Какое значение для развития народного хозяйства имела ядерная энергетика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое значение для развития народного хозяйства имела ядерная энергетика.



4. 22 съезд КПСС и программа развития СССР в сфере образования и науки.

 

 Прошло 16 лет после Великой отечественной войны. Международная обстановка определялась необходимостью отвечать на вызовы эпохи непрерывной модернизацией производства и военно-промышленного комплекса.

 

XXII съезд Коммунисти́ческой па́ртии Сове́тского Сою́за проходил с 17 по 31 октября 1961 года в Москве и впервые проходил в Кремлёвском Дворце съездов. Присутствовало 4394 делегата с решающим и 405 делегатов с совещательным голосом, а также делегации 80 зарубежных партий.

Важнейшей задачей для делегатов съезда было принятие третьей программы партии. Утверждённый съездом текст Программы завершает знаменитая фраза (впоследствии изъятая): «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Над программой работали крупнейшие учёные страны, однако прогнозирование будущего всегда сталкивается с проблемой неопределённости в сроках. Хотя многие делегаты съезда ещё помнили дискуссии во время принятия второй программы партии, в которой сроки реализации оставались открытыми, что позволяло маневрировать в политическом курсе. Эта ошибка делегатов в определении сроков связана с тем, что успехи в освоении космоса привели к избытку энтузиазма. В целом программа носила комплексный характер и по многим параметрам успешно реализовывалась, став основой для пятилетних планов на 20 лет.

 

 

В области народного образования поэтому предполагаюсь, что система народного образования должна строится таким образом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с жизнью, с производительным трудом, чтобы взрослое население могло сочетать работу в сфере производства с продолжением обучения и образования в соответствии с личным призванием и потребностями общества. Народное образование, основанное на таких принципах, должно способствовать формированию всесторонне развитых членов коммунистического общества, решению одной из важнейших социальных проблем — устранению существенных различий между умственным и физическим трудом.

 

Основными задачами в области образования и воспитания являются:

 

 а) Осуществление всеобщего обязательного среднего образования.

 

В течение шестидесятых годов осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и не имеет соответствующего образования; в следующем десятилетии будет предоставлена для всех возможность получения полного среднего образования. Всеобщее среднее образование должно обеспечиваться развитием общего и политехнического обучения, профессиональной подготовкой в сочетании с посильным общественно полезным трудом школьников, значительным расширением сети всех типов общеобразовательных школ, в том числе вечерних школ, дающих среднее образование без отрыва от производства.

 

Среднее образование должно обеспечивать прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения.

 

В связи с бурным развитием науки и техники следует непрестанно совершенствовать систему профессионально-технического образования и производственного обучения с тем, чтобы мастерство работающих на производстве сочеталось с повышением их общеобразовательной подготовки в области общественных и естественных наук и получением инженерно-технических, агрономических, медицинских или других специальных знаний.

 

б) Общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.

 

Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов должно обеспечить полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.

В общественном воспитании подрастающего поколения повышается значение школы, которая призвана прививать детям любовь к труду, к знаниям, формировать молодое поколение в духе коммунистической сознательности и нравственности. Во всем этом высокая, почетная и ответственная роль принадлежит народному учителю, а также комсомольской и пионерской организациям.

 

в) Создание условий, обеспечивающих высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения. Партия намечает осуществить широкую программу строительства школ, культурно-просветительных учреждений, полностью отвечающую потребностям воспитания и образования.

Все школы получат хорошие помещения и перейдут на односменные занятия. При всех школах будут созданы учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки; на крупных предприятиях — учебно-производственные цехи для школьников. Широкое применение в школах получат новейшие технические средства — кино, радио, телевидение.

 

В целях физического и эстетического воспитания во всех школах и внешкольных учреждениях будут оборудованы гимнастические залы, спортивные городки, розданы условия для художественного творчества детей, для занятия музыкой, живописью, скульптурой, расширится сеть городских и сельских детских стадионов, спортивных школ, туристских лагерей, лыжных баз, водных станций, бассейнов и иных спортивных сооружений.

 

г) Высшее и среднее специальное образование. По мере научного и технического прогресса дальнейшее развитие получит высшее и среднее специальное образование, призванное готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих широким теоретическим и политическим кругозором.

 

Сокращение рабочего дня и значительное повышение жизненного уровня всего населения создадут условия для получения высшего или среднего специального образования всеми, кто желает учиться.

Во всех районах страны при поддержке предприятий, профсоюзов и других общественных организаций должна быть расширена сеть высших и средних специальных учебных заведений, особенно вечерних и заочных, а также заводов-втузов, сельскохозяйственных институтов (на базе крупных совхозов), студий, консерваторий и т. д. Предстоит ежегодно значительно увеличивать контингента учащихся высших и средних специальных учебных заведений. Специальное образование получат десятки миллионов людей.

 

3. В ОБЛАСТИ НАУКИ

 

Прогресс науки и техники в условиях социалистической системы хозяйства позволяет наиболее эффективно использовать богатства и силы природы в интересах народа, открывать новые виды энергии и создавать новые материалы, разрабатывать методы воздействия на климатические условия, овладевать космическим пространством. Применение науки становится решающим фактором могучего роста производительных сил общества. Развитие науки и внедрение ее достижений в народное хозяйство будет и в дальнейшем предметом особой заботы партии.

 

Наиболее важными являются следующие задачи:

 

а) Развитие теоретических исследований. Дальнейшие перспективы прогресса науки и техники определяются в настоящий период, прежде всего, достижениями ведущих отраслей естествознания. Высокий уровень развития математики, физики, химии, биологии — необходимое условие подъема и эффективности технических, медицинских, сельскохозяйственных и других наук.

 

Теоретические исследования получили самое широкое развитие, в первую очередь, в таких определяющих областях технического прогресса, как электрификация всей страны, комплексная механизация и автоматизация производства, транспорта и связи, химизация важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Сюда относятся:

 

— изучение энергетического и топливного баланса страны, изыскание путей наилучшего использования природных источников энергии, разработка научных основ единой энергетической системы, открытие новых источников энергии и способов прямого преобразования тепловой, ядерной, солнечной и химической энергии в электрическую, решение проблемы управления термоядерными реакциями;

 

— разработка теории и принципов создания новых машин, автоматических и телемеханических систем, интенсивное развитие радиоэлектроники, разработка теоретических основ и техническое совершенствование вычислительных, управляющих и информационных машин;

 

исследование химических процессов, разработка новых, наиболее совершенных технологических методов, создание высококачественных и дешевых искусственных и синтетических материалов для всех отраслей народного хозяйства: машиностроения, строительства, производства предметов бытового назначения, минеральных удобрений, а также для создания новых препаратов, применяемых в медицине и в сельском хозяйстве;

 

— совершенствование существующих и изыскание новых, более эффективных методов разведки полезных ископаемых и комплексного использования природных богатств.

 

Крупные сдвиги предстояяли в развитии всего комплекса биологических наук в связи с потребностями успешного решения проблем медицины, дальнейшего подъема сельского хозяйства. Интересы человечества выдвигают перед этими науками в качестве главных задач выяснение сущности явлений жизни, вскрытие биологических закономерностей развития органического мира, изучение физики, химии живого, разработку различных способов управления жизненными процессами, в частности обменом веществ, наследственностью и направленными изменениями организмов. Шире и глубже развивать мичуринское направление в биологической науке, которое исходит из того, что условия жизни являются ведущими в развитии органического мира.

Медицинская наука должна сосредоточить усилия на открытии средств предупреждения и преодоления таких болезней, как рак, вирусные, сердечно-сосудистые и другие опасные для жизни людей заболевания, Важное значение приобретают изучение и широкое использование микроорганизмов в народном хозяйстве и здравоохранении, в том числе для выработки пищевых и кормовых средств, витаминов, антибиотиков, ферментов, для изыскания новых приемов агротехники.

 

Большие возможности в открытии новых явлений и законов природы, в исследовании планет и Солнца создали искусственные спутники Земли и космические ракеты, позволившие человеку проникнуть в космос. В век бурного развития науки еще большую актуальность приобретает разработка философских проблем современного естествознания на основе диалектического материализма, как единственного научного метода познания.

 

Интенсивно должна развиваться исследовательская работа в области общественных наук, которые составляют научную основу руководства развитием общества. Главным в этой области является изучение и теоретическое обобщение практики коммунистического строительства, исследование основных закономерностей экономического, политического и культурного развития социализма и перерастания его в коммунизм, разработка проблем коммунистического воспитания.

 

Задача экономической науки состоит в том, чтобы обобщать новые явления в экономической жизни общества, разрабатывать народнохозяйственные проблемы, решение которых способствует успешному строительству коммунизма. Внимание экономистов должно быть направлено на изыскание путей наиболее эффективного использования в народном хозяйстве материальных и трудовых ресурсов, наилучших методов планирования и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, на разработку принципов рационального размещения производительных сил и технико-экономических проблем строительства коммунизма.

 

Исследование проблем всемирной истории и современного мирового развития должно раскрывать закономерный процесс движения человечества к коммунизму, изменение соотношения сил в пользу социализма, обострение общего кризиса капитализма, крушение колониальной системы империализма и его последствия, подъем национально-освободительного движения народов.

 

Важное значение имеет изучение победоносного, проверенного жизнью исторического опыта Коммунистической партии и советского народа, закономерностей развития мировой системы социализма, мирового коммунистического и рабочего движения.

 

 Необходимо и дальше стойко защищать и разрабатывать диалектический и исторический материализм, как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

 

Общественные науки и впредь должны решительно выступать против буржуазной идеологии, против правосоциалистической теории и практики, против ревизионизма и догматизма, отстаивая чистоту принципов марксизма-ленинизма.

 

б) Соединение науки с производством. Залог плодотворного развития науки — в неразрывной связи с созидательным трудом народа, практикой коммунистического строительства.

 

В соответствии с потребностями хозяйственного и культурного развития необходимо: расширять и совершенствовать сеть научных учреждений, в том числе при центральных органах руководства хозяйственным строительством и при совнархозах, а также сеть научных лабораторий и институтов — при крупных промышленных предприятиях и в сельскохозяйственных районах; развивать научно-исследовательские работы в высших учебных заведениях; улучшать территориальное размещение научных учреждений и высших учебных заведений, обеспечивать дальнейшее развитие науки во всех союзных республиках и крупных экономических районах.

 

Научные учреждения должны строить и координировать свою работу по наиболее важным направлениям исследований в соответствии с планами развития народного хозяйства и культуры. В руководстве научной работой будет возрастать роль научной общественности. Необходимым условием развития науки являются свободные товарищеские дискуссии, содействующие творческому решению назревших проблем.

 

Партия примет меры для дальнейшего укрепления и совершенствования материальной базы науки и для привлечения к научной деятельности наиболее способных творческих сил.

 

Дело чести советских ученых — закрепить за советской наукой завоеванные передовые позиции в важнейших отраслях знания и занять ведущее положение в мировой науке по всем основным направлениям.

    Если вы внимательно прочитали этот раздел программы развития советской системы, то должны обратить внимание на тот факт, что учёные готовившие этот документ реально оценивали вектор развития науки (4и 5 технологические уклады) и связывали процесс развития науки с модернизацией образования. Этот раздел программы готовили лучшие советские учёные.

    В тоже время, важно признать, что, несмотря на то, что в сроках исполнения социальных элементов программы было допущено существенное отставание, основные показатели были достигнуты. В частности, за период с октября 1961 года по январь 1970 только по РСФСР получили современное жильё 50 млн. граждан.

    Если исходить из такого важного показателя в эпоху империализма, то это состояние военно-промышленного комплекса. На 1961 год оно оценивалось как 1 к 4 в пользу США, к 1975 году как паритет СССР против США. Это говорит о том, данная часть программы была успешно решена.  

 

ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1.Почему проблема подготовки инженеров и специалистов среднего профессионального образования через 59 лет вновь стоит как первоочередная?

2.Как вы считаете, почему стратегические научные исследования требуют плановой организации науки?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.028 с.)