСС, после того как стало известно о «поистине страшных фактах преступлений И.В. Сталина и его ближайшего окружения».

Быстрое распространение информации об этом письме привело к тому, что уже 25 марта 1966 г. еще ряд видных деятелей науки и культуры, в частности академики А.Н. Колмогоров, Б.Л. Астауров, А.И. Алиханов и И.Л. Кнунянц, писатели С.С. Смирнов, И.Г. Эренбург и В.Д. Дудинцев и видные представители художественной интеллигенции — И.В. Ильинский, Г.Н. Чухрай, В.И. Мурадели и другие отправили аналогичное письмо в Президиум ЦК под названием «письмо тринадцати», выразив в нем свою полную поддержку авторам «письма двадцати пяти». Авторы нового послания также заявили, что «возможная реабилитация И.В. Сталина, в какой бы то ни было форме, явилась бы бедствием для нашей страны и для всего дела коммунизма» и в категорической форме высказались против нее.

Своеобразным ответом на эти два письма сознательно «возбужденной» интеллигенции прозвучало выступление на XXIII съезде КПСС первого секретаря МГК КПСС Н.Г. Егорычева, который заявил, что «в последнее время стало модным выискивать в политической жизни страны какие-то элементы так называемого "сталинизма", и как жупелом пугать им общественность, особенно интеллигенцию. Мы говорим им: не выйдет, господа!». И хотя кроме этого единственного выступления, видимой реакции на эти письма де-факто не последовало, на самом партийном съезде пересмотра решений XX и XXII съездов КПСС, осудивших сталинский культ, не последовало.

Хотя такие настроения в верхних эшелонах власти явно существовали. В частности, в декабре 1969 г., накануне сталинского юбилея, Политбюро ЦК специально обсуждало вопрос о публикации в «Правде» статьи, посвященной этому событию. Ряд членов высшего партийного ареопага, в частности, Н.В. Подгорный, А.П. Кириленко, А.Я. Пельше и Б.Н. Пономарев, по разным мотивам высказались против публикации такой статьи. Однако большинство членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК и Секретариата ЦК, в частности, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин, П.Е. Шелест, Г.И. Воронов, К.Т. Мазуров, Д.А. Кунаев, Д.Ф. Устинов, В.В. Гришин, В.В. Щербицкий, М.С. Соломенцев, И.В. Капитонов и Р.Ш. Рашидов, не только активно высказались за публикацию такой статьи, но и впервые публично осудили разоблачения сталинского культа, что, по их справедливому мнению, нанесло колоссальный «удар по престижу и устоям нашей страны и всему рабочему и коммунистическому движению в мире».

Помимо либеральной фронды объективно оппозицию брежневскому руководству представляли и несколько легальных общерусских организаций и движений, выражавших национально-государственные интересы России и русского народа. Одним из таких центров русских национальных сил стало основанное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), о необходимости создания которого еще в хрущевские времена писали известный историк и археолог профессор Н.Н. Воронин, выдающийся скульптор С.Т. Коненков, историк и литературовед профессор Д.С. Лихачев и другие. Духовными руководителями этого движения были видные русские патриоты: выдающийся археолог и историк академик Б.А. Рыбаков, крупнейший физико-химик академик И.В. Петрянов-Соколов, великий русский композитор Г.В. Свиридов, знаменитые художники П.Д. Корин, Н.А. Пластов и И.С. Глазунов, выдающиеся писатели Л.М. Леонов, В.А. Солоухин и В.Д. Иванов и многие другие. А всю подготовительную и организационную работу по созданию этого общества провели несколько замечательных людей — выдающийся советский архитектор-реставратор П.Д. Барановский и его соратники по русскому патриотическому клубу любителей памятников истории и культуры «Родина» Л.И. Антропов, Г.И. Гунькин и В.А. Десятников. В июле 1965 г. председатель Совета Министров РСФСР Г.И. Воронов подписал постановление о создании ВООПИК, а в июле 1966 г. состоялся Учредительный съезд ВООПИК, который возглавил заместитель председателя Совета Министров РСФСР В.И. Кочемасов.

В 1968―1969 гг. в составе патриотического клуба «Родина» на базе его секции по комплексному изучению русской истории и культуры действовал так называемый «Русский клуб». Он представлял собой негласное объединение русской интеллигенции, где впервые за многие годы стали обсуждаться животрепещущие вопросы формирования русской духовности и культуры, в том числе через новое прочтение великого наследия выдающихся русских мыслителей прошлого столетия — Н.Я. Данилевского, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева, В.В. Розанова и других.

Членами этого клуба стали молодые историки и литературоведы В.В. Кожинов, А.Г. Кузьмин, О.Н. Михайлов, С.И. Шешуков и А.П. Ланшиков, писатели А.И. Байгушев и В.А. Чивилихин, поэты И.И. Кобзев, С.Ю. Кунаев, Г.В. Серебряков и В.В. Сорокин, журналисты В.Д. Захарченко, А.В. Никонов и Е.И. Осетров, художник И.С. Глазунов, архитекторы-реставраторы В.А. Виноградов, О.И. Журин и другие. А неформальными лидерами «Русского клуба» стали известный русский писатель Д.А. Жуков, историк С.Н. Семанов и литературовед П.В. Палиевский.

Заметной вехой в возрождении русского национального самосознания стали организованная ВООПИК в мае 1968 г. новгородская конференция «Тысячелетние корни русской культуры», на которой выступили десятки видных деятелей русской науки и искусства. В 1969 г. члены «Русского клуба» приняли активное участие в дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Вопросы литературы», о месте и роли славянофилов в истории нашей страны, в результате чего произошла их частичная реабилитация и сняты традиционные ярлыки «реакционеров» и «прислужников царизма».

Ряд современных авторов (А. Вдовин, Н. Куценко) полагает возможным считать это объединение своеобразной «Русской партией», организационное оформление которой произошло в конце 1966 г. и костяк которой составили И.В. Петрянов-Соколов, О.В. Волков, П.В. Палиевский, В.В. Кожинов, С.Н. Семанов, Д.А. Жуков, А.П. Ланщиков и М.Н. Любомудров. Возродив давнюю традицию русского патриотизма, эта «партия» была на грани своего превращения в широкое национальное движение, однако в результате чисток общества органами КГБ, который в мае 1967 г. возглавил Ю.В. Андропов, этого, увы, не произошло.

Со второй половины 1960-х гг. значительно усилился идеологический контроль за всеми средствами массовой информации и учреждениями культуры. Основанием для этого стало принятое в январе 1969 г. постановление ЦК «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». В результате этого советская цензура нередко совершенно необоснованно стала запрещать выпуск различных художественных и публицистических произведений, кинофильмов, организацию художественных выставок и т.д. Особый приоритет стал отдаваться выпуску произведений исключительно на историко-революционные, военно-патриотические и производственные темы.

Вместе с тем, в советском обществе сохранялся и определенный плюрализм литературного и общественно-политического процесса, который находил свое зримое отражение в работе многих популярных литературно-художественных журналов. У либералов был свой журнал «Новый мир», который по-прежнему возглавлял А.Т. Твардовский. У «твердых партийцев» таковыми оставались журналы «Октябрь» и «Огонек» во главе с В.А. Кочетовым и А.В. Софоновым. А у так называемых «почвенников», или «славянофилов» основными идейными рупорами стали три журнала — «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Москва», редакции которых возглавляли А.В. Никонов, С.В. Викулов и М.Н. Алексеев.

Власть, стремясь не допустить дальнейшего размежевания творческой интеллигенции, в 1970 г. наносит одновременный удар и по либералам, и по русофилам.

В феврале 1970 г. на заседании секретариата Союза писателей СССР была подвергнута резкой критике редакция журнала «Новый мир», поводом для которой стала публикация за рубежом знаменитой поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти». Все попытки либеральной литературной общественности защитить своего главного редактора ни к чему не привели. В результате тяжело больной А.Т. Твардовский за полтора года до смерти вынужден был уйти со своего поста, и «хрущевская линия», которая твердо проводилась этим журналом все последние годы, была фактически прервана, хотя его и возглавил скрытый либерал В.А. Косолапов.

Так называемой «идеологии сталинизма» продолжали объективно противостоять и ряд известных писателей-«деревенщиков», в частности, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков и М.Н. Алексеев, ярко показавшие в своих произведениях негативные последствия сталинской коллективизации для судеб советской деревни.

В ноябре 1970 г. состоялось заседание Секретариата ЦК, на котором был нанесен ответный удар по русофилам. В частности, за публикацию статей известного литературного критика В.И. Чалмаева «Великие искания» и «Неизбежность» и «антисоветского» романа И.А. Ефремова «Час Быка» с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» был снят А.В. Никонов, которого заменил поэт Ф.Е. Овчаренко. Формальным поводом для этой отставки послужило обращение Ч.Т. Айтматова, В.И. Амлинского, В.Д. Цыбина и других писателей-партийцев, в котором В.И. Чалмаев был подвергнут жесткой, но абсолютно неоправданной критике со стороны космополитических и партийных литераторов, сочинивших на него донос в ЦК КПСС, где его обвинили в «идеализации старины» и «отходе от марксистских классовых позиций». Этот донос был положен в основу печально знаменитой «Записки» и.о. заведующего Агитпропом ЦК КПСС и будущего «архитектора горбачевской перестройки» господина А.Н. Яковлева, в которой журналу «Молодая гвардия» вменялось в вину его «опасное отступление от ленинских принципов партийности, внеклассовое и внесоциальное толкование народности, идеализация дореволюционной России» и т.д.

Инструктору ЦК Ф. Овчаренко поручили «выправить» русофильскую линию журнала и сделать его советским, а не русским. Новый главный редактор удовлетворился уходом из редакции двух-трех самых «одиозных» фигур, и заметного изменения линии журнала так и не произошло. Вскоре он скончался, и в 1972 г. пост главного редактора журнала занял выдающийся русский писатель А.С. Иванов, автор знаменитых романов «Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов» (1970―1972), которые имели огромную популярность у миллионов советских читателей. В результате «Молодая гвардия» вновь заняла прочные позиции на «правом фланге литературно-общественного фронта».

Противодействие властей и либеральной критики испытала на себе и редакция журнала «Октябрь», которую возглавлял известный советский писатель В.А. Кочетов. Публика долго оставалась взбудораженной публикацией его романов «Угол падения» (1967), «Чего же ты хочешь» (1969) и «Молнии бьют по вершинам» (1973), а также публикацией романов И.М. Шевцова «Любовь и ненависть» (1969), «Во имя отца и сына» (1970) и «Набат» (1979). Все эти романы, изображавшие либеральных интеллигентов как настоящих империалистических агентов, невзирая на их показной просоветский культурно-политический курс, считались партийными властями не очень уместными и слишком откровенными. В частности, роман «Чего же ты хочешь» был полон критики и неприятия разоблачений советской истории, сделанных на хрущевских партийных съездах, и глубокого убеждения в тотальной вредоносности западного влияния на нашу культуру и страну. Более того, он был направлен не только против либеральной прозападной интеллигенции, но и против доморощенных почвенников — «националистов» и «славянофилов».

В печати о самом И.М. Шевцове говорили вообще-то довольно редко, но в целом все его произведения подвергались разносной критике как «идеологически ошибочные», искажающие политическую и культурную жизнь страны. Особенно резкому неприятию и осмеянию его романы подвергались в самиздатской печати либерального толка. От «прозападных либералов» не отставали и функционеры Агитпропа ЦК, которые постоянно пытались не допустить публикации его романов, а когда этого не удавалось сделать, всячески поддерживали все кампании по их дискредитации и осуждению. В этом «неблаговидном деле» они почти всегда пользовались покровительством и поддержкой второго секретаря ЦК М.А. Суслова и главы Агитпропа ЦК А.Н. Яковлева.

Именно с их подачи жесткими репрессиями закончилась публикация романа И.М. Шевцова «Наши», в котором был остро поставлен «еврейский вопрос» и подвергнуты резкой критике сионистское подполье и его покровители в аппарате самого ЦК. Главный редактор издательства «Современник» В.В. Сорокин, выпустивший этот роман в свет, был сразу снят с работы, а на выпуск книг писателей-русофилов на несколько лет был наложен негласный запрет. Несмотря на жесткую цензуру, время от времени появлялись и другие сочинения подобного рода, в частности, книга публициста Ф.Н. Нестерова «Связь времен» (1980), ставшая своеобразным национал-большевистским манифестом, направленным на борьбу с русофобией и нигилистическими концепциями русской истории.

В ноябре 1971 г. под очередным давлением партийных сатрапов из Агитпропа ЦК секретариат Союза писателей РСФСР на своем заседании подверг резкой критике редколлегию журнала «Октябрь» за «ложные и путаные общественно-политические утверждения ряда журнальных публикаций». В ноябре 1973 г., сразу после самоубийства В.А. Кочетова, главным редактором этого журнала был назначен А.А. Ананьев, в результате чего этот журнал вновь вернулся к относительно либеральной линии в оценке многих явлений и прошлого, и настоящего нашей страны.

На протяжении всех 1970-х гг. кураторы советских писателей из ЦК и литературные критики, выражавшие их интересы и настроения, всячески старались воспрепятствовать перемещению центра общественно-литературной жизни из «Нового мира» и «Октября» в журналы «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Москва». Сделать им это не удалось. Откровением и потрясением для многих русских людей стали «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969) В.С. Солоухина; «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976) В.Г. Распутина; «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968) и «Кануны» (1972) В.И. Белова; «Краюха» (1968), «Ивушка неплакучая» (1971) и «Драчуны» (1982) М.Н. Алексеева; «Живой» (1968) и «Мужики и бабы» (1976) Б.А. Можаева; «Белый Бим Черное ухо (1972) Г.Н. Троепольского; «Берега» (1971), «Красное вино победы» (1971) и «Усвятские шлемоносцы (1977) Е.И. Носова; «Любавины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1971), «А поутру они проснулись» (1973) В.М. Шукшина; «Последний поклон» (1968), «Слякотная осень» (1970) и «Царь-рыба» (1976) В.П. Астафьева; «Прощай, Гульсары!» (1966), «Белый пароход» (1970), «Ранние журавли» (1975), «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977) и «Буранный полустанок» (1980) Ч.Т. Айтматова; «Судьба» (1972) и «Имя твое» (1978) П.Л. Проскурина; «Не стреляйте в белых лебедей» (1973) Б.Л. Васильева и другие прекрасные произведения советской классической литературы.

Кроме того, большой популярностью у читателей пользовались исторические романы Д.М. Балашова («Марфа-посадница» 1972, «Младший сын» 1975, «Бремя власти» 1981), В.А. Чивилихина («Память» 1976―1982) и В.С. Пикуля («Пером и шпагой» 1972, «Моонзунд» 1973, «Слово и дело» 1975, «У последней черты» 1979), а также блестящие научно-художественные биографии А.В. Суворова, С.О. Макарова, А.А. Брусилова, Г.Р. Державина, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, С.Т. Аксакова и других великих россиян, изданные в серии ЖЗЛ, которую возглавлял С.Н. Семанов.

В годы «брежневского застоя» дальнейшее развитие получила и знаменитая «лейтенантская проза», представленная многими произведениями выдающихся советских писателей, таких, как В.М. Кожевников («Шит и меч» 1965); К.М. Симонов («Последнее лето» 1971, «Случай с Полыниным» 1971, «Двадцать дней без войны» 1972); Ю.В. Бондарев («Горячий снег» 1970, «Берег» 1975, «Выбор» 1980); А.А. Ананьев («Межа» 1970, «Версты любви» 1972, «Годы без войны» 1984); Г.Я. Бакланов («Был месяц май» 1971, «Навеки девятнадцатилетние» 1979); В.В. Быков («Круглянский мост» 1968, «Сотников» 1970, «Обелиск» 1971, «Дожить до рассвета» 1972, «Его батальон» 1975); Г.М. Марков («Орлы над Хинганом» 1967, «Моя военная пора» 1979); Е.И. Носов («Красное вино победы» 1971); И.Ф. Стаднюк («Война» 1971—1980); Б.Л. Васильев («А зори здесь тихие» 1972, «А завтра была война» 1984); Д.А. Гранин и А.М. Адамович («Блокадная книга» 1977―1981) и другими.

Особое место в истории русской национальной литературы того времени занимает творчество великого русского поэта, наследника «есенинской традиции» Николая Михайловича Рубцова, при жизни и сразу после гибели которого вышло несколько сборников его стихов — «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зелёные цветы» (1971), «Последний пароход» (1973) и «Подорожники» (1975).

Многие из этих публикаций вызвали самый живой интерес во всем советском обществе, но некоторые из них стали причиной довольно жестких репрессивных мер со стороны ЦК и КГБ СССР, которые умело направлялись главными «интернационалистами», а по сути, русофобами в верхних эшелонах власти — М.А. Сусловым, Ю.В. Андроповым и А.Н. Яковлевым. Одной из самых знаковых попыток повернуть литературный процесс вспять и остановить мощную русификацию общественного сознания стала печально знаменитая статья «Против антиисторизма», опубликованная в ноябре 1972 г. в «Литературной газете», которую возглавлял известный советский писатель и литературный флюгер А.Б. Чаковский, прославившийся своими конъюнктурными романами «Блокада» (1969) и «Победа» (1979). Сама эта статья была подготовлена группой инструкторов Агитпропа ЦК КПСС и опубликована за подписью их главного начальника, доктора исторических наук тов. А.Н. Яковлева, получившего эту высокую ученую степень за «научную» критику теорий американского империализма по проблемам войны и мира.

В этой статье главный «партийный демократ» и будущий «архитектор горбачевской перестройки», воскресив бухаринскую русофобию первых лет советской власти, с особой неприязнью ко всему русскому писал: «То, что жизнь и уклад русского мужика порушили вместе с милыми его сердцу святынями в революционные годы, так это было не от злого умысла и невежества, а вполне сознательно, поскольку "справного мужика" надо было порушить». Обрушившись на русских писателей и критиков М.П. Лобанова, В.В. Петелина, В.И. Чалмаева, В.В. Кожинова и других, всегда ратовавших за сохранение самобытной русской культуры, А.Н. Яковлев в унисон с творцами проекта уничтожения неперспективных русских деревень, в частности, мадам Т.И. Заславской, цинично декларировал, что «сегодняшние ревнители патриархальщины, восторгаясь созданным ими иллюзорным миром, защищают то прошлое в жизни крестьянства, с которым без какого-либо сожаления расстался современный колхозник».

Статья и обвинения в ней были составлены настолько топорно, что по своей сути бросали вызов всей русской интеллигенции. С протестом против этой откровенно русофобской статьи выступила большая и влиятельная группа русских писателей, активно поддержанная М.А. Шолоховым. Статья не понравилась и крайне осторожному Л.И. Брежневу, который, ознакомившись с ней, раздраженно заявил на Политбюро, что «этот мудак хочет поссорить нас с русской интеллигенцией». В результате А.Н. Яковлев был отстранен от работы в ЦК и на долгие десять лет отправлен послом в Канаду.

На рубеже 1970—1980-х гг. русофобской партийной номенклатурой с подачи андроповских чекистов была проведена масштабная чистка средств массовой информации от «русских элементов». В частности, от работы были освобождены директора и главные редакторы многих российских литературных издательств, журналов и газет: «Московский рабочий» (Н. Есилев), «Современник» (Ю. Прокушев), «Молодая гвардия» (А. Никонов), «Комсомольская правда» (В. Ганичев), «Человек и закон» (С. Семанов), «Наш современник» (Ю. Селезнев), «Волга» (Н. Палькин), «Техника — молодежи» (В. Захарченко) и многие другие. Агитпроп ЦК КПСС и КГБ СССР видели тогда главную опасность в проявлениях русского шовинизма  и через «либерально-партийные» журналы «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь», которые тогда возглавляли верные партийцы С.С. Наровчатов, В.М. Кожевников и А.А. Ананьев, всячески клеймили эти «антисоветские проявления русской интеллигенции».

Очень показательна в этом отношении и реакция высшего партийного руководства на знаменитое письмо Михаила Александровича Шолохова, направленное в феврале 1978 г. на имя Л.И. Брежнева, в котором великий писатель нашел в себе мужество обратить внимание генсека на недопустимость положения, когда через кино, телевидение и печать «протаскиваются антирусские идеи, порочащие нашу историю и культуру». В частности, он справедливо писал, что в свете приведенных фактов «становится очевидной необходимость еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических, антисоциалистических сил, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства».

В марте 1978 г. Л.И. Брежнев поставил на этом письме резолюцию: «Секретариату ЦК. Прошу рассмотреть с последующим рассмотрением на Политбюро». Однако влиятельные «интернационалисты» из аппарата ЦК и состава Политбюро проигнорировали эту проблему, расценив ее «идейно-политической ошибкой» великого русского писателя. В закрытом постановлении Секретариата ЦК было сказано, что «необходимо разъяснить товарищу Шолохову М.А. действительное положение дел с развитием культуры в стране, необходимость более глубокого и точного подхода к поставленным им вопросам в высших интересах русского и советского народа. Никаких открытых дискуссий по поставленному им вопросу о русской культуре не открывать».

Давняя русофобия правящего режима, которая стала открыто проявляться в последние годы брежневского правления, наиболее ярко была выражена в «крылатой фразе» одного из видных «интернационалистов», председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова, который прямо заявил, что «главная забота для нас — русский национализм, а диссиденты потом — их мы возьмем за одну ночь». В его записке, направленной им в 1981 г. в ЦК КПСС, «русизм» квалифицировался как крайне опасная тенденция в настроениях части интеллигенции, выступающей под лозунгом защиты русских национальных традиций. Всему составу Политбюро открыто внушалось, что «демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятников старины, за спасение русской нации прикрывают свою деятельность откровенные враги советского строя». В пособники этих врагов, по логике записки, можно было зачислить кого угодно, в том числе многих крупных русских писателей, ставивших острые вопросы о вечных ценностях, духовной природе русского человека, необходимости отдать должное русскому православию как истоку русской национальной культуры и т.д.

Вразрез с официальной идеологической линией и с известным уклоном к либерализму развивалось творчество многих бывших «шестидесятников», среди которых особой популярностью пользовались такие поэты, писатели и драматурги, как А.А. Вознесенский («Тень звука» 1970, «Взгляд» 1972, «Выпусти птицу» 1974, «Витражных дел мастер» 1976, «Соблазн» 1978); Е.А. Евтушенко («Под кожей статуи Свободы» 1968, «Снег в Токио» 1974, «Ивановские ситцы» 1976, «Голубь в Сантьяго» 1978); Р.И. Рождественский («Баллада о знамени» 1969, «Баллада о красках» 1971, «Мгновения», 1973, «Песня о далекой Родине» 1973, «Даль великая» 1974, «За того парня» 1975); Б.Ш. Окуджава («Нам нужна одна победа» 1970, «Бери шинель, пошли домой» 1971, «Ах, Арбат, мой Арбат» 1976); Б.А. Чичибабин («Гармония» 1965, «Плывет Аврора» 1968, «Колокол» 1980); А.Д. Дементьев («Наедине с совестью» 1965, «Боль и радость» 1973, «Рядом ты и любовь» 1976, «Азарт» 1983); Б.А. Ахмадулина («Уроки музыки» 1969, «Свеча» 1977, «Сны о Грузии» 1979, «Тайна» 1983); Д.А. Гранин («Кто-то должен» 1969, «Дождь в чужом городе» 1973, «Клавдия Вилор» 1975, «Картина» 1980); Ю.М. Нагибин («Чужое сердце» 1968, «Пик удачи» 1970, «Вечные спутники» 1972, «Берендеев лес» 1977); Ю.В. Трифонов («Нетерпение» 1973, «Старик» 1978, «Время и место» 1981); В.П. Аксенов («В поисках жанра» 1972, «Ожог» 1975, «Остров Крым» 1979); А.Г. Битов («Образ жизни» 1972, «Семь путешествий» 1976, «Дни человека» 1978, «Пушкинский дом» 1980); В.С. Розов («Традиционный сбор» 1966, «С вечера до полудня» 1970, «Гнездо глухаря» 1978); М.Ф. Шатров («Большевики» 1968, «Синие кони на красной траве» 1979, «Так победим!» 1982); А.М. Володин («С любимыми не расставайтесь» 1972, «Дочки-матери» 1974, «Две стрелы» 1980, «Ящерица» 1982); A. В. Вампилов («Прощание в июне» 1966, «Старший сын» 1968, «Утиная охота» 1970, «Прошлым летом в Чулимске» 1972); Л.Г. Зорин («Покровские ворота» 1974, «Царская охота» 1974, «Медная бабушка» 1975, «Незнакомец» 1976, «Карнавал» 1981) и другие.

Имея негласную поддержку среди ряда высших руководителей страны, прежде всего, со стороны Ю.В. Андропова, часть либералов от литературы занялись откровенным фрондерством. В частности, в 1978 г. из их среды вышел «самиздатовский» литературный альманах «Метрополь», в котором были опубликованы запрещенные цензурой произведения более двадцати авторов, в том числе B. П. Аксенова, А.А. Вознесенского, Б.А. Ахмадулиной, В.С. Высоцкого, Ф.А. Искандера, А.Г. Битова, М.Г. Розовского и других. Затем этот альманах был опубликован в США, но никаких репрессивных мер против его авторов не последовало. Более того, один из них — А.А. Вознесенский был тогда же, в ноябре 1978 г., удостоен Государственной премии СССР!

Особое место в истории советской литературы тех лет занимает творчество А.И. Солженицына, который, будучи обласкан властью в хрущевские времена, в начале брежневского правления переходит в открытую оппозицию к власти и в 1967— 1968 гг. публикует в самиздате и ряде западных издательствах свои романы «В круге первом» и «Раковый корпус». Сразу после этих публикаций советская партийная пресса начала пропагандистскую кампанию против автора этих книг, и вскоре он был исключен из состава Союза писателей СССР. После своего исключения А.С. Солженицын начал открыто заявлять о своих «православно-патриотических взглядах» и резко критиковать советскую власть. В июне 1971 г. в Париже вышел новый его роман «Август Четырнадцатого», в котором в самой полной мере были выражены его якобы православно-патриотические убеждения и крайне негативные оценки Великого Октября. В октябре 1971 г., когда «проблема А.С. Солженицына» приобрела международный характер, министр внутренних дел СССР генерал-полковник Н.А. Щелоков направил в Политбюро ЦК записку «К вопросу о Солженицыне», однако все его разумные предложения, в том числе о публикации «Ракового корпуса», из-за явного противодействия Ю.В. Андропова и А.Н. Яковлева не нашли поддержки в верхах.

В 1972—1973 гг. А.И. Солженицын активно работал над своей новой эпопеей «Красное колесо» и временно отошел от активной диссидентской деятельности. В августе 1973 г. он направил в Кремль свое знаменитое «Письмо вождям Советского Союза», в котором призвал их отказаться от прогнившей коммунистической идеологии и сделать решительные шаги по превращению СССР в русское национальное государство.

В конце августа 1973 г. в газете «Правда» было напечатано открытое письмо группы видных советских писателей — М.А. Шолохова, К.А. Федина, К.М. Симонова, Ч.Т. Айтматова, С.П. Залыгина, В.П. Катаева, Г.М. Маркова, Б.Н. Полевого и других с резким осуждением подрывной антисоветской деятельности А.И. Солженицына и А.Д. Сахарова, «клевещущих на наш государственный и общественный строй». В конце декабря 1973 г. было объявлено о выходе в свет первого тома «Архипелага ГУЛАГ», а вскоре А.И. Солженицын стал инициатором и собирателем группы авторов (И.Р. Шафаревич, М.С. Агурский, Е.В. Барабанов) сборника «Из-под глыб», изданного в Париже в январе 1974 г., написав для него три своих статьи — «На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни» и «Образованщина».

Сразу после этих публикаций в советских средствах массовой информации началась целая кампания против А.И. Солженицына как предателя родины и «литературного власовца». А в январе 1974 г. выход в свет «Архипелага ГУЛАГ» и меры «по пресечению антисоветской деятельности» А.И. Солженицына стали предметом обсуждения на заседании Политбюро ЦК. Ряд его членов, в частности Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, Н.В. Подгорный, А.Н. Шелепин и А.А. Громыко, высказались за арест и ссылку А.И. Солженицына. В конечном итоге возобладала точка зрения двух главных идеологических борцов с диссидентским движением в стране — М.А. Суслова и Ю.В. Андропова о его высылке за рубеж. В феврале 1974 г. он был арестован, обвинен в измене Родине и лишен советского гражданства, а затем выслан из страны и доставлен на территорию ФРГ.

В последнее время особо модной темой стал вопрос об эмиграции ряда деятелей советской культуры и лишения их советского гражданства. Действительно, в середине 1970-х — начале 1980-х гг. за рубеж эмигрировало несколько десятков видных представителей культурной элиты страны. Одни из них — (М.Л. Ростропович, Г.П. Вишневская, А.А. Тарковский, В.П. Аксенов) совершенно свободно уехали из страны и лишь постфактум были лишены советского гражданства, другие — (М.Н. Барышников, О.Б. Видов, А.Б. Годунов, М.Д. Шостакович), продавшись за тридцать серебреников, по собственной воле сбежали за рубеж и стали «невозвращенцами», и только третья группа эмигрантов (Ю.М. Кублановский, В.Е. Максимов, А.А. Зиновьев) была насильно выдворена из страны с подачи органов КГБ СССР. Одни эмигранты (В.Е. Максимов, А.А. Зиновьев, С.Д. Довлатов), проживая за рубежом, продолжали активно заниматься своим творчеством и не клеветали на собственную страну, а другие (В.А. Аксенов, А.А. Галич, А.Т. Гладилин, А.Д. Синявский, О.Я. Рабин) — не просто поливали собственную страну грязью, но и активно сотрудничали с западными средствами массовой информации (Радио «Свобода», «Немецкая волна»), которые были на содержании ЦРУ и ежечасно клеветали на советскую власть и советский народ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.034 с.)