Временный детский коллектив. Периоды развития временного детского коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временный детский коллектив. Периоды развития временного детского коллектива.



Временный детский коллектив. Периоды развития временного детского коллектива.

Понятие временного детского коллектива. Умение вожатого организовать деятельность ВДК. Этапы развития коллектива. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину. Решение ситуаций, возникающих в коллективе.

О коллективе написано и сказано много. Но вряд ли кто-нибудь решится сказать, что знает о коллективе все. Скорее наоборот, чем глубже мы проникаем в его природу, тем больше видим вопросов, противоречий, нерешенных проблем. Любой организатор, создавая коллектив, в первую очередь должен учитывать, что коллектив – это организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Он существует и развивается по своим законам, создает свою собственную культуру, свой язык, свое видение целей и путей их достижения.

Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования (зимой 12 дней; летом до 22 дней, профильная смена от 5 до 8 дней).

Такому детскому формированию присущи автономность (дети находятся вне влияния семьи и школы, что даёт возможность смены ролей, то есть ребенок может «стать другим») и сборность (в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, то есть возникает необходимость подчинятся новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, что приводит к высокому моральному напряжению).

Условия существования временного коллектива способствуют высокой интенсивности общения детей. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Дети видят результат коллективных усилий. Всё это приводит к интенсивности внутриколлективных процессов. При правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере может достичь высокого уровня развития коллектива. Стать Референтной группой - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами).

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят. Особенность временного детского коллектива в лагере заключается в том, что отряд из малой группы, объединенной без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом. Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других (школьный класс или коллектив сотрудников какого-либо учреждения, предприятия) развивается очень быстро.

Итак, дети приезжают в лагерь. Появляется это формальная малая группа. Формальная она потому, что она создана нами на основе задач, принципов лагеря, а не образована естественно.

Отношениями сложившегося коллектива в отряде к концу лагерной смены можно считать следующими:

Нравственность

Ответственность

Открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими семейками или новичками внутри своей семейки)

Коллективизм (забота друг о друге, быть командой все время, добрые традиции)

Контактность (хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения, внимание друг к другу, уважение, тактичность)

Организованность (умелое взаимодействие и взаимозаменяемость)

Эффективность и Информированность.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

1 период.   Первоначальное сплочение группы (организационный период) - поиск своего места

               а) адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения;

               б) период кризиса в отношениях.

2 период. Период морально-волевого напряжения, связанного с общей деятельностью (основной период) - отождествление себя с компанией и творческой группой

            а) деловые отношения, связанные с общей деятельностью;

            б) творческие отношения.

3 период. «Присвоение» ценностей коллектива (заключительный период)

             а) межколлективные отношения

             б) идейное единство отношений

             в) гуманистические отношения

Организационный период

Деятельность

Коллективная творческая, в которой отряд наиболее силен, имеет успех, а значит, способствует повышению авторитета отряда, а следовательно, укреплению в каждом позиции «наш отряд».

1. Организационная деятельность:

¨ Планирование утром, Подведение итогов, Распределение поручений по группам

2. Отрядные дела, соревнования, конкурсы, интеллектуальные игры, межотрядные дела.

3. Туристические походы, туристические соревнования.

4. Деятельность для ребят должна быть интересной, отвечать их возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.

5. Организация деятельности должна обязательно идти через ребят-организаторов.

6. Вожатый – организатор организаторов.

7. Содержание деятельности и ее организация обязательно должно нести элемент новизны и неожиданности. Например: совершенно незнакомая и оригинально представленная песня на музыкальный конкурс или любопытная и оригинально представленная информация на интеллектуальном марафоне. Спортивные соревнования организованы необычно: отряд выставляет не одну команду, а несколько, которые соревнуются с равными себе по силам. Итоги подводятся так, что все – победители. Давать оценки, ставить места, подсчитывать баллы – обязательно, но победителями должны быть все.

8. Особое внимание уделять всей структуре деятельности, а особенно обсуждению плана и подведению итогов, где нужно обязательно в первом случае: уточнить поручения, а во втором – отметить ребят, которые сегодня были самыми заботливыми, самыми активными и т.д. Наметить перспективу “завтрашней радости” и закончить день традицией, рожденной уже творчеством данного отряда.

Содержание межличностного общения

а) временно отсутствует единство среди членов коллектива, выясняя требования данного коллектива, одни удовлетворены и готовы действовать в соответствии с ними, другие стремятся уклониться от них, так как данные требования противоречат реально существующим потребностям и интересам.

б) группы и отдельные члены коллектива находятся в скрытом напряжении между собой

в) наблюдается напряженность во взаимоотношениях между ребятами с различной нравственной направленностью, между физически слабыми и сильными ребятами, между мальчиками и девочками,

г) может возникнуть конфликт потребностей, ценностей, мотивов.

д) наиболее интенсивное общение происходит внутри групп.

Структура коллектива.

Сформирована официальная структура коллектива; она действует формально. Происходит разделение на группы по однозначным мотивам, ценностям, интересам.

5.Педагогические задачи деятельности вожатого:

· анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений. Способствовать единству отряда

· вызвать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства. Это состояние можно вызвать только при условии, что единство было в оргпериод до конфликта; хоть один единственный раз.

· вывести противоречия из сферы неофициальных отношений на арену общественного мнения,

· добиться единства оценок и мнений в коллективе по основным вопросам его жизнедеятельности,

· обязательно конкретизировать законы жизни;

· помочь ребятам в определении перспектив их коллективной деятельности, возможна перепланировка деятельности или актуализация прежнего плана. И эта деятельность должна быть интересна для всех;

· способствовать успеху этой коллективной деятельности

· склонить в свою сторону лидеров групп.

6.Наилучшие условия педагогического руководства: на обсуждениях событий жизни коллектива (сборах, вечерах, разговорах) сочетать педагогическое руководство с созданием атмосферы откровенности, в которой каждому предоставляется возможность высказывать свою точку зрения

Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:

- умение педагога анализировать и прогнозировать ситуацию;

- умение найти подходящий момент для решающего разговора;

- умение педагога вести демократичный разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить ребят от мелочей;

- позиция педагога, как защитника тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, равнодушию;

- умение педагога определить те общие идеи, которые разделят все в отряде: внимание друг к другу, забота друг о друге, человеческое достоинство, желание быть полезным, снисходительность к особенностям характера каждого и т.д.;

- умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, обязательно привлекательную для каждую и необходимую для всех. Другими словами, необходимо смещение мотивов деятельности с потребления на созидание, на творчество – в этом суть методики решения конфликтов в коллективе.

6.Содержание иформыдеятельности коллектива: основное внимание уделяется работе с группами. Перед коллективом ставиться привлекательная для всех групп цель, перспектива. Содержание деятельности обогащается с учетом возможности участия в ней всех групп. Необходимо сочетать групповые и коллективные формы работы: соревнования с другими отрядами или между группами, где ребята могут добиться первых успехов.

Основной период

Заключительный период

Период идейного единства.

Через общие признаки широкого поля коллектива, через анализ отношений в лагере и отряде приходим к ценностям, выраженным романтическими образами человеческих отношений: “Маленький принц”, “Алые паруса”, “В ночь большого прилива” и т.д. А через романтические образы подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию так называемого второго значения “СО”: Со-знание, Со-участие, Со-мнение, т.е. к гуманистическим идеям.

1.Доминирующая потребность детей: стремление осознать мир вокруг себя и себя в этом мире.

2.Состояние: рефлексия.

3.Содержание межличностного общения: поиск единомышленников.

4.Структура: официальная, действует в необходимых случаях достаточно редко. В неофициальной – идет интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.

5.Педагогические задачи:

1. сплочение отряда единомышленников;

2. осознание и утверждение в отряде идеи, которую разделяют все.

6.Деятельность: разговорная, рефлексивная, индивидуально-коллективная. Беседы, спектакли, акции, связанные со значением «СО» (реквием, линейка памяти, кольцовки песен, композиции, выставки направленного содержания; традиционные отрядные дела).

7.Условия успешной деятельности: Философствование и рефлексию вести дидактическим путем от понятного к открытию, от личностного понимания дружбы и товарищества к широким понятиям сохранности мира. От понимания добра и зла к общечеловеческим истинам равенства, справедливости, развития. И, наконец, от «усвоения общечеловеческих истин к присвоению».

Самоуправление в отряде

Оргпериод                                        Складывается ответственность каждого за определенную ситуацию
Деловые отношения Каждый член группы заботится о чем-либо. По типу семейных отношений.
Творческое сотрудничество Каждый – ответственный и участник успеха в творчестве.
Межколлективные отношения Ответственность каждого за авторитет отряда среди других.
Идейное единство Каждый – носитель и пропагандист идеи отряда.
Гуманистические отношения Каждый – проводник лучшей жизни и лучших отношений.

Временный детский коллектив. Периоды развития временного детского коллектива.

Понятие временного детского коллектива. Умение вожатого организовать деятельность ВДК. Этапы развития коллектива. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину. Решение ситуаций, возникающих в коллективе.

О коллективе написано и сказано много. Но вряд ли кто-нибудь решится сказать, что знает о коллективе все. Скорее наоборот, чем глубже мы проникаем в его природу, тем больше видим вопросов, противоречий, нерешенных проблем. Любой организатор, создавая коллектив, в первую очередь должен учитывать, что коллектив – это организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Он существует и развивается по своим законам, создает свою собственную культуру, свой язык, свое видение целей и путей их достижения.

Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования (зимой 12 дней; летом до 22 дней, профильная смена от 5 до 8 дней).

Такому детскому формированию присущи автономность (дети находятся вне влияния семьи и школы, что даёт возможность смены ролей, то есть ребенок может «стать другим») и сборность (в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, то есть возникает необходимость подчинятся новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, что приводит к высокому моральному напряжению).

Условия существования временного коллектива способствуют высокой интенсивности общения детей. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Дети видят результат коллективных усилий. Всё это приводит к интенсивности внутриколлективных процессов. При правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере может достичь высокого уровня развития коллектива. Стать Референтной группой - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами).

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят. Особенность временного детского коллектива в лагере заключается в том, что отряд из малой группы, объединенной без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом. Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других (школьный класс или коллектив сотрудников какого-либо учреждения, предприятия) развивается очень быстро.

Итак, дети приезжают в лагерь. Появляется это формальная малая группа. Формальная она потому, что она создана нами на основе задач, принципов лагеря, а не образована естественно.

Отношениями сложившегося коллектива в отряде к концу лагерной смены можно считать следующими:

Нравственность

Ответственность

Открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими семейками или новичками внутри своей семейки)

Коллективизм (забота друг о друге, быть командой все время, добрые традиции)

Контактность (хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения, внимание друг к другу, уважение, тактичность)

Организованность (умелое взаимодействие и взаимозаменяемость)

Эффективность и Информированность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.037 с.)